ГЕОГРАФИЯ

  • 02.08.2013
  • 0

В новом 2013-2014 учебном году процесс обучения географии в школе будет строиться на основании существующей учебной программы вышедшей в прошлом 2012-2013 учебном году. Но, это не значит, что учебный процесс будет продолжаться не измененный. Изменение или улучшение должны происходить в формировании географических компетенций учащихся. Как нам известно, основой и базой формирования географических компетенций является географические знания, умения и навыки. При формировании географических умений и навыков учителя должны учитывать  следующие критерии. Умение усвоено, если ученик:

а) знает область применения умения или навыка, понимает особенности источников географических знаний — карты, текста учебника и др.;

б) знает содержание и последовательность действий, план работы;

в) практически пользуется этими действиями в любой учебной ситуации

А в свою очередь умения и навыки формируются в неразрывной связи со знаниями, полученные из разных  источников знаний, которые по-разному передают географическую информацию. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными возможностями каждого источника географических знаний. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты — ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. При чтении карт различного характера можно применять типовые планы. Они позволяют обеспечить полноту и правильную последовательность чтения, что положительно сказывается и на качестве знаний. При применении типовых планов для сравнения и нахождения  причинно-следственных связей, обобщения и выделения самого существенного, умения делать выводы имеет свои особенности. Умственные действия, как правило, с трудом осознаются школьниками. Поэтому необходимо обеспечить учащихся различными инструкциями, памятками, помогающими их осознанию. Например, для обучения приему сравнения в 6-ом классе полезно использовать следующую памятку:

Как правильно сравнивать

В последующих  классах эту памятку можно дополнить, требованием учебной программы определяя в начале сравнения его цели.

Кроме карты источником географических знаний и является учебник. Поэтому, целесообразно ознакомить учащихся с учебником географии, его составными частями, способами работы с ними. При работе с текстами учебника рекомендуется применять следующие приемы технологии «Критического мышления»: «Чтение с остановками пометками», «Поабзацное чтение», «Определение понятий», «Двухчастный дневник».

При формировании  географических умений и навыков  учителя должны обратить внимание на следующие этапы их формирования:

1. Показ значения умения и постановка цели овладения им. Например: в начале курса географии Кыргызской Республики учитель ставит перед классом цель — научиться читать статические таблицы. Из них можно различных сведений (об объеме производства продукции отраслями промышленности, уровне жизни, объеме производства по регионам) и сделать соответствующий вывод.

2. Ознакомление с составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий. Например: учитель говорит, что при чтении таблицы нужно найти в ней соответствующую графу или строчку, составить цифровые данные (либо по графе, либо по строке), а затем сделать вывод, в котором указать, как растет объем производства, каковы его размеры. Сделанный вывод полезно объяснить.

3. Показ учителем образца выполнения действий. На этом этапе полезно предупредить школьников о возможных ошибках при использовании умения.

4. Тренировочные упражнения для овладения умениям. При этом школьники сначала могут повторять действия по указанию учителя на том же материале, аналогичном изученному.

5. Самостоятельное применения умения, его перенос на новый материал и использование для решения новой задачи. Например, по учебнику географии материков и океанов предлагается определить физико-географическое положение Южной Америки. Учащиеся уже описывали физико-географическое положение Африки и Австралии, известны приемы описания. Однако задача усложняется необходимостью отразить результаты работы на контурной карте. Учащиеся описывают географическое положение Южной Америки по известному плану, а затем на контурной карте обозначают крайние точки, подписывают  их название и широту, а для западной и восточной точки — долготу, проводят экватор и южный тропик, подписывают океаны и моря. В этом задании изменяется приемы выполнения, хотя содержание описания остается неизменным.

Следующим компонентом в формировании географических компетенций является творческая деятельность учащихся, которые включает следующие этапы:

1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

2. Видение новой проблемы в знакомой ситуации;

3. Видение новой функции объекта;

4. Осознание структуры объекта

5. Поиск нового способа решения задачи;

6. Комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новой учебной ситуации.

Чтобы, обеспечивать творческой деятельности учащихся необходимо использовать методики проблемного обучения, в том числе решение проблемных или творческих задач. Например: «Пользуясь картами, установить, почему вода в бессточном озере Чад пресная (вода его чуть солоноватая)». Это задание предлагается учащимся в VII классе, в курсе географии материков и океанов. Из предшествующего курса они знают, что сточные озера имеют пресную воду, а соленая характерна для бессточных озер. Столкновение уже имеющихся знаний с новым фактом создает у школьников интеллектуальное затруднение, озадачивает их, т.е. возникает проблемная ситуация. Следующая запись помогает детям осознать, что же именно вызывает затруднение:

Здесь в этом примере вызывает противоречие между отсутствием поверхностного стока и почти пресной водой. Это противоречие и составляет проблему, которую нужно решить. Учитель просит детей высказать предположения о том, как, помимо поверхностного стока может  осуществляться сток в озере Чад (предварительно объясняет им, что такое гипотеза).  Учащиеся уже знают, что сток может быть не только постоянным, но и временным, и делают предположение, что один из этих видов стока все же здесь существует. Учитель дополняет эти соображения научными сведениями о возможности существования подземного стока в этом озере, т.е. подтверждает гипотезу. Дети также обсуждают возможность стока по временным водотокам в период разлива озера.

И хотя творческие задания не имеют стандартного пути решения, эта схема помогает организации познавательной деятельности школьников. Центральное место принадлежит этапу формулирования и проверки гипотезы.

Для формирования эмоционально-ценностного отношения к географическим знаниям и умениям необходимо, чтобы ученик понимал важность изучения географии лично им, чтобы понимание ценности изучения географии постепенно становилась мотивом учебной деятельности. Учитель для этого должен четко представлять, какой учебный материал может и должен вызвать переживание, эмоциональное отношение. В первую очередь это материал гуманитарного характера, т.е. относящегося к человеку. Например, учащиеся должны уметь оценить состояние природной среды, в том числе своей местности, факторы, определяющие ее изменение, разумность мер по использованию природных богатств, научиться оценивать красоту ландшафта, природных объектов и явлений. Как видно, в целях эмоционального обучения нужна специальная обработка учебного материала, его дополнения ценностным оценкам.

С 2005 года вопросы Образования для устойчивого развития были объявлены одним из важнейших приоритетов международной политики в области образования. В связи с этим 2005-2014 гг. были объявлены декадой ООН по образованию в целях устойчивого развития. Одна из основных целей образования для устойчивого развития (ОУР) – это воспитание грамотного человека с активной гражданской позицией, способного критически мыслить. Оценивать ситуацию и прогнозировать последствия своей деятельности с точки зрения негативного воздействия на социальное развитие и окружающую среду.  При реализации идей ОУР в курсах географии в школе необходимо уделить внимание:

• обсуждению глобальных экологических проблем;

• сравнению аналогичных процессов хозяйственной деятельности человека (землепользование, лесозаготовка  и др.) в  различных странах, регионах;

• изучению влияния физико-географических условий на природу и жизнь человека;

• изучению воздействия человека на окружающую среду;

• изучению взаимосвязи и взаимодействия природных и социальных компонентов;

• изучению глобальных процессов  (круговорот воды, атмосферные явления) в контексте международного сотрудничества для решения экологических проблем;

• изучению экономической географии во взаимосвязи с проблемами окружающей среды;

• изучению демографических проблем во взаимосвязи с имеющимся ресурсами и традициями

Образование в интересах Устойчивого развития – это процесс постоянного познания и обучения. При изучении курсов географии в школе всегда нужно быть готовым пересмотреть и переосмыслить ранее устоявшиеся взгляды, в ответ на изменения которые происходят, и будут происходить в мире. Образование для устойчивого развития (ОУР) ставит следующие четыре основные задачи:

• помочь учащимся осознать, почему понимание устойчивого развития значимо для каждого;

• активно вовлекать учащихся в обсуждение проблем устойчивого развития;

• научить рассматривать проблемы с различных точек зрения;

• стимулировать учащихся к размышлению о проблемах не только в классе или аудитории, но и вне системы формального образования.

Одним из необходимых условий в процессе обучения является личностно-ориентированный подход. При этом роль учителя состоит в создании необходимых условий (образовательной среды) для развития личности, а именно:

• использование на уроках ситуации успеха;

• оказание поддержки и помощи

• демократический и уважительный стиль общения;

• стимулирование мотивации для приобретения знаний и умений;

• вовлечение в процесс обучения каждого ученика с учетом его способностей и особенностей характера;

• озадачивать учащихся, направлять их, ставить перед ними проблемы, не давая готовых ответов;

• использование общения в процессе обучения, как важнейшей жизненной потребности человека;

• создание равных возможностей для всех участников процесса обучения;

• поэтапная социально-психологическая подготовка учащихся к продуктивному общению;

• развитие способности работать в группе для выработки согласованного решения.

Примерные тематики обсуждаемых, на августовских совещаниях учителей географии:

• Особенности составления календарно-тематических планов к новому учебному году;

• Применение информационно-мультимедийных и проектных технологий в учебном процессе;

• Инновационные подходы и приемы организации работы с текстом учебника;

• Опыт применения педагогических технологий в учебном процессе при формировании географических компетенций учащихся.

Рекомендуемые учебники для школ русским  языком обучения:

1. Герасимов Т.П. и др. Физическая география. 6кл.1996., «Просвещение».

2. Сухов В.П. Физическая география. 6 кл. 1996., «Просвещение».

3. Коринская В.А.и др. География материков и океанов. 7 кл., «Просвещение».

4. Крылова О.В. и др. География материков и океанов. 7 кл.1995.,»Просвщение».

5. Бакиров Н.Б. и др. «Гсография Кыргызской Республики». 1992. (8-9 кл.).

6. Максаковский В.П. Экономическая и социалӊная география мира. 10 кл.1995.«Просвещенис».

7. Мамедов Н.М. Основы общей экологии. 9-11 кл. М., 1996.

 

К.Джунушалиева

ПравилоПример
1. Сначала  оберите признаки для сравнения1. Высота Уральских  и Кавказских гор
2. Сопоставьте их2. Высота Кавказских гор — 5642 м, а Уральских- 1894 м
3.Сделайте вывод о сходстве или различия3. Кавказские горы выше Уральских
4. Объясните причины сходства или различия, если это необходимо4. Кавказские горы более молодые и менее разрушены

 

ричина                                               Следствие

 

Отсутствие поверхностного стока                         Соленая вода в озере

Наличие поверхностного стока                  Пресная вода в озере

Отсутствие поверхностного стока……?    Почти пресная вода,

очень мало соли.

Поделиться

Комментарии