ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСТАНА

  • 15.05.2024
  • 0

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ  НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСТАНА

(к 100-летию образования Кара-Кыргызской автономной области)

Кыргызский народ издревле придавал большое значение образованности. Высоко ценили роль грамотных людей в обществе. Действительно, грамотность является одним из важных показателей, который способствует экономическому развитию и социальной стабильности общества. Сегодня население Кыргызстана имеет практически стопроцентную грамотность. Это стало возможным благодаря национальной системе образования, которая прошла долгий путь становления и поступательного развития.

Народное образование в «дореволюционный» период

До Октябрьской революции 1917 года в Кыргызстане преобладали мусульманские конфессиональные школы. В 1909 году в Пишпекском уезде существовало – 14, в Караколском уезде – 12, а на юге Кыргызстана — 169 школ. В 1914 в Ошском уезде было 88 медресе, где обучалось 1176 детей. В единственном медресе Каракола получили образование 45 детей. Выпускники медресе работали в должности муфтия, казы, мудариса (учителя). В таких заведениях дети обучались письму, чтению религиозных книг, изучению арабской грамматики, а также осваивали мусульманский свод правил (шариат), гражданское право и др.

В конце XIX — начале XX века в Средней Азии сложилось реформаторское течение, которое было направлено на изменение системы обучения в мусульманских школах. В результате были созданы школы нового типа («Усули жадид»). В таких школах, наряду с предметами религиозного характера, проводились занятия общего профиля (арифметика, география и др.), классы оснащались соответствующей мебелью – партами, досками, столами для учителей, использовались географические карты. В 1901-1902 гг. в нашей стране такие школы открылись в Пишпеке, Токмоке и Караколе. Лучшие выпускники для дальнейшего обучения направлялись в Казанское и Уфимское медресе. Школы нового типа позже стали появляться и в селах. Например, в 1909 г. в Чон-Кемине открылась школа «Медресе Шабдана», в 1912 г. в Кочкорской долине, в Ак-Талаа, в Туура-Суу Тонской волости (здесь учительствовал сам Ишенаалы Арабаев, получивший образование в Казани и Уфе). В 1911 г. в Жумгале, в с. Кара-Булак открылась «Школа Курмана». В начале ХХ века школы нового типа внесли большой вклад в развитие образования населения Кыргызстана. Большинство выпускников этих школ позже составили передовую часть национальной интеллигенции.

По сведениям Г. Кронгарда, в 1912 г. численность грамотных и учащихся из числа кыргызского населения составляла 4,8%, из них мужчин – 8,5, %, женщин – 0,2%. По подсчетам А. Измайлова в Кыргызстане на 800 тысяч населения в 1913 г. было всего 107 русских школ разных типов с общим контингентом учащихся примерно 7000 человек. Количество кыргызов во всех этих учебных заведениях составляло всего лишь 574 человека. Учительствовали в этих школах 216 народных учителей. Согласно данным Д.Айтмамбетова, в 1916 г. на территории Кыргызстана действовало 16 русско-местных школ. В них обучалось около 750 человек, из них 670 (89%) – дети местного населения, в том числе 614 мальчиков и 56 девочек.  Судя по данным этих и других исследователей, показатели образованности местного населения пока оставались на низком уровне.

Народное образование после Октябрьской революции и в советский период

После Октябрьской революции в национальной системе образования произошли коренные изменения. Для привлечения широких масс к участию в организации школ на местах создавались Советы народного образования. Развернулось строительство кыргызских школ. К 1919 г. в результате школьной реформы старая система сословной школы была заменена на советскую единую трудовую школу I и II ступеней. В школах с первичным этапом обучения учились дети в возрасте 8-13 лет, со вторичным этапом обучения — подростки в возрасте 13-17 лет.

Огромное значение для развития национальных систем образования народов Средней Азии, в том числе и Кыргызстана, имел приказ ЦИК Туркестанской Республики от 9 августа 1918 года о признании тюркских языков государственными.

В целях обеспечения школ учителями в 1919 г. в Ташкенте были организованы кыргызско-казахские педагогические курсы, которые окончили 137 чел. В том же году более 300 учителей кыргызских школ прошли в Верном на учительских курсах подготовку и переквалификацию. Позже в городах Пишпек, Токмок и Каракол были открыты 6-ти и 2-х месячные курсы, а также общеобразовательные первоначальные курсы для взрослых. Специальным декретом было введено обязательное обучение письму и чтению граждан от 18 до 40 лет. Были организованы вечерние курсы по ликвидации безграмотности в городах и сёлах. Первые учителя работали в трудных условиях. У них зачастую не хватало соответствующих знаний и педагогической подготовки. Образно и убедительно показал это в своей повести «Первый учитель» народный писатель Чынгыз Айтматов.

