НАША БЛАГОДАРНОСТЬ – ЭТО НАША ПАМЯТЬ или СОЗВУЧЬЕ БЛАГОРОДСТВА И  БЛАГОДАРНОСТИ

  • 02.09.2021
  • 0
НАША БЛАГОДАРНОСТЬ – ЭТО НАША ПАМЯТЬ или СОЗВУЧЬЕ БЛАГОРОДСТВА И  БЛАГОДАРНОСТИ

Чолбаева Сагынбубу Джумабековна

д.э.н., профессор заведующая 

кафедрой «Международные финансы и экономическая безопасность», профессор  КЭУ им.М.Рыскулбекова

 

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

что если останется жить земля

– высшим достоинством человечества

станут когда-нибудь учителя!

Р.Рождественский

 

Статья посвящена памяти  выдающегося ученого, к 110-летию со дня рождения  Мусы Рыскуловича Рыскулбекова, первого кандидата экономических наук из числа национальных кадров, профессора,  Народного Учителя,  чье имя присвоено нашему университету (Постановление Правительства КР от 29 сентября 2011 года № 608).

К сожалению, время нашей жизни быстротечно. Но оно не бесследно. Время остается жить в наших делах и в нашей памяти. Оно остается жить в тех следах, что человек оставляет после себя на земле, в памяти и в судьбах окружавших и окружающих его людей. И порой – даже в памяти и судьбах тех, кто придет на эту землю после нас.

А тем временем жизнь продолжается, время  вносит в нее свои  коррективы. Меняемся мы, меняются наши ценностные ориентиры. Вот уже реже мы говорим о чувстве патриотизма, с опаской и предубеждением относимся к простым человеческим отношениям. И что самое досадное и недопустимое, на мой взгляд,  такие ценностные понятия как благородство и благодарность постепенно уходят из обихода  жизни.

Раскрывая огромную значимость понятия благодарности как атрибута благородства, по отношению к памяти великого ученого Мусы Рыскулбекова, хотя минуло всего лишь 10 лет с того горестного дня, как прервался его земной путь, я, безусловно, обратилась к рассказам и воспоминаниям  его близких, коллег и учеников.

В этой связи, вспомнились слова Бельгийского поэта и драматурга Мориса Метерлинка: «…человек жив до тех пор, пока живет среди людей память о нем…».

Да, мне часто приходилось слышать, что учителя незабываемы. И чем взрослее становятся ученики, чем больше расстояние между ними, тем дороже делается для них первый учитель, учитель-наставник. Оказывается – это  правда!

В памяти своих коллег, друзей, учеников Муса Рыскулович остался как один из более одаренных деятелей  образования и науки. И вспоминая его сегодня, мы как бы возрождаем его самого, он как бы зримо присутствует рядом с нами. Все, кому довелось познакомиться, встречаться и общаться с этим человеком, работать с ним, отмечают его редкостную честность, особую любовь к науке, глубокую нравственность, высокие душевные качества, бескорстность, порядочность и скромность.

Отмечал эти отличительные особенности ценностных ориентиров Мусы Рыскуловича и академик Турар Койчуевич в своей книге «О людях, о времени, о себе». Он называет его  патриархом экономической науки и экономического образования, подчеркивает его роль в обеспечении прорывных, пионерных  исследований, что очень важно и, обозначает несомненный приоритет в исследовании  экономической теории как основы экономических наук.

Турар Койчуевич, на мой взгляд, вкупе обозначил  высочайшее качество профессиональной деятельности М.Рыскулбекова, его провидческий дар и преданность любимомму делу, что также важно как пример для молодых исследователей.

Не могу не описать воспоминания одного из многих его студентов, ныне профессора Алманбетова Шарип Бадиевича: «…Волею судьбы, в начале 70-х годов прошлого столетия мне представилась возможность стать студентом экономического факультета Кыргызского государственного университета. Целая плеяда выдающихся ученых педагогов давали нам знания и наставления. Особое удовольствие мы получали от лекций профессора Мусы Рыскуловича. Мы восхищались не столько его умом, сколько его благородством, великодушием, оргинальным поведением, чистоплотностью. Ни при каких обстоятельствах он не повышал голоса, ко всем преподавателям и студентам  обращался  на «Вы». Чувство юмора всегда был при нем. А как он одевался! Все в нем было красиво в любое время года».

