Айгуль АБДРАЕВА: «НАУКА ДОЛЖНА СТАТЬ ЛОКОМОТИВОМ РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА»

  • 08.07.2021
  • 0
Айгуль АБДРАЕВА: «НАУКА ДОЛЖНА СТАТЬ ЛОКОМОТИВОМ РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА»

О своем видении вклада науки в развитие страны поделилась заместитель министра образования и науки Кыргызской Республики Айгуль Абдраева.

Единая политика

В рамках конституционной реформы с принятием Конституции Кыргызской Республики, в рамках Указа Президента Кыргызской Республики «О проведении инвентаризации законодательства» от 9 февраля 2021 года в целях реформирования научной сферы, повышения ее эффективности, конкурентоспособности, увеличения востребованности для устойчивого социально-экономического развития страны, а также формирования результативной системы организации науки, развития и повышения престижа научной деятельности в Кыргызской Республике, началась работа по изменению отдельных правовых, экономических и социальных условий и гарантий, обеспечивающих функционирование научной деятельности.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О науке и об основах государственной научно-технической политики» изменились отдельные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие функционирование науки и научно-технической деятельности.

На сегодня в Кыргызстане научный сектор состоит из Национальной академией наук с 19 научно-исследовательскими институтами, 17 отраслевых научных учреждений, а также научные исследования проводятся также в научных учреждениях при высших учебных заведениях.

Основными проблемами, сдерживающими развитие научно-технической деятельности, являются:

1)         отсутствие единой государственной политики в сфере науки;

2)         низкий уровень бюджетного финансирования науки;

3)         недействующий Национальный фонд науки;

4)         низкая заинтересованность предприятий реального сектора экономики в науке;

5)         низкая заинтересованность отраслей экономики во внедрении на практике результатов технологических разработок и научных исследований отечественных ученых, безответственное отношение к госзаказу НТС государственных органов к подаче заявок и технических заданий к проектам;

6)         отсутствие интеграции науки, инноваций, производства и предпринимательства;

7)         отсутствие нормативно-правовой базы для коммерциализации НИР в вузах и НИУ.

Вопросы реализации единой государственной научно-технической политики, совершенствования законодательной базы в сфере науки и техники, организации научных исследований по приоритетным направлениям науки, подготовка научных и научно-педагогических кадров, проведения работ по информатизации и цифровизации научно-технической сферы возложены на Министерство образования и науки КР.

Правовая база

В соответствии с потребностями социально-экономического развития Кыргызстана Министерством образования и науки выполняются научно-исследовательские работы по координации программ прикладных и фундаментальных исследований, сформированных на конкурсной основе по приоритетным направлениям науки.

Как никогда сегодня в Кыргызстане актуальным является экономическое развитие страны. Во всех развитых странах локомотивом развития экономики является наука. В Кыргызстане “Развитие общества и государства опирается на научные исследования, современные технологии и инновации” (п.1 статьи 22 Конституции Кыргызской Республики). Стратегическая цель поднятия науки на новый уровень – повышение вклада науки в технологическую модернизацию реального сектора экономики страны через развитие их научно-инновационной деятельности, востребованной для устойчивого социально-экономического развития страны.

В настоящее время в Кыргызстане нужно вводить более эффективные принципы государственного и рыночного регулирования научной сферы. В этом отношении ряд положений Закона Кыргызской Республики «О науке и об основах государственной научно-технической политики» от 16 июня 2017 года № 103 не отвечает современным требованиям, а потому требуется их пересмотр и обновление. В связи с этим возникла необходимость разработки концептуального правового документа, определяющего основные принципы, подходы и направления развития научной сферы, а также первоочередные организационно-правовые меры, направленные на ее адаптацию к новым экономическим реалиям в период до 2030 года.

В Кыргызстане политика в сфере науки, и ее реализация проводится Министерством образования и науки, Государственным агентством интеллектуальной собственности и инноваций при Кабинете Министров Кыргызской Республики (Кыргызпатент), Высшей аттестационной комиссией, Национальной академией наук, а также отраслевыми министерствами, и ведомствами. Из-за отсутствия единой государственной политики, из-за разделения науки на вузовскую, академическую и отраслевую страдает экономика страны.

А единую государственную политику в сфере науки следует выработать и реализовывать через Министерство образования и науки, как центральный орган исполнительной власти.

Бюджет и финансирование

В пп. 1 п.1. статьи 27 Закона Кыргызской Республики «О науке и о научно-технической политике» от 16 июня 2017 года № 103, указано, что «источником финансирования научной и научно-технической деятельности являются республиканский бюджет, составляющий до 1 процента от объема годовых расходов». В 2020 году на науку из республиканского бюджета выделено 439 млн сомов (0,07% от ВВП, т.е. 598 млрд сомов), в т.ч. в Национальную академию наук 295 млн сомов и в Министерство образования и науки 144 млн сомов. Для сравнения, на науку в Израиле выделяется 5%, Южной Корее 4,8%, Швеции 3,3%, Японии 3,3%, Германии 3,1%, США 2,8%, России 1%, Узбекистане 0,8%, Казахстане 0,17% от ВВП.

