КАЖДЫЙ САМ ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА СВОЮ УСПЕШНОСТЬ

  • 17.04.2024
  • 0

КАЖДЫЙ САМ ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА СВОЮ УСПЕШНОСТЬ

Курс на модернизацию образования, взятый министерством образования при  поддержке Президента КР и одобрения Кабинета  министров сразу же поставил  систему образования под прицел общественности, СМИ, всех экспертов и активистов в этой сфере. Прошел уже месяц с момента издания распоряжения Кабинета Министров об этом, но страсти не стихают. Под огонь критики попадают не только сама идея о переходе на 12-летнее обучение целиком, но и отдельные составляющие этой идеи, в частности подвергаются сомнению способность учительства, в том числе его количественный состав, справиться с возлагаемыми задачами. Если  идею, неоднократными выступлениями министра образования и ответственных чиновников министерства в СМИ, соцсетях,  пресс-конференциях как то удалось отстоять, разъяснить и немного убедить в его необходимости, то кадровый вопрос как-то завис, особенно после того, как на заседании Комитета по социальной политике Жогорку Кенеша была озвучена цифра о том, что число пенсионеров  учителей составляет более 10 тысяч. Между тем из всех составляющих успеха модернизации, а именно, политической воли руководства страны с последующей финансовой поддержкой, строительством зданий школ и детских садов и т.д. фигура учителя во всей этой системе трансформации остается главной и стержневой. Поэтому вопрос о кадровой составляющей процесса модернизации образования стоит сегодня особняком или как говорил Ушинский: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Итак: готова ли почти 90 – тысячная армия учителей поддержать образовательную политику государства путем совершенствования  своих знаний, освоения новых технологий обучения и повышения  своей квалификации и хватит ли этого количества педагогов для модернизации образования?  Готовы ли уполномоченные в этой области институты помочь учителям? Эти волнующие общество вопросы мы адресовали зав. Центром инновационных технологий по повышению квалификации преподавателей Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при Министерстве образования и науки КР Гульмире Эрматовне Артыкбаевой.

         — Система  повышения квалификации Кыргызстана складывалась на протяжении 80 лет.  На сегодняшний день она  включает в себя Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, Ошский и Каракольский институты образования, областные методические центры, методические кабинеты при рай\горОО. В систему повышения квалификации педагоги попадают по-разному, но чаще всего педагоги этой системы – это успешные учителя-практики, которые были победителями и номинантами конкурсов профессионального мастерства, руководители школьных методических объединений, учителя-лидеры в районе, городе, области. Что немаловажно, они совмещают  работу в системе повышения квалификации с работой в детском саду, школе, институте. Для самих педагогов системы повышения квалификации постоянно проводятся обучающие семинары – тренинги в самом институте, обучаются за границей очно и в формате оонлайн у специалистов Южной Кореи, Российской Федерации, Казахстана, Эстонии. Они включены в поток обновления методических знаний, формирования профессиональных компетенций.

И те, кто учит, и те, кто пришел на обучение – педагоги,  учителя. Очень многое в профессии учителя зависит от личных качеств, от трезвой самооценки. Мы требуем, чтобы учитель школы, педагог дошкольной организации рефлексировал по своей педагогической деятельности, анализировал свои сильные и слабые стороны.  Но и те педагоги, кто работает в системе повышения квалификации, точно также должны выстроить свою траекторию развития. Этот процесс не столько формальной оценки деятельности педагогов системы повышения квалификации, сколько  процесс внутреннего развития, который очень сложно оценить.

Как говорила Красная королева из книги  Льюиса Кэррола “Алиса в стране чудес”,  “Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее”. Сегодня всем нам приходится бежать изо всех сил.

— Бытует мнение среди педагогической общественности, что тот, кто может учить детей, работает в школе, а кто не может – учит учителей в институтах повышения квалификации. Это шутка или доля правды все- таки есть.  Ведь известно, что лекции читают ученые и специалисты немолодого возраста, которые о цифровизации и виртуальной реальности знают лишь понаслышке? Расскажите об институте, вернее тех, кто обучает учителей. Это штатные специалисты или известные, опытные педагоги обучают своих коллег?   Как выстроена система повышения квалификации и отвечает ли она сегодняшним требованиям? 