Думаю, что такие воспоминания могли бы стать, в определенном смысле, направлением большинству молодых слушателей  и исследователей современности, для переосмысления  своих позиций, которым свойственна переоценка самих себя. Его способность производить впечатление, проявлялось, прежде всего, в его умении своим примером – трудолюбия и самодисциплины, учить честности и ответственности, преданности своему делу, уважения к людям, стойкости и неугасающего интереса к меняющейся жизни. Ни при каких обстоятельствах он не превышал голоса, отличался гениальностью мышления,  уникальным стилем изложения материала по политической экономии, смелостью и масштабностью идей, потрясающим чувством языка, вниманием к каждому слову, каждой детали. А  быть всегда красивым, стильным, выглядеть молодо, это  было одним  из его достоинств.

Продолжая раскрывать уникальные репрезентанты многогранной  личности Мусы Рыскуловича,  особо хочется подчеркнуть расссказы и воспоминания  его ученика д.э.н., профессора Камчыбекова Толобека Кадыралиевича.

Одним из величайших грехов на земле считается черная неблагодарность. Увы, на беду, немало встречается еще людей, которые не помнят добра, сотворенного для них другими. Толобек Кадыралиевич не из их числа.

По-волею судьбы и стечению обстоятельств после окончания учебы в университете, рассказывает он,  Муса Рыскулович,  можно сказать, определил мою дальнейшую судьбу в моей жизни, в том числе экономической науке,  принял в  моей  дальнейшей   судьбе самое живое участие,  поддержал меня и озарил дорогу в мое будущее.

Уже сегодня, с возрастом, оглядываясь назад, вспоминая прошлое, начинаешь понимать, какое значение в жизни человека имеют такие понятия как учитель-наставник. Нужен определенный жизненный опыт, чтобы во всей полноте понять и осмыслить заповеди: дружи с разумными людьми, чтобы не знать мытарства, беги за тридевять земель от подлого коварства. Таким мудрым учителем-наставником для меня стал Муса Рыскулович Рыскулбеков.

Цепкая память Толобека Кадыралиевича бережно хранит имена и образы людей, которые направляли и поддерживали его в трудные минуты неопределенности жизни и которым, как он считает, обязан тем, что достиг поставленных целей.  В разговорах с друзьями, близкими, учениками он непременно называет имя Мусы Рыскуловича Рыскулбекова, сопровождая свои рассказы эпитетами «очень умный и образованный», «интеллигентнейший», «выдающийся ученый-экономист», «честнейший и порядочный», «скромный» и т.д.

Надо сказать, что тут я имею возможность выразить тот не очень частый случай, когда  из слов воспоминания  можно очень точно и емко отразить суть и величину  самого вспоминателя, ученика Мусы Рыскуловича Толобека Кадыралиевича, его тернистый путь к созданию, становлении и развитии учебного заведения. Но, как известно: «служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво…», он не ушел в бизнес, как многие его современники, а проявив организаторские способности, доказал необходимость и целесообразность создания высшей профессиональной школы, проявляя чувства патриотизма. Не проблемы определяют лицо человека, а стремление достойно разрешить их. А что может быть достойнее, чем служа на образовательной ниве, главная цель которой выражена в этих поэтических строках: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться….».  Думаю, что когда-то сказанные наставнические слова Мусы Рыскуловича своему ученику Толобеку Кадыралиевичу, дали ему запас жизненной прочности, потенциал общественной активности, твердость и ясность позиции, ресурс организационной деятельности в сфере научно-исследовательской и учебной работы и  чувство востребованности творческого поиска. Да, именно благодаря таким качествам ему удалось пройти яркий и насыщенный событиями жизненный путь, выдержав испытания трудностями, временем, служебным положением сумел создать высшее учебное заведение под названием КЭУ.

У КЭУ им. М.Рыскулбекова большая  история. Он развивался  эволюционным путем – техникум  советской торговли – колледж – высший колледж и  нового формата высшее учебное заведение.

Помня своего учителя, когда-то указавшего верный путь достижения поставленных целей, оценив его огромный вклад в развитие образовательной системы и науки Кыргызской Республики Толобек Кадыралиевич, добился присвоения руководимому им университету его имени – Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова. Такой поступок Толобека Кадыралиевича и доказывает созвучье  атрибутов благородства и благодарности, раскрывает суть человеческого существования благодарных людей, не ограничивающихся только   жизненным комфортом, но и  осуществляющих  благородные и  памятные деяния.

