НЕЗРИМОЕ ОБЪЯТИЕ АЙТМАТОВА …

  • 23.04.2018
  • 0

14 апреля 2018 года был пригожий весенний день. Нам повезло… После непрекращающихся дождливых дней Природа и Дух Айтматова нас обнимали. В этот день, пропитанный солнцем и тёплой пылью, ученики, учителя и родители школы-гимназии № 63 им. Ч.Т.Айтматова отправились для проведения конкурса «Лучший знаток произведений Ч.Т.Айтматова» в Токмак, близ села Ак-Бешим, в Чуйскую школу-интернат для детей-сирот. Целью поездки было — выявить победителей 2 тура литературного конкурса на лучшее знание 3-х произведений Ч. Айтматова: романа «И дольше века длится день», повестей «Тополёк мой в красной косынке» и «Лицом к лицу».

НЕЗРИМОЕ ОБЪЯТИЕ АЙТМАТОВА …

В ШГ № 63 им. Ч.Айтматова такой конкурс проводится каждый год. Выбираются три произведения писателя и в течение 3-4 месяцев книги Айтматова тщательно изучаются учениками по заранее составленным вопросам. Дети должны очень внимательно читать произведение, чтобы найти ответ на каждый поставленный вопрос. Идя таким путём, организаторы конкурса (ШГ№ 63) добиваются знания самых тонких нюансов повестей, рассказов и романов Ч.Т.Айтматова. Главное: не посмотреть, например, фильм-экранизацию, а прочитать текст произведения Айтматова. Тогда, к примеру, можно правильно ответить на вопрос по «Белому пароходу»: Что такое ширалджины? или Как звали сына Сейде и Исмаила? (по «Лицом к лицу») и т.д. Писатель кровью и потом писал свои творения для чего?? ЧТОБЫ ЕГО ЧИТАЛИ! Поэтому мы выбрали именно такую методику проведения нашего литературного конкурса.

Воспитанники интерната нас очень ждали. Старший воспитатель Айсалкын Ойротбековна сказала нам о том, что дети переживали «А вдруг не приедут?». Но как можно обмануть ожидания? Как можно не сдержать своего Слова? До этого мы приезжали в интернат два раза: сначала приехали с приглашением и положением о конкурсе. Тогда же оставили вопросы по каждому произведению Айтматова. Оказалось, что книг Ч.Айтматова в библиотеке маловато. И мы привезли в интернат 15 сборников произведений Ч.Айтматова «Повести гор и степей» и «И дольше века длится день (Буранный полустанок)». Дети читали книги по очереди. Они воодушевились, им интересно было принять участие в таком конкурсе! И призы-премии (в детском масштабе) были объявлены немалые! Какова главная задача организуемого нами конкурса? Увлечь, показать, что чтение прекрасной, проверенной временем, литературы – это вкусно, это кайф.

НЕЗРИМОЕ ОБЪЯТИЕ АЙТМАТОВА …

Перед началом конкурса все 150 воспитанников (от 5-ти до 15 лет) собрались в актовом зале. Каждому ученику и воспитателю дети ШГ№ 63 вручили «сладкие» пакеты с угощениями. В эту поездку нас готовили коллеги и родители наших учеников. Родители каждого класса собрали так много сладких угощений, приносились конфеты, печенья, пирожные! К примеру, семья наших учеников Ондриных передали в интернат две большие коробки печенья. Столько отзывчивости проявил наш общий школьный коллектив! Учителя собрали материальную поддержку для воспитанников интерната. Кто 40, кто 50, кто 100, кто 200, а кто – 500 сомов. Были подготовлены вещи, игрушки, книги. Всё это было роздано детям в актовом зале. Ещё раз были объявлены условия конкурса и победители 1 тура вместе с организаторами – учителями ШГ№ 63 (Давлетова Аида Абубакировна и Усупова Дамира Авасовна) пошли в кабинет русского языка и литературы для проведения литературного состязания. Каждому участнику были даны бланки «Листы ответов», перечень вопросов и возможность сосредоточиться и вспомнить прочитанное. Нужно отметить, ученики Чуйской школы-интерната отлично, до самых подробных тонкостей изучили эти три произведения Ч.Айтматова! Победителями 1 тура и участниками 2 тура были девять человек: восемь мальчиков и одна девочка (Поляков Николай, Швецов Алексей, Гайворонский Сергей, Мартиросян Сергей, Айтикеев Жоомарт, Коваль Андрей, Мелисбек уулу Султан и Тогонбаева Тахмина). Первые четыре мальчика завоевали гран-при и родители нашей школы Базарбаев Нурбек (папа Абубакира, 2 «е», и Нуртилека, 8 «б»), а также Карагулов Рустам (папа Акбийке, 1 «в») вручили премии: каждому победителю по 1500 сомов. Остальным пяти победителям, занявшим 1 места, родители вручили по 1000 сомов. 2-х и 3-х мест не было, только 1-е места! Эти ребята с большим вниманием и живым интересом прочитали конкурсные произведения Чынгыза Торокуловича и показали блестящее знание и понимание авторского текста и его идей, композиции и художественно-выразительных средств. Среди победителей всегда есть один, превосходящий всех остальных. И им был – Поляков Николай (на фотографиях – в оранжевом свитере). Отличное знание всех 3-х конкурсных произведений! Без шпаргалки, исключительно по памяти, Коля ответил на все поставленные вопросы. Восхитила безукоризненная грамотность его письменной речи и почерк, аккуратный и круглый… В этом почерке – психологический портрет его большого природного творческого потенциала, его задатков, которые даны были ему при рождении Богом. В Библии сказано: «Я посадил, Аполлос поливал…». Жаль, что этим детям с аполлосами не повезло…У некоторых – родители, к сожалению, никчемные, у некоторых — к большому горю – рано ушли из жизни.

