ДОКТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ

  • 17.05.2021
  • 0

От редакции: Недавно Министерство образования и науки приняло решение о введении программы PhD в Кыргызстане. Кстати, уже несколько лет предпринимаются попытки приблизиться к Болонской системе, и многие университеты реализуют программы докторантуры на пилотной основе. Однако программа PhD еще не реализована в полной мере. Тому есть много причин. Одна из них, вероятно, связана с тем, что многие наши современники не знакомы с принципами Зальцбурга, которые лежат в основе этой докторской (PhD) программы в Европейских странах.

3-5 февраля 2005 года в г. Зальцбург Ассоциация европейский университетов (EUA) приняла десять принципов обучения в докторантуре (https://www.eua-cde.org/downloads/publications/2010_euacde-universities-achievments-salzburg-principles.pdf). Предлагаем вниманию читателей перевод фрагмента данного документа, выполненный Дуйшоном ШАМАТОВЫМ, профессором Назарбаев университета, Казахстан. 

Десять основных принципов третьего цикла

  1. Основным компонентом докторантуры является продвижение знаний посредством оригинальных исследований.

Основным элементом всех докторских программ является и должно оставаться обучение путем проведения исследований. Исследование может дать докторантам основные навыки, такие как решение проблем; новаторское, творческое и критическое мышление; анализ и синтез знаний. Докторанты обучаются через исследование и вносят важный вклад в создание новых знаний, продуктов, методов и систем, а также в передачу знаний. Обучение путем исследования является основным элементом, который отличает докторский цикл от первого и второго циклов Болонского процесса.

  1. Включение докторских программ в стратегию и политику вуза: университеты берут на себя ответственность за обеспечение того, чтобы предлагаемые ими докторские программы и исследовательская подготовка отвечали новым вызовам и включали соответствующие возможности профессионального роста.

Все правила, руководства и/или кодекс практики в докторских программах должны быть разработаны и утверждены на уровне факультета и вуза. Должна быть только одна докторская степень и один диплом, подписанный ректором, общий для всех факультетов. Это усилит социальную ценность и признание докторской степени.

Университет отвечает за разработку, структуру и организацию своих докторских программ. Институциональные правила должны охватывать правила приема на учебу, руководство, экзамены, оценки и мониторинг, а также защиты диссертации. Информация обо всех докторских программах и положениях должна быть доступна на веб-сайтах университетов. Общий портал для всех докторантов университета является полезным инструментом для организации и мониторинга успеваемости докторантов. Университеты должны разработать долгосрочные стратегии для докторских программ с акцентом на создание сильной исследовательской среды и механизмов для повышения качества докторских программ.

Возможности карьерного роста для исследователей всех категорий, включая докторантов, должны быть частью стратегии. Прозрачная перспектива карьерного роста для исследователей повысит интерес молодых людей к науке и исследованиям. Докторанты должны чувствовать, что они нужны, уважаются и приветствуются, и у них будут возможности карьерного роста после завершения докторантуры.

  1. Важность разнообразия: богатое разнообразие докторских программ в разных странах, включая совместные докторские степени, является сильной стороной, которая должна подкрепляться качеством и надежной практикой.

Существует большое разнообразие институциональных типов, национальных правовых рамок, дисциплин, академических и научных культур, в которых разрабатываются и действуют докторские программы. Это разнообразие должно рассматриваться как сила.

Однако требуются прозрачность и качество. Университеты должны нести полную ответственность за обеспечение качества докторских программ. Они должны самостоятельно формулировать и совершенствовать свои критерии и стандарты качества открытым и прозрачным образом. Каждая докторская программа должна содержать соответствующие меры оценки исследований, которые соответствуют институциональным руководствам или правилам.

  1. Докторанты как начинающие исследователи должны быть признаны профессионалами – с соразмерными правами, которые вносят ключевой вклад в создание новых знаний.

Докторантуру следует признать первым этапом профессиональной карьеры. Профессия исследователя включает в себя все этапы карьеры в разных сферах. Докторанты должны рассматриваться как начинающие исследователи, и партнеры по исследованиям – как профессионалы, которые вносят важный вклад в создание новых знаний.

Права и обязанности докторантов должны быть четко сформулированы в письменных соглашениях, подписанных докторантами, руководителями и вузами. Эти права должны гарантировать адекватные стандарты социального обеспечения, независимо от юридического характера занятости (медицинское обслуживание и отпуск по уходу за ребенком, пособие по безработице, взносы в пенсионные планы, страхование от несчастных случаев и т.д.).

  1. Решающая роль руководства и оценки: в отношении каждого докторанта механизмы руководства и оценки должны основываться на прозрачных договорных рамках с разделением ответственности между докторантами, руководителями и вузами.

Руководство считается важной частью докторантуры. Это критически важно для обеспечения качественной деятельности докторанта. Однако условия руководства отличаются в разных странах и университетах. Нет единого мнения по вопросам, как выбираются руководители, кто может быть руководителем, как часто он/она встречается с докторантом, сколькими докторантами может управлять руководитель, и как отслеживается прогресс исследования.

Университеты должны ввести институциональные правила в отношении условий и обязательств докторантов, научных руководителей и учреждений. Кроме того, подписанный контракт (соглашение) о правах и обязанностях между тремя сторонами может быть хорошим инструментом, гарантирующим, что каждая сторона осознает свою роль в процессе обучения в докторантуре.

