КАК В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ СТЕМ-ОБРАЗОВАНИЕ?

  • 26.07.2021
  • 0

От редакции: Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: детям учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо детьми на практике, обучение детей должно проходить в занимательной форме. И всё это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребёнка: высокооплачиваемую работу, самореализацию и высокие показатели интеллекта.  Вот и Бишкекское городское управление образования прорабатывает все механизмы реализации STEAM-образования в городских детских садах.   «Новая образовательная технология, которая  основана на слиянии пяти направлений — это  естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика.  Обязательным условием является создание актуальной предметно-пространственной среды; через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности; пересечение в пространстве игровых пособий и материалов; доступность оборудования для самостоятельной деятельности и возможность демонстрации результатов», —  говорит главный специалист городского управления образования г.Бишкек Г.В.Безродняя. По рекомендации управления образования мы обратились к директору ДОО №22 г.Бишкек  Индире Дуулановой, чтобы она  рассказала нашим читателям о задачах, преимуществах и внедрении  STEAM-образования в ДОО.

КАК В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ СТЕМ-ОБРАЗОВАНИЕ?

— Индира Батырбековна, расскажите пожалуйста о задачах STEAM-образования в детских садах?

— В настоящее время в нашем мире наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества и приносят хорошую прибыль его разработчикам.  Не секрет, что сегодня, у большинства выпускников инженерных вузов не сформировано инженерное мышление. Причиной которого могут быть упущения как в профессиональном развитии, так и в развитии дошкольного возраста, а именно: недостаточное внимание уделялось развитию конструктивного мышления на всех уровнях образования, начиная с дошкольного; низкий уровень развития воображения и творческого мышления, основы которых закладывались в период формирования базовой культуры личности в дошкольном возрасте; неумение работать в команде, боязнь брать на себя лидерство; отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности. Из этого можно сделать вывод, что формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном детстве. И одной из самых эффективных технологий в формировании предпосылок инженерного мышления будет STEM-образование. STEM включает в себя такие компоненты, как: S — science (наука) T — technogy (конструирование) E — engineering (инженерное дело) М — math (математика).

КАК В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ СТЕМ-ОБРАЗОВАНИЕ?

— А что такое инженерное мышление?

— Это вид познавательной деятельности, направленный на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надёжной техники. Мышление инженера основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий при последовательности изготовления продукта. Таким образом, нам становится понятно, что для того, чтобы нам сформировать инженерное мышление у ребёнка, мы должны воспитать его как человека творческого с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умением самостоятельно создавать новые технические формы. Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. 65% современных детей вырастут, овладев профессиями, которых пока не существует сегодня. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

STEAM-образование формирует у детей представления об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности, также способности к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности. Обучает детей комплексному решению задач математического развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счёт. И, конечно, это – и развитие логики дошкольников и их алгоритмического мышления; формирование у дошкольников основ программирования; развитие способностей детей к конструированию и моделированию и освоение детьми ИКТ и цифровых и медийных технологий.

— А какие основные цели развития STEAM образования?

— Апробация системы работы по поддержке у детей  исследовательской деятельности и развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество, развитие интереса у детей к точным наукам.

— В вашем детском саду закладывается ли основа инженерного мышления?

— Хороший вопрос. Да, в нашем детском саду воспитатели закладывают у детей основы инженерного мышления с помощью STEM-образования. Это: «Дидактическая система Ф. Фребеля», «ТИКО — конструирование», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Математическое развитие». STEAM вдохновляет наших детей — будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров: проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети. В нашем детском саду мы работаем в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно, с тяжёлыми нарушениями речи. А любое нарушение развития речи ребёнка, как Вам известно, часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование конструктивных навыков. Пальцы рук у таких деток неловки, малоподвижны, движения их неточные, несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы и зашнуровать ботинки. И мы поняли, что несформированность мелкой моторики может нам помешать в работе по развитию у детей предпосылок к инженерному мышлению, которое предполагает ещё и развитие в ребёнке математические и конструктивные умения и навыки. Всё это сказало нам о том, что с нашими детьми, имеющими ограниченные возможности в здоровье, целесообразно провести специальную работу по развитию предпосылок инженерного мышления, которая будет включать в себя: развитие мелкой моторики ребёнка ‒ развитие речи ‒ развитие математических способностей ‒ развитие конструктивных умений и навыков.

КАК В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ СТЕМ-ОБРАЗОВАНИЕ?

— Через что можно развить сразу все эти навыки?

