В НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД – С НОВЫМ ПРЕМЬЕРОМ И НОВЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

Программа Правительства «Жаны доорго – кырк кадам»

В НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ  ГОД – С НОВЫМ ПРЕМЬЕРОМ И НОВЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

Программа Правительства «Жаны доорго – кырк кадам» представляет собой первый и очень важный этап реализации Стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2040 года. Программа была составлена на основе программно-целевого подхода к процессу имплементации стратегических целей развития.

Каждый шаг призван обеспечить конкретные решения существующих проблем экономики и общества в Кыргызской Республике. Программа рассчитана на одновременную реализацию в течение 5 лет 40 первоочередных шагов, направленных на улучшение качества жизни населения нашей страны. Главным смыслом Программы является гражданин и обеспечение его потребностей, прав и свобод, а также реформирование новой структуры управления через призму потребностей человека. Создание эффективной системы управления будет действенным независимо от возникающих вызовов и рисков, станет залогом успеха реализации Программы.

 

Программа Правительства «Жаны доорго – кырк кадам» будет реализовываться поэтапно. Начиная с 2017 года, будут решаться первоочередные вопросы, волнующие население. Программа предусматривает формирование целого комплекса институтов развития, которые обеспечат экономику необходимым количеством ресурсов для ее модернизации.

Программа, с учетом имеющихся на сегодняшний день вызовов формулирует ряд целей долгосрочного развития страны. Отдельное и большое внимание «в 40 шагах на пути к процветанию» уделяется и развитию сферы образования.

В частности, это предусмотрено в программе «Бел болчу билим. Из калтырчу илим».

Один из шагов по реализации вышеназванной программы – «Мыкты мектеп – Лучшая школа»

Он предусматривает, что в Кыргызстане будут созданы условия, при которых учащиеся получат знания, навыки, способности для вхождения во взрослую жизнь. Многообразие форм предоставления знаний обеспечит многообразие выбора своего жизненного пути. Будет внедряться концепция образования на протяжении всей жизни, которая станет основой развития образования Кыргызстана.

Будут пересмотрены механизмы государственного финансирования школьного образования. Будет исключено неравенство в результатах образования в зависимости от географического расположения и языка обучения путем обеспечения дошкольных и школьных организаций образования квалифицированными кадрами, внедрения новых стандартов, методик обучения и учебного материала.

Для улучшения качества управления системой образования начнет работать информационная система, будет обеспечена автоматизация обмена данными между управленческими уровнями. Пересмотр стандартов образования позволит включить в содержание образования вопросы устойчивого развития, в том числе – в его социальном аспекте. Владение государственным, а также официальным, английским и другими языками позволит шире использовать имеющиеся образовательные ресурсы Кыргызстана и мира.

Министерство образования и науки ведет последовательную и большую работу по выполнению «Жаны доорго – кырк кадам». В своем докладе на заседании Правительства КР глава Минобразования Гульмира КУДАЙБЕРДИЕВА отмечала: Одним из важнейших приоритетов НСУР, а также основой Целей устойчивого развития в образовании является стабильность в достижении ключевых индикаторов развития школьного образования.

Так за 6 лет охват детей школьным образованием с 1 по 11 классы возрос с 88,1% до 98,4%. Соответственно, число детей, которые охвачены школьным образованием возросло с 1 млн.15 тысяч до 1 млн. 175 тысяч человек.

Безусловно, что фактором, который непосредственно повлиял на возможность увеличить охват детей школьным образованием, стало внимание Правительства к вопросу строительства школ.

С 2010 по 2016 годы количество построенных объектов образования увеличилось в 2,4 раза по сравнению с периодом 2005-2009 годов. Если в 2005-2009 года было завершено строительством 127 образовательных объектов, то с 2010 по 2016 уже 309.

Данные мониторинга показывают, что финансовая поддержка учителей дала свои положительные плоды. Заработная плата учителей возросла с 3,5 тысяч сомов до 13,8 тысяч сомов в среднем, то есть почти в 4 раза и впервые сравнялась со средней заработной платой по стране.

Благодаря этому, если 5 лет назад нехватка педагогов достигала в среднем 3,8 тысячи человек, то в 2017 году открытыми по стране остались 478 вакансий.

В рамках формирования образовательных кластеров будет создано 60 электронных библиотек на базе школ каждого района и города. В рамках реализации Концепции региональной политики КР Министерство приняло решение направить часть средств Проекта Всемирного банка на то, чтобы на базе школ в 20 населенных пунктах, выбранных в качестве точек роста, а также школ еще 40 районных и городских центров, за счет средств Проекта Всемирного банка, в 2017-2018 уч. году, создать современные инновационные школы, оснащенные компьютерами, ноутбуками, проекторами, мощными серверами, необходимой мебелью, сетевым оборудованием, подключенные к высокоскоростной сети Интернет.

Задача данных школ — стать центрами школьных образовательных кластеров и моделью функционирования электронных школьных библиотек. Среди новых решений, обеспечивающих готовность школ к новому учебному году, хотелось бы отметить наращивание потенциала школ в использовании такого ресурса как широкополосный доступ к сети Интернет.

С учетом количества школ, подключаемых к Интернету в 2017 году, уже 55% школ будут иметь возможность использовать все возможности Интернета для того, чтобы сделать процесс обучения более познавательным и современным.

