ИЗ ОДНОЙ КРАЙНОСТИ В ДРУГУЮ…
- 18.06.2021
- 0

4 ноября 2014 года в Международном университете Кыргызстана г. Бишкек состоялся круглый стол «Подготовка докторов философии PhD в Кыргызской Республике». Организаторами выступили комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по образованию и науки, Министерство образования и науки Кыргызской Республики, Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики, Международный университет Кыргызстана. Это был один из самых значимых по составу участников данного мероприятия.

Сакимбаев Э.Р., к.м.н., доцент КАО
Участники круглого стола пришли к мнению, что настало время окончательно определиться, необходимо ли системе высшего образования Кыргызстана интегрироваться в мировое образовательное пространство, стать участником Болонского соглашения.
В начале 2000-х годов велись активные мероприятия по интеграции высшего профессионального образования республики, так были проведены конференции, круглые столы. В Министерстве образования и науки создана рабочая группа, участвовали специалисты образования из-за рубежа и было активное обсуждение в средствах массовой информации, основных положений Болонской декларации. В учебный процесс были внедрены основные принципы Болонского соглашения это мобильность студентов, преподавательского состава, кредитная технология обучения и другие.
Были обращения к Министерству образования и науки о необходимости внедрения законодательных актов, в частности внедрения 3-х уровневого обучения (Бакалавр, магистр, доктор философии PhD).
Далее, в течение длительного периода и до настоящего времени интеграционная волна активности спала, эпизодически вспоминали, обсуждали, а нужна ли нам «Болонь», даже известные политики, как А. Мадумаров (в предвыборной речи) высказался против интеграции высшего профессионального образования в Болонское соглашение, мотивируя тем, что образование в Советском Союзе, было самым лучшим. Но ведь преемник Советского Союза, а это Российская Федерация сама (2010 году) подписала Болонскую декларацию и предпринимает усилия по внедрению основных принципов Болонского соглашения.
На кого нам равняться?
Ведь по рекомендациям круглого стола (2), состоявшегося в 2014 году в Международном университете Кыргызстана и согласно предложениям рабочей группы (1), созданной Министерством образования и науки, смета расходов по подготовке доктора философии PhD составляла в первом варианте 15200$, а во втором – 7400$.
Ведь на круглом столе (2014 год МУК), выступавшие пришли к единому мнению, что государственная поддержка является решающим фактором при подготовке доктора философии PhD, а президент АУЦА господин Эндрю подчеркнул, что на первое время достаточно готовить 25-30 соискателей PhD, но при достаточном финансировании.
Возникает тревожная мысль, что без государственной поддержки система высшего профессионального образования перейдет из одной крайности в другую, имеется ввиду подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Как бы не получилось так, (Не в обиду названным вузам), что и в Баткенском государственном университете и других региональных вузах начнут готовить докторов философии PhD.
Были обращения к крупным компаниям, фирмам, профильным вузам (КГТУ, КГУСТА, и другим), задействованным в крупных проектах, таких как намечаемое строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, особенно в горнорудной промышленности, в сельском хозяйстве и других, с целью привлечения исследователей, претендующих на степень доктора PhD.
И наконец, было принято Постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 декабря 2020 года №601 «Об утверждении актов, регулирующих вопросы подготовки доктора философии / доктора по профилю в соответствии с минимальными требованиями, предъявляемыми аккредитуемым организациям / программам.
Данное Постановление Правительство Кыргызской Республики дает возможность вузам готовить докторов философии PhD при соблюдении необходимых требований, предъявляемых при их подготовке.
Казалось бы, внесены те законодательно-правовые акты (хотя не все), которые необходимы соблюдать при подготовке докторов философии PhD в системе высшего профессионального образования, но главное – это финансовое обеспечение, а его нет.
Кстати, был организован эксперимент по разработке и реализации докторских программ PhD в соответствии с приказом Министерства образования и науки №733/1 от 12.12.12 в 2013 году, но он оказался неудачным, так из 61-го соискателя успешно закончили восемь человек и все они оказались из Казахстана.
