ИНВЕСТИРУЯ В ДЕТЕЙ -ИНВЕСТИРУЕМ В БУДУЩЕЕ

  • 13.03.2024
  • 0

ИНВЕСТИРУЯ  В ДЕТЕЙ -ИНВЕСТИРУЕМ В БУДУЩЕЕ

или о приоритетности и значимости мер, предпринимаемых государством по охвату детей дошкольным образованием: цифры, статистика, тренды, опыт и мнения

По данным ООН, в 2025 году в Кыргызстане будет максимальный прирост населения за последние 74 года, который составит 5,92 %. Вместе с тем,  по данным Минобразования, в Кыргызстане на данный момент не хватает более 2500 детских садов при условии, что вместимость одного сада будет 250 детей. На самом деле их нужно, наверняка, гораздо больше. Поэтому пристальное внимание Правительства страны к вопросу обеспеченности населения детскими садами отнюдь не случайно и имеет веские основания, в том числе экономические: инвестируя в дошкольное образование, страна вкладывается не только в человеческий капитал, но и в будущий экономический рост страны.

В свете сказанного совершенно оправданно и то, что первым пунктом одного из 7 направлений деятельности Министерства образования и науки КР на 2024-2026 годы обозначено: «Дошкольное образование и раннее развитие детей», в рамках которого поставлена цель — в течение 2024 года достичь 40% охвата дошкольным образованием.

Может возникнуть вопрос: Почему  дошкольное образование  вошло в разряд первоочередных задач МОиН КР. Ответ очевиден и прост. Это мировой тренд. Все развитые страны возвели это направление в приоритет, основываясь на научные открытия и исследования. Так, экономист и Нобелевский лауреат Джеймс Хекман совместно с крупнейшим специалистом по раннему развитию Джеком Шонкоффом в 2006 году в своей статье, опубликовали график, известный ныне как «кривая Хекмана».

Это известное исследование стало отправной точкой для революции в сознании человечества: с этого момента дошкольное образование стало рассматриваться как инвестиция, а не расходная статья бюджета. Подтверждением теории Хекмана становятся многочисленные исследования американских и британских ученых об уровне возврата вложенных средств в программы дошкольного образования. В частности, программа дошкольного образования «Хайскоуп Перри», которая проводилась в США в 1960-е годы для детей из малообеспеченных семей показала высокую экономическую отдачу: каждый вложенный доллар вернулся в шестнадцатикратном размере через 40 лет.

Исследования международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) также показывают, что дети получившие дошкольное образование, лучше учатся в средней и старшей школах. Лидирующих показателей в образовании показывают страны, где обеспечивается равенство в доступности дошкольного образования для социально уязвимых детей. Известно также, что чем больше вкладывается в дошкольное образование, тем лучше экономика страны.

Наглядным примером этого может служить Южная Корея. По результатам PISA -2022 Южная Корея вошла в топ 5 стран по качеству школьного образования. В чем истоки этого? Если сделать краткий экскурс в историю образования, то можно увидеть, что в 80-х произошёл скачок уровня зачислений в детские сады и дошкольные учреждения: В 1980-х в 901 такое заведение было зачислено 66 434 ребёнка, тогда как уже в 1987 — 397 020 детей в 7 792 заведения. За тот же период выросло число воспитателей и учителей дошкольного образования: с 3 339 до 11 920, подавляющее число которых — 92 процента — были женщинами. Это объясняется рядом причин:

  • поощрение и содействие со стороны уполномоченных органов в сфере образования;
  • рост числа женщин, выходящих на рынок труда;
  • рост числа нуклеарных семей, в которых старшие родители, в силу их отсутствия, не могли нянчиться с детьми;
  • осознание того, что детские сады могут облегчить последующую учёбу.

Немаловажным фактором также являлись впечатляющие выпускные церемонии, а также дипломы и грамоты об окончании детского сада, которые в определённой степени импонировали родительскому чувству гордости за своё чадо.

Не исключено, что именно это поколение детей впоследствии совершила скачок в развитии экономики Южной Кореи, которая вошла в список стран, известных как «азиатские тигры».

