ДОВЕРИЕ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В КЭУ

  • 11.12.2020
  • 0

«Выживает не самый сильный, не самый умный,

а тот, кто лучше всех откликается  на происходящие изменения»

(Чарльз Дарвин)

Кыргызский экономический университет им.М.Рыскулбекова является ведущим вузом Кыргызской Республики, готовящим специалистов для экономики и сферы сервиса. Высокое качество образования, международное признание, активная научно-исследовательская деятельность, инновации, сильнейший профессорско-преподавательский состав – вот то, чем по праву может сегодня гордиться университет. Но главной особенностью КЭУ является то, что университет одним из первых в стране прошел международную аккредитацию в 2012 г. и еще раз доказал, что является лауреатом по качеству в сфере образования не только Кыргызской Республики, но и обладателем Европейского Гран-при по качеству, пройдя вторую    международную аккредитацию в 2020 г.

Интернационализация рынка образования, усиление международной конкуренции заставляет вузы стремиться к получению дополнительных свидетельств качественности своих образовательных программ и тем самым укрепления своей конкурентоспособности.  В этом плане наиболее перспективной для системы образования нашей страны является международная аккредитация.

Международная аккредитация не является обязательной, однако позволяет провести независимую экспертизу реального уровня образовательных услуг, предлагаемых вузами нашей страны. Она является механизмом, который позволяет вузу укрепить свои позиции на мировом рынке образования, поднять его репутацию в мировой академической среде, повысить его востребованность со стороны иностранных абитуриентов. Данный вид аккредитации объективно способствует привлечению внимания иностранных специалистов и учащихся, повышению квалификации персонала вуза, упрощает организацию научных и академических обменов, расширяет коллективный опыт и зону влияния каждого вуза, содействует рекламе и продвижению участвующих в такой работе вузов на передовые позиции в области науки и образования.еждународная аккредитация проводится не по государственным требованиям, в центре внимания — европейские критерии качества, основанные на особых требованиях к целям, задачам, миссии программы, к ее структуре и содержанию, к профессорско-преподавательскому составу, к работе со студентами, к учебным ресурсам, информационным сетям, функционированию вуза в общественной среде. Международная аккредитация, в отличие от независимых агентств, базируется на трех основных принципах: минимум стандартов, необходимых для принятия решений; экспертная оценка; широкое привлечение всех заинтересованных лиц, причастных к образовательному процессу. Также следует отметить, что международная аккредитация – это не поиск недостатков, а помощь в адекватной оценке и совершенствовании программ.

Международная аккредитация, как процедура, естественно, является достаточно сложной и трудоемкой, поскольку требует глубокого знания европейских стандартов, умения совместить требования к аккредитации национальных аккредитационных организаций и международных аккредитационных агентств, необходимость привлекать дополнительные финансовые ресурсы и высококвалифицированных профессоров и доцентов,  желательно со знанием иностранного языка и некоторые другие.

Значение и польза международной аккредитации образовательных программ огромны, и заинтересованных сторон при этом много: это правительства стран, ответственные за стабильное экономическое и финансовое развитие страны в долгосрочной перспективе; это руководители предприятий,  нуждающиеся  в привлечении квалифицированных специалистов, способных легко социализироваться и адаптироваться в производственной среде со множеством вызовов, обладающих кросс-культурными компетенциями и толерантностью и готовые осваивать новые компетенции  с применением информационных технологий, а также специалистов, которые владеют устной и письменной речью на английском языке, что способствовало         бы развитию  международного профессионального            двухстороннего и многостороннего взаимовыгодного сотрудничества; это абитуриенты, готовые  продолжать свое дальнейшее образование за границей, внедряя в жизнь стратегию ЮНЕСКО об образовании в течение всей жизни; это современные родители, выросшие  в условиях открытых границ, процессов интернационализации образования и производства, имеющих более широкие возможности для путешествий и, следовательно, для изучения мировой культуры и искусства и стремящихся обеспечить эти возможности своим детям.

