АКЦЕНТ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ

  • 28.07.2022
  • 0
АКЦЕНТ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ

В преддверии нового 2022-2023 учебного года, наряду со множеством реформ в сфере образования, интенсивно идет подготовка к международному исследованию PISA-2025. Приказом МОиН  КР утвержден план действий на 2022-2024 годы по подготовке системы образования Кыргызской республики к участию в исследовании. Проводятся образовательные тренинги, семинары в плане освоения методологии и основных подходов к формированию и оценке образовательных результатов 21-го века на основе опыта международного исследования PISA, с целью повышения качества общего образования в Кыргызской Республике.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, которая проходит раз в три года. В мониторинговом исследовании принимают участие подростки в возрасте 15 лет. Программа была разработана 1997, и впервые прошла в 2000 году. Кыргызстан участвовал в PISA-2006 и PISA-2009, но занял последние (57-е и 65-е) места. Дальше страна отказалась участвовать в данной программе, но настало время испытать себя в новом цикле – PISA-2025.

— Нужно уменьшить учебную нагрузку, повысить качество обучения, делать акцент на информационные технологии, привести в соответствие с современными стандартами образования. Началась подготовка учителей по стандартам PISA. Они с сентября начнут обучать школьников согласно этим стандартам, — сказал министр образования и науки Алмазбек Бейшеналиев на открытии летней школы.

Летняя школа «Участие в исследовании PISA 2025 – путь к повышению качества общего образования в Кыргызстане», организованная для подготовки и проведения работ в Кыргызстане в связи с предстоящим участием в международном исследовании PISA-2025, провела свою работу с 17 по 27 июля 2022 года в селе Кош-Кол Иссык-Кульской области. В ней приняли участие представители ведомств, региональных и местных органов управления образования, работники педагогических вузов и колледжей, специалисты в области изучения школьных предметов, а также авторы учебно-методических материалов для учащихся 5-9х классов по математике, родному языку и естественнонаучным предметам, специалисты в области оценки качества образования.

Научный руководитель летней школы: Галина Ковалева  — глава Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, кандидат педагогических наук,  а также научные сотрудники Института стратегии развития образования Российской академии образования, международные эксперты  проводят семинары по подготовке групп управленцев и ведущих специалистов в области общего образования для организации и проведения работ в Кыргызстане, в связи с предстоящим участием в международном исследовании PISA-2025. Все участники прошли обучение по шести направлениям функциональной грамотности:

  • читательская грамотность – способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей;
  • математическая грамотность – способность человека определять, и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному гражданину;
  • естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы, и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
  • глобальные компетентности – это базовое формирование личности (динамизм и развивающийся характер, деятельность и коммуникативная направленность), и ее сущность рассматривается как ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности;
  • финансовая грамотность оценивается по тому, насколько успешно обучающиеся могут применить знания и навыки, которые они получили в школе и за её пределами. Главная цель – определить насколько готовы 15-летние обучающиеся стать частью финансовой системы, которая становится всё более сложной и глобальной, а также какие особенности обучающихся связаны со знанием финансовых понятий и большей способностью принимать аргументированные решения;
  • креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение:
  1. 1. инновационных и эффективных решений,
  2. нового знания,
  3. эффектного выражения воображения.

В течение десяти дней в двух потоках прошли обучение 180 человек.

Ранее, 2 и 3 июня 2022 года среди учащихся 5-6 классов города Бишкек и Сокулукского района проводилось диагностическое тестирование функциональной грамотности по математике, чтению и естественным наукам. С 13 по 18 июня 2022 года в городах Бишкек, Джалал-Абад, Ош, Каракол, Токмок и Кара-Балта проводились тренинги по подготовке к исследованию “PISA – 2025” для формирования функциональной грамотности учащихся, в которых участвовали руководители сферы образования и учителя начальных классов.

Известие об обучении школьников согласно стандартам PISA с сентября 2022-2023 учебного года вызывает разного рода мнения как у учителей, так и у общественности. Многие поддерживают реформаторские шаги Министра Алмазбека Бейшеналиева, аргументируя 30-летним застоем и началом «перезагрузки» в системе образования. Читая комментарии учителей в социальных сетях, даёшься диву: оказывается, у достаточно солидной массы педагогов нет понятия о том, что такое PISA, многие путают её с различными образовательными проектами. Учителя сельских школ озадачены не оснащенностью школ интерактивными досками и несоответствием кабинетов современным требованиям. В свою очередь учителя городских школ озадачены перенаполненностью учебных классов, в связи с чем, донести материал будет сложнее.

«Отличная идея. Весь  мир давно обучает по системе PISA. Тесты PISA существенно отличаются от систем проверки знаний школьников ОРТ, ЕГЭ и т.д. PISA оценивает не объём знаний, а их качество! От ученика 15-ти лет требуется способность оперировать знаниями, решать нестандартные задачи, быстро находить нужную информацию и анализировать её, работать в команде. И главное, ученик отвечает опираясь на логику и здравый смысл. Задания от тестов до решения интерактивных задач, предполагающих аналитическую работу. Школе необходимо готовить лидеров, а не ходячую энциклопедию. Мозг ученика должен работать, а не быть набитым кучей информации, которая не нужна в жизни. Учитель, составляя урок с элементами PISA, и сам сделает перезагрузку своих ппофессиональных навыков. Надо идти к переменам в образовательном процессе», — поделилась своим видением задачи Эльвира Супатаева.

«Очень интересно. Но школы не оснащены интерактивными досками, компьютерами, кабинеты не соответствуют современным стандартам образования. Вожможно, в частных и столичных школах, а в сельских?», — сказала Зульфия Темирбекова.

«Очень правильный шаг, дело в том числе и в методах и подходах к преподаванию. Успехов учителям, админам и тренерам. Ещё надо признать, что в классах по 45 детей и как-то принять это в разработке новых подходов. И что-то делать с частными школами. А то скоро получим касты», — выразил мнение пользователь социальных сетей Кайрат Джамангулов.

По результатам, проведенного лабораторией исследования в 2021 году, сформулированы следующие методические рекомендации для учителей:

  • уроки должны быть мотивирующие, интересные, для этого необходимо использовать наряду с традиционными методами активные и интерактивные методы обучения;
  • на уроках необходимо больше использовать практические задания, формирующие функциональную грамотность учащихся, т.е. задания должны быть более практикоориентированными;
  • тексты, с которыми работают учащиеся, должны быть не только сплошные, для работы необходимо предлагать и несплошные тексты (со схемами, таблицами, картами и рисунками);
  • учебные задания должны быть связаны с жизнью, иметь творческий и продуктивный характер, направлены на развитие логики и критического мышления.

Залогом высоких результатов Кыргызстана в PISA – 2025, может быть обучение кыргызстанских школьников и учителей, по требованиям международного исследования.

Айнура Асаналиева « Кут Билим»

Поделиться

Комментарии