КАК РАЗВИВАТЬ НАМ КЫРГЫЗСКУЮ НАУКУ?

  • 09.11.2020
  • 0
КАК РАЗВИВАТЬ НАМ КЫРГЫЗСКУЮ НАУКУ?

Только наука изменит мир.

Наука в широком смысле:

и как расщеплять атом,

и как воспитывать людей.

И взрослых тоже.

                      (Н.М. Аммосов)

Преемственность и инновации в развитии научного знания

Для развития науки прежде всего мы должны обеспечить преемственность и инновации в развитии научного знания. На каждом этапе своего развития наука использует фактический материал, методы исследования, теории, гипотезы, законы, научные понятия предшествующих эпох и по своему содержанию является их продолжением. Поэтому в каждый определённый исторический период развитие науки зависит не только от достигнутого уровня развития производства и социальных условий, но и от накопленного ранее запаса научных истин, выработанной системы понятий и представлений, обобщивший предшествующий опыт и знания.

Таким образом, каждый шаг науки подготавливается предшествующим этапом и каждый её последующий этап закономерно связан с предыдущим. Заимствуя достижения предшествующей эпохи, наука непрерывно движется дальше. Однако это не есть механическое, некритическое заимствование; преемственность не есть простое перенесение старых идей в новую эпоху, пассивное заимствование полностью всего содержания используемых теорий, гипотез, методов исследования. Она обязательно включает в себя момент критического анализа и творческого преобразования. Преемственность представляет собой органическое единство двух моментов: наследования и критической переработки. Только осмысливая и критически перерабатывая знания предшественников, современный учёный может развивать науку, сохраняя и приумножая истинные знания и преодолевая заблуждения.

Какие достижения в области науки Кыргызстана можно выделить?

В качестве достижения в области науки Кыргызстана в советский период можно выделить буровые установки для космических станций изобретенный в 1976 году Олегом Алимовым для изучения горных пород Луны и Венеры. Кыргызский академик НАН Олег Алимов сконструировал буровые установки для межпланетной космической станции «Луна-24», которая была запущена в 1976 году. С помощью этих установок учёным удалось получить образцы лунных пород. Позже, Алимов создал буры и для космических аппаратов, которые отправились на Венеру — «Венера-13» и «Венера-14». Это были первые станции, которые сделали цветные фотографии поверхности этой планеты.

КАК РАЗВИВАТЬ НАМ КЫРГЫЗСКУЮ НАУКУ?

Рис.1 Луноход 1

В качестве преемственности в науке можно отметить презентацию, которая проходила 28 февраля 2020 года. Государственной службой интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Кыргызской Республики (Кыргызпатент) была проведена итоговая презентация победителя конкурса “Лучший инновационный проект — 2017” доктора технических наук, профессора Института машиноведения Национальной академии наук Кыргызской Республики Ураимова Мамасабыра “Гидравлический перфоратор с гидравлическим механизмом поворота бурового инструмента для бурения шпуров ударно-поворотным способом”.

Разработанный гидравлический перфоратор развивает энергетические параметры, достаточные для бурения шпуров ударно-поворотным способом, которые в настоящее время выполняются пневматическими перфораторами.

В разработанной конструкции гидравлического перфоратора реализованы ряд конструктивных решений, некоторые из которых ранее не использовались ни в одной из известных конструкций гидравлических бурильных машин.

Необходимо отметить, что в рамках конкурса «Лучший инновационный проект» Кыргызпатент оказывает содействие в реализации и коммерциализации перспективных инновационных проектов. Со стороны Кыргызпатента была оказана помощь 11 отечественным инновационным проектам на общую сумму более чем 6 573 168 сомов.

КАК РАЗВИВАТЬ НАМ КЫРГЫЗСКУЮ НАУКУ?

Рис.2 “Гидравлический перфоратор с гидравлическим механизмом поворота бурового инструмента для бурения шпуров ударно-поворотным способом”.

Следует выделить работы по разработке вакцин против болезней мелкого скота разработанные в советское время 1947-1966 годы Анной Волковой и Цыреном Хандуевым.

Вакцины против брадзота и контагинозной эктимы были разработаны в Кыргызской Академии наук, микробиологами Анной Волковым и член-корреспондентом НАН Цыреном Хандуевым — ученые, которые занимались разработкой вакцин от инфекционных заболеваний для животных. Волкова А. изобрела вакцину против брадзота. Брадзот — болезнь овец и коз, которая может протекать молниеносно и за несколько минут убить животное.