С образованием Кара-Кыргызской автономной области в составе РСФСР 14 октября 1924 года, отрылась новая страница в развитии национального народного образования. 7 ноября 1924 года была издана первая национальная государственная газета «Эркин-Тоо» на кыргызском языке. 16 декабря 1924 года Постановлением Ревкома Кара-Кыргызской автономной области был создан Ученый совет под председательством Ишенаалы Арабаева и его заместителя Касыма Тыныстанова. Вскоре, 20 декабря того же года он был преобразован в Академический центр. За короткое время Академический центр издал 5 школьных книг, начиная с Алиппе (Букваря) до методических пособий, хрестоматий по преподаванию кыргызского языка, арифметики и пяти дополнительных художественных произведений кыргызского народа, а также более 20 видов педагогической литературы, включавшей основные предметы школьной программы. Велись работы по разработке алфавита, развитию норм литературного языка и составлению терминологических словарей по отраслям наук. В этом состояла большая и самоотверженная работа членов центра, патриотов своего дела: Ишенаалы Арабаева, Касыма Тыныстанова, Базаркула Даниярова, Осмонкула Алиева, Константина Юдахина и Иванова. С 13 апреля 1925 года Академический центр стал именоваться Научной Комиссией. Постановлением Кара-Кыргызского Облоргбюро ВКП (б) от 7 февраля 1925 года была организована комиссия по переводу делопроизводства на местный язык под председательством Иманаалы Айдарбекова. Это стало значительным фактором развития национального языка в новых реалиях.

В целях дальнейшего улучшения системы образования был рассмотрен вопрос о введении латинского алфавита вместо арабской графики, который в 1928-1929 гг. стал широко применяться во всех кыргызских школах. В 1940 г. этот алфавит был заменён кириллицей.

Если до Октябрьской революции в Кыргызстане функционировали всего 107 школ (в т.ч. лишь одна средняя)  в количестве 7 041 учащихся, то в 1923 г. в Кара-Кыргызской автономной области обучались уже более 20 тыс. учащихся в 327 школах (из них 251- кыргызские школы). В 1940-1941 учебном году в 1645 общеобразовательных школах (из них около половины семилетние и средние), обучалось 328,7 тыс. детей, в т.ч. 1135 кыргызских школ с 166 тыс. учащимися. В 1981-1982 учебном году в 1734 школах республики всех типов обучалось 909,6 тыс. учащихся. Если в 1926 г. уровень грамотности населения Кыргызстана составляла только 15,1% (среди кыргызов ещё меньше — 4,7%), то в конце XX века наша республика достигла практически стопроцентной грамотности населения. В целом за советский период в стране количество школ увеличилось в 15 раз, учащихся в 114 раз, а количество учителей в 230 раз. Эти учителя составили основной слой интеллигенции республики.

Развитие высшего профессионального образования в советский период

В советский период в республике получило свое развитие система высшего профессионального образования. 25 октября 1925 г. в Пишпеке открылось учебное заведение нового типа – Институт народного просвещения (Киринпрос). Срок обучения в нем был семилетний: первые три года — подготовительное отделение, четыре года – основной курс. Это учебное заведение окончили многие выдающиеся творческие личности, руководители и служащие советских органов государственной власти.

В 1927 г. часть Киринпроса был преобразован в педагогический техникум, а другая часть — в педагогическое училище. Кыргызский педтехникум имел подготовительное (трехгодичное) и основное (четырехгодичное) отделения. Затем открылись еще несколько отделений — школьное, дошкольное, физкультурное и политико-просветительское. Позже, в 1932 г., учащиеся выпускного курса педтехникума становились студентами первого курса Кыргызского государственного педагогического института. Таким образом, педтехникум сыграл важную роль в подготовке первой плеяды национальной интеллигенции.

Совет Народных Комиссаров Кыргызской ССР 13 января 1932 г. принял постановление об открытии в г. Фрунзе Педагогического института — первого вуза в советском Кыргызстане. Этот институт стал впоследствии материальной базой для организации Кыргызского государственного университета, а затем – Фрунзенского политехнического, Кыргызского государственного института физической культуры и Женского педагогического института им. В.В.Маяковского. Многие из первых выпускников Кыргызского педагогического института стали видными работниками народного образования, хозяйства и науки. Среди них: доктор исторических наук, профессор и академик Академии наук Кыргызской ССР Б.Д.Джамгерчинов, член-корреспонденты А.Х. Хасанов, К.Ш.Шатемиров, заслуженные учителя республики А.Джолдошева, У.Ботбаева и другие.