Умение Толобека Кадыралиевича, видеть дальше стен руководимого им выше перечисленных учебных заведений, способность создавать будущие горизонты для их дальнейшего развития, тонкое восприятие  международной ситуации в сфере высшего образования и уверенная ответственность  за судьбу любимого детища – вот основные черты ученика Мусы Рыскуловича Рыскулбекова.  О высокой оценке результатов деятельности  Толобека Кадыралиевича в должности ректора и глубоком доверии со стороны коллектива КЭУ свидетельствует тот факт, что он четырежды  был избран ректором. Как крупный организатор вузовской науки и высшего профессионального образования воспитал целую плеяду ученых, ведущих педагогов и руководителей.

Несмотря на сложности социально-политического и экономического характера  КЭУ им.М.Рыскулбекова не просто заняла свою нишу среди вузов Кыргызской Республики, но и  стала ведущим профильным экономическим вузом.  С 2003 года КЭУ готовит специалистов по Болонской системе обучения, которая отвечает европейской системе подготовки специалистов-бакалавров. Это дает возможность студентам КЭУ по программе обмена студентов,  продолжить или завершить образование в одной из европейских стран, а выпускникам получит конвертируемый диплом бакалавра, магистра и возможность трудоустроится в странах Европы и СНГ, подписавших Болонскую декларацию.

На сегодняшний день у КЭУ огромный опыт по подготовке специалистов по программированному обучению, соответствующей основным принципам Болонской системы. Практически весь ППС университета проводит учебные занятия на контактной основе помноженного на самостоятельную работу студентов по кредитной технологии обучения с  учетом всех составляющих  элементов, предусмотренных ГОСтом МО и Н КР по компетентностному подходу обучения.

Накоплен огромный опыт и потенциал по дальнейшему продвижению программированного обучения студентов высшей профессиональной школы. Университет является членом ряда международных ассоциаций вузов, таких как “Ednet”, “CAMAN”,  Европейской Ассоциации международного образования EAIE.

КЭУ является единственным вузом в Кыргызстане и Центральной Азии, являющимся действительным членом МАТЭО, EAIE, “Evrodip”., что позволяет осуществлять обучение и прохождение нашими студентами различных форм стажировок и практик.

С 2019 года  КЭУ им.М.Рыскулбекова руководит самый молодой ректор среди коллег, возглавляющих государственные высшие учебные заведения Алмаз Токтобекович Кадыралиев.

Как ректор ставит амбициозные задачи, считает,  что амбиция является хорошим и надежным трамплином будущего развития.  Думаю, его как  молодого ректора вуза, волнуют не только вопросы организационного-управленческого, учебно-методического, научно-исследовательского, консультативно-правового, воспитательного характера, но и вопросы «сменяемости поколений», причем не  столько в возрастном аспекте, а сколько в профессиональном,  творческом аспекте. Каждый раз подчеркивает, что  преподавателям нужно приглядываться к талантливым ребятам с первого курса  и   привлекать их к работе над крупными проектами, также ориентировать их на дальнейшую научную деятельность, на получение ученых степеней, на трудовую деятельность в университете.

Алмаз Токтобекович, отлично владеет не только английским языком, но  и некоторыми другими, поэтому во главу одних из углов ставит — обязательность знания иностранных языков. В своих выступлениях, встречах со студентами и ППС всегда подчеркивает: «…какими бы выдающимися специалистами не были наши выпускники, без  знания иностранных языков и, в первую  очередь английского языка, сегодня никак нельзя?! Ведь мы находимся в мировой системе, где главенствует английский язык». Для подтверждения сказанного приводит пример, если  бухгалтер не будет владеть английским языком, то у него будут весьма ограниченные перспективы профессионального роста, потому что вся терминология, и в первую очередь отчетная, представлена на английском языке. И не только профессия бухгалтеров, но и многие другие профессии должны знать и владеть иностранными языками.