Член-корреспондент академии Цырен Хандуев продолжил исследования Волковой и разработал вакцину для борьбы с контагинозом овец. Вакцина была разработана для промышленного изготовления. Контагинозная эктима — инфекционная болезнь, которая проявляется образованием злокачественной сыпи на слизистой оболочке ротовой полости и коже губ. Вакцина против контагиозной эктимы была запатентована в Новой Зеландии, Франции и Австралии. «Эта вакцина считалась одной из лучших вакцин против этого заболевания».

КАК РАЗВИВАТЬ НАМ КЫРГЫЗСКУЮ НАУКУ?

Рис.3 Вакцинация овец Кыргызской тонкорунной породы

Следует выделить работу доктора химических наук из Кыргызстана Асель Сартбаевой, которая выиграла в текущем году в Великобритании конкурс «Новые технологии» Королевского химического общества (КХО) в категории «Здоровье». Ее команда разработала систему для поддержания температуры вакцин, что позволит «спасти жизни дополнительных 2 млн людей по всему миру». Об этом сообщил сайт Университета Бата на юго-западе Великобритании, в котором сейчас работает Сартбаева.

«Эта победа много значит не только для меня, но и для всех в нашей команде. Признание со стороны КХО действительно важно —  оно поможет нам установить связь с производителями вакцин для создания новых партнерских отношений. А это то, что нам нужно прямо сейчас. Я очень благодарна КХО, и с нетерпением жду наставничества, которое они предоставят нам в рамках награды», — сказала ученая.

Благодаря изобретению кыргызстанки и её коллег из университета Бата стоимость вакцин снизится, они станут более приспособленными к перевозке в дальние регионы и станут более доступными для нуждающихся.

Асель Сартбаева — одна из первых всемирно признанных женщин-ученых из Центральной Азии. В 2004 году Сартбаева защитила докторскую степень в Университете Кэмбриджа, с 2007 года она занималась исследованиями на факультете химии Университета Оксфорда, а с 2012 года перешла в Университет Бата.

Сартбаева входит в Королевское научное общество Великобритании, членами которого были Дороти Ходжкин, Майкл Фарадей, Исаак Ньютон, Стивен Хокинг и многие другие ученые.

КАК РАЗВИВАТЬ НАМ КЫРГЫЗСКУЮ НАУКУ?

Рис.4 Асель Сартбаева в лаборатории

Одна из главных проблем кыргызской науки – это…

Одной из главных проблем можно назвать вопросы коммерциализации научных исследований, которые являются одним из элементов национальной инновационной системы развития экономики Кыргызстана. Это проявляется в том, что, во-первых, коммерциализация научных идей означает процесс перевода результатов научных исследований, полученных в виде новой технической и технологической информации, в сферу производства новых продуктов, услуг в целях получения прибыли и иной коммерческой выгоды. В этом плане коммерциализация существенно отличается от внедренческой работы, которая проводилась в советский период. К сожалению, большинство руководителей организаций имеют слабое представление об этом специальном направлении. Раньше они занимались внедрением и пытаются продолжить эту работу в новых экономических условиях. Однако внедрение — понятие из другой, плановой экономики.

Во-вторых, коммерциализация как процесс начинается не с момента окончания научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а с момента появления заказчика на создание новой продукции с использованием новаций. Поэтому процесс коммерциализации — это не простое посредничество между наукой и производством. Это ряд сложных и взаимосвязанных этапов по подготовке инновационного предложения, экспертизе технологии инвесторами, привлечению инвестиций, договорному закреплению отношений между всеми участниками процесса, распределению прав на будущую интеллектуальную собственность, освоению результатов в производстве, сопровождению инновационного продукта и его дальнейшей модификации.

В-третьих, ключевым звеном в развитии инновационной деятельности являются не деньги и даже не нормативно-правовая база, которая, к сожалению, системно не разработана, а подготовка специалистов, способных грамотно обеспечивать в правовом плане коммерциализацию научно-технических разработок.

Какие меры нужны, чтобы привлечь молодежь в науку?

На наш взгляд, необходимо проведение практических занятий непосредственно в условиях, близких к реальным, а также проведение специальных курсов, тренингов и дисциплин по инновационной тематике для стимулирования студентов к собственным разработкам и исследованиям. Следует привлекать студентов к участию в различных научных конференциях, дебатах, круглых столах, конкурсах, разработке бизнес-планов, исследований, через создание в ВУЗе базы данных – портала, всех мероприятий в Кыргызстане и за рубежом. Причем необходим продуманный механизм мотивации участия студентов в научно-исследовательских разработках.

Остается без сомнения тот факт, что основная часть мероприятий по созданию условий заинтересованности занятием наукой молодежи лежит на государстве. В силах государства привлечь молодежь к науке, для этого необходимо лишь создать достойные условия для ученых, причем как молодых, так и уже состоявшихся.

Заниматься наукой должно быть интересно, престижно, и выгодно как с материальной точки зрения, так и с точки зрения престижа в обществе.