  1. Достижение критической массы: докторские программы должны стремиться к достижению критической массы и должны основываться на различных типах инновационной практики, с учетом того, что разные решения могут подходить для разных контекстов. Для достижения критической массы докторантов необходимо будет разработать новые структуры докторских программ. Однако в этом процессе нельзя игнорировать дисциплинарные различия и их особые потребности в различных национальных, региональных или институциональных контекстах. В разных странах существует множество передовых инновационных практик. Не все практики можно легко перенести из одного учреждения / страны в другое.

В некоторых странах успешно разработана модель исследовательских / докторских школ. В отдельных вузах обучаются группы студентов из разных регионов или даже соседних стран. Двустороннее и многостороннее сотрудничество между университетами на региональном, национальном и международном уровнях должно быть неотъемлемой частью всех форм докторских программ. Докторанты должны иметь возможность работать в исследовательских группах и в различных исследовательских средах, включая виртуальные исследовательские сети.

  1. Продолжительность: программы докторантуры должны действовать в течение определенного периода времени (как правило, от трех до четырех лет на очной форме обучения).

Трехлетний период считается слишком коротким и нереалистичным, а четыре года были предпочтительнее как более подходящая продолжительность для докторантуры.

Существуют различные условия, которые влияют на продолжительность обучения, в основном дисциплинарные различия (например, в науке работа в лабораториях включает повторение экспериментов несколько раз в течение определенных периодов, которые нельзя сократить). Жесткое регулирование продолжительности обучения в докторантуре было бы неправильным решением.

Во многих странах некоторые докторанты могут обучаться по совместительству, что требует больше времени, потому что у кандидатов есть и другая работа помимо участия в докторантуре. Они либо начинают учебу в докторантуре в более позднем возрасте, проработав по первой специальности, либо им требуется дополнительная профессиональная исследовательская подготовка для своего профессионального роста.

  1. Продвижение инновационных структур: для решения задачи междисциплинарного обучения и развития передаваемых навыков.

Значительное внимание уделяется развитию передаваемых навыков и междисциплинарной исследовательской подготовке. Обучение передаваемым («общим» профессиональным и личным) навыкам и компетенциям должно быть предложено в каждой докторской программе, чтоб обеспечить более широкую возможность трудоустройства докторантов в различных секторах экономики и сферах общественной жизни. Эти навыки включают в себя коммуникативные навыки и навыки презентации, навыки письма, управление проектами и временем, управление человеческими ресурсами, управление финансовыми ресурсами, командную работу, управление рисками и т.д.

На рынке высококвалифицированного труда пользуются большим спросом молодые специалисты – гибкие, творческие, коммуникативные, предприимчивые и уверенные в себе, свободно владеющие языками, имеющие межкультурные и социальные навыки. Эти передаваемые навыки и компетенции можно развивать и совершенствовать на курсах, предлагаемых университетами в течение первых двух лет структурированного обучения в докторантуре, и они должны быть нацелены на докторантов всех дисциплин.

Некоторые представители университетов утверждают, что докторанты не могут приобретать соответствующие навыки на курсах, а только в повседневной работе, проводя исследования и связанные с ними действия, такие как преподавание, письмо, активное участие в семинарах, конференциях, проектах и т.д. («Обучение на практике»). Хотя среди представителей университетов могут быть разногласия относительно того, должны ли курсы передаваемых навыков быть обязательными или добровольными, все согласны с тем, что очень важно предлагать эти курсы всем докторантам. Однако обучение передаваемым навыкам должно составлять лишь небольшую часть докторантуры, и ее не следует переоценивать по сравнению с оригинальными исследованиями.

  1. Повышение мобильности: докторские программы должны стремиться предлагать географическую, а также междисциплинарную и межотраслевую мобильность и международное сотрудничество в рамках интегрированной системы сотрудничества между университетами и другими партнерами.

Докторантура должна обеспечивать докторантам опыт мобильности. Существует широкий спектр программ, обеспечивающих мобильность, с другой стороны, по-прежнему существует множество препятствий, ограничивающих мобильность докторантов. Часто возникают одни и те же препятствия, то есть недостаточные финансовые ресурсы; семейные вопросы; гендерные вопросы; административные препятствия; социальные, культурные и языковые препятствия; отсутствие социальной защиты; недостаток информации; сопротивление руководителей; и т.д. Мобильность следует признать как часть карьерного роста. Мобильность следует поощрять, признавать, а не наказывать.

  1. Обеспечение соответствующего финансирования: разработка качественных докторских программ и успешное завершение докторантами требует соответствующего и устойчивого финансирования.

Чтоб обеспечить высокое качество докторских программ, решающее значение имеет соответствующее финансирование. Докторанты — это не только контрактные студенты, которые приносят доход учреждению, но и младшие научные сотрудники и преподаватели, которые вносят свой вклад в создание новых знаний. Вузы и правительства должны обеспечивать устойчивое финансирование докторских
программ.

Финансирование тесно связано со статусом докторанта. В некоторых странах докторанты считаются студентами, часто без всех социальных прав (например, без пенсионных прав или пособий по безработице), в то время как в других они являются сотрудниками и исследователями на начальном этапе с обычными трудовыми договорами и всеми соответствующими социальными правами. Для успешного завершения докторантуры решающее значение имеет полное финансирование докторантов. Кажется, что трехлетние гранты или стипендии в большинстве случаев не покрывают весь период обучения, и кандидаты часто остаются без какой-либо финансовой поддержки в период написания диссертации (обычно на четвертом курсе). Как следствие, кандидаты ищут другие источники финансирования на решающем этапе, когда им необходимо полностью сосредоточиться на завершении своей работы. Многие представители университетов предпочли бы четырехлетние докторские программы с полным финансированием, чтобы добиться высокого научного качества и добросовестности.

Поделиться

Комментарии