КАК СТАТЬ ДИРЕКТОРОМ ШКОЛЫ В США

  • 12.03.2021
  • 0

У.Э. Мамбетакунов – профессор, вице-президент КАО

А. Брюс Уатсон – профессор университета Индианы Сауст-Бенд, США

В последние дни наблюдается большой ажиотаж, связанный с инициативой министерства образования и науки Кыргызской Республики по аттестации директоров образовательных организаций. И, нам хотелось бы на примере начальной и средней школы США, рассказать о том, как стать директором школы в США.

Учитель в американских школах является самым важным лицом, отвечающий за образовательные успехи или неудачи детей. Вторым наиболее важным лицом является директор школы. В Кыргызстане делается много для подготовки директоров школ, но интересен и зарубежный опыт, в частности, опыт США.

В США около ста тысяч средних и элитарных школ. Поэтому большое внимание уделяется подготовке будущих директоров школ. Департаменты образования различных штатов выделяют огромные суммы, которые идут на профессиональную подготовку, одного из значимого лица в школе и в образовательной жизни учащихся – Директора. Эта сумма идет на отбор школьных администраторов (отбор из числа желающих) и организация их профессиональной подготовки. Более 400 американских учебных заведений занимаются вопросами управления и специальной подготовки школьных директоров.

Так, например, в университете Индианы Сауст-Бенд функционирует департамент по профессиональной подготовке будущих директоров школ. Для учителей, которые хотят стать лицензированными государством директорами школ предъявляются установленные критерии: 1) Они должны иметь учительскую лицензию по штату Индиана; 2) они должны иметь не менее трехлетний педагогический стаж; 3) они должны быть приняты в школу образования; 4) они должны быть допущены к программе изучения вопросов руководства при наличии рекомендации от своих образовательных учреждений; 5) они должны успешно пройти интервью с координатором программы по подготовке директоров школ. А, также, у них просматривается диплом, оцениваются организаторские способности, эмоциональная уравновешенность, моральная устойчивость, умение ладить с детьми, творческие способности, состояние здоровья. Проводятся собеседования, тестирование на определение «поведения» в различных ситуациях и т.д. Если стажер проходит эти «испытания», ему дается возможность в течение года быть помощником директора (при снижении учебной нагрузки и сохранении средней заработной платы) и выполнять различные поручения по учебной и финансовой деятельности, организации связи с родителями и населением прилегающего к школе района. Только после годичной успешной предварительной стажировки он может быть зачислен на специальные курсы по подготовке школьных администраторов с сохранением заработной платы.

Программа подготовки школьных администраторов состоит из следующих блоков:

общеобразовательный управленческий практический, связанный с выработкой необходимых умений и навыков

  • социология
  • сравнительная

педагогика

  • антропология
  • психология · цели образования и его организация · теория управления · связь с общественностью · подготовка документов · умение ладить с учителями, родителями, учащимися,
  • учебная работа · руководство учащимися и школьным персоналом · хозяйственная деятельность спонсорами, начальством и т.д.

А официальные курсы в рамках образовательной программы руководства включают:

  • Введение в руководство образованием
  • Администрация начальной школы
  • Управление начальной школой
  • Управление средней школой
  • Знания в области преподавания и обучения
  • Экономические аспекты образования
  • Правовые аспекты образования
  • Связь со школьным сообществом
  • Исследовательская работа в школьной администрации и т.д.

Большое внимание отводится на ознакомление с технологией управления. Будущему директору необходимо придерживаться этических норм и правил: не повышать голос на учителя, не разбирать работу преподавателя в присутствии других. Директор школы обязан знать эмоциональные особенности каждого учителя и осуществлять индивидуальный подход и т.д.

На курсах обучают искусству анализа и самоанализа, умению оценивать свои сильные и слабые стороны и вырабатывать пути исправления своих ошибок, недостатков характера.

Деловые игры на каждом ходу. Например: «Как вы будете говорить с человеком, который вам лично неприятен, но он полезен для школы?» Разбираются варианты.

Отводится и определенное количество времени на изучение методов управления — подбор кадров, финансовая деятельность, принципы выбора учебного плана, контроль за деятельностью учителей и т.д.

Кандидаты обычно посещают занятия университетских профессоров, которые проводят свои докторские исследования в области образования. Один предмет проходит в течение 15 недель, раз в неделю с 17:30 до 20:00 в конце рабочего дня учителя. Кандидаты должны самостоятельно изучать литературу вне этих часов и выполнять другие работы или проекты по поручению профессоров.

В дополнение к назначенным проектам профессоров, учителям предлагаются проекты, связанные с реальной жизнью, подлинным опытом. Данный вид деятельности предоставляется и контролируется координатором от университетского департамента по профессиональной подготовке директоров школ. Это предполагает более 300 часов в течение 2,5 года и написание отчетов, и обязательный обмен опытом в виде презентаций перед остальными участниками программы. Координатор от университета проводит постоянные встречи с кандидатами в целях проведения мониторинга о деятельности программы, сбора идей по улучшению программы подготовки директоров школ и выяснения проблем.

Конечно, после окончания теоретической и практической частей обучения, кандидаты сдают тесты. Это обязательные четырехчасовые тесты. В течение четырех часов, кандидаты отвечают на вопросы, требующие развернутого ответа. Ответы даются в письменном формате. Другая половина тестов состоит из 100 вопросов множественного выбора, в котором кандидат должен выбрать лучший ответ из четырех возможных. Все вопросы связаны с деятельностью директора школы.

После успешной сдачи кандидатом экзамена и завершения всех курсовых работ в университете, Государственный департамент образования предоставляет кандидату администраторскую лицензию. После этого, кандидат имеет право подать заявку, быть принятым и начать работу в качестве директора школы.

Конечно, же, мы не хвалим американскую систему. Единственное, хотелось бы отметить, что наша система образования нуждается в серьезной подготовке директоров школ.

 

Поделиться

Комментарии