МАТЕМАТИКА

  • 02.08.2013
  • 2

1.  О задачах обучения предмета математики.

Во все времена и в каждой стране математика считалась одним из основных предметов школьного образования. И это не случайно, причиной этому служит то, что предмет способствует развитию навыков мышления у учащихся, а также играет важную роль в решении многих проблем применяемых в жизни и  в практике.

Всеобщую ценность математического образования придали не только ее ежедневная и профессиональная необходимость и потребность, но то, что она выступает важным поддерживающим звеном в развитии многих наук, технологии и производства. В связи с этим и сегодня   востребована математическая логика мышления, креативный подход в решении жизненных проблем. Но главное – математика помогает развитию человеческих качеств, гарантирует достижение учащимися поставленных целей, которые часто выражаются в форме компетенций.

При традиционном подходе,  содержание  и результаты обучения  учащихся определяются достаточно четко. Например, соответствие программе, научность, доступность, практическая направленность, развитие познавательной активности и самостоятельность учащихся и т.д. При  компетентностном подходе эти требования необходимо сохранить, а если требуется их изменение, то делать это с большой осторожностью и они должны носить эволюционный характер.

Сегодня общеобразовательные школы работают по новым учебным планам и программам. Для адаптации учащихся в новых условиях  учителю необходимо вовремя скорректировать собственную педагогическую позицию относительно предмета математики. Под адаптацией мы рассматриваем приспособление учителя к новым условиям социальной среды.

Среди методических вопросов требующих особого внимания учителей, это прежде всего:

— использование на уроках логические методы познания как анализ, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, классификация и др.;

— проведения интерактивных методов, проектов, экспериментов, практических и лабораторных работ;

— применения на уроках математики цифровых образовательных ресурсов (интерактивные доски, диски, видеоматериалы, компьютеры, сотовые телефоны и др.);

— формирование ключевых математических компетентностей, которые определяют успешную адаптацию выпускника в обществе.

2. Об изменениях в учебных планах.

В базовом учебном плане для общеобразовательных школ Кыргызской Республики по предмету математика произошли следующие изменения:

• В 5-ом и в 11-ом  классах недельная учебная нагрузка снизилась на 1 час;

• в 6, 7, 8, 9 классах недельная учебная нагрузка снизилась на 2 часа;

• в первом полугодии 10 класса недельная нагрузка увеличился на 1 час.

Опыт работы учителей математики в течении 2012/2013 уч.г. показал

необходимость распределения часов курса математики по следующим предметам (Таблица 1).

 

Таблица 1

Изменение недельной нагрузки часов по математике оказывает существенное влияние на весь учебный процесс: отбор учебного материала, способов его подачи, систему заданий, приемы контроля и др. Эти изменения обязывают учителя математики изменить ранее наработанные методические подходы, основанные на принципах целесообразности, доступности, оптимальности и т.д. А также, ориентация своей деятельности от информационно – знаниевого подхода к компетентностной.

3. Изменения в программах по математике.

В соответствии с изменениями в учебной нагрузке по математике, произошла корректировка учебной программы в 5 – 11 классах. Эти изменения в часах выглядят следующим образом (Таблица 2).

Таблица 2

Всего с 5 по 11 классы по предмету математика произошли изменения в объеме 306 часов, которые выглядят так: Математика в 5  классе сокращен  на 34 часа; математика в 6 классе сокращен на 68 часов; алгебра в 7 классе сокращен  на 53 часа; геометрия на 18 часов; алгебра в 8 классе сокращен на 53 часа; геометрия на 15 часов; алгебра в 9 классе сокращено  на 49 часов; геометрия на 19 часов; алгебра  и начала анализа в 10 классе в первом полугодии увеличена на 15 часов и геометрия увеличена на 4 часа; алгебра и начала анализа в 11 классе сокращена на 15 часов,  геометрия на 19 часов.

Более подробно, тематическое сокращение часов по учебной программе математика дано в сайте Кыргызской академии образования по адресу: www. КАО.kg

В 2013-2014 учебном году преподавание математики в средних и старших классах осуществляется на основании «Программы по математике для учащихся V-XI классов; — Бишкек: изд. центр КАО,-2012.-24с.

4. Какие учебники по математике  использовать (в новом учебном году).

В школах с русским языком обучения рекомендуем использовать в качестве основного учебника следующие книги (Таблица 3).

Таблица 3

На уроках математики в качестве дополнительных учебников можно использовать следующие книги:

По усмотрению учителя, методического совета и по согласию вышестоящих органов образования возможны и другие варианты использования учебников.

В последние годы новые направления в школьной математике, связаны в основном с внедрением в учебный процесс более современных средств обучения и информационных ресурсов. В связи с этим, во многих странах, в том числе и в Кыргызстане проводятся экспериментальные исследования по созданию новых программ, учебников. Необходимость реформы математического образования продиктованы в большей степени не педагогическими  соображениями, а социальными, в частности,   решить проблему перегруженности.