— В республиканском институте повышения квалификации и переподготовки учителей работает свыше 50 преподавателей,  из них 34 штатные преподаватели, 25 педагогов – внешние совместители. В институте работают 3 доктора педагогических наук, 5 кандидатов педагогических наук. Если мы посмотрим по возрасту, то 35 педагогов старше 50 лет, 28 педагогов младше 50 лет, т.е. возрастной баланс сохраняется.

 Отдельно хочется сказать о наших старейшинах. Уникальные педагоги работают в институте, хотелось бы рассказать о двух таких замечательных педагогах. Кособаева Бакен Махмудовна, доктор педагогических наук, профессор, человек, который открыт для нового, учится сам и делится своими знаниями с другими. Сильная личность, на которую равняются другие. Бейшеналиева Гулязы Бейшеналиевна,  заслуженный учитель Кыргызской Республики, учитель-практик, которая воспитала когорту учителей Исык-Кульской области и всей республики. Она учитель и наставник в профессии министра образования и науки Кыргызской Республики Догдургуль Шаршеевны Кендирбаевой.   В этом году Гулязы Бейшеналиевна  приняла решение уйти на заслуженный отдых. Но институт не смог найти равноценной замены и попросил ее остаться еще на один год.

И таких замечательных педагогов в системе повышения квалификации очень много. Несмотря на возраст, они не остановились в профессиональном развитии, не “выгорели”, остаются оптимистичными и профессионально востребованы. Что касается технологизации обучения, в институте создан Отдел инновационно-информационных технологий, который обеспечивает техническое сопровождение обучения, готовит инструкции и алгоритмы работы на платформе, помогает осваивать приложения,  гаджеты. Благодаря работе этого отдела профессорско-преподавательский состав института освоил бесплатную систему электронного обучения MOODLE. На сайте РИПКППР размещены около 70 модулей, из них 15 слушатели курсов могут пройти самостоятельно. В «Методическом куржуне» на сайте собираются видеоуроки, дополнительный методический материал, даны ссылки на онлайн-ресурсы. Новые навыки формируются у учителей, в качестве доказательсва вспомним, как быстро система образования перешла в онлайн формат во время КОВИД-19, как быстро начали учителя осваивать возможности GOOGLE–Класс,  GOOGLE — формы, Jambord, ZOOM.

Вместе с тем необходимо отметить, что для качественной работы учителя в режиме цифрового обучения  нужно как минимум качественный компьютер или “быстрый” телефон, камера, динамики, скоростной интернет.

Нужны простые и понятные инструкции, как работать с обновленными приложениями, нужно время на освоение “методом тыка”,  а времени у учителя нет. Но другого пути развития образования сегодня нет.

— При повышении квалификации учителей институт обучает их тому, что вы запланировали или тому, что чему они хотят научиться и чем интересуются? Чем, кстати, они интересуются? Проводятся ли какие — то исследования?

— Спасибо за вопрос. Именно в 2023-2024 учебном году План-график повышения квалификации был сформирован на основании запросов районо, школ и учителей. Почти 3 месяца, с мая по август 2023 года, специалисты Учебного отдела института собирали и обрабатывали информацию, что именно нужно учителям-практикам в разных регионах,  методистам районных методкабинетов, руководителям образовательных организаций. На основании этих запросов и был сформирован Учебный План–график на год. Вместе с тем, в него  постоянно вносятся коррективы, поскольку поступают заявки от руководителей рай\гороно в течение учебного года. Очень нужны учителям курсы по формированию функциональной грамотности в рамках подготовки к международному исследованию PISA – 2025 в очном формате, истории развития религий, этнопедагогике, цифровой грамотности, инновационным технологиям обучения, “зеленым навыкам” и медиаграмотности. STEM\STEAM-образованию, устойчивому развитию.

Для удовлетворения потребности учителей в институте запланированы модульные практико-ориентированные курсы, выездные курсы по заявкам образовательных организаций, тематические курсы в онлайн, оффлайн и комбинированном  форматах.