В 1933 г. открыт Кыргызский зооветеринарный институт, который позже был преобразован в Сельскохозяйственный институт имени К.И.Скрябина. Совет Народных Комиссаров ССР 16 апреля 1939 г. принял постановление об открытии Кыргызского государственного медицинского института с контингентом студентов в 200 человек. Уже в 1941-1942 учебном году в институте обучалось 1583 студента. За годы войны институт выпустил 899 врачей.

В 1935 в г. Фрунзе, в 1939 в г. Ош, в 1940 в г. Каракол были открыты педагогические институты. С 1950 г. увеличилось количество высших и специальных средних учебных заведений, выпускающих сотни специалистов для народного хозяйства, культуры, науки и образования.

Совет Министров Союза ССР 24 мая 1951 г. принял постановление, в котором говорилось: «Организовать в 1951 году в городе Фрунзе на базе Кыргызского педагогического института Кыргызский государственный университет в составе следующих факультетов: исторического, филологического, физико-математического, биолого-почвенного, геолого-географического, отнести Кыргызский государственный университет к высшим учебным заведениям первой категории». 31 августа 1951 г. в торжественной обстановке состоялось открытие вуза.

4 сентября 1954 г. организуется Фрунзенский политехнический институт – новая кузница подготовки инженерных кадров для промышленности, строительства и транспорта республики. 26 июля 1955 г. на базе физкультурного факультета университета был создан Кыргызский государственный институт физкультуры и спорта. В 1967 г. открыт  Кыргызский государственный институт искусств. 29 мая 1979 г. был организован Фрунзенский педагогический институт русского языка и литературы, который после ряда реорганизаций в 2019 году приобрел статус Бишкекского государственного университета имени академика Кусеина Карасаева.

Образование в период независимости

С обретением независимости, несмотря на социально-экономические трудности, в Кыргызстане были проведены существенные преобразования в области образования. Были приняты ряд национальных законов, концепций и программ для развития национальной системы образования.

В начале 1990-х г. в Кыргызской Республике начали создаваться школы-гимназии с углубленным изучением отдельных предметов и профориентацией. На базе средних школ №5 (с кыргызским языком обучения) и №6 (с русским языком обучения) были созданы первые гимназии. Начали функционировать лицеи и колледжи. В этом плане свой вклад в развитие новой системы обучения внесли турецкие коллеги. Они открыли в г. Бишкек и в других областных центрах ряд среднеобразовательных лицеев, где обучение осуществлялось на нескольких языках – на английском, кыргызском и русском.

С 1991 г. был открыт ряд новых вузов, прежние институты были преобразованы в университеты. Так, в 1992 г. Ошский педагогический институт был преобразован в университет, а Ошский технологический колледж в Ошский технологический университет (1997 г.); Художественный колледж — в Художественную Академию (1995 г.); Кыргызско-Узбекский высший технологический колледж — в Кыргызско-Узбекский университет (1997 г.); Бишкекская высшая школа милиции — в Академию Министерства внутренних дел Кыргызской Республики (1999 г.). С 1992 г. на базе Политехнического института начали функционировать Кыргызский технический университет и Кыргызский архитектурно-строительный институт. В 1993 г. создан Кыргызский горно-металлургический институт. В 1998 г. в г. Жалал-Абад открылся университет. На базе Кыргызского сельскохозяйственного института и Научно-опытного сельскохозяйственного института была основана Сельскохозяйственная академия. Таким же образом была преобразована Медицинская академия. В 1994- 2000 гг. в городах Нарын, Талас и Балыкчы были открыты региональные высшие и средне-специальные учебные заведения. От бывшего Кыргызского государственного института искусств отделилась Кыргызская государственная консерватория, Государственный институт языка и гуманитарных наук был преобразован в Бишкекский гуманитарный университет. Иссык-Кульский государственный педагогический институт, Кыргызский женский педагогический институт, получили статус университетов.

Вхождению суверенного Кыргызстана в мировое образовательное сообщество способствовало открытие совместных учебных заведений. Так, на заре независимости были открыты Кыргызско-Турецкий профессиональный женский      лицей, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», Кыргызско-Узбекский высший технологический колледж, Кыргызско-Российский Славянский университет. При КГНУ создавались кыргызско-американский, кыргызской-европейский и восточный факультеты. Далее на базе упомянутого кыргызско-американского факультета в 1998 был открыт Кыргызско-Американский университет.

