НУ ЧТО, «ДОМАШКУ» СДЕЛАЛ?

  • 22.01.2021
  • 0

Ну что, “домашку” сделал?” — вполне простой, понятный и в то же время “нежеланный” вопрос для детей. Для родителей, пришедших с работы или уставших в домашней суете, этот вопрос вполне “должностной” – долг родительский и долг “не краснеть перед учителями”. Для учителей это – “обратная связь”.

Подходит к концу десятый месяц пандемии, семь из которых были учебными, то есть семь месяцев дистанционного обучения в школах и ВУЗах. Да, было не легко, особенно поначалу, но сообща многое было поставлено на должный уровень. Речь идет об уроках, точнее об отношении к урокам и домашним заданиям во время дистанционного обучения, которое до сих пор еще длится для 2-4-х, 6-8-х и 10-х классов. Старания учителей в мобильном освоении учащимися учебного материала и предоставление знаний на различных приемлемых платформах цифровизации сопровождались и продолжают сопровождаться самообразованием.

Но все ли так гладко как мы описываем? Ведь нарекания по поводу долгого сидения за уроками, большому объёму домашнего задания и снижения уровня знаний учащихся все же имеют место быть. И опять напрашивается “вечный” вопрос КТО ВИНОВАТ?

К началу 2020-2021 нового учебного года МОиН КР разработало методические рекомендации к августовским совещаниям учителей, которые заключали в себе методические рекомендации по организации учебного процесса в общеобразовательных организациях в условиях пандемии, инструкцию по оказанию методической и психологической помощи для родителей в период дистанционного обучения, где пошагово расписаны действия учителей и родителей вплоть до времени обучения и отдыха, а так же санитарно-гигиенические нормы и требования. Там же обозначено: “ Объём домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким , чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-х, 3-х классах – 1,5 часа; в 4-х, 5-х классах – два часа ; в 6-х, 8-х классах – 2,5; в 9-х, 11-х классах – до 3,5 часов. Расписание занятий составляется в соответствии с п.п. 164, 165, 166, 167, 168, 169 приложения №6 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях” Постановления Правительства Кыргызской Республики “Об утверждении актов общественного здравоохранения” от 11 апреля 2016 гогда №201. Предельная учебная нагрузка в каждом классе является максимально допустимой нагрузкой и не подлежит изменению”. Как видим, все предельно прозрачно. Учителя преподают согласно расписанию, естественно требуют обратную связь для оценки качества знаний учащихся. Тогда в чём же проблема?

Папа у Васи силен в

       математике,

Учится папа за Васю весь год.

“Где это видано, где это

       слыхано,

Папа решает, а Вася сдает”?

– У Эрики есть все условия для учебы, все необходимое и самое главное время, но несмотря на все это у нас частые конфликты по поводу уроков. Когда по телевизору показывают телеуроки, она отказывается их смотреть, аргументируя что это не ее учительница и что не понимает ее. Нам пришлось договориться с ее учительницей, чтобы она обучала Эрику на дому (за отдельную плату), — говорит Айгуль, мама ученицы 2 класса. (г. Бишкек)

– Мой сын Акыл учится в 4 классе школы города Бишкек, на телеуроки не обращает внимания. Уроков как таковых по платформам ZOOM, WhatsApp, Telegram не проводилось, но была очень тесная обратная связь с учителями, которые сбрасывали домашние задания на электронный дневник. Заданий бывает много, ребенку тяжело самостоятельно освоить материал и приходится вечером, после работы допоздна заниматься вместе с ним. Чтобы не потерять интерес ребенка к учебе, записали на курсы английского языка и договорились о репетиторстве с его учительницей. Стало намного легче. В WhatsApp группе родителей часто обсуждаем проблемы домашнего задания, иногда делаем их совместно (то есть скидываем на WhatsApp). У нас еще ничего (я в совершенстве владею кыргызским), а в параллельном классе с русским языком обучения есть проблемы с заданиями по кыргызскому языку, им они трудно даются, – поделилась мама Акыла
Чолпон.

“В нашей семье все очень хорошо учились, особенно по математике. Но в условиях пандемии на вынужденном удаленном обучении я обнаружил, что традиция хорошего знания математики значительно пошатнулась, — делится своим мнением Рустам, отец учеников 4-, 6- и 8 классов. — Дети стараются заниматься, присутствуют на уроках. Но иногда телеуроки одного предмета накладываются на другом канале с другим предметом, получается они вынужденно “прогуливают» очередной урок. По моему мнению, пропустив один, два урока любого предмета ученик уже намного отстает от программы. Отсюда нежелание стараться и постепенно выполнение домашнего задания превращается в принудиловку. Часто замечаю, что старшие сыновья выполняют домашнее задание за младших и отсылают в электронный дневник. А иногда я помогаю старшему сыну. К чему это приведет?”