Сегодня в нашей стране также предпринимаются шаги, которые создают предпосылки для широкого охвата детей дошкольным образованием. Так, Национальная программа развития КР до 2026 года, утвержденная Указом Президента КР 12 октября 2022 года, поставила задачу увеличить охват дошкольным образованием в два раза.

В рамках реализации указанной Программы Министерство образования и науки КР планирует в этом году достичь 40% охвата детей дошкольным образованием путем открытия 560 краткосрочных детских садов, оптимизации 4909 помещений детских садов, внедрения ваучерного механизма финансирования. Кстати, буквально на днях, завершился первый этап обучения воспитателей краткосрочных детских садов, в ходе которого было обучено 820 воспитателей. Эти специалисты будут играть ключевую роль в развитии детей в возрасте от 3 до 6 лет по программе «Балалык» в создаваемых 560 краткосрочных детских садах. Второй этап обучения запланирован на май-июнь 2024 года и обещает дальнейшее повышение профессиональных навыков педагогов, что будет способствовать улучшению качества дошкольного образования в Кыргызстане.

В настоящее время для открытия детских садов, проведения капитального ремонта/реконструкции и приобретения основных средств при поддержке государства предусмотрено, что государственные банки будут предоставлять льготные кредиты сроком от 36 до 60 месяцев. Кроме того, предоставляется возможность присваивать детским садам имена меценатов, которые внесли свой вклад в развитие дошкольного образования, построив здания организаций дошкольного образования. Также государство готово предоставить земельный участок в аренду до 49 лет тем, кто будет строить здания дошкольных образовательных организаций и эксплуатировать их как детские сады.

Самое главное, устранен один из главных барьеров на пути создания детских садов —  лицензирование. Согласно новому Закону КР «Об образовании» лицензирование отменено. Преимуществом такого подхода является создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, особенно для роста женского предпринимательства, перехода в формальный сектор экономики. А также устраняются бюрократические барьеры, связанные процедурами лицензирования юридических лиц и требованиям к нежилым помещениям.

«Отныне не требуется лицензирование детских садов, они переходят на систему уведомления. Из-за особого значения дошкольного образования и раннего развития для интеллекта ребенка приняты меры по устранению возможных бюрократических препон при создании частных детских садов», — сказала министр образования и науки Догдуркуль Кендирбаева на заседании коллегии МОиН КР, прошедшем 7 марта 2024 года.

Более того, по ее словам, разработан новый механизм перехода на нормативное финансирование детских садов, а также законом утверждено введение ваучерного механизма финансирования образовательных услуг в пилотном режиме с 1 сентября 2024 года
«Это означает, что государство финансирует дошкольное образование не только в государственных детских садах, но и в частных детских садах» — сказала министр.

Представляется, что шаги, предпринятые правительством и уполномоченными органами в сфере образования по решению проблемы обеспеченности населения дошкольными образовательными организациями, а также преимущества и выгоды от них достаточно очевидны и в ближайшей перспективе должны дать свои результаты.

Вместе с тем, учитывая опыт, проблемы и ошибки стран, где для решения проблем обеспеченности населения детскими садами отменили лицензирование на открытие детских садов, а также убрали многочисленные бюрократические препоны для их открытия, представляется необходимым принять упреждающие меры по недопущению снижения качества воспитания и обучения в дошкольных организациях, на соблюдение помещений детских садов техническим и санитарным требованиям, а также подготовку квалифицированных кадров для системы дошкольного образования, их постоянное  обучение и повышение квалификации. В свете этого представляется необходимым вести постоянный мониторинг нововведений в сфере дошкольного образования и отслеживания их результатов.

При этом, учитывая, что большинство подрастающего поколения проживает в сельской местности обратить внимание на поддержку предпринимательства сфере образования, именно в сельской местности, с тем чтобы обеспечить доступ к дошкольному образованию детей из малообеспеченных и социально-уязвимых слоев населения.

Таким образом, чтобы комплексно решать поставленные задачи в сфере дошкольного образования, представляется целесообразным разработать и принять программу развития дошкольного образования, а следующий 2025 год — объявить Годом детей.

 

Сейитжан Апышев

 

Поделиться

Комментарии