О ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, ШКОЛАХ “САПАТ” И ШАХМАТАХ

  • 30.10.2018
  • 0

           Состояние системы образования в любой стране — один из факторов утверждения цивилизованности общества, показатель направленности общества и государства на развитие страны, интегрированности в мировое сообщество.

Во Всемирной декларации об «Образовании для всех» подчеркивается: «Образование может способствовать созданию более безопасного, здорового, процветающего и экологически чистого мира и одновременно содействует социальному, экономическому и культурному прогрессу, терпимости, а также международному сотрудничеству, является необходимым ключом для совершенствования личности и улучшения социальных условий. … Сегодня, как никогда ранее, образование должно рассматриваться в качестве одного из основополагающих аспектов любой социальной, культурной и экономической программы. Удовлетворение потребностей в базовом образовании является общепризнанной и всеобщей обязанностью человечества».

Базовое образование является фундаментом для последующего образования в течение всей жизни и развития человека. Для того, чтобы базовое образование обеспечивалось на равноправной основе, всем детям должна быть предоставлена возможность получения и поддержания образования на приемлемом уровне. Многообразие, сложность и меняющийся характер потребностей детей в базовом образовании диктуют необходимость расширения и постоянного пересмотра сферы базового образования.

Стратегия развития      

Школьная реформа — это комплекс системных мер, охватывающих содержание и структуру среднего образования, затрагивающих качество работы учителей, направленный на повышение качества образования и развития учащихся. Система образования Кыргызстана в составе СССР несколько раз претерпела реформы. Разумеется, каждая реформа была обусловлена состоянием и особенностями развития страны в тот или иной период. В советский период, благодаря государственной поддержке в сфере образования была ликвидирована безграмотность, достигнуты высокие показатели образованности населения, сформирован интеллектуальный потенциал нации.

Последние четверть века для Кыргызстана ознаменовалось тем, что он стал суверенным государством и полноправным субъектом мирового сообщества. В стране произошли социально-экономические преобразования, ведущие Кыргызстан к построению демократического государства и открытого гражданского общества, к формированию рыночных основ хозяйствования, интеграции в мировое сообщество. А это в свою очередь, привело к необходимости изменения системы образования. С обретением независимости, в системе образования начали происходить поиски модели образования Кыргызстана в современном мире. Государственная политика в области образования строилась на двух факторах- с одной стороны сохранение положительного, что было накоплено до этого и инновационные преобразования с целью обеспечения вхождения Кыргызстана в мировое образовательное пространство, и с другой стороны острая нехватка финансовых и материальных средств на осуществление образовательных реформ. Сильно стал влиять на систему образования региональный фактор — в частности экономические возможности областей и районов, политическая воля и компетентность руководителей местной власти, состояния  социальной сферы в целом. Кроме нехватки финансовых средств, на образовательные программы отрицательно повлияли и частая смена министров образования и не систематичность проводимых реформ, в определенной степени «внешняя заказанность некоторых проектов».

Закон об образовании предусматривал переход на диверсификацию образовательных программ, поиск новых форм и технологий обучения, многоканальность финансирования учебных заведений, привлечение разнообразных партнеров для оказания образовательных услуг, легитимность негосударственного образования с целью доступа кыргызстанца к высококачественному образованию согласно его потребностям, уровню его способностей и таланту.

«Созидающее течение»  

С крушением железного занавеса советского периода и открытием страны, хлынула большим потоком информация, в частности и по педагогической тематике. Начала меняться парадигма образования. И школа реагировала на это, наши выпускники не должны были отставать от своих сверстников  из развитых стран. Иначе в период  глобализации наши дети могли быть неконкурентоспособными. В результате политики государства, усилий и действий педагогов и руководителей образовательных организаций начали функционировать инновационные государственные, частные и частно-государственные школы — лицеи, гимназии и другие, осуществлялась компьютеризация школ и открылся доступ наших детей к мировым образовательным услугам, появились разнообразные программы образования, нацеленные на обеспечение потребности детей.

О ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, ШКОЛАХ “САПАТ” И ШАХМАТАХ

Достойное место заняла на ниве образования Кыргызской Республики сеть образовательных организаций, ныне называемая «Сапат». В период, когда престиж знаний упал и продолжал падать, казалось, до системы образования никому дела нет, а государство из-за переходного периода не могло оказать должного внимания проблемам образования, появление и работа сети кыргызско-турецких лицеев-КТЛ  стали большой мотивацией для многих работников системы образования,  новым явлением в общественной жизни страны, отдельным созидающим течением.  В первое время, когда начали функционировать кыргызско-турецкие лицеи, среди определенных работников системы образования и населения были и те, кто не признавал их работу. Говорили, что работать с учениками, которые и в обычной школе хорошо учились, легче, чем работать со всем контингентом, среди которых и примерные, и неуспевающие. Хорошая учебно-материальная база, условия, созданные для проживания, учебы и развития детей, скооперированная работа учителей из Турции и местных учителей дали положительный результат.

Вот далеко не полный перечень основных направлений их успешной работы:

  • создание учебно-методической базы, отличающаяся от наших школьных новизной и хорошей оснащенностью;
  • систематическая работа по отбору в лицеи  хорошо обучающихся школьников и дифференцированный подход по развитию их способностей;
  • обучение предметов, проводимые наравне с кыргызским и русскими языками, на английском и турецком;
  • продуманная организация учебно-воспитательной работы нацеленная на успешное продолжение учебы в вузах зарубежных стран;
  • целенаправленная работа с родителями и общественностью по повышению престижа знаний и имиджа кыргызско-турецких лицеев;
  • вовлечение меценатов (особенно зарубежных) и частных лиц в укрепление учебно- материальной базы лицея.

