12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – РАЗГРУЗКА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
- 14.03.2025
- 0
Реформе образования нужно придать статус всеобщего движения
почему переходим
на 12-летнее обучение?
В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы обозначено: «Каждый гражданин имеет доступ к качественному образованию, ориентированному на воспитание гармоничной личности, раскрывающему потенциал человека, формирующему применимые на практике знания и компетенции, позволяющему ему адаптироваться к изменениям в мире, быть конкурентоспособным и востребованным». Там же указано: «Последовательно реализуется модернизационная образовательная политика, направленная на новые результаты и качество образования в Кыргызской Республике. Несомненно, сохранятся такие принципы организации системы образования, как доступность и качество образования для всех категорий граждан. Гибкость системы образования позволит адекватно отвечать на запросы государства, общества в целом и конкретного человека. Система образования должна остаться одним из приоритетов в контексте государственных инвестиций».
Интеграция с международной образовательной системой является важным фактором доступа наших учащихся к мировым достижениям в области науки и технологий. Многие выпускники наших школ при поступлении в престижные вузы развитых стран, один год учатся в подготовительных курсах за счет родителей, что существенно влияет на их семейный бюджет. Главной причиной этого является 11-летнее школьное образование в нашей стране, что воспринимается в западных странах как не полное среднее образование.
Немаловажным фактором является и то, что увеличение срока школьного обучения дает возможность разгрузить учебную нагрузку наших учащихся. Изучение учебных нагрузок школьников Кыргызстана и зарубежных стран показали, что наши школьные программы перегружены, поэтому с 2012 года в нашей стране проводится работа по поэтапному его сокращению.
С введением программы дошкольной подготовки «Наристе» (в 2006 году она составляла 100 часов, в 2012 году – 240 часов, а в 2016 году – 480 часов) мы фактически перешли к 12-летнему школьному образованию. Но, простое изменение нумерации классов проблему не решает, нужна реформа не только в структуре системы среднего образования, но и в содержании образования, в подходе к учебному процессу, в управлении и финансировании, и главная реформа в системе образования должна быть через изменения в нашем мышлении, в нашем сознании.
Таким образом, переход к 12- летнему школьному образованию необходим и это должно сопровождаться с глубокой реформой системы образования.
На что обратить внимание?
Министерством образования и науки проводится подготовительная работа к переходу к новой структуре школьного образования, ведется работа по подготовке нормативно-правовой базы, переобучению педагогов и многое другое (я сужу по материалам СМИ). Тем не менее, предлагаю собственное видение по отдельным вопросам реформы.
Правительство и государственные органы являются мотором любых изменений в государственном масштабе, но, чтобы реформа, кроме востребованности временем, нужно еще ее материальное подкрепление и участие в ней всего общества, а не только органов, причастных к системе. Без участия и поддержки широкой общественности система образования не даст нужных результатов. Реформе образования нужно придать статус всеобщего движения, в котором участвуют не только госорганы, образовательные организации и педагоги, но и родительская общественность, бизнес-структуры, представители международных организаций в КР и средства массовой информации. В системе образования тысячи и тысячи успешных начинаний и работ, положительных результатов, но они «тускнеют» на фоне негативных новостей, таких как, учитель поругал ученика или родитель ругается с учителем и это вызывает резонанс в социальных сетях, в обществе. В СМИ не хватает материалов о школах, которые добиваются хороших результатов, о работе лучших учителей, учителей-новаторов, о наших учащихся добившихся побед на международных предметных олимпиадах, творческих конкурсах и в спортивных соревнованиях, о наших студентах добившихся успешной учебы в зарубежных школах или вузах, о молодежи которые успешно работают за рубежом, благодаря прочным знаниям, получившим в школах или вузах, о семьях дети которых прославляют наш Кыргызстан своими достижениями. Не зря говорят, «Как корабль назовешь, так он и поплывет», нельзя забывать, что «Пейил оўолмоюн-иш оўолбойт», что переводится как “Без позитивного настроя – работа не клеится”.
О семье, ее роли и месте в обществе написано много. Сегодня большие опасения вызывают проблемы в сфере семейного воспитания – телефонная зависимость детей, религиозный радикализм и погоня за быстрыми и легкими деньгами, а также растущее влияние негативных проявлений индивидуалистических взглядов (личной выгоды) в деятельности и отношениях между людьми. Невозможно представить себе светлое будущее, если мы не сможем противопоставить этим тенденциям правильные семейные ценности. Системная работа в этом направлении не ведется, за исключением отдельных проектов в СМИ, КТРК, благодарственных писем родителям, чьи дети хорошо учились и примерно себя вели в школах. Почему бы не отразить и прославить образцовые семьи и их опыт через средства массовой информации, подарить путевки на семейный отдых и отметить их ценными подарками. Возможно, необходимо отметить такие семьи правительственными или ведомственными наградами, или организовать специальную награду нашего министерства «Образцовая семья». Для формирования правильных семейных ценностей, партнерских отношений между школой и семьей, потребуются большие усилия как со стороны школы, так и со стороны общества, это должно быть одним из направлений государственной идеологии.
Публикации в газетах, особенно в непедагогических изданиях, выходы в телеэфир, проведение творческих конкурсов — это не только обмен опытом, но и пропаганда знаний, престижа знаний и учительских профессий. Целенаправленная работа по созданию творческих союзов учителей-предметников, моральная и материальная поддержка передовых учителей общественностью безусловно способствуют успешной реформы образовательной системы.
Одним из резервов решения проблемы перегруженности городских школ я вижу в вовлечении частного сектора в открытии общеобразовательных организаций. Благодаря работе по программе «Правительственные акселераторы» за короткое время удалось увеличить охват детей дошкольными учреждениями. Государственно-частное партнерство (ГЧП) в основном применяется для инфраструктурных объектов или инфраструктурных услуг. Действительно, кроме аутсорсинга, когда общественные фонды нанимали по договору службу для обеспечения безопасности в школах, на практике ГЧП в системе среднего образования мало используется. Разработка экономистами и юристами нормативно-правовой базы ГЧП в контексте открытия и функционирования школ, с учетом налоговых преференций, способствовало бы увеличению количества школ. При помощи механизма ГЧП решались бы следующие задачи: Привлечение частных инвестиций для реализации общегосударственных образовательных задач; снижение нагрузки на государственный бюджет; повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
При реформе финансирования школ также следует предусмотреть механизмы оперативного использования денег платной образовательной услуги. Существующая процедура с согласованиями, с тендерами не позволяет оперативно, за 2-3 дня, решить возникшие в школе проблемы, связанные с сантехникой, отоплением или с другими хозяйственными вопросами.
Одним из важных аспектов при реформе школ должна быть профилизация содержания образования. Опыты работ лицеев и гимназий, а также частных школ в нашей стране, могут быть полезны при разработке новых учебных планов и программ. В средних классах дети могут выбрать факультативно дополнительные предметы, а в старших профильных классах углубленные изучения предметов, задачей которых является поступление в вузы. С целью разгрузки учебных нагрузок старшеклассников, было бы целесообразно сократить часы, предусмотренные на непрофильные предметы, или ввести интегрированные предметы. При определении профиля классов нужно учесть: опыт школы в данном направлении, наличие подготовленных педагогов и учебно-материальной базы и государственно-общественная востребованность выбираемого школой профиля.
Ч. Тиленбаев,
Отличник образования, Учитель года-92
Комментарии