БУДУЩЕЕ НАРОДА В РУКАХ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

  • 15.07.2021
  • 0

В наш век необходимость получения математического образования бесспорна. Каждый год выпускникам школ нашей республики выделяются бюджетные места в российских вузах для обучения на технических специальностях. К сожалению, многие из этих мест пропадают по причине слабой подготовки по математике выпускников наших школ.

Я закончил математический класс средней школы №61 г. Фрунзе.

Учителем математики был Ефим Борисович Якир, впоследствии получивший звание Народного учителя Кыргызской республики. Практически все его выпускники получили высшую подготовку по школьной математике, достаточную для поступления на любой естественно-технический факультет сильнейших вузов страны, таких как МГУ, НГУ, МФТИ, МИФИ и т.п.  Со слов Ефим Борисовича его ученики ныне работают на высших руководящих должностях в компании Билла Гейтса, являются лауреатами Государственной премии СССР, авторами авиа и космических проектов, в их числе проект «Буран», проект связанный с самолетами вертикального взлета, самолетами «Стелс» и т.д. Его ученики проживают и работают по всему миру: США, Европа, Австралия, ЮАР и т.д. Вот чего достиг один педагог, но талантливый и влюбленный в свою работу. Ефим Борисович является уроженцем села Нововоскресеновка близ Кара-Балты. Он часто шутил на уроках. Он нам рассказывал, что мечтал стать юмористом, его кумиром был Аркадий Райкин. Но стал школьным учителем по математике. Он часто прилетал из США и каждый раз повторял, что образование должно быть бесплатным. Говорил, что у нас в стране очень много талантливых детей.

Учить ребенка математике – не значит обязательно делать из него математика. Математика дает человеку умение мыслить логично, разумно. Математик может стать и экономистом, и филологом, и юристом, и историком. Но никто из перечисленных специалистов никогда не сможет стать математиком. Поздно. Если по другим предметам можно выучить и научиться, то математику необходимо знать. После школы математикой уже не овладеешь. Это подобно тому, как ребенок начинает учиться ходить в годик, учится говорить в два-три года, так же и математике можно научиться только в школьном возрасте.

В чем секрет быстрого роста Китая, Тайваня, Сингапура, Кореи и т.п. стран?

Мой брат Таалайбек в свое время успешно руководил сборной нашей страны на Международных олимпиадах по математике среди школьников. Так вот, лет двадцать-тридцать назад он сказывал, что в личном зачете первые места стали занимать исключительно только китайцы. Первые призовые места среди команд обычно занимают Китай, Гонконг, Тайвань, Сингапур. Китайский школьный ум по математике доминирует и в других странах. Например, в сборной США, состоявшей из шести школьников, четверо были китайцы, в сборной Австралии сплошь китайцы, у сборной Новой Зеландии тоже только китайцы. А раньше, в семидесятые годы прошлого века, первые места на олимпиадах по математике принадлежали в основном школьникам СССР, рядом были школьники из США и европейских стран.

Секрет роста и расцвета Китая и других стран заключается в их образовании и науке, в первую очередь в математическом образовании. Читальные залы вузов этих стран постоянно переполнены. Я помню, когда я обучался в Новосибирском государственном университете, места в читальном зале занимали с раннего утра, с момента открытия читального зала. Моя сестра, года два назад посетившая Ташкент, рассказывала мне, что у них читальные залы научных библиотек переполнены.

Если мы хотим догнать передовые страны мира в области науки и техники, такие, как Израиль, Сингапур, Финляндия, и даже такие как Узбекистан, Азербайжан, сравнимые с нами по численности населения, то нам в первую очередь необходимо поднять на должный уровень школьную подготовку по математике.

Поэтому предлагается следующее.

  1. Во всех школах КР, где имеется несколько классов одного года, образовать, начиная с класса восьмого-девятого, один математический, где будут собраны наиболее способные к математике. Если несколько небольших школ расположены поблизости друг от друга, то в одном из них образовать математический класс. При должной подготовке выпускники этих классов будут способны поступить и учиться в сильнейших вузах СНГ и дальнего зарубежья. Естественно, нужно всесторонне стимулировать учителей по математике. Хочу повторить, что математик легко может стать и физиком, и химиком, и биологом, и экономистом, и юристом. Но не наоборот.
  2. Ныне многие критикуют современные школьные учебники. Никто не оспорит, что в СССР образование было на высочайшем уровне. Утверждают, что страны, имеющие на сегодня лучшее школьное образование в мире, создали его на опыте школьного образования СССР. Действительно сравните советские учебники с нынешними. Ответ однозначен. Поэтому предлагается адаптировать их к современным условиям и обучать учеников школ по этим учебникам.
  3. Вместо лишних учебных предметов вести в школах обязательные

А) уроки шахмат, тогуз коргоола (мышление); уроки игр в ордо (альчики), других национальных игр, развивающих ловкость, военное мышление;

Б) уроки комуза и других национальных инструментов (исконная музыкальная культура, эстетика);

В) уроки Манаса (возрождение богатства языка, мудрость, дух кыргыза). Если мы не сделаем этого сейчас, завтра уже будет некому. Все исчезнет и навсегда;

Г) для мальчиков уроки борьбы, для девочек уроки художественной гимнастики (сила, красота и здоровье). Позабытые кыргызские спортивные игры для детей.

Например, в Казахстане сейчас появилось много победителей турниров по шахматам мирового уровня среди молодежи (в их школах есть урок шахмат). На Кавказе, как мне говорили, во всех школах для мальчиков есть обязательный урок борьбы. Поэтому у них много олимпийских чемпионов по борьбе.

  1. За годы независимости в центральной части г. Бишкек возведено огромное множество жилых комплексов, но не построено ни одной школы, ни одного детского сада. Это породило ряд проблем, таких, как нехватка мест для детей в этих заведениях. Например, школа №70 переполнена в пять раз, школьники сидят по двое на одном стуле, школа №29 – в шесть раз, а в садиках на одной кроватке детишки спят по двое-трое. С заселением новых жилых домов в центре эта проблема только усугубится. Что делать?

            Предлагается объявить мораторий на строительство жилья в центре столицы. Так как свободных участков земли в центре не осталось, то нужно выкупать частные дома с участками (или с возвратом равноценного жилья) и на их месте строить школы, садики и другие необходимые объекты инфраструктуры города.

О воспитании

Человеком управляют его чувства. Ум, разум – такие же инструменты человека, как зрение, слух, сила, обслуживающие его чувства.

Я преподавал в ФПИ и КГУ им. И. Арабаева. Во время занятий, в свободное время я не только учил студентов математике, но и старался привить им чувство любви к своей родине, к своему народу, чувство гордости за принадлежность к кыргызскому племени. Но в студенческом возрасте, оказывается, делать это уже поздно.

Лет тридцать назад по КТР я увидел по новостям краткую телепередачу о том, как в наш город прилетел один знаменитый человек из Москвы, еврей по национальности, он был в возрасте. ФИО не помню. В этой телепередаче показали еврейский садик, где детишки распевали хором песню, которой научил их эта знаменитость. Комментатор рассказал, что дети поют про любовь к еврейскому народу, про его величие.

Меня удивило, что он, очень уважаемый и заслуженный человек, в своем краткосрочном визите уделил столько времени детям в садике.

Но он сделал большое дело. Дети, выучив и спевая эту песню, заложили в своей душе семя своего еврейства.

В таком возрасте дети всё принимают на веру, и эта вера превращается в чувство, которое станет частью их души и будет управлять их мыслями, поведением, действиями. Повзрослев, они станут чувствовать себя частью великого бессмертного народа. Эти чувства будут управлять ими в жизни.

Человек стремится к тому, кем он себя ощущает, чувствует. Он может быть умным, образованным, но никем. И наоборот.

Так же и народ. Поэтому все мудрые правители ведут пропаганду величия своего народа. Например, в Турции на видных местах установлены гигантские лозунги типа «Самое большое счастье – родиться турком», «Один турок равен всей вселенной». Это откладывается в подсознание молодых турков, то есть превращается в чувство, которое будет управлять им в его жизни. И наши соседи таджики тоже вбивают в сознание молодежи величие Сомони, Согдианы, своего народа и т.п. И китайцы, и японцы, а ныне и наши братья казахи.

Ведь не зря существует афоризм «Знаки и символы правят миром». Они действуют на подсознание, то есть создают чувства, ощущения, которые управляют человеком.

Все мы хотим, чтобы в будущем наш народ был сильным, красивым, мудрым и бессмертным. В этом и заключается главный смысл жизни. Смысл жизни по природе – это продолжение себя. А продолжать себя можно только через свой этнос. В чужом – через два-три поколения ничего не останется. Уйти в чужой – это означает гибель через два-три поколения. Исчезновение – и языка, и истории, и тела, и души, всего.

Самое главное – заложить в душу наших детишек семя любви и гордости за свой народ. Чувство, которое станет смыслом его жизни.

Ныне в КР много частных школ, частных вузов, где из-за высокой оплаты могут обучаться только дети богатых. Обучение там ведется на русском языке, на английском и других. Но только не на кыргызском. Эти дети, по крови кыргызы, став взрослыми, душой, то есть чувствами, будут не кыргызами. Закончив вузы в АУЦА, Манасе, за рубежом, они станут душой американцами, немцами, корейцами, арабами, турками. Они получат прекрасное образование, воспитание, кругозор, интеллект, финансовые возможности. Они станут элитой нашего общества.

Но будут ли они болеть за кыргызское? Нет. Потому что в их душах не посеяны, не взращены семена чувства любви к кыргызскому. В их душах нет кыргызскости, она заполнена чужими и чуждыми чувствами.

Если мы желаем себе самого настоящего счастья, а самое большое счастье человека – это бессмертие его народа, то мы должны начать взращивать поколения настоящих кыргызов.

  1. Воспитание кыргызскости начинать нужно с садиков. Ввести в работу воспитателей обязательную программу песен, сказок, эпизодов из эпосов, игр, рисунков, экскурсий, уроков кыргызских песен, музыки, обычаев и т.д., прививающих любовь к родному краю, восхищение кыргызскими героями и мудрецами, гордость за принадлежность к кыргызскому роду.

Выросшее дерево уже не сформируешь. Деревья сажают, начиная с саженцев. Также и мы должны воспитывать, взращивать душу наших новых поколений с самого детского возраста. Также как сразу не получишь прекрасное готовое дерево. Также и здесь. Результаты будут не сразу, результаты появятся лет через десять, двадцать лет. Эти новые поколения, управляемые сильнейшим чувством любви к родине, станут возрождением величия нашего народа.

  1. Предлагается разработать план возрождения исконной кыргызской письменности. Подготовить букварь для первоклашек. Начать обучение наших первоклашек грамоте наших предков.
  2. А затем поэтапно, поклассно, перевести учебники советской системы школьного обучения на буквы исконного письма. Новой системы школьного образования не стоит выдумывать. И Китай, и Финляндия с Эстонией, и западная система школьного образования ныне основаны на советской системе. Лучшей в мире.

Практически все советские учебники по основным дисциплинам подойдут к новой школьной программе. Исключение составят разве такие предметы, как история, литература, пение и т.п. То есть, проблема учебников вполне решаема.

  1. Параллельно обучение в вузах необходимо перевести на государственный язык. Начиная с нового учебного года минимум 30% учебных занятий проводить на государственном языке. На следующий год увеличить число таких предметов минимум в два раза, за три-четыре года доведя до 100%.

            Преподавателям, даже хорошо владеющим кыргызским языком, будет нелегко. Будут жалобы: нет учебников, нет пособий, нет кыргызских терминов, понятий, необходимых для обучения этому предмету.

Но они никогда и не появятся, пока не будут вести занятия на этом языке. Преподаватель сам первым будет учиться преподавать на государственном языке, через месяц-другой начнет уметь учить на кыргызском, и рано или поздно, он научится. По проведенным лекциям, семинарам они составят конспекты лекций на государственном языке по данному предмету. По лучшим из которых можно издать учебники.

            Что нужно сделать, чтобы научиться плавать?

            Ответ. Войти в воду. Сидя на берегу, никогда не научишься плавать.

  1. Во многих странах, в том числе и у нас, была развита система школ

Себат. У нас Сапат. Можно эту готовую систему переориентировать на внедрение кыргызскости.

  1. Сейчас преподаватели вузов, учителя школ жалуются на огромное число всевозможных бумаг, вроде написания отчетов, планов, программ и т.п. То есть они больше заняты не основной своей работой, а бесполезной тратой своего времени и энергии. Необходимо оставить не больше, чем было при Союзе.
  2. Обучать детей второму языку можно лишь после 12 лет. Они еще не усвоили свой родной. Об этом писал знаменитый русский филолог К.Д. Ушинский. Поэтому предлагается убрать уроки второго языка до 5 класса включительно. Для сравнения, кыргыз, выросший в айыле, как правило, бегло и искусно владеет своим языком, в то время, как кыргыз, выросший в двуязычной среде, затрудняется в своей речи. Это принималось во внимание советской школой.

Салморбек Дыйканов,

кандидат физико-математических наук, доцент

Поделиться

Комментарии