АКЫЛБЕК ЖАПАРОВ:  ПРИНЯТИЕ НОВОГО ЗАКОНА — ЭТО БОЛЬШОЙ ШАГ ВПЕРЕД, НО НЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ

  • 06.07.2023
  • 0

Жогорку Кенеш 29 июня в третьем чтении принял объединенный законопроект об образовании. Законопроекты об образовании, инициированные группой депутатов Жогорку Кенеша и Министерством образования и науки, прошли первое чтение и были объединены в режиме второго чтения. Председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров объяснил, почему процесс принятия закона был такой сложный.

АКЫЛБЕК ЖАПАРОВ:  ПРИНЯТИЕ НОВОГО ЗАКОНА — ЭТО БОЛЬШОЙ ШАГ ВПЕРЕД, НО НЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ АКЫЛБЕК ЖАПАРОВ:  ПРИНЯТИЕ НОВОГО ЗАКОНА — ЭТО БОЛЬШОЙ ШАГ ВПЕРЕД, НО НЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ

По его словам, новый закон “Об образовании” — часть масштабной инвентаризации законодательства Кыргызской Республики, последовавшей после принятия Конституции 5 мая 2021 года.

«Предыдущий закон “Об образовании” был принят в 2003 году. За последние 20 лет изменился мир, изменилась страна, изменились люди. Появился искусственный интеллект, современному человеку нужно думать и принимать решения быстро, иметь гибкое мышление, развивать свой творческий потенциал. Пересмотр закона об образовании — это веление времени.

Первым о необходимости реформ в системе образования заговорил Президент Садыр Жапаров. В послании народу Кыргызстана 5 мая 2021 года перед общественностью, перед образовательной системой страны, перед всей общественностью страны были четко обозначены цели и очерчены задачи реформ.

В продолжение этого 12 октября 2021 года Указом Президента была одобрена Национальная программа развития Кыргызской Республики до 2026 года. Параллельно началась работа по разработке нового закона “Об образовании”.

Закон вызвал большой интерес у общества, поэтому на определенном этапе к разработке закона мы подключили депутатов и гражданское общество. Да, были бурные дебаты по буквально каждой статье закона. Шла нешуточная борьба, потому что задевались интересы многих слоев системы образования. За это короткое время сменились несколько министров образования. Задача Кабинета Министров в этих условиях была не дать старому загубить ростки нового и в то же время не выплеснуть ребенка вместе с грязной водой. Вот в этих условиях и родились два проекта закона, которые при рассмотрении в парламенте были объединены.

Сейчас, я могу уверенно утверждать, что новый закон “Об образовании” отражает консолидированные интересы государства и общества. Он, можно сказать, сыграл роль интегратора. И по-другому не может быть — развитие образования в стране должно стать заботой не только государства, но и всего общества, каждого педагога и родителя. Кыргызстанцы должны стать конкурентоспособными на глобальном рынке, а для этого в первую очередь нужно хорошее образование», — пояснил Акылбек Жапаров.

Также он рассказал, каким образом закон создаст условия для развития образования.

Он сообщил, что в законе много новшеств, и остановился на трех из них.

«Первое — это дошкольное образование. Это то, с чего в современном мире начинается образование. Если помните, раньше многие не считали нужным отдавать детей в детсады, детей предпочитали оставлять дома на попечении старшего поколения. В Кыргызстане в советское время только 34% детей посещали детсады и то, в основном, в городах. Ситуация резко ухудшилась после распада советской системы, многие детсады банально закрылись. Дошкольных заведений осталось только 10%. Сейчас этот процент вырос до 24%, но и этого недостаточно. Потому что чем раньше мы начнем развивать детей, тем легче им будет учиться в школе. Инвестиции в образование дошкольников самые продуктивные, сегодня это глобальный тренд. В экономически развитых странах охват детей дошкольным образованием доходит до 90%-100%.

В Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года мы поставили задачу увеличить охват детей дошкольным образованием в два раза. Для этого нам нужно убрать все бюрократические барьеры для открытия детсадов.

В марте этого года мы запустили программу «Правительственные акселераторы», где первой задачей обозначили решение проблем с нехваткой детсадов в городских новостройках, где проживает наиболее социально и экономически уязвимое население. Кабмин запустил программы обучения для тех, кто желает открыть детсады домашнего типа в жилых помещениях, помог с регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей с нулевыми налоговыми ставками.

Обучение прошли уже более тысячи человек, сотни открыли детсады домашнего типа. Опыт получился положительный, будем масштабировать его на всю страну и в первую очередь в сельской местности и новостройках. А в законе параллельно сняли бюрократические барьеры для открытия детсадов, заменив лицензирование уведомлением. Нам очень важно начинать давать образование детям с ранних лет. Образованная нация начинается с малых лет.

Второе — это ваучерный механизм финансирования образования. Об этом в послании от 5 мая 2021 года говорил Президент Садыр Жапаров. По этому вопросу было много споров. Изучение опыта многих стран показывает, что ваучерный механизм, основанный на подушевом нормативном финансировании (когда бюджетные деньги следуют за учащимся), делает систему финансирования образования эффективной, прозрачной и подконтрольной. Финансирование школ не должно зависеть от статуса, вида или места расположения школы, каждая школа должна конкурировать за каждого ученика, за каждым учеником придут бюджетные деньги. Для детей в сельской местности поддержка должна быть такой же, как в городах, нам нужно сократить разрыв в образовании между сельскими и городскими школами. Детям с инвалидностью финансовая поддержка должна быть увеличена.

Изменение подходов в финансировании приводит во многих странах к росту качества образования. Конечно, здесь есть и подводные камни, и определенные риски. Поэтому внедрение ваучерного механизма должно быть построено на тщательных расчетах, оно должно идти в пилотном режиме. Так и записали в законе, вначале пилоты, а уже после внедрение по всей стране.

Третье — качество образования. Особенно школьного. Это боль всей страны.

В международных рейтингах достижения школьников Кыргызстан в последних строках.

Нам нужно кардинально менять ситуацию, нужно сделать все возможное для роста качества образования. Многие годы государство не проводило мониторинг качества образования и это плохо, так как если не знаешь диагноз, то не знаешь что и как лечить.

В законе заложено создание Департамента развития качества образования, который будет проводить мониторинг качества образования и организовывать независимую оценку достижений учащихся. Исходя из этого будут разрабатываться инструменты и стимулы для роста качества образования.

В законе еще много новых положений — глава об инклюзивном образовании, о безопасной образовательной среде, о снятии ограничений с дополнительного образования, об онлайн образовании и много других новшеств», — рассказал глава Кабмина.

Кроме того, он поделился мнением, как быстро можно ожидать изменений в образовании Кыргызстана.

По его мнению, принятие нового закона — это большой шаг вперед, но не окончательный. Еще предстоит кропотливый труд.

«Необходимо будет вносить изменения в подзаконные акты, коренным образом перестраивать работу образовательных организаций, менять отношение людей к образованию. Это нелегкая и не быстрая задача, но мы надеемся увидеть результаты уже в 2026 году.

Для реализации нового, реформаторского закона необходимо перестраивать и реформировать работу и самого Министерства образования и науки. Как сказано: «Не наливайте молодое вино в старые мехи, а то оно скиснет».

Реализовывать новый закон невозможно старыми методами. Думаю, что действующий министр образования успешно справится с этой задачей», — сказал Акылбек Жапаров.

 

Поделиться

Комментарии