НЕЗРИМОЕ ОБЪЯТИЕ АЙТМАТОВА …

Не могу вторым не отметить Гайворонского Серёжу. На каждый вопрос повести «Тополёк мой в красной косынке» он отвечал продуманно и точный по тексту. Его ответы явно проявляли неподдельный интерес к судьбе и характеру главного героя Ильяса, тоже сироты детства, бывшему воспитаннику интерната. На вопрос: «Почему у Ильяса такая нелепая, несчастливая жизнь получилась?», Серёжа ответил: «Из-за характера. Он действовал не обдумывая. Не мог сдерживаться. Слишком горячий был. Иногда нужно отступить». У этих детей с серьёзными, немного грустными глазами нет родителей. И в данном случае через свои искренние книги Чынгыз-агай, который сам не знал настоящего детства, наставляет детей вместо родителей, учит их мудрости в перипетиях нашей, такой нелёгкой жизни. Он незримо гладит их по голове и обнимает…

НЕЗРИМОЕ ОБЪЯТИЕ АЙТМАТОВА …

Призы вручались в актовом зале. Ученики ШГ№ 63 им. Ч.Т. Айтматова подготовили интересную концертно-познавательную программу. Ученики 5 «б» класса показали драматическую композицию по «Джамиле», Катерина Энс, ученица 8 «а» класса, познакомила всех с компьютерным информационным проектом в режиме POWERPOINT с архивными фотодокументами. Проект назывался «Кладовая памяти» о дедах Ч.Айтматова, об их интересной и нелёгкой жизни. Катерина хотела донести до всех зрителей и слушателей мысль о том, что истоки таланта, гениальности человека кроются в его родословной, в его предках. Также с Катериной приехал и её отец, Яков Энс, который постоянно помогает воспитанникам этого интерната. На этот раз он приехал в интернат, чтобы обсудить вопрос дальнейшей судьбы 15 выпускников 9 класса. Куда они пойдут после интерната, который был для них единственным домом? Где они найдут крышу и стол? Как помочь детям, как их поддержать, как не дать этим детям потеряться, опуститься? Этот вопрос мучает прекрасную семью Энс.

НЕЗРИМОЕ ОБЪЯТИЕ АЙТМАТОВА …

«Говорят, что друзья познаются в несчастье, а по-моему, и в счастье они тоже познаются». Эти слова Чынгыза Торокуловича приходили на ум, когда мы видели, как радовались ВСЕ дети успеху победителей. Без тени зависти и негатива. Это была не радость, нет, это было ликование, счастье, неистовство! Как будто это они получили награды. Аплодисменты, свист.. Боже, как этот единый радостный порыв воодушевил всех: и хозяев, и гостей! Родитель Базарбаев Нурбек (водитель маршрутного такси) предложил ещё раз нас привезти. Когда надо…В любое время…

Когда мы уезжали и прощались с детьми и воспитателями интерната, на прощание Коля Поляков нам сказал: «Спасибо, что проводите такие конкурсы! Я очень, очень старался!».

Во время всего пребывания в пути, в интернате, в беседах с детьми, на концерте, при проведении конкурса, даже на маленьком пикничке, который мы устроили среди свежих деревьев — везде ощущалось незримое одобрение и ласковая ладонь на нашей голове. Чья это была ладонь?

Аида Давлетова, директор ШГ №63

Поделиться

Комментарии