Что нужно знать о рейтинге частных школ и вузов?
- 16.12.2024
- 0
В прошлом году в стране прошел I Национальный рейтинг вузов. Мы освещали подготовку и результаты этого рейтинга.
Его результаты до сих пор активно обсуждают в академической среде, среди абитуриентов и общественности.
Интерес к такой информации понятен – в нашей стране более 80 вузов, которые предлагают сотни образовательных программ, объявляя их лучшими, уникальными, креативными или соответствующих международным стандартам, чтобы это не значило.
С отечественными вузами активно конкурируют вузы других государств, как наших соседей – Казахстана, России, так и других стран – Китая, Турции, Европы, Великобритании, США, Канады, Малайзии, Индонезии, Южной Кореи …
У любого абитуриента и его родителей голова пойдет кругом от предложений и обещаний.
В мировом образовательном празднестве одним из действенных механизмов помогающим определиться с образовательной организацией и образовательной программой является механизм рейтинга.
Рейтинги — это оптимальный механизм, оказывающий помощь при сознательном и грамотном выборе будущей профессии, своей альма-матер, которая создаст все условия для наиболее полного раскрытия ваших талантов и способностей, создаст основу вашей личности и профессионального видения, создав условия для комфортной и полезной учебы.
Зачем нужны рейтинги вузов?
Они помогают:
- Абитуриентам и их родителям: Выбрать наиболее подходящее образовательное учреждение, основываясь на объективных данных о качестве образования и перспективах развития. Рейтинги позволяют сравнить различные учебные заведения и принять обоснованное решение.
- Работодателям: Оценить уровень подготовки выпускников и выбрать лучших кандидатов для своих компаний. Рейтинги помогают работодателям ориентироваться в качестве образования, полученного кандидатами.
- Учебным заведениям: Оценить свои сильные и слабые стороны, улучшить качество образования и научной деятельности. Рейтинги стимулируют вузы к постоянному совершенствованию и развитию.
- Государственным органам: Принимать обоснованные решения о финансировании и поддержке образовательных учреждений. Рейтинги помогают государственным органам оценивать эффективность работы вузов и распределять ресурсы.
Итак, зачем нужны рейтинги вузов? Об этом наш разговор с Президентом Агентства по гарантии качества в сфере образования EdNet, Национальным проектным менеджером Кыргызской Республики по PISA 2025 Онолкан Уманкуловой.
— В этом году Вы решили продолжить практику рейтингов, расскажите об этом?
— Успешность результатов первого рейтинга, сподвигли агентство EdNet провести в этом учебном году два новых рейтинга – рейтинг образовательных программ вузов и рейтинг частных школ города Бишкек.
— Почему Вы выбрали рейтинг образовательных программ, учитывая, что Вы провели в прошлом году рейтинг вузов?
— В прошлом году мы провели рейтинг вузов, где смогли проранжировать вузы в целом, как их воспринимают преподаватели и работодатели, смогли оценить их по объективным данным, в соответствии с методикой международного рейтинга QS.
На самом деле общий рейтинг не в полной мере информирует абитуриента о качестве образования в университете по выбранной профессии.
На что обращают внимание при выборе университета? На выбор образовательной программы, которая поможет вам реализовать свои планы на построение будущей карьеры. Вы выбираете программу обучения по выбранной вами профессии, профессоров именно этой программы, материальную базу по вашей специальности. При этом университет необязательно будет занимать лидирующие позиции в национальном рейтинге. Ваш университет может не войти в пятерку или даже десятку лидеров университетского рейтинга, а по отдельным программам может стать национальным лидером. Поэтому в преддверии нового учебного года мы проранжируем все образовательные программы всех без исключения вузов по 6 направлениям: «Лечебное дело», «Экономика», «Юриспруденция», «Международные отношения», «Педагогика» и «Информационные системы» и «Информационные системы и технологии».
Все образовательные программы всех вузов, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и от того, подписали они договор с нами или нет, будут оценены академическим сообществом и работодателями, а также проверены на научное цитирование – только так мы сможем показать объективность и полноту рынка образовательных услуг в Кыргызстане. По другим критериям программы мы сможем оценить только те вузы, которые подпишут с нами договор и предоставят нам необходимые данные, поэтому вузы, которые не успеют заключить с нами соглашение, не смогут предъявить все свои конкурентные преимущества, соответственно их оценка будет неполной.