Сегодня система высшего образования продолжает свое поступательное развитие. Сеть университетов расширяется, что свидетельствует о возрастающей потребности населения в образовательных услугах. Если в 1990 году было девять высших учебных заведений с общим контингентом студентов всего лишь в 58,8 тыс. человек, то в 2024 году количество вузов увеличилось почти в 10 раз, контингент студентов вырос в 5 раз. С 2012 года был осуществлен переход на двухуровневую структуру высшего образования в соответствии с международной практикой (бакалавриат и магистратура).

Высшая школа страны успешно адаптируется к условиям свободного рынка, предлагая большой выбор образовательных профессиональных программ. Это также позволяет учебным заведениям, исходя из своих финансовых и кадровых возможностей, планировать образовательные услуги и формировать контингент обучающихся по разным специальностям.

Послесловие

Тяга к знаниям и образованию издревле занимала важное место в «культурном коде» кыргызского народа. Она проявляла себя во все исторические периоды жизнедеятельности кыргызов, пробивая себе дорогу к практическому воплощению. Конечно, значение и роль образования в глубинных пластах многовековой истории кыргызского народа еще предстоит исследовать и раскрыть. Но как свидетельствует документированная история последнего столетия кыргызской государственности, отношение к образованию как к большой ценности было основательным и открытым к веяниям исторической эпохи. Так, национальная система образования Кыргызстана с конца 19 века по настоящее время прошла нелегкий путь становления и поступательного развития. От медресе с религиозным образованием, джадидских (новометодных) школ с реформаторским образованием до общеобразовательных школ и университетов с программами образования по мировым канонам и охватом всего населения страны.

Таким образом, национальная система образования в прошлом столетии сыграло фундаментальную роль в преобразовании Кыргызстана в прогрессивную демократическую страну с высокими показателями грамотности населения и индекса человеческого развития. Несмотря на все сложности переходного времени конца 20 — начала 21 века, национальная система образования продолжила свой путь поступательного развития. В том числе, высшая школа за годы независимости сформировалась в стройную систему взаимодействующих преемственных образовательных программ, которая учитывает требования современного динамичного мира. Как я писал ранее (см. статью в «Акипресс» на тему «Трансформация высшего образования: модели мировых университетов и перспективы для Кыргызстана»), система высшего образования Кыргызстана сегодня находится в русле глубинных трансформаций, происходящих в большинстве стран мира, и поступательной эволюции, которые в будущем позволят вузам делать ощутимый вклад в экономическое и социальное развитие республики. Это – переход к новой модели СМАРТ-УНИВЕРСИТЕТА 4.0. В настоящее время в республике на уровне государства принимаются усилия по осуществлению прорывного технологического развития. Уверен, у национальной системы образования Кыргызстана имеется потенциал и внутренние резервы для обеспечения перехода к новому поколению «умных» школ и университетов.

Список использованных источников:

  1. История образования Кыргызстана http://foto.kg/istoricheskaya-spravka/2014-istoriya-obrazovaniya-kyrgyzstana.html
  2. Кронгардт Г.К. Население Киргизии в последней трети XIX – начале ХХ века (по материалам северных районов). – Фрунзе: Илим, 1989.
  3. Измайлов А.Э. Очерки по истории советской школы в Киргизии за 40 лет. – Фрунзе: Киргизгосучпедгиз, 1957.
  4. Айтмамбетов Д. Дореволюционные школы в Киргизии. – Фрунзе, 1961.
  5. См.: Победа Октябрьской Революции в Киргизии. / Сб.док. 1917-1918. –Фрунзе, Илим, 1977.
  6. Великий Жусуп Абдрахманов и его эпоха. Сб. док. и матер. /Сост. Д.Ш. Кызаева, А.Э. Кубатова, Д.Б. Сапаралиев. – Бишкек, 2021.
  7. См.: Табышалиев С. Кузница подготовки кадров (История Киргизского государственного университета). – Фрунзе, 1975.
  8. Бишкекский государственный университет имени Кусеина Карасаева: 40 лет созидания и успеха. Бишкек, 2019.
  9. Мусаев А.И. Трансформация высшего образования: модели мировых университетов и перспективы для Кыргызстана https://mnenie.akipress.org/unews/un_post:38377/?from=mnenie&place=search&sth=37117eac4bf2863a5bc91497cccf2954)

 

Абдылда Мусаев

Ректор Бишкекского государственного 

университета им. К.Карасаева, профессор

 

Поделиться

Комментарии