Очевидно, что у нас расходы на науку должны быть увеличены поэтапно до 1% от ВВП, ежегодно – не менее 0,1%.

Постановлением Правительства КР от 20 ноября 2015 года № 787 утверждено «Положение о Национальном фонде науки», который не работает из-за отсутствия механизмов взаимодействия госорганов и научных организаций. Через Фонд должны финансироваться приоритетные для страны направления научных исследований, и он должен выступать единственным держателем и распорядителем бюджетных ресурсов, направляемых на науку.

Рекомендуется поручить Кабинету министров утвердить структуру Фонда и обеспечить его работу, а Министерству образования и науки – разработать механизмы для эффективной работы Фонда.

Приоритеты

Целью развития науки и адаптации ее к новым экономическим реалиям является перевод всей науки на инновационный путь развития, то есть повышение вклада науки в технологическую модернизацию реального сектора экономики Кыргызской Республики через развитие их научно-инновационной деятельности. Лишь на основе такого подхода можно достичь конкурентоспособности и сбалансированности системы научных инноваций, целенаправленно обеспечивающей генерирование, получение и передачу знаний, востребованных для устойчивого социально-экономического развития страны и способной быстро реагировать на возникающие угрозы безопасности страны. При этом очень важна тесная интеграция науки, образования, производства и бизнеса.

Научные инновации должны стать производительной силой отечественной экономики, а приоритеты научно-инновационных исследований непосредственно увязаны с приоритетами социально-экономического развития страны при условии увеличения доли прикладных исследований и опытно-конструкторских работ, направленных, прежде всего, на внедрение «зеленой» экономики и современных энерго- и ресурсосберегающих производств в целях обеспечения энергетической и продовольственной безопасности. Между тем, экономика знаний в стране неразвита из-за недостаточного уровня инноваций в науке; ее оторванность от процессов образования неизменно сказывается на качестве образования. В свою очередь, недостаточный уровень общешкольного и профессионального образования обуславливают низкие стимулы к серьезным занятиям наукой и научными исследованиями не только профессорско-преподавательского состава вузов, но и студенческого сословия. В настоящее время немногие вузы Кыргызской Республики могут претендовать на участие в глобальных рейтингах по причине отсутствия значительных научных достижений и исследований. А ведь сегодня крупнейшие университеты мира — это не просто образовательные учреждения, а прежде всего центры развития науки, образования.

НПА, процедуры и требования

В целях совершенствования подготовки и аттестации научных кадров, способных решать стратегические задачи страны, обеспечивать ее конкурентоспособность на региональном и международном уровнях, создания системы ученых степеней и званий, сопоставимых и признаваемых мировым научным сообществом, а также разработки механизмов, обеспечивающих высокое качество научных работ необходимо: разработать нормативно-правовую базу для создания и развития новой модели подготовки научных кадров в Кыргызской Республике.

После разработки и утверждения нормативных документы, а также их гармонизации необходимо принять меры по апробированию и широкому обсуждению итогов пилотных проектов по использованию новой модели подготовки и аттестации научных кадров. Требуется разработать квалификационные критерии для определения уровней академических/ученых степеней. Определить новые рамочные требования к ним, модернизировать подготовку научных кадров по существующей системе в переходный период, с одновременным повышением требований к содержанию научных работ и процедурам их защиты.

При этом важно предусмотреть процедуры утверждения новых тем диссертационных исследований для соискателей в соответствии с приоритетными направлениями науки и сфер развития экономики Кыргызстана. Безусловно, необходимо повысить требования к процедурам защиты, обеспечить внедрение элементов новой модели аттестации научных кадров: внедрить требования к обязательным научным публикациям (в международных журналах с высоким импакт-фактором из базы Sсopus, Web of Science, РИНЦ и т.д.); совершенствовать инструменты обеспечения прозрачности процедур подготовки, оценки и защиты диссертаций на каждом этапе.

Кроме того, нужно повысить требования к качеству научных и учебно-методических публикаций при присвоении ученых званий «доцент», «профессор», усилить ответственность научных руководителей за качество диссертационных научных исследований и подготовку научных трудов, а также разработать соответствующие нормативные правовые акты, облегчающие признание ученых степеней ведущих стран мирового образовательного и научного пространства.

В настоящее время готовим Концепцию развития науки Кыргызской Республики до 2030 года. Целями Концепции являются переход к высокотехнологичному формату развития национальной экономики, поиск научного решения актуальных проблем социальной сферы, содействие интеграции науки, инноваций и производства, коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности наряду с образовательной и научной деятельностью в вузах и научных учреждениях.

Концепция определяет основные направления, задачи до 2030 года, этапы развития научной деятельности, а также является основой для разработки целевых программ и комплексных мер в данной сфере.

Предлагается осуществить реализацию положений Концепции в 3 этапа.

1 этап — до 31 декабря 2024 года.

2 этап — до 31 декабря 2027 года.

3 этап — до 31 декабря 2030 года.

Поделиться

Комментарии