Но главными выгодоприобретателями становятся сами высшие учебные заведения. Получив аккредитацию образовательных программ от международных аккредитационных агентств, университеты приобретают следующие возможности:

  1. Утверждённая и внедренная миссия и политика обеспечения качества.
  2. Возможность привлекать на эти программы зарубежных студентов, поскольку данная информация размещается как на сайте университета, так и на сайте зарубежного аккредитационного агентства.
  3. Возможность студентам, обучающимся по международным аккредитованным программам, совершенствовать свое портфолио за счет сертификатов, выдаваемых при выпуске.
  4. Возможность университету выполнять набор абитуриентов из ближнего и дальнего зарубежья.
  5. Усиление интенсивного изучения иностранного языка, который может использоваться, как преподавателями, так и студентами, в обменных программах между университетами, реализуемых на иностранном языке.
  6. Развитие мобильности студентов в образовательных и производственных целях, а также их успешное трудоустройство за рубежом, что ведет к выполнению еще одного показателя эффективности деятельности университетов — показатель трудоустройства выпускников.

В дополнение в вышеперечисленным: преимущества международной аккредитации для КЭУ им.М.Рыскулбекова — получение независимой оценки качества образовательных программ; доказательство качества образовательных услуг и подготовки специалистов; получение рекомендаций по совершенствованию образовательных программ; публичное заявление о высоком уровне качества подготовки специалистов; повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг страны; укрепление своих позиций на международном рынке образовательных услуг; обеспечение и улучшение трудоустройства выпускников, помощь в развитии их карьеры, повышении ценности выпускников на рынке труда; обмен передовым опытом; международное партнерство.

Вызовы современного высшего образования требуют от вузов адекватной реакции, где вопросы качества образования, а также качества подготовки специалистов, определяемые рынком труда, являются самыми ключевыми. И, как показывает практика, вузам следует формировать процесс современной модели профессионального обучения специалистов, основанный на системообразующем принципе с концептуально новыми подходами изучать мировую практику и внедрять современные технологии качества, в том числе внедрять новую систему управления учебным заведением, от которого в основном и зависит само качество образования. Качество образования – это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности.

В сентябре 2020 года Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР\IAAR) организовало визит внешней экспертной комиссии (ВЭК) по оценке качества образовательных программ КЭУ им. М. Рыскулбекова в рамках международной программной и первичной программной аккредитации и приняло решение о международной программной аккредитации образовательных программ (бакалавриат, магистратура) сроком на 5 (пять) лет.

Следует отметить, что при прохождении международной аккредитации   КЭУ успешно продемонстрировал и такие основные условия обеспечения качества образования:

— материально-техническая база (современные лаборатории, учебно-методическая литература, электронные ресурсы, обеспеченность техническими средствами обучения, развитая инфраструктура, соответствующие санитарно-гигиенические условия);

— квалифицированный ППС (система переподготовки и повышения квалификации);

— современная организация учебного процесса (учебные планы и программы, различные формы учебных занятий, организация СРС, методические разработки, учебники, пособия, наглядные пособия).

Также обеспечение активности студента в образовательном процессе, повышение самостоятельности и участия в улучшении качества образования. На формирование этих качеств студента и должен быть направлен весь образовательный процесс в вузе.

В заключение следует сказать, что слово «аккредитация» в переводе с латинского означает «доверять». Если вуз прошел международную аккредитацию, то возрастет доверие к нему как со стороны работодателей, так и самих студентов.

Кыргызский экономический университет им. М.Рыскулбекова – вуз со здоровыми амбициями Наши задачи понятны и ясны: в ближайшей перспективе вуз должен быть в числе 10 лучших вузов Центральной Азии. Для этого мы   прошли    международную аккредитацию, стремимся к тому, чтобы наши выпускники имели возможность работать не только в просторах Евразийского экономического союза, но и в других странах мира. Для того чтобы быть в числе лидеров, мы должны еще больше укрепить имидж университета в международном образовательном и научном сообществе. А это можно сделать только ежедневным трудом, совершенствованием и повышением качества образовательного процесса и научно-исследовательских работ.

Алмаз Кадыралиев,

к.э.н., доцент, ректор КЭУ им. М.Рыскулбекова

Поделиться

Комментарии