— Конечно, c помощью STEM-образования и её двух образовательных модулей «Конструирование» и «Математическое развитие». Мы подумали и пришли к решению, что для того, чтобы развить у наших детей с ОВЗ предпосылки инженерного мышления, нам помогут наборы «Цветных палочек» Кюизенера в математическом и речевом развитии, и альбомы «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце» для развития мелкой моторики руки и конструктивных умений на плоскости. В группе мы создали небольшой центр «Будущие конструкторы и инженеры», в котором поместили: разные виды конструкторов; схемы; наборы цветных палочек и альбомов с постройками; картинки с профессией инженера-конструктора; детскую литературу; мольберт; чертёжную бумагу, простые и цветные карандаши, ластики и линейки. Рассказали детям о профессии инженера и закрепили в памяти, что инженер — это человек, который создаёт различную технику; работает в паре с изобретателем. Изобретатель — изобрёл и нарисовал на бумаге, а инженер должен по этому рисунку всё рассчитать и сделать чертёж. Инженер- конструктор может дом надёжный возвести. Инженер-сантехник может воду к дому подвести. Инженеры могут строить самолёты, корабли, и железные дороги инженеры провели. Могут строить телебашни.  И красивые мосты. Если станешь инженером, очень нужен будешь ты!!!

КАК В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ СТЕМ-ОБРАЗОВАНИЕ?

В своей работе по формированию предпосылок инженерного мышления у детей с ОВЗ мы использовали следующие этапы: Подготовительный этап — знакомство с набором цветных палочек и работой «Конструкторского бюро» — беседа с показом картинок и действий. I этап «Конструирование по наложению» — на начальном этапе ребёнок начинает конструирование по наложению, то есть накладывает цветные палочки на картинку — основу. Картинка — основа помогает увидеть ребёнку в схематичном изображении, созданном при помощи палочек, реальный предмет. На этом этапе мы используем готовый материал из альбома «Дом с колокольчиком» и набор цветных палочек Кюизенера. Яркие иллюстрации помогают на данном этапе развить интерес у детей к конструированию из палочек. Задания здесь подобраны от простого к сложному, с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. На этом этапе дети конструируют из счётных палочек на плоскости, взрослый помогает ребёнку, но не спешит с указаниями и другими видами помощи, даёт возможность ребёнку подумать и попробовать создать изображение из палочек самостоятельно. II этап — «Конструирование по подражанию» — на этом этапе педагог поэтапно показывает каждое действие выполнения конструкции, а ребёнок повторяет, подражая взрослому. III этап «Конструирование по образцу» — педагог строит перед ребёнком простую фигуру из палочек, а затем просит ребенка сделать точно так же: «Построй как у меня». Если ребёнок самостоятельно не складывает, то берём его ручку в свою и выкладываем вместе. IV этап «Конструирование по схеме» — на этом этапе педагог кладёт перед ребёнком карточку со схемой. Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого конструирует из палочек по схеме. V этап «Учимся создавать схему постройки» — на этом этапе происходит формирование навыков инженерного мышления. Ребёнку даётся готовая схема с изображением, и он должен перенести это изображение на свой лист в крупную или мелкую клетку с помощью цветных карандашей. При этом ему даётся и схема с условным обозначением размера цветных палочек.  VI этап «Самостоятельное придумывание постройки и создание её схемы на бумаге» — на этом этапе ребёнок выходит на верхний уровень в формировании предпосылок инженерного мышления, он превращается в изобретателя — придумывает постройку, инженера — создаёт схему будущей постройки, рабочего — создаёт постройку из цветных палочек. VII этап «Организация сюжетно-ролевой игры «Конструкторское бюро по созданию…».  На заключительном этапе, ребята могут организовать и самостоятельно провести сюжетно-ролевую игру «Конструкторское бюро», где будут играть роли: заказчика, изобретателя, инженера, рабочих по производству заказанного продукта. В процессе игровой деятельности на этом этапе у дошкольников сформируется и разовьется не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. А также разовьются лидерские качества и умение работать в коллективе. И в заключении хочется сказать, что STEM — подход позволяет нашим детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает у них любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты — вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Всё это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребёнка и даёт широкие возможности в будущем при выборе профессии, а также подготовить его к технически развитому миру.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.

Современная методика STEAM-образования непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность  и   очень важно, чтобы рядом с детьми находился эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело воспитатель.  Только тогда возможно  воспитать: творческого ребенка,  с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

 Гулнара Алыбаева, «Кут Билим»

 

Поделиться

Комментарии