Следующий шаг – Бел болчу билим

В документе развития страны отмечается: «Важную роль в системе образования занимает профессиональное образование. Подготовка кадров для управления и работы в секторе АПК, легкой промышленности, а также в других смежных секторах, имеющих стратегически важное значение для страны. Высшие и специальные учебные учреждения Кыргызской Республики должны готовить высококвалифицированных специалистов на основе потребностей рынка труда и экономики страны.

Будут установлены тесные связи профессионально-технических училищ с предпринимателями и промышленными компаниями. Часть системы профессионально-технического образования будет переориентирована на подготовку программистов, что приведет к образованию крупной «IT-академии» на территории страны. Будет внедрена национальная система квалификаций, которая обеспечит признание обучения, институциональных механизмов, качество, оценку и процессы присуждения и признания профессиональных навыков».

Между тем, в Министерстве считают, что на уровне профессионального образования – главное – это сближение систем подготовки кадров в профлицеях, спузах и вузах с рынком труда. Для этого ведется большая работа по привлечению работодателей в составы аттестационных комиссий, в процесс разработки учебных программ, в вопросы использования их предприятий в качестве баз практик, в вопросы независимой сертификации навыков выпускников.

Суммарно, системы начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования дают возможность более 317 тысячам молодых людей получать то профессиональное образование, которое они выбирают – 9% от числа обучающихся учатся в профлицеях, 28% — в колледжах и 63% — в вузах.

Для нивелирования разрыва между рынком труда и объемом подготовки кадров по направлениям и специальностям, при формировании плана набора МОН учитывается: — сводный прогноз потребности в трудовых ресурсах на 2015-2017 годы, составленный Министерством труда и социального развития, количество заключенных договоров между учебными заведениями и работодателями, процент трудоустройства выпускников.

И наконец еще один шаг – Из калтырычу илим

«Жаны доорго – кырк кадам» говорится и о развитии науки. «Наука в целом должна ориентироваться на прикладное направление, которое позволит оказать поддержку научных инициатив на основе четко выработанных критериев, обеспечивающих эффективную реализацию политики государства.

Для проведения успешной реформы в области науки необходимо обеспечить запуск научных проектов на основе государственного заказа через новые подходы по финансированию через Национальный фонд науки. Финансирование науки будет производиться по приоритетным направлениям на проектной основе и по заказу государства. Необходимо продолжить реформирование Национальной академии наук КР, из полномочий которой будут выведены функции административного воздействия.

 

Айнура КАНИМЕТОВА «Кутбилим»

 

 

 

САПАР ИСАКОВ: МЫ ПРОДОЛЖИМ УВЕЛИЧИВАТЬ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ


Накануне начала учебного года, премьер-министр Сапар Исаков принял участие в торжественном мероприятии, приуроченном ко Дню знаний в средней школе № 16 города Ош, выпускником которой он является сам. Глава Правительства поздравил учителей, родителей и учащихся с началом нового учебного года и особо подчеркнул, что знания являются основополагающим фактором для дальнейшего развития страны.

Премьер-министр отметил, что со стороны государства в последние годы уделяется большое внимание сфере образования.

«На сегодняшний день четверть доходной части республиканского бюджета направляется на образование. Во всех регионах страны ведется строительство школ. Мы не собираемся останавливаться на этом и продолжим увеличивать объем инвестиций в эту сферу», — подчеркнул Сапар Исаков и передал руководству школы сертификат на оснащение компьютерной техникой и создание электронной библиотеки.

 

 

САПАР ИСАКОВ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОСЕТИЛ ШКОЛЫ И ПОГОВОРИЛ С МИЛИЦИОНЕРАМИ
Одна из целей — проверить, находятся ли возле образовательных учреждений сотрудники УПМ. Кроме того, глава кабмина переговорил с рядовыми правоохранителями о графике их работы и условиях.егодня, 5 сентября, премьер-министр КР Сапар Исаков вместе с главой МВД Уланом Исраиловым без предупреждения провел рейд по дорогам столицы, проинспектировав при этом работу сотрудников патрульной милиции, находящихся вблизи школ.

Далее он побеседовал с директорами школ, выслушал их мнение и предложения. Исаков посетил несколько столичных школ, находящихся вдоль оживленных улиц. Он отметил, что с началом нового учебного года необходимо обеспечить максимальную безопасность учащихся в республике.

Напомним, 30 августа Сапар Исаков проводил рабочее совещание, в ходе которого потребовал от главы МВД обеспечить безопасность на дорогах.

Премьер-министр поручил членам правительства по своей части проработать вопросы безопасности и не опираться на официальную статистику, а руководствоваться реальными случаями ДТП. В связи с чем, сегодня утром и прошел рейд, с целью проверки исполнения заданий главы кабмина.

Премьер-министр также сообщил, что подписано Постановление Правительства Кыргызской Республики, согласно которому утверждается план мероприятий государственных органов, направленный на реализацию Комплекса мер по реформе системы дорожной безопасности.

Глава Правительства поставил задачу перед руководителями государственных органов по неукоснительному соблюдению данного плана мероприятий. Им было поручено в оперативном порядке взять его на исполнение. Кроме того, Сапар Исаков поручил Министерству образования и науки в тесном контакте с Министерством внутренних дел усилить проведение в школах страны разъяснительных мероприятий о необходимости соблюдения правил дорожной безопасности и профилактике ДТП.

Глава Правительства поручил провести глубокое исследование и ускорить разработку полноценного проекта для скорейшего обеспечения чистой питьевой водой жителей города Ош.

Поделиться

Комментарии