ГУЛЬМИРА ДЖУМАЛИЕВА: «ПРОБЛЕМА КОРРУМПИРОВАННОСТИ ВУЗОВ – ПРОБЛЕМА ВСЕГО ОБЩЕСТВА»

  • 29.11.2017
  • 0

Как известно, Кыргызская государственная медицинская академия имени И.Ахунбаева является флагманом высшего медицинского образования Кыргызстана и одним из престижнейших высших учебных заведений страны. И мы, понятно,  заинтересовались, как борются с коррупцией в этом вузе. Проректор по международным связям и стратегическому развитию, доктор медицинских наук Гульмира Джумалиева рассказала газете «Кутбилим» какая работа ведется в этом направлении.

— Существует мнение,что КГМА входит в тройку самых коррумпированных вузов. Как Вы считаете, почему сложилось такое мнение?

— Я думаю, что это мнение ошибочное. До нас дошла информация, что некая неправительственная организация якобы провела опрос среди студентов, которые опять же якобы назвали КГМА самой коррумпированной. Мы стали выяснять какое НПО проводило опрос, сколько студентов участвовало, просили зафиксированные результаты опроса и выяснили, что подтверждающих документов опроса нет, нет ни аналитического отчета по проведенному исследованию, ни форм анкет. Да и потом существует определенная методология проведения анкетирования, грамотная конструкция предложений — вопросов, так как от этого зависят результаты опроса. Ведь опрос можно вести по-разному, чтобы получить не объективный результат, а результат, который тебе нравится. Тут также важно количество интервьюируемых респондентов, статистическая достоверность результатов и так далее и так далее. То есть, повторюсь, любое исследование должно иметь соответствующую методологию и обоснованность выводов.

Таким образом, я думаю, мнение о том, что КГМА – один из самых коррумпированных вузов бездоказательно и ошибочно.

Но, безусловно, приходится констатировать, что коррупция в наше время есть везде в обществе и в вузах тоже. Это заложено уже в самом обществе в семье. Вероятно с развалом Советского союза в трудное время, когда старшее поколение больше было занято материальными заботами, а воспитание детей, привитие им такой нормы, что нельзя жить со взяточничеством в обществе отодвигалось на второй план сложился такой стереотип, что коррупция – это нормальное явление.

Есть такие родители, которые не учитывают способности и желания своих детей. В желании обеспечить своим детям хорошее будущее, они пытаются, грубо говоря, «затолкнуть» своего ребенка в престижный ВУЗ, и не важно хочет ли и способен ли он учиться.Они надеются, на то, что он все таки получит высшее образование и престижную профессию и не важно как, тут как говорится все «средства хороши».

Поэтому, проблема коррумпированности вузов – это проблема не только самих вузов, а всего общества, каждой семьи. В обществе должна вестись активная пропаганда  по искоренению коррупции на всех уровнях, важно закладывать эту норму в каждого человека, начиная с детского сада, школы, вуза и т.д. Ведь, как известно, взяточничество возникает там, где дают взятку, а раз есть такая «востребованность», то взятку берут и привыкают к этому.

В нашем КГМА бывали случаи, когда неуспевающие студенты сами предлагали взятки преподавателям.

— Другими словами, они сами готовы давать взятку преподавателю?

— Нерадивые студенты не только готовы, но и рады бы. И не только студенты, а их родители тоже, они приходят в вуз и пытаются купить своему ребенку зачет, экзамен. И их не волнует, какой в дальнейшем из него выйдет специалист с купленными знаниями, как он будет работать, лечить людей. Мы стараемся на корню пресекать такие случаи. Однако такие факты трудно доказать, зарегистрировать. С другой стороны, и отдельные преподаватели вынуждают студентов давать взятки. Мы пытаемся бороться с коррупционными проявлениями, но к сожалению студенты крайне редко обращаются к нам, и нет соответствующей информации, чтобы работать по ней. Вероятно, студенты боятся преследования и гонений в случае их жалобы на того или иного преподавателя. Ведь, любой факт требует доказательств и разбирательств. Но ситуация меняется, так недавно к нам обращались выпускники нашего вуза, по всей видимости в связи с окончанием учебы, и они уже не боялись гонений и в разговоре с нами – с администрацией вуза посоветовали обратить внимание на того или иного преподавателя, на отдельные кафедры и были приняты определенные меры. Но опять же для принятия административного наказания, увольнения или каких-либо других мер, необходимы доказательства и с этим есть проблемы.

— Какие меры предпринимает академия для борьбы с коррупцией?

— Конечно, один из способов это анонимное анкетирование студентов. Вот в начале этого года наши студенты сами провели анкетирование среди студентов по принципу «равный — равному». Следует отметить, что у нас очень активный студенческий совет. Анкетирование «Удовлетворенность студентов образовательными услугами и инфраструктурой вуза» проводилось по многим критериям. Могу привести некоторые результаты анкетирования:

81,1% опрошенных студентов ответили, что в целом они удовлетворены образованием в КГМА,

54% студентов удовлетворены доступностью и открытостью информации о бюджете вуза,

8,7% – отметили проблемы коррупции (вопрