БУДУЩЕЕ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ ВЕЛИКИХ УЧИТЕЛЕЙ STEM

  • 19.03.2021
  • 0
БУДУЩЕЕ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ ВЕЛИКИХ УЧИТЕЛЕЙ STEM

Современный мир ставит перед детьми не простые задачи: учиться качественно и интересно, успешно применять приобретенные в школе знания на практике, быть лидером и всезнайкой. В будущем все это должно принести им хорошие плоды: интересная и высоко оплачиваемая профессия, высокий интеллект, востребованность, самореализация в обществе и в личной жизни.

Научные исследования и моделирование «будущих специальностей» говорят о том, что в скором времени появятся и будут востребованы абсолютно новые профессии, тесно связанные с программированием и автоматизацией производства, роботизацией, производство полезных ресурсов, генная инженерия, профессии связанные с освоением морских недр и космоса. При этом в «цене» будут не специалисты «узкой» направленности или специализации, а с широким кругозором и разносторонними способностями и интеллектом. По прогнозам ученых, в ближайшем будущем в мире, будет наблюдаться острая потребность в инженерах, программистах,
IT-специалистах и др. Появятся ряд новых специальностей, связанных с био- и нано-технологиями, генетикой, робототехникой и все они будут тесно связаны с технологиями на стыке естественных наук, инженерии и математики. Кыргызстан как страна с богатыми природными ресурсами может успешно развиваться в сфере сельской индустрии – разработка новых сортов растительных культур, в горно-добывающей промышлености – добыча полезных ископаемых, в машиностроении – производство оборудования и техники и т.д., Для этого потребуются хорошо подготовленные специалисты, владеющие разносторонними компетенциями. Школы вполне могут способствовать этому процессу, если …

Что такое STEM, STEAM, STREM..?

Мировая прогрессивная система образования экономически развитых стран сегодня ушла в новое образовательное русло, представляющее собой смешанную учебно-познавательную среду обучения, которая практически демонстрирует, как можно по новому изучать школьные предметы, применять научные методы в повседневной жизни и в саморазвитии. Чем эта новая система обучения отличается от традиционного способа обучения? Выделим некоторые из них.

S — Естественные науки

T — Технология

E —  Инженерное искусство

M — Математика

Аббревиатура STEM (S – science, T – technology, E – engineering, M — mathematic) впервые была предложена американским бактериологом Р.Колвэлл в
1990 году, и только через десять лет она стала активно использоваться во всем мире. Сегодня по прогнозам экспертов из десяти наиболее востребованных и престижных специальностей (разработчики новых видов транспорта, летающие машины, не стандартные виды топлива; специалисты по предотвращению экологических катастроф; космические работ-ники, пилоты, архитекторы, консультанты, гиды; медицинские работники, использующие нано-роботы; специалисты по выра-щиванию органов и др.), девять специальностей требуют наличие STEM знание.

STEM-образование становится все более приоритетным направ-лением, способный удовлетворить потребность личности и общества в научно-инженерных кадрах: IT-специалистов, инженеров, програм-мистов и др., которые будут играть ключевую роль в развитие технологического процесса и модернизации производства. На примере STEM зародились новые её варианты STEАM, STREM и десятки других.

S — Естественные науки

T — Технология

E —  Инженерное искусство

A — Творчество

M — Математика

STEАM – это интеграция пяти предметов в единую систему обучения и сегодня является основополагающим подходом в подготовке будущих профессионалов во всем мире. Интерес мировой системы обра-зования к STEАM связан с тем, что по прогнозам исследователей в ближайшем будущем ожидается большой спрос на специалистов, чей труд будет тесно связан с новыми технологиями, основанных на стыке естественных наук, обладающих знаниями и навыками в области технологии, эстетики мышления, инженерии и математики. Обучение учащихся школ по STEАM требует от учителя создание новой смешанной образовательной среды и наличие на уроках специальной интегрированной методики и технологического оборудования, в том числе и по гендерному признаку. Так в предложении международной конференции «STEAM forward», прошедшей в Иерусалиме в 2014 году отмечается о необ-ходимости раннего прив-лечения детей к STEAM и разработке отдельных программ для девочек. Ибо девочки, с их любознательностью, аккуратностью и особенностью стиля мышления, могут сделать то, что не способны сделать мальчики.

S — Естественные науки

T — Технология

R — Робототехника

E —  Инженерное искусство

M — Математика

STREM – это новый и весьма перспективный вариант STEMа, который кроме школьных включает в себе две дополнительные предметы: робототехника и инженерное искусство. В последние годы STREM стала одной из самых увлекательных и востребованных направлений для школьников, которая на базе образовательной робототехники формирует крити-ческое и творческое мышление и поддерживает интерес детей к научно-технической профессии. На уроках учащиеся помимо математики и физики изучают робототехнику и программирование и наглядно видят связи и способы применения знаний точных наук в реальной практике.

Будущее за STEM — образованием

Благодаря интенсивному развитию науки, технологии, техники, компьютерной индустрии и информационных ресурсов зарождаются и становятся востребованными специалисты со STEM-образованием. Образование в области STEM становится основой при подготовке многих специальностей в сфере высоких технологий. Так правительствами ряда стран США, Китай, Австрия, Корея, Сингапур, Великобритания, Израиль и др. предпринимаются серьёзные меры. Проблемы STEM-образования были подняты в докладе президента США Барака Обама «Готовить и вдохновлять обучение в области науки, технологий, инженерии и математики в США» в сентябре 2010 года. Через три года в США на высшем уровне был принят Стратегический план по реализации STEM-образования, в плане реализации Стратегии предусмотрено подготовка 100 000 новых учителей по STEM и вовлечение в неё не менее 50% всех школьников страны.

В Австралии ещё в 2015 году была принята Национальная стратегия развития STEM-образования, которая реализуется во всех школах и планируется завершить к 2026 году. В стратегии определены решение следующих задач:

Вовлечение и заинтересо-ванность учащихся школ в STEM и развитие их способности самостоятельно и нестандартно мыслить;

Повысить интеллектуальный и профессиональный уровень учителей, качество воспитательной и учебной деятельности;

Создать условия и оказывать государственную поддержку образовательным организациям, осуществляющим STEM-образо-вание;

Содействие и поощрение партнерских взаимоотношений школы с высшими учебными заведениями, производством, бизнесом и промышленностью;

Создание единой и надежной базы данных, для анали-тической, информационной и прогностической работы по STEM-образованию.

В планах развития школьного образования Малайзии предус-мотрено до 2025 года завершить поэтапную реформу, действующую в стране с 2012 года STEM-образование, в котором большое внимание уделяется совершенствованию учебного плана, учебных программ, учебников, а также подготовка и переподготовка учителей по STEM-технологии обучения.

В Финляндии мы наглядно видели, как эта технология реализуется через институцио-нальные механизмы. Осуществляет, направляет и корректирует всю эту работу Национальный научный образовательный центр LUMA, который одновременно является и ресурсным центром по обеспечению школ учебно-методическими материалами.

Сегодня в более чем в 30 странах имеются аналогичные национальные стратегии и программы по развитию STEM-образования (Австралия, Велико-британия, Германия, Финляндия, Франция, Испания, Италия, Корея, Норвегия, США, Эстония, Япония и др.).

У наших соседей в Казахстане также ведутся активные работы в рамках Государственной программы развития образования и науки по STEM-образованию, которые проявляются в обновлении школьного образования в контексте STEM содержания. Начато внедрение новых межпредметных и проектных подходов в обучении, направленных на усиление исследователь-ского, научно-технологического и прикладного потенциала школьников. В разработанных учебных программах увеличено число «сквозных тем» между предметами естественнонаучной и математической образовательной областей. С 2016 года в стране большое внимание уделяется развитию учебной образовательной робототехнике. Ежегодно прово-дится Республиканская олимпиада по робототехнике среди учащихся общеобразовательных организаций. Победители олимпиады получают возможность участвовать во Всемирной олимпиаде по робототехнике
(WRO).

В Кыргызстане тоже понимают важность этой проблемы для детей и будущего общества. И сегодня лидером в решении STEM-образования, является известный в стране Республиканская детская инженерно-техническая академия (РДИТА) «Алтын туйун», которая на много опередив время, успешно внедрила у себя основные идеи STEM-образования в жизнь. Сегодня РДИТА единственная образовательная организация, которая успешно решает задачи по привлечению учащихся к большой науке, к инженерному делу, роботостроению, астрономическим и другим исследованиям.

На базе РДИТА необходимо организовать национальный STEM-центр с современными оборудованиями, научно-мето-дическими лабораториями, ин-новационными программами. Учитывая творческие возможности коллектива и креативность руководства академии во главе с Бапановой Ж.Б. можно было бы открыть STEM классы, которые посещали бы не только одаренные дети. И, возможно тогда мы взрастили бы новое поколение ученых и талантливых изобретателей.

Что может дать STEM?

Развить интерес и способность учащихся к техническим и инженерным профессиям и вовлечь их в активную и творческую самостоятельную деятельность.

Сформировать аналитические навыки нестандартного мышления в решении проблем, возможность использовать научные методы, присущих разным наукам в своей учебной деятельности.

Умение учащихся работать индивидуально и в команде, отстаивать свои идеи и строить диалог по созданию коллективных решений.

Служит «мостом» между школьными предметами и современными технологиями, между учебными компетенциям и будущей профессией и др.

Таким образом, семейство STEM – это целая философия в миссию которого входит предоставление учащимся возможности по-новому понять мир и происходящие в них события и явления. Раскрыть свои способности и талант, быть готовым преодолевать трудности и вызовы времени, быть востребованными и приспособленными к жизни. STEM-образование – это межпредметный интегрированный образ мышления с выходом на практику, который дает возможность детям учиться с огромным энтузиазмом и легкостью.

Будущее образования за STEM — технологиями, а будущее технологий – за учителями нового формата, которые лишены методических предрассудков и трафаретов, способными своими знаниями и «выходками» возродить талант ученика, расширить их тягу к знаниям до бесконечности.

Елисей Син,
директор центра инновационного образования КАО, доктор
педагогических наук, профессор

 

Поделиться

Комментарии