КАК ПРОИЗВОДЯТСЯ ЗНАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

  • 06.07.2021
  • 0

Исследования в образовании и производство знаний в постсоветской Центральной Азии 

24 июня 2021 года прошел итоговый онлайн семинар из первой серии исследовательских семинаров, организованных Центрально-Азиатским хабом сети PEER Network. Спикером здесь выступил Сарфароз НИЁЗОВ (ассоциированный профессор Института Онтарио по исследованиям в области образования, Университет Торонто). Данный семинар был проведен для всех, кто стремится лучше понять сложности в проведении исследований в сфере образования, а также производстве знаний в постсоветской Центральной Азии.

PEER Network

PEER Network – это трехлетняя инициатива, возглавляемая четырьмя университетами (Университет Кейптауна – Южная Африка, Назарбаев Университет – Казахстан, Университете Сассекса – Англия и Университет Ольстера – Северная Ирландия), направленная на повышение качества политэкономического анализа образования в партнерстве с учеными, политиками и практиками в странах, затронутых конфликтом. PEER Network финансируется за счет исследовательского гранта из Фонда исследований глобальных проблем (GCRF) через Совет по исследованиям в области искусства и гуманитарных наук Великобритании (AHRC). Хаб в Центральной Азии охватывает четыре постсоветские страны (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) и возглавляется Назарбаев Университетом в Казахстане.

Исследования в образовании и производство знаний в постсоветском Таджикистане: пересмотр глобальных дискурсов деколонизации, реколонизации и индигенизации[1]

Изучая исследования в сфере образования и производство знаний в постсоветском Таджикистане, а также размышляя о собственном опыте в Пакистане, других странах Центральной Азии и Канаде, Сарфароз Ниезов конструктивно оценивает зарождающееся движение за деколонизацию в сравнительном образовании и образовании в области международного развития, в том числе таких подобластях как деколонизация, постколониальное образование и образование коренных народов.

Это особенно актуальная тема для постсоветской Центральной Азии, где системы образования стран находятся на перекрестке между отложенным советским, зарождающимся евразийским, исламистским, напористым западным, растущим китайским и постепенно продвигающимся националистическим вариантами развития. Использование этих взаимно дополняющих и конкурирующих дискурсов и вариантов влияет на политики и законодательства в сфере образования, сфера, где в настоящее время наблюдается склонность к заимствованию и внедрению «передовой практики» извне. Ниёзов согласен с теми, кто считает оптимальным выходом из сложной ситуации, связанной с деколонизацией в области сравнительного образования, является усиление научного потенциала в сферах исследования и производства знаний в образовании и общественных наук.

Как и другие исследователи, он утверждает, что этот подход «вне практики» представляет собой закономерность, сложившуюся в доколониальных и колониальных условиях, где сильно влияние комплекса неполноценности, эпистемологические и организационные предпосылки и практики. Он считает, что ключ к изменению этой практики коренится в признании, выявлении, критически-конструктивном анализе и развитии «южных/локальных» перспектив в области образования и культуры, а также наращивании потенциала для производства локальных знаний.

Связывая вдохновляющие дискурсы деколонизации с практическими реалиями образования и исследований в Таджикистане, Центральной и Южной Азии, Ниёзов пригласил всех местных и глобальных заинтересованных сторон (педагогов, исследователей, международные организации, местные органы власти), участвующих в развитии образования и исследований в Центральной Азии, прилагать все усилия, чтобы создать наилучшие условия для исследований и производства знаний.

Семинар прошел в духе свободного и открытого обсуждения того, какой отклик вызывает на местах этот призыв  к альтернативным, незападным знаниям и методам, как её воспринимают местные законодатели, ученые и практики. Какие существуют проблемы и вызовы (например, в Таджикистане и в других странах Центральной Азии и Южную Азию), если мы возьмем курс к деколонизации?

Круг вопросов, затронутых на семинаре:

  • почему местные законодатели, чиновники и ученые не одобряют разделение знаний, включая исследовательских подходов, на западные и незападные?
  • обобщение и осмысление западной или европоцентрической концепции и ее однобокая критика в противовес такой же однобокой идеализации локальных / незападных знаний и методов;
  • трудности определения и выявления незападных / местных методов производства знаний, включая вопрос их качества, практичности для справедливого, инклюзивного образования;
  • прагматические, культурные и организационные условия продвижения реформ образования для достижения ЦРТ (Цели Развития Тысячелетия) и ЦУР (Цели Устойчивого Развития);
  • местный индивидуальный и институциональный потенциал для исследований в области образования, включая интеллектуальные ресурсы, а также их способность конструктивно использовать подходы, унаследованные от советских и осваиваемые западные методы исследования;
  • напряженность отношений между исследовательскими, административными и политическими сообществами, а также нехватка финансовой и структурной поддержки для процесса деколонизации
  • необходимость переосмысления, демократизации, диверсификации и демистификации исследований и методов исследования в Центральной Азии, включая быстрое увеличение количества курсов по исследованиям на уровне университетов и старших классов.

Сопоставляя эти основные реалии, Сарфароз Ниёзов отметил следующие особенности нынешних дискурсов о деколонизации в глобальной литературе: сложность, сакрализация, радикализм и, временами, утопический подтекст. Он надеется, что преподаватели, ученые, законодатели и политики из Центральной Азии могут производить качественные инновации и действовать в направлении более реалистичной и прагматической деколонизации знаний и исследований. Ниёзов призывает отказаться от резкого противопоставления таких дихотомий как: колонизация/деколонизация, север/юг, локальные/глобальные и др. Взамен он предлагает совмещать, сочетать «мировые, передовые» и «свои, уникальные» концепции при изучении производства знаний и реформы образования, учитывая все плюсы и минусы. Его подход намечает пути и предложения, которые могут получить материальную / структурную и политическую поддержку, а также устранить раскол между учеными, политиками, международными организациями и практиками на местном и глобальном уровнях.

В целом, одобряя деколонизацию, Ниёзов призывает к обсуждению сущности, задач, целей и последствий этого процесса, а также путей выхода из ситуации, в которой оказались сегодня образование и продолжить соответствующие исследования на Глобальном Юге.

Этот бесплатный онлайн исследовательский семинар был записан и доступен для просмотра здесь.

[1] Индигенизация — термин теоретической антропологии, обозначает локальные тенденции к культурному обособлению и цивилизационной независимости. Индигенизация противоположна таким интегральным процессам, как ассимиляция, глобализация, вестернизация, прозелитизм и пр.

Поделиться

Комментарии