Для вовлечения молодежи в науку необходима поддерживать ученых на всех этапах их научной деятельности, начиная от мотивации в учебном заведении путем предоставления государственных наград за достижения в области объекта изучения и заканчивая вознаграждениями за каждый успешный проект. А также обязать все организации ставить во главе команды реализующей проект, именно ученого, создавшего его.

В этой связи Кыргызпатент проводит системную работу по развитию инновационной деятельности в стране, ведет многостороннюю работу по созданию соответствующей инновационной инфраструктуры в Кыргызской Республике. Для этого с 2019 года мы начали работу по созданию первого государственного Инновационного центра, который будет способствовать развитию инновационного процесса путем создания механизма регулярного обмена информацией, опытом, совместного проведения тренингов, сотрудничества и других мероприятий с представителями частного сектора.

В Инновационном центре будут предоставляться площадки для начинающих стартаперов, проводиться обучающие программы по технологическим направлениям для творческих людей всех возрастов на бесплатной основе.

В прошедшем году Кыргызпатент впервые провел первый республиканский конкурс «Стартап – Кыргызстан 2020», в котором на первых этапах участвовало 320 стартапов. Для отобранных 30 проектов была организована профессиональная акселерационная программа, которая была направлена на масштабирование инновационных идей и технологий, выявление проблемных мест и определение потенциальных точек роста проектов. За время обучения, отобранные стартаперы смогли понять, насколько они готовы развивать свой проект, что необходимо изменить или улучшить в своем проекте, получили базовые знания о построении бизнеса: как разработать финансовый план и привлекать инвестиции, как защитить интеллектуальную собственность и разрабатывать стратегию продвижения и т.д.

Обучение проводили партнеры Кыргызпатента – ведущие местные и зарубежные эксперты в области стартапа и бизнеса, в том числе из Грузии, Беларуси, России и Казахстана. По итогам акселерации 15 стартапов вышли в финал и 4 проекта получили финансирование до 500 тыс. сомов на развитие, остальным проектам также оказывается всевозможная поддержка в продвижении и реализации. В этом году мы объявили второй республиканский конкурс «Стартап Кыргызстан — 2021».

За время реализации данного конкурса Кыргызпатент накопил определенный опыт, наладил партнерские связи с представителями местных и зарубежных компаний, успешно работающих в сфере продвижения экосистемы инноваций.

Также обучение на акселераторе помогает ВУЗовским стартап-командам понять рынок, оценить свои силы, ознакомиться с современными методиками, найти механизмы повышения бизнес-показателей.

Стартап-акселераторы в ВУЗах проводят самостоятельную работу команды проекта совместно с наставниками. В ходе акселерации стартап-команды смогут проверить гипотезы, преодолеть возникающие сложности, оценить потенциал проекта и определить направление, в котором двигаться дальше.

В этой связи в целях дальнейшего стимулирования и развития стартап-экосистемы, инновационного предпринимательства в Кыргызской Республике, Кыргызпатент объявляет конкурс среди ВУЗов для проведения акселерации и внедрения практики работы стартап акселераторов и бизнес-инкубаторов высших учебных заведений. В отобранных учебных заведениях Кыргызской Республики планируется реализация программы подготовки и поддержки начинающих бизнес-идей, стартапов и инновационных проекты студентов, молодых ученых, преподавателей и др.

Конкурс проводится в соответствии с Положением о порядке отбора ВУЗов для акселерации в целях внедрения практики работы стартап-акселераторов и бизнес-инкубаторов при высшем учебном заведении Кыргызской Республики. Информация на сайте www.patent.kg либо по тел.: 0 (312) 680 471, 0 (550) 778 441.

Целью создания стартап-акселераторов, бизнес-инкубаторов при высших учебных заведениях Кыргызской Республики является создание условий для разработки и дальнейшего продвижения бизнес-идей и инновационных проектов, в частности научных решений.

Уважаемые коллеги, ученые, изобретатели позвольте поздравить вас со всемирным днем науки. Это праздник всех, кто причастен к созданию интеллектуального потенциала нашей страны, праздник знаний и открытий. За важнейшими открытиями и сегодня стоят ученые университетов и научно-исследовательских институтов, чей кропотливый труд, пытливость ума создают новаторские идеи, делают нашу жизнь совершеннее. Наука – основа основ для развития и созидания.

Мы желаем вам успешного творческого поиска, неисчерпаемого вдохновения, новых изобретений и внедрений, а также сил и возможностей для их реализации.

КАК РАЗВИВАТЬ НАМ КЫРГЫЗСКУЮ НАУКУ?

 

Арстанбек Бердалиев,

кандидат технических наук,

 главный специалист Кыргызпатента

 

 

 

Поделиться

Комментарии