Это мы не проходили, это нам не задавали

“Мои сын и дочь два года учились в частной школе, я была уверенна, что они получают достойные знания. Во время дистанционного обучения на дому была огорчена результатом. Частная школа, которая требовала достаточно крупную сумму за обучение, не смогла обеспечить не только углуб-
ленного, но и элементарного уровня общеобразовательной школы. Все это обнаружилось при выполнении домашнего задания, когда пришлось сидеть часами над простыми вещами. Никаких уроков не проводилось, отправлялись только задания на дом по WhatsApp. Детям трудно самостоятельно освоить то, чего недодали в школе” – Мира (г.Бишкек)

“Моя дочь часами сидит за ноутбуком. На мой вопрос: “Чем занимаешься?” отвечает: “домашка”. Но однажды я застала ее врасплох за просмотром сериала, – огорчается Виктория, мать Олеси, ученицы 10 класса СОШ г.Бишкек. — При проверке домашнего задания, которого у нее не оказалось, дочь ответила “неинтересно, непонятно”.

Значит, иногда дети, прикрываясь «домашкой», тратят время на развлекательные сайты, а самые популярные ответы: “проспал”, “неуспел”, ”непонятно”, “незадавали”, ”трудно”.

Устами учеников

А что на это скажут дети? Ведь все условия созданы, времени предостаточно, остается только присутствовать на видеоуроках и выполнить задания.

Сколько времени ты тратишь на занятия? С этим вопросом мы обратились к ряду школьников различных школ столицы:

– Я учусь в 7 классе, у нас всего 38 учеников. В первой и второй четверти нам проводили уроки по платформе ZOOM по 4-5 уроков в день и задавали по 2-3 упражнения, задания по письменным урокам или по одному параграфу или тексту по устным предметам, это занимало очень много времени, так как нужно было смотреть и теле уроки, а потом садиться за домашнюю работу. Я заканчивала учебу только в семь или восемь часов вечера. Сейчас ZOOM отменили и заменили платформой Google Meet по которой проводятся, в основном, уроки кыргызского языка, русского языка и литературы и истории, но всегда присутствуют на уроках не более десяти человек, и это только отличники и ударники, а остальные говорят, что интернета нет и приложение не могут скачать. Остальные предметы проводятся по WhatsApp, отправляют голосовое объяснение темы, картинки и задается задание, в основном по 2-3 упражнения по каждому предмету. Мы высылаем ответы, а нам высылают оценки. Электронного дневника у нас нет и мы не видим своих оценок. А те одноклассники, которые не присутствуют на уроках, так же получают переводные оценки и заканчивают год (в прошлом году) и у них есть четвертные оценки за первую и вторую четверти. Мое личное мнение: учителя сами не хотят  проводить уроки, чтобы было интересно и присутствовали все ученики, и иногда просто скидывают задания. Если учитывать время, проведенное за уроками и за домашним заданием по расписанию, то всего получается, минимум 7-8 часов в день. Сейчас в день проходим по 2-3 урока, и я трачу на «домашку» по три часа в день после учебы, – поделилась Айлен, отличница 7 класса, ученица СОШ г. Бишкек.

– У нас много заданий, потому что не проводятся уроки, а просто скидывают на WhatsApp. Кто ответил, тому оценка и все, — ответил Артём, ученик 10 класса.

– Я не видела учителей уже давно, они высылают нам скачанные с Инфоурока темы по расписанию и задают кучу “домашки”. Так учиться не интересно и многие не хотят учиться, и тем более делать домашнее задание. Мы даже не знаем откуда у нас появляются оценки в журналах, — недоумевает Ксения, ученица 8 класса.

Так что же получается, “отлынивают” не только учащиеся, но и учителя? Факты налицо, ведь “устами младенца глаголит истина”! Учителя задают домашнее задание не учитывая другие предметы по расписанию, а это в конечном счете, получается очень много. Некоторые из них, таким образом, проявляют непрофессионализм. Самое главное такое отношение безответственных учителей не поддается контролю.
Вообще, кто должен контролировать объем домашних заданий? А уровень знаний снижается и как спасти ситуацию?

Айнура АСАНАЛИЕВА,
«Кут Билим»

 

Поделиться

Комментарии