ЕЩЕ РАЗ О СТАТУСЕ УЧИТЕЛЯ И ЗАЩИТЕ ЕГО ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
- 11.11.2024
- 0
Инцидент, произошедший в столичной школе № 57, где мать одного из учеников бесцеремонно врывается в класс и на глазах учащихся оскорбляет учительницу, смею предположить, скорее типичный, чем из ряда вон выходящий. Просто такие инциденты носят латентный характер, поскольку образовательные организации и местные органы власти стараются не предавать их широкой огласке. Но коль проблема волею случая вышла наружу, то стоит, наверное, и поговорить о ней, поскольку такие случаи больно бьют по престижу учительской профессии, которая и так пока не на должном уровне. Давайте обратимся к опыту других стран и посмотрим как они решают эту проблему.
Сразу нужно отметить, что тенденция к снижению престижности педагогических профессий, и, как следствие, недооценённость учительского труда наблюдаются во многих странах. Так, по словам Члена Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области Екатерины Сморода более 65% учителей признались, что сталкиваются с хамством и дерзостью со стороны учеников, а также дискредитацией их профессиональной деятельности со стороны родителей.
«Мы провели очень большой, серьезный опрос, в котором приняли участие более 1000 учителей из различных регионов РФ <…> Более 65% учителей сталкиваются с хамством, дерзостью, со срывом уроков со стороны учеников», — говорит Е. Сморода.
Из опроса следует, что 50% учителей считают, что существующих правовых механизмов для защиты их чести и достоинства педагога недостаточно. 25% сомневаются в достаточности существующих механизмов, а 15% них никогда и не слышали. 90% преподавателей считают, что необходимо привлекать к ответственности тех, кто дискредитирует их профессиональную деятельность.
Такова ситуация в России. Она не слишком отличается от ситуации в нашей стране, где также нет четких правовых механизмов защиты чести и достоинства педагогов. Хотя некоторое время назад в парламенте поднимался этот вопрос, но должного внимания он не получил. Сейчас самое время этим заняться, хотя бы по той причине, что в сфере образования сегодня происходят кардинальные изменения и вопрос с молодыми педагогическими кадрами стоит одной из первых в повестке дня модернизации образования. Тем более, что в развитых странах этот путь прошли и, мы тоже рано или поздно станем перед необходимостью принятия закона, защищающего честь и достоинство учителей. Сегодня с горечью приходится сожалеть о том, что с принятием нового Закона КР «Об образовании», утратил силу Закон КР «О статусе учителя», иначе сегодня можно было бы только внести в него соответствующие поправки. Но, дело сделано и в нынешней ситуации, нужно разрабатывать новый законопроект, для защиты чести и достоинства учителя, где были бы прописаны нормы, призванные поставить заслон таким негативным проявлениям, как хамство в отношении учителей со стороны учеников и их родителей.
Так, например, решили эту проблему в Южной Корее, где приняли закон, призванный защитить учителей от издевательств со стороны родителей. Принятие этого закона стало результатом многомесячных акций протеста учителей из-за самоубийства 23-летней учительницы начальной школы Сеула. Ранее молодая девушка выражала беспокойство по поводу жалоб от чрезмерно авторитарных и даже жестоких родителей. В ходе протестов учителя требовали предоставить им больше прав и защитить их от учеников и их родителей. По их мнению родители эксплуатируют принятый в 2014 году закон о защите детей, согласно которому учителей, обвинённых в жестоком обращении с детьми, отстраняют от работы немедленно. Они также считают, что культура злонамеренных жалоб привела к тому, что они не могут как следует обучать и наказывать своих учеников. Некоторые учителя также хотят, чтобы родителей, выдвигающих ложные обвинения в жестоком обращении с детьми, привлекали к ответственности.
На самом деле, учитель работает с людьми постоянно — причем не только с детьми, но и с их родителями, другими педагогами и т.д. Часто они сталкиваются с хамством, оскорблениями, публикациями в информационном пространстве — и если имеющиеся правовые механизмы не останавливают эту пагубную практику, то нужно найти дополнительные. Поэтому и нужны поправки в действующее законодательство либо разработка новых нормативных правовых актов, чтобы защитить честь и достоинство учителя.
Благо, что после инцидента, министр образования Д. Кендирбаева стала на защиту педагога и взяла проблему на личный контроль. МВД в отношении женщины составили протокол по статье «Проявление неуважения к педагогическому работнику» Кодекса о правонарушениях КР и дело передали в суд. Однако не факт, что в следующий раз ситуация разрешится таким образом. На волне нарастающего движения по защите детей от насилия в нашей стране, может получиться так, что крайним окажется априори учитель, как это случилось в Южной Корее, где родители используют в своих целях, принятый в 2014 году закон о защите детей. Именно в этот закон они требовали поправок в ходе протестов.
Сейитжан Апышев
Комментарии