Рассуждая  уровень подготовки специалистов, Алмаз Токтобекович в целях популяризации профессий, инициировал  программу стимулирующих выплат в формате от научных и предпринимательских стартапов до новых проектов различных государственных и  частных грантов.  Его амбициозный проект по подготовке IT специалистов  и комплайс специалистов  (финансистов-контролеров) для финансово-банковской сферы, которые смогут работать на стыке техники и экономики озадачило многих руководителей структурных подразделений университета по переосмыслению и пересмотрению  учебны планов.

Одним из важнейших достижений нашего КЭУ является – Международная  аккредитация, которую прошли в 2020 году. В настоящее время КЭУ им.М.Рыскулбекова считается единственным вузом в республике, где все программы подготовки специалистов получили международное признание. Это означает, что диплом КЭУ котируется за рубежом  и его обладатели конкурентоноспособны на мировом рынке труда.

Ныне КЭУ продолжает идти в ногу со временем, придерживается всех новых тенденций, новых формаций, новой науки в Кыргызской Республике, входит   реестр и базы данных многих иностранных государств, благодаря успешней реализации  за последние семь лет – программы обучения на английском языке по многим дисциплинам профилей экономического направления.

Как говорят в народе, надо стараться располагаться и во времени и в пространстве. Меня как человека  более 38 лет проработавшей в системе средне-специального и высшего профессионального образования, доктора экономических наук, профессора экономики, всегда волновало и волнует проблема состояния подготовки высококвалифицированных кадров  экономического направления во благо нашего государства.

Неужели нельзя было за 30 лет функционирования Вузов КР в условиях рыночной экономики, лицам, непосредственно отвечающие за уровень подгтовки кадров для экономики, переосмыслить предыдущие ориентиры и подходы к вузам и, обозначить на государственном уровне пути оптимизации подготовки  кадров экономичексого направления в системе высшего профессионального образования (подготовку на бюджетной основе). Ведь общеизвестно, что именно качественное образование и связанные с ним профессиональные компетенции преподавателей могут стать факторами  достижения экономического успеха государства.

Кыргызская Республика на данный момент обладает избыточным числом вузов и перенасыщением рынка образовательными  учреждениями предоставляющих  экономические кадры с высшим образованием. На население КР, с населением чуть более  6,8 млн. человек приходится 58 вузов. В то время в лидирующих странах мира в области образования, в Великобритании на число населения 60,4 млн. человек приходится  89 вузов и обучаются в них 640 тысяч студентов; в Финляндии на 5, 2 млн. человек – 20 вузов; в Чехии на 10, 2 млн. человек – 66 вузов и т.д. Это наглядный пример диспропорции в количественном показателе вузов. Точнее, наблюдается тенденция процесса диверсификации  вузов КР по подготовке экономических кадров  в количественном аспекте,  в ущерб качеству подготовки специалистов, что приводит к росту числа безработных с высшим экономическим образованием. Реально ряд вузов просто стали образовательными учреждениями по выколачиванию денег из общества.

Сложившаяся ситуация разрыва между потребностями общества, рынка труда и теми знаниями, умениями и навыками, которые приобретают выпускники многих вузов не  соответствуют структуре и объему  подготовки кадров экономического направления. В результате этого остро встают вопросы создания государственной системы обеспечения и оценки качества образования. В этих условиях, возникает необходимость проанализировать поиск путей перехода от количественного роста подготовки кадров экономического направления к  качественному росту, приобщения нашего высшего профессионального образования к позитивным достижениям  отдельных зарубежных стран, но с учетом национальных особенностей, а также создания действенной конкурентной среды среди профилирующих вузов КР. А для  повышения конкурентноспособности вузов КР, необходимо провести  ранжирование и квалификацию вузов по направлениям, профилю и  качеству с учетом требований международной аккредитации.

Министерству образования и науки проявить твердую волю и приостановить действие лицензий вузов, не соответствующих ГОСТам и международным стандартам,  по мере необходимости провести слияние и объединение и укрупнение вузов. В этом контексте,  хочется  обратиться к   письму Мусы Рыскулбекова «ГОЛОС ИЗ ПРОШЛОГО», где он, в качестве  назидания  руководству государства пишет: — «…Важно определиться с новыми направлениями развития не доля того, чтобы стать такими, как другие, но и не для того, чтобы противопоставлять себя другим…».  Думаю, что жизнь когда-нибудь все равно покажет,  как важны такие письма,  они на самом деле пробуждают мысль, новые идеи, стимулируют поиск решений.