Деятельность МОУ «Сапат»  способствовала искоренению стереотипных взглядов у части населения, особенно сельских, в том, что за образование детей отвечает только школа, а не родители, а также, что за хорошее образование нужно платить. Каждый год учащиеся лицеев «Сапат» занимали призовые места в международных предметных олимпиадах, подтверждая глубокие и прочные знания по естественно-математическим дисциплинам. Среди их выпускников имеются очень много успешных людей в науке, в бизнесе и в других сферах, и не только Кыргызстана.

И сегодня образовательная сеть «Сапат» пользуется уважением среди родительской общественности, достаточно высок конкурс на поступление в их образовательные учреждения. Нужно отметить, функционирование кыргызско-турецких лицеев является примером успешного осуществления государственно-частного партнерства в образовании.

Благодаря внешней помощи, грантам и проектам международных организаций, усилиями просвещенцев очень многое сделано в образовательной сфере Кыргызстана. Но система образования нуждается и в дальнейшей реформе. Это обуславливается развитием государства, возникновением новых вызовов современности. Принятый новый государственный стандарт образования предполагает реформу и дальнейшее развитие системы образования КР. Согласно стандарту:

«Цель образования: готовность личности к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире.

Эффективное средство для умственного  развития

За образовательные результаты в компетентностном образовании принимается совокупность образовательных достижений учащихся на определенном этапе образовательного процесса, выраженная в уровне овладения ключевыми и предметными компетентностями. К образовательным результатам также относятся сформированные ценностные установки учащихся и результаты обучения, то есть индивидуальный для каждого учащегося уровень овладения ключевыми и предметными компетентностями, обеспечивающий реализацию личностных, гражданских и профессиональных потребностей выпускников».

О ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, ШКОЛАХ “САПАТ” И ШАХМАТАХ

Шахматы как спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.  Шахматы это не только игра, доставляющая детям удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития формирования внутреннего плана действий способности действовать в уме. Воспитательное значение шахмат больше связывают с развитием интеллектуальных качеств человека.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматные занятия так же положительно влияют на совершенствование у детей таких качеств, как внимание, воображение, память, мышление.

Умение анализировать позицию и выбор правильного плана дальнейшей игры является показателем уровня игры шахматиста. Такие процессы познания и мыслительной операции, как сравнение, классификация, обобщение и систематизация присуще при изучении тонкостей шахматной игры, реализуются на практике- при решении шахматных задач и практической игре.

Нужно подчеркнуть, успешно занимаясь шахматами, ребенок оперирует всеми тремя уровнями мыслительной деятельности: не только уровнем понимания и уровнем логического мышления, но и уровнем творческого мышления. Ибо без творческого использования шахматных умений и навыков, трудно при сотнях и тысячах позициях, которые встречаются во время шахматных соревнований и игры, найти наилучшие ходы и добиться успеха.

Мысленно составляя плана игры, планировав подготовку к соревнованиям, шахматист развивает навыки планировать работу. Таким образом, такие аспекты компетентности, как, определение проблем, постановка целей и планирование, применение технологий, планирование и организация ресурсов, оценка результата деятельности, самооценка успешно реализуются при занятии шахматами. Не зря государственная дума России принимает закон об обязательном изучении шахмат в начальной школе. И хочется верить, что, подписанный между Министерством образования и науки КР и Федерацией шахмат КР соглашение о пилотном введении шахмат в школах Кыргызстана даст толчок в интеграции шахмат в учебный процесс и повышении качества образования детей. В обучении шахмат я вижу не столько популяризацию шахмат, как часть общечеловеческой культуры, сколько- действенный способ активизации мыслительной деятельности, повышения учебно- познавательной способности школьников.

Главная реформа  — «в нашей голове»

В определенной мере из-за консервативности системы образования в целом она и сохранилась, наполнилась новым содержанием, хотя и упала в некоторой степени в качественном отношении. А многие в советское время успешно функционирующие системы (например, колхозы, кооперативные организации и мн. др.) были уничтожены. Чтобы реформа была успешной и не только в системе образования, кроме востребованности временем, нужно еще ее материальное подкрепление и участие в ней всего общества, а не только органов, причастных к системе.

Опыт открытия в последнее время частных образовательных организаций и их функционирования, обуславливает о необходимости поддержки со стороны государства  государственно-частного партнерства в образовании и общественных (попечительских) советов образовательных организаций, совершенствование нормативно–правовой базы в данных направлениях.

Размышляя, над этой темой, я бы отметил, что главная реформа в системе образования должна быть через изменения в «нашей голове», в нашем сознании. Без реального участия и поддержки широкой общественности система образования не даст нужных результатов. Мы не должны разбрасываться имеющими у нас положительными тенденциями и опытом, и в то же время успешно претворять новые тренды (направления). И мы не должны забывать, в наше время, в эпоху глобализации: «Сильное государство могут построить только образованные люди, нравственно чистые люди сохранят его, патриоты дадут энергию».

 

  Тиленбаев Ч.Д., Ветеран системы образования

Поделиться

Комментарии