ИЗ ОДНОЙ КРАЙНОСТИ В ДРУГУЮ…

  • 18.06.2021
  • 0
ИЗ ОДНОЙ КРАЙНОСТИ В ДРУГУЮ…

4 ноября 2014 года в Международном университете Кыргызстана г. Бишкек состоялся круглый стол «Подготовка докторов философии PhD в Кыргызской Республике». Организаторами выступили комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по образованию и науки, Министерство образования и науки Кыргызской Республики, Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики, Международный университет Кыргызстана. Это был один из самых значимых по составу участников данного мероприятия.

ИЗ ОДНОЙ КРАЙНОСТИ В ДРУГУЮ…

Сакимбаев Э.Р., к.м.н., доцент КАО

Участники круглого стола пришли к мнению, что настало время окончательно определиться, необходимо ли системе высшего образования Кыргызстана интегрироваться в мировое образовательное пространство, стать участником Болонского соглашения.

В начале 2000-х годов велись активные мероприятия по интеграции высшего профессионального образования республики, так были проведены конференции, круглые столы. В Министерстве образования и науки создана рабочая группа, участвовали специалисты образования из-за рубежа и было активное обсуждение в средствах массовой информации, основных положений Болонской декларации. В учебный процесс были внедрены основные принципы Болонского соглашения это мобильность студентов, преподавательского состава, кредитная технология обучения и другие.

Были обращения к Министерству образования и науки о необходимости внедрения законодательных актов, в частности внедрения 3-х уровневого обучения (Бакалавр, магистр, доктор философии PhD).

Далее, в течение длительного периода и до настоящего времени интеграционная волна активности спала, эпизодически вспоминали, обсуждали, а нужна ли нам «Болонь», даже известные политики, как А. Мадумаров (в предвыборной речи) высказался против интеграции высшего профессионального образования в Болонское соглашение, мотивируя тем, что образование в Советском Союзе, было самым лучшим. Но ведь преемник Советского Союза, а это Российская Федерация сама (2010 году) подписала Болонскую декларацию и предпринимает усилия по внедрению основных принципов Болонского соглашения.

На кого нам равняться?

Ведь по рекомендациям круглого стола (2), состоявшегося в 2014 году в Международном университете Кыргызстана и согласно предложениям рабочей группы (1), созданной Министерством образования и науки, смета расходов по подготовке доктора философии PhD составляла в первом варианте 15200$, а во втором – 7400$.

Ведь на круглом столе (2014 год МУК), выступавшие пришли к единому мнению, что государственная поддержка является решающим фактором при подготовке доктора философии PhD, а президент АУЦА господин Эндрю подчеркнул, что на первое время достаточно готовить 25-30 соискателей PhD, но при достаточном финансировании.

Возникает тревожная мысль, что без государственной поддержки система высшего профессионального образования перейдет из одной крайности в другую, имеется ввиду подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Как бы не получилось так, (Не в обиду названным вузам), что и в Баткенском государственном университете и других региональных вузах начнут готовить докторов философии PhD.

Были обращения к крупным компаниям, фирмам, профильным вузам (КГТУ, КГУСТА, и другим), задействованным в крупных проектах, таких как намечаемое строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, особенно в горнорудной промышленности, в сельском хозяйстве и других, с целью привлечения исследователей, претендующих на степень доктора PhD.

И наконец, было принято Постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 декабря 2020 года №601 «Об утверждении актов, регулирующих вопросы подготовки доктора философии / доктора по профилю в соответствии с минимальными требованиями, предъявляемыми аккредитуемым организациям / программам.

Данное Постановление Правительство Кыргызской Республики дает возможность вузам готовить докторов философии PhD при соблюдении необходимых требований, предъявляемых при их подготовке.

Казалось бы, внесены те законодательно-правовые акты (хотя не все), которые необходимы соблюдать при подготовке докторов философии PhD в системе высшего профессионального образования, но главное – это финансовое обеспечение, а его нет.