Возвращаясь плавно к  описанию исторической личности Мусы Рыскуловича не в том смысле, что занимаемые им должности в государственных органах  остались в каких- то документах, свидельствах, а в том смысле, что он сотворил историю своей собственной жизни.  Читая книги и слушая воспоминания его коллег, учеников, соратников, мне пришлось ощутить и пережить  его историзм даже в своей собственной жизни. Думаю, что такое ощущение и есть ключ к духовности человека   и считаю, что благородство и благодарность никакие времена не смогут до конца искоренить.  Да, у каждого своя судьба, но она реализуется через наши поступки.  Вот и моя судьба такова, что я, будучи ученицей Толобека Кадыралиевича вбираю в себя все восторги и разочарования моего поколения. При этом,  я еще раз убедилась в том, что  профессионализм в научно-педагогической деятельности является высшим видом творчества, не в  плане того, что она важнее любых других видов творческой деятельности, а в том плане, что для достижения успеха  нужно уметь  сочетать три важных качества: способность профессионального ученого понимать ту действительность, с  которой он работает, умение оценивать факты в причинной исторической связи и прогнозировать социальные процессы,  умение оценивать ситуации полные неопределенности и принимать решение на базе знания.

В юности я прочла роман, где в конце повествования автор говорит о том, что каждый человек накапливает в жизни «золотые крупицы опыта», знаний. И вот теперь, «…пройдя земную жизнь  до половины» (и даже больше), я понимаю, что имел ввиду писатель.  И думаю, что Муса Рыскулович тоже накопил  «золотые слитки» и золотые горы профессионального и жизненного опыта, с которыми  щедро поделился  со своими коллегами, друзьями,  учениками, студентами.

Действительно Муса Рыскулович Рыскулбеков по всем направлениям жизненной мерки  является личностью легендарной. Он Человек-эпоха, родившийся в патриархально-общинном  строе, минуя капитализм, живший  при социализме и охвативший нынешний период рыночной экономики и, при этом, всегда смело с оптимизмом смотревший в будущее.

Человек, согласитесь, немало пожил и немало заслужил.  Звание «Народный учитель» было присвоено ему первому в республике, первый нарком посвещения КР, первый защитивщий кандидатскую диссретацию в 1947 году, Почетный гражданин  г. Бишкек и до последних дней жизни трудился на образовательной ниве, являясь консультантом КНУ им.Ж.Баласагына.

Как классик, возглавлявщий многие годы кафедру политической экономии экономического факультета Киргосуниверситета Муса Рыскулович Рыскулбеков был и остается примером ученого, педагога, наставника, руководителя, мыслителя. Будучи человеком энциклопедических знаний, он умел пробуждать в людях интерес к истории экономических учений, умел просто сказать о сложном и, по-новому раскрыть очевидные вещи и явления. Это четко и ясно изложено  в его письме  «ГОЛОС ИЗ ПРОШЛОГО».  Вместе с тем, он всегда был открыт для обмена мнениями и деями, оставлял возможность для дискуссии.

Муса Рыскулович Рыскулбеков – один из тех людей – светлых, обаятельных, харизматичных, интеллигентных – с  личным знакомством с которыми дорожат и гордятся сегодня многие, о которых с почтением рассказывают коллегам, своим ученикам, друзьям, детям, внукам.

Действительно, биография, рассказы и воспоминания о Мусе  Рыскуловиче  Рыскулбекове непосредственно из уст его коллег, его студентов, учеников, как нельзя лучше проиллюстрировали для меня, верность формулы   жизннного цикла: сегодня делать так, чем завтра займутся многие, а после завтра станет уделом большинства людей. И наверняка, не звание Народного учителя и многолетнее руководство кафедрой в одном из самых престижных факультетов Киргосуниверситета сделали его жизнь успешной, а, наоборот, к этим высшим человеческим и профессиональным достижениям вели — его генетика (дворянское происхождение) и родительский пример…

Да, Мусы Рыскуловича Рыскулбекова нет сегодня с нами. Но, осталось его богатейшее научное наследие, его ученики, которые будут продолжать дело своего наставника, его энергия — в уникальной атомосфере и традициях нашего университета, в  его трудах, в наших сердцах!

Поделиться

Комментарии