Программа по математике задает перечень материалов, обязательных для изучения, т.е. определяет содержание обучения, по каждому классу. Сложность в том, что учитель в течении учебного года должен сам выбирать порядок изложения программного материала, располагать  и планировать его таким образом, чтобы максимально использовать ту методику, которую он считает наилучшей и наиболее эффективной в достижении поставленных целей.

6. Вопросы для обсуждения на августовском совещании

На августовском совещании учителей-математики рекомендуем обсудить следующие проблемы:

1. О логике учебного процесса и структуры процесса усвоения математических знаний.

2. О современных  дидактических концепциях предмета математики.

3. Современные практические подходы к разработке теории личностно – развивающего обучения.

4. Пересмотреть по классное содержание математического образования, связанное с сокращением учебной нагрузки.

5. О государственном стандарте математического образования. Связанных с оптимизацией учебного процесса.

6. Об использовании современных форм и методов обучения на уроках математики, связанных с формированием компетентности учащихся.

7.  О системе контроля и оценки учебных достижений учащихся.

8.  О воспитании математической культуры учащихся.

9.  О педагогических технологиях и мастерстве учителя.

10.  Тематическое планирование как результат творческой деятельности учителя.

 

С.Елисеевич

классПредметы
МатематикаАлгебраГеометрия
1 полугодие2 полугодие1 полугодие2 полугодие1 полугодие2 полугодие
1.544    
2.644    
3.73212
4.83212
5.92321
6.103212
7.112321

 

№ п/пКлассыПредметыБылоСтало в 2013-2014 уч. г.
1.5Математика170146
2.6Математика204146
3.7Алгебра13683
4.7Геометрия6853
5.8Алгебра13683
6.8Геометрия6853
7.9Алгебра13687
8.9Геометрия6849
9.10Алгебра жана анализдин башталышы6883
10.10Геометрия3453
11.11Алгебра жана анализдин башталышы10287
12.11Геометрия6849

 

№ п/пКлассНаименования учебникаАвторыГод созданияИздательство
15МатематикаВиленкин Н.Я.2005М.: Мнемозина
25МатематикаЗубарева И.И., Мордкович А.Г.2005М.: Мнемозина
36МатематикаВиленкин Н.Я.2005М.: Мнемозина
46МатематикаЗубарева И.И., Мордкович А.Г.2005М.: Мнемозина
57АлгебраМакарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.2005М.: Просвещение
67АлгебраАлимов Ш.А.2005М.: Просвещение
77 — 9ГеометрияПогорелов А.В.2001М.: Просвещение
87 — 9ГеометрияАтанасян Л.С.2005М.: Просвещение
98АлгебраМакарычев Ю.Н.2005М.: Мнемозина
108АлгебраМакарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.2005М.: Просвещение
118АлгебраАлимов Ш.А.2005М.: Просвещение
129АлгебраМакарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.2005М.: Просвещение
139АлгебраАлимов Ш.А. и др.42005М.: Просвещение
1410Алгебра и математический анализВиленкин Н.Я.2005М.: Мнемозина
1510-11Алгебра и математический анализАлимов Ш.А.2005М.: Просвещение
1610-11ГеометрияПогорелов А.В.2002М.: Просвещение
1710-11ГеометрияАтанясан Л.С.2001М.: Просвещение

 

№ п/пКлассНаименование учебникаАвторыГод изданияИздательство
15МатематикаДорофеев Г.Ф., Шарыгин И.Ф.2005М.: Просвещение
25АрифметикаНикольский С.М.2001М.: Просвещение
35Математика 1, 2 частьПетерсон Л.Г., Дорофеев Г.В.2003Ювента
46АрифметикаНикольский С.М.2001М.: Просвещение
56Математика  1,2,3 частьПетерсон Л.Г., Дорофеев Г.В.2003Ювента
67АлгебраДорофеев Г.В.2001М.: Просвещение
77-9ГеометрияШарыгин И.Ф.2005М.: Просвещение
88АлгебраВиленкин Н.Я.2005М.: Просвещение
98Математика, Алгебра, функции, анализ данныхДорофеев Г.В.2002М.: Просвещение
109АлгебраВиленкин Н.Я.2005М.: Просвещение
119Математика, Алгебра, функции, анализ данныхДорофеев Г.В.2002М.: Просвещение
1210Алгебра и математический анализКолягин Ю.М.2005М.: Мнемозина
1310-11ГеометрияАлександров и др.2005М.: Просвещение
1410-11ГеометрияШарыгин И.Ф.2005М.: Просвещение
Поделиться

Комментарии

Айтурган / 07.09.2016 10:19
6-класс кыргызкий Математика
Мурат Тураганбай уулу / 12.01.2016 14:12
жакшы