Кроме этого, частные образовательные организации, высшие учебные заведения обращаются с просьбой провести повышение квалификации по определенной теме, которой нет в Плане-графике. Такие курсы повышения квалификации проводятся на платной основе. В 2024 году в бюджет института поступило около 1,5 млн. сом от платных курсов.

— В рамках модернизации образования планируется перевести и издать кембриджские учебники? Есть в институте и вообще в республике педагоги знакомые с этими учебниками и методиками обучения по ним и, готовые обучить этому своих коллег? Есть у вас партнеры, в том числе из неправительственного или частного сектора, иные образовательные организации, которые работают совместно с вами или самостоятельно над повышением квалификации учителей?

         — Анализ кембриджских учебников проводила Кыргызская академия образования, наши педагоги  принимали участие в этом процессе. Принято официальное решение о переводе на кыргызскийи и русский языки,  адаптации материалов в соответствие с требованиями Государственного стандарта общего школьного образования Кыргызской Республики и морально-нравственными и культурными ценностями нашей страны. Сейчас говорить о готовности к обучению говорить рано, идет процесс разработки, их надо официально утвердить, подготовить инструкции, методические руководства.

         Система повышения квалификации взаимодействует со всеми организациями, которые заинтересованы и реализуют проекты по повышению квалификации педагогических работников, в том числе:

  • С Международным общественным фондом “Инициативы Р.Отунбаевой” в направлении STEM;

         —        Направление STEM с Инновационным колледжем Американского университета в Центральной Азии;

         —        Государственные университеты в Бишкеке и областях;

         —        Такие орагнизации, как общественный фонд “Таалим форум” и др.

         —        Международная образовательная организация “Ednet” и др.

2)      Международные организации, проекты:

         —        Национальный центр повышения квалификации “Өрлеу” в Казакстане;

         — Москвовский городской  педагогический  университет(МГПУ);

         —        Направлением функциональной грамотности с издательством  “Просвещение”  Российской Федерации;

         —        Корейский институт учебных программ и оценки;

         —        Всемирный  Банк, Азиатский Банк Развития;

         —        Проект  ЮСАИД “Окуу керемет!”

         —        Международная организация ЮНИСЕФ ;

—      Программа развития ООН(ПРООН) ;

         —        Организация развития “Фонд Ага Хан”;

         —        Кыргызско-корейский центр и др.

В 2023 году с ЮНИСЕФ было заключено соглашение о повышении квалификации дополнительно 10 тысяч учителей.

Донорами полностью оборудована видеостудия Республиканского института (РИПКиППР при МОН КР). В видеостудии снято более 70 видеоуроков по темам. По теме “Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся” снято 25 видеоуроков на кыргызском и 25 на русском языках, которые активно используются на курсах повышения квалификации. Нашими постоянными партнерами являются ЮНЕСКО, ЮСАИД, с их помощью разрабатываются наши электронные курсы. Хорошую патнерские отношения у нас сложились с онлайн школой “Мугалим”.

         -Какой вопрос, скажем так, гложет душу и на который вы бы хотели ответить и тем самым донести до общественности эту информацию?

— Система повышения квалификации создавалась трудом и энтузиазмом замечательных педагогов, имена мэтров кыргызского образования, такие, как академик Кыргызской академии образования, академик Международной академии педагогических и социальных наук (Москва), доктор педагогических наук, профессор Исак Бекбоев, первая женщина доктор психологических наук в Кыргызстане, профессор Палагина Нина Николаевна,  один из авторов государственного флага Кыргызской Республики Сабыр Иптаров, неразрывно связаны с обучением учителей. Реформы системы повышения квалификации, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечение возможности выбора учителем где, у кого, когда и как можно пройти курсы повышения квалификации, могут провалиться, если не будет поддержки реформы от самого учительства.  Каждый сам ответственен за свою успешность.

Но мы все несем ответственность за успешность наших детей в будущем.

Интервьюер: Сейитжан Апышев,

                            Кут Билим

Поделиться

Комментарии