Поэтому призываю все вузы участвовать в рейтинге программ, чтобы быть услышанными и увиденными широкой аудиторией, демонстрируя полноту информации о себе.
— Нам особо интересно рассмотреть Первый рейтинг частных (внебюджетных) школ города Бишкек. Расскажите почему именно частные школы г.Бишкек?
— Рынок образовательных услуг школьного образования очень широк и даже более конкурентен, чем рынок университетских услуг. В стране сегодня действует более 250 частных или внебюджетных, или назовем их негосударственных школ. Из них около 80 в городе Бишкек. При этом в городе чуть больше 100 государственных школ. То есть практически их количество сравнялось.
Перед любым родителем, особенно родителем, желающим вкладываться в развитие своего ребенка, стоит очень нелегкий выбор. Огромный выбор различных образовательных методик, программ, ориентированных на европейские, американские, российские, турецкие, корейские и китайские стандарты, услуги дополнительного образования, преподаватели, материальная база, безопасность. Это лишь немногая часть вопросов, которые волнуют родителей. Как выбрать лучшую школу по своим возможностям? Где обеспечат лучшее качество образования? Где будет безопасно? Где он сможет выявить и развить свои таланты?
Рейтинги школ — это полезный инструмент, который помогает сделать осознанный выбор и найти учебное заведение, соответствующее вашим ожиданиям и целям. Опираясь на результаты нашего рейтинга родители и учащиеся смогут найти школу, которая поможет им наиболее полно раскрыть таланты и способности детей, быть оптимальной по совокупности показателей цена-качество, и которая подходит им по другим показателям – уровень учителей, дополнительные услуги – кружки, питание, занятия с учениками и т.д. Рейтинги предоставляют объективные данные, которые могут быть полезны для всех участников образовательного процесса, от абитуриентов до государственных органов.
Мы решили провести первый рейтинг, чтобы дать возможность родителям выбрать школу опираясь на объективные данные, самими школам оценить себя со стороны, провести бенчмаркинг и увидеть свои конкурентные преимущества и может быть те направления, которые требуют развития. А школам в свою очередь стать видимыми на рынке образовательных услугу и заявить о себе для более широкой аудитории.
В этой связи мы решили также оценить все частные школы города Бишкек, независимо от того, заключат они соглашения с нами или нет. Материалы рейтинга будут верифицированы.
Хочу отметить, что несмотря на то, что негосударственный сектор школьного образования развивается уже более 30 лет, мы, то есть академическое сообщество, родители, органы управления имеют крайне мало информации о них.
Как развиваются негосударственные школы? Какие стандарты и методики они используют? Чему и как учат? Кто учит в таких школах?
А между тем это очень разные по своим направлениям, уровню, по используемым методикам и материальной базе школы.
Но сегодня мы практически ничего не знаем о них.
Именно для того, чтобы открыть эту terra incognita, мы решили провести этот рейтинг. Начали мы с Бишкека, но в дальнейшем попробуем охватить и другие регионы.
Школы будут оценены по следующим критериям:
Условия обучения (30% от общей оценки).
Учитывается число уровней в школе, среднее количество учеников в классе, соотношение количества учеников и штатных учителей, Преподавательский состав, эффективность методов обучения, а также доступность ресурсов и поддержки для учащихся. Учебная программа и ресурсы, включая в себя такие факторы, как соответствие учебной программы целям школы и наличие технологий и других ресурсов для поддержки преподавания, и обучения.
Академические результаты (30% от общей оценки)
Эта категория оценивает школы по тому, в какой степени их ученики достигают своих целей в обучении и прогрессируют в учебе.
Среда ( 25 % от общей оценки)
Обеспеченность зданием, наличие достаточного количества классов, соотношение общей площади к количеству учащихся, соотношение учебной площади к количеству учащихся, наличие спортивного зала, Транспортная доступность школы. Безопасная среда. Дружелюбная среда.
Доступность и лидерство (15 % от общей оценки)
Наличие конкурса при поступлении, стоимость обучения и возможности помощи различных групп .учащихся, доля учащихся обучающихся по грантам, или по сниженной стоимостью. Инклюзивность.
Это независимый рейтинг, и наша задача помочь школам найти своего родителя, а родителям в свою очередь найти свою школу в этом большом разнообразии частных школ. Поэтому в рейтинге будут также представлены все частные школы, действующие в Бишкеке сегодня, чтобы родители имели полную информацию. Поэтому мы также призываем всех руководителей школ участвовать в рейтинге.
Сейитжан Апышев
Комментарии