ДАНЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

  • 26.05.2023
  • 0

ДАНЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

У кыргызов с древнейших времен сложилась традиция: каждый из них обязан был знать свои род, племя и народ, а также имена своих предков до седьмого поколения. Считалось, «кто не знает семерых своих предков, тот безродный и невежда».

Знание своей истории, своих корней есть основа культуры каждого народа. Поэтому появление научного труда профессора Д.Сапаралиева «Зов предков…» – уникальное событие в кыргызской историографии. В этой книге на документальной основе раскрывается конкретная история деяний предков, живших с XVIII до начала XX века нынешнего Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова.

Автор книги с первой страницы сообщает читателям, что отец С.Н.Жапарова Нуркожо ажы (1933-2017) еще в 2010 году опубликовал оригинальный труд «Кыргыздын сыры – санжыра» («Тайна кыргызов – санжыра»), в котором на основе народных преданий и историчес- ких трудов, изданных в Кыргызстане и Китайской Народной Республике, приводятся в хронологической последовательности сведения из родословия Жапаровых, начиная с Нуркожо ажы до Долон бия, то есть все 16 поколений предков. Примечательно, что эти интересные сведения, малоизвестные даже профессиональным историкам, частично подтвердились в конкретных хронологических параметрах в кропотливом исследовании Д.Сапаралиева. Наряду с этим здесь удачно использованы и сведения народных преданий из публикаций других известных санжырачы: Тєрєкан уулу Эсенкан и Бєєнбай уулу Насреддин.

Особенностью данного исследования заключается в том, что оно основано на выявленных недавно документах из архивов и библиотек России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. В ней впервые введено в научный оборот материалы 60 оригинальных архивных документов, среди которых имеются подлинники писем кыргызских биев и манапов начиная с 1847 года по 1916 годы. Выявление таких по существу уникальных источников, составленных на арабской графике и их перевод на современный кыргызский язык, требует большого опыта и высокого профессионализма. Несомненно, приложенные в книге документы являются прекрасным и готовым к использованию источником для ученых-историков и любителей истории.

Автор в своем исследовании удачно использовал, в сочетании с новыми архивными данными, сведения из сочинений таких историков как И.Г.Андреев (1743-1801), Н.А.Аристова (1847-1910), Ч.Ч. Валиханов (1835-1865), Б.Солтоноев (1878-1938), академиков НАН КР Б.Д.Джамгерчинова (1914-1982), В.М.Плоских (1937), членов -корреспондентов НАН КР А.Х.Хасанова (1914-1984), О.Ж. Осмонова (1954), кандидатов исторических наук М.Т.Айтбаева (1924 -1978), Т.И.Асанова и др., а так же английского писателя Редьярда Киплинга (1865-1936).

Так, например, Д.Б.Сапаралиев приводит интересные факты о бие Бирназаре (Пирназар) Андаш уулу – седьмом предке Садыра Нургожоевича из сочинений русских исследователей конца XVIII в. капитана И.Г.Андреева и чиновника XIX века Н.А.Аристова. В них указывается, что Бирназар бий возглавлял кыргызское племя бугу, возвращавшееся на Иссык-Куль из эмиграции в середине XVIII в., а затем реально руководил ими вплоть до 1785 года. Эти сведения подтверждены данными народных преданий, собранными акыном Байымбетом Абдрахмановым (Тоголок Молдо) в первой половине XX века.

Как верно пишет автор, в начале XIX века Российская империя активизировала свои усилия по реанимации торговых маршрутов в Центральной Азии.  Российские  власти Западной Сибири раз за разом отправляли торговые караваны в города Восточного Туркестана Кашгар, Турфан и другие, пути которых проходили через кочевья иссыккульских кыргызов племени бугу. Главы племени бугу, естественно, втягивались в этот процесс и откликались на предложение России о возобновлении взаимных политических и торговых связей. Это привело к соперничеству России с Великобританией.

Продвижение Российской империи в восточно-южном направлении привело к обострению политической обстановки в Кыргызстане. И в середине XIX века из-за личных амбиций лидеров Боронбая Бекмурат уулу (1779-1858 гг.) из племени бугу и Ормона Ниязбек уулу (1792-1855 гг.) представителя племени сарыбагыш обострилась борьба за верховную власть в Кыргызстане. В этой ситуации Боронбай обратился за поддержкой к Российским властям, что привело к принятию иссыккульцами присяги на подданство Российской империи 17 января 1855 года. Боронбаю присудили воинский чин подполковника и назначили старшим манапом всего прииссыккулья. Это означало, что российское правительство поддерживает его в соперничестве с избранным ханом Ормоном Ниязбек уулу.