Так, в КТУ «Манас» в двух институтах (естественных и гуманитарных наук) с 2001 года ведется подготовка докторов философии PhD на бесплатной основе. На 2019 год общее количество соискателей PhD составило 211, из них 91 гражданин Кыргызстана и 120-граждане Турции. Успешно закончили и защитили докторские диссертации PhD -91, из них кыргызстанцев – 37 и граждан Турции – 46. Если успешно защитившие (91) пройдут ноострификацию и приступят к работе в образовательных учреждения республики, то мы усугубим положение в системе высшего профессионального образования, которая и так находится на низком уровне.
Так, прежняя система подготовки научно-педагогических кадров не оправдала себя. Ведь, по данным ВАК начиная с 01.01.1993 года по 31.01.2019 года, подготовлено кандидатов – 4556, докторов наук – 990 (все граждане Кыргызстана), больше всего остепененных докторов и кандидатов наук в медицинских, технических, экономических, педагогических науках, тогда как в приоритетной отрасли геолого-минералогические науки (горнорудная промышленность) 27 докторов и 13 кандидатов наук. Может произойти обесценивание дипломов докторов PhD и возможно со временем повторится ситуация с прежней подготовкой научно-педагогических кадров высшей квалификации (то есть мы, на поток поставим подготовку докторов философии PhD).
В научных кругах имеется лобби- она сильна, пока она есть, она будет отстаивать прежнюю систему подготовки научно-педагогических кадров, уделяя внимание не содержанию исследования, а формальным, процедурным требованиям, соблюдение которых обеспечивает защиту, а научный уровень содержания диссертаций остается на втором плане.
Подкуп, поборы, взяточничество, кумовство – вот главные «критерии», которые очень часто применяются в процессе подготовки научных кадров, в частности защиты диссертаций. И порой все это делается, чуть ли не «открыто», тем самым негативно оказывая влияние на сам процесс отбора кадров. Хотелось бы добавить, что в различных отраслях науки, в составе диссертационных советов, в частности в экспертной среде, имеется определенный круг людей, ответственных за реализацию механизма регулирования данных вопросов. Например, сегодня он член диссовета, завтра оппонент или рецензент, в итоге как утверждают «злые языки» существует круговая порука, ты мне, а я тебе.
Соответственно, содержание большинства диссертаций (особенно кандидатских) не включают в себя значимых и важных аспектов исследований, полезных обществу или государству, не имеют научного и более того практического значения, можно сказать бесполезные.
Мы считаем, что необходим переходной период на 5-10 лет и оставить высшую, аттестационную комиссию, деятельность которой должна быть не как надзорный орган, а как координирующий защиту диссертаций по тем или иным направлениям, с особым упором на их содержание.
Новое время, особенно в системе педагогического образования научно доказывает и обосновывает систему, которая себя давно изжила, поэтому мы должны, на переходный период, коренным образом изменить процедуру защиты кандидатских и докторских диссертаций.
Предложения:
- Инициировать в Жогорку Кеўеш Кыргызской Республики нормативные акты, связанные с подготовкой доктора философии PhD, признать PhD ученой степенью, сопоставимой с кандидатской, оставив при этом подготовку докторов наук.
- Рассмотреть возможность государственного заказа с привлечением соискателей PhD.
- Привлечь крупные компании, фирмы, предоставить им преференции связанные с крупными проектами, как строительство железной дороги, Китай-Кыргызстан-Узбекистан, в горнорудной промышленности, в сельском хозяйстве и другие.
- Предусмотреть независимый уполномоченный государственный орган в сфере науки, где экспертиза содержания докторских программ PhD осуществлялась бы в соответствии с государственными требованиями к послевузовскому образованию.
И самое главное, со стороны государства, должно быть достаточное финансирование подготовки доктора философии PhD / доктора по профилю.
Считаю данную публикацию, как обращение к Министерству образования и науки.
Комментарии