Кстати, был организован эксперимент по разработке и реализации докторских программ PhD в соответствии с приказом Министерства образования и науки №733/1 от 12.12.12 в 2013 году, но он оказался неудачным, так из 61-го соискателя успешно закончили восемь человек и все они оказались из Казахстана.

Так, в КТУ «Манас» в двух институтах (естественных и гуманитарных наук) с 2001 года ведется подготовка докторов философии PhD на бесплатной основе. На 2019 год общее количество соискателей PhD составило 211, из них 91 гражданин Кыргызстана и 120-граждане Турции. Успешно закончили и защитили докторские диссертации PhD -91, из них кыргызстанцев – 37 и граждан Турции – 46. Если успешно защитившие (91) пройдут ноострификацию и приступят к работе в образовательных учреждения республики, то мы усугубим положение в системе высшего профессионального образования, которая и так находится на низком уровне.

Так, прежняя система подготовки научно-педагогических кадров не оправдала себя. Ведь, по данным ВАК начиная с 01.01.1993 года по 31.01.2019 года, подготовлено кандидатов – 4556, докторов наук – 990 (все граждане Кыргызстана), больше всего остепененных докторов и кандидатов наук в медицинских, технических, экономических, педагогических науках, тогда как в приоритетной отрасли геолого-минералогические науки (горнорудная промышленность) 27 докторов и 13 кандидатов наук. Может произойти обесценивание дипломов докторов PhD и возможно со временем повторится ситуация с прежней подготовкой научно-педагогических кадров высшей квалификации (то есть мы, на поток поставим подготовку докторов философии PhD).

В научных кругах имеется лобби- она сильна, пока она есть, она будет отстаивать прежнюю систему подготовки научно-педагогических кадров, уделяя внимание не содержанию исследования, а формальным, процедурным требованиям, соблюдение которых обеспечивает защиту, а научный уровень содержания диссертаций остается на втором плане.

Подкуп, поборы, взяточничество, кумовство – вот главные «критерии», которые очень часто применяются в процессе подготовки научных кадров, в частности защиты диссертаций. И порой все это делается, чуть ли не «открыто», тем самым негативно оказывая влияние на сам процесс отбора кадров. Хотелось бы добавить, что в различных отраслях науки, в составе диссертационных советов, в частности в экспертной среде, имеется определенный круг людей, ответственных за реализацию механизма регулирования данных вопросов. Например, сегодня он член диссовета, завтра оппонент или рецензент, в итоге как утверждают «злые языки» существует круговая порука, ты мне, а я тебе.

Соответственно, содержание большинства диссертаций (особенно кандидатских) не включают в себя значимых и важных аспектов исследований, полезных обществу или государству, не имеют научного и более того практического значения, можно сказать бесполезные.

Мы считаем, что необходим переходной период на 5-10 лет и оставить высшую, аттестационную комиссию, деятельность которой должна быть не как надзорный орган, а как координирующий защиту диссертаций по тем или иным направлениям, с особым упором на их содержание.

Новое время, особенно в системе педагогического образования научно доказывает и обосновывает систему, которая себя давно изжила, поэтому мы должны, на переходный период, коренным образом изменить процедуру защиты кандидатских и докторских диссертаций.

Предложения:

  1. Инициировать в Жогорку Кеўеш Кыргызской Республики нормативные акты, связанные с подготовкой доктора философии PhD, признать PhD ученой степенью, сопоставимой с кандидатской, оставив при этом подготовку докторов наук.
  2. Рассмотреть возможность государственного заказа с привлечением соискателей PhD.
  3. Привлечь крупные компании, фирмы, предоставить им преференции связанные с крупными проектами, как строительство железной дороги, Китай-Кыргызстан-Узбекистан, в горнорудной промышленности, в сельском хозяйстве и другие.
  4. Предусмотреть независимый уполномоченный государственный орган в сфере науки, где экспертиза содержания докторских программ PhD осуществлялась бы в соответствии с государственными требованиями к послевузовскому образованию.

И самое главное, со стороны государства, должно быть достаточное финансирование подготовки доктора философии PhD / доктора по профилю.

Считаю данную публикацию, как обращение к Министерству образования и науки.

Поделиться

Комментарии