Интересные сведения приводит Д.Сапаралиев о пятом предке Президента – Алыбай уулу Султанкуле (1801-1888), который являлся верным соратником Боронбая Бекмурат уулу. Султанкул содействовал освобождению из плена саяков Ормона Ниязбек уулу и знаменитого баатыра, своего соплеменника из рода белек Балбая Эшкожо уулу (1812-1867), а в 1860 году и сарыбагышского баатыра Тєрєгелди Абайылда уулу (1789-1870), который находился в заточении у бугинцев с 1859 года. Профессор А.Х.Хасанов в своей книге «Экономические и политические связи Киргизии с Россией», изданной в 1960 году, объясняет эту ситуацию так: «За пленение Тєрєгельды кокандцы грозили совершить поход на Иссык-Куль, для чего готовили 500 человек под руководством Дост Мухаммед датхи. Балбай был против освобождения Тєрєгельды, но при помощи Султангула (из рода белек) Тєрєгельды бежал из плена, но был пойман Балбаем и возвращен обратно…

Многократное упоминание Султанкула Алыбаева в архивных документах наглядно показывает, что он в 1858-1874 гг. проявил себя как активный, влиятельный и дальновидный политик на Иссык-Куле.

Примечательный момент из жизни Султанкула приведено в книге Д.Сапаралиева, так в июне 1862 года он вместе с кыргызскими манапами Канаем Койсоймасовым, Бейсеидом Чокарачевым и другими в составе русского отряда под руководством капитана Проценко, приняли участие в боевых действиях против солдат Циньской империи, проявили себя достойными и храбрыми воинами. За это Султанкул получил воинский чин хорунжего – первый офицерский чин в казачьих войсках российской армии. Он также был представлен к награждению почетным кафтанам 2-го разряда.

Как следует из приведенных Д.Сапаралиевым сведений, когда 25 июня 1865 года в Иссык-Кульском уезде состоялись первые выборы Российской колониальной администрации – волостных управителей и их заместителей, а также аильных старшин, однородцы назвали свою волость именем знаменитого предка Бирназара Андаш уулу. Первым управителем Бирназаровской волости земляки избрали 64-летнего Султанкула Алыбаева. В последующие 1880-1887 гг. волостными управителями переименованной Кенсуйской волости были сын младшего брата Султанкула Сааданбек Рустемов и сын Султанкула Сарыбай. В 1913-1915 гг. Букары Сарыбаев, внук Султанкула, возглавлял эту волость. Затем они посменно в разные времена избирались биями в своих аилах.

Кєчкєн Султанкулов, четвертый предок Садыра Нургожоевича, в 1882 году был избран старшиной аила №8 Кенсуйской волости. Третий предок Президента С.Н.Жапарова Жапар Кєчкєн уулу принимал участие в административном управлении Кенсуйской волости с 1909 – по 1916 годы в качестве избранного элїї башы (пятидесятник), имел право голоса на выборах волостного управителя, был довольно грамотным человеком.

Таким образом, сыновья, внуки, правнуки, а также некоторые братья и родственники Султанкула Алыбаева стали достойными продолжателями традиции своих предков, будучи избранными руководителями волостей, аилных биев и аксакалов (старшин), а также элїї башы, находились на службе народа. Управленческая власть в Бирназаровской и Кенсуйской волостях в Иссык-Кульском, а затем и в Пржевальском уездах, сохранялась за потомками Алыбая Бирназарова вплоть до установления Советской власти в Кыргызстане.

Ко всему сказанному следует добавить, что во время народного восстания 1916 года, в Кыргызстане внуки Алыбая Бирназарова Бектен Юнусов, Сарыбай Султанкулов и правнук Букары Сарыбаев были в числе руководителей народно-освободительного движения.

Таким образом, в заключении можно вполне согласиться с выводом автора о том, что сегодняшние уверенные шаги Президента С.Н.Жапарова в политической жизни Кыргызстана – добрый знак, соответствующий зову предков к прекрасному будущему народа Кыргызстана. Книга профессора Д.Сапаралиева, написанная увлекательно и доходчивым языком, конечно же, найдет своих любознательных читателей.

Т.АсанОв,  заведующий кафедрой истории Кыргызстана КНУ имени Ж.Баласагына, к.и.н.,доцент,  Ж.Жакыпбеков,   профессор кафедры истории Кыргызстана КНУ имени Ж.Баласагына, д.и.н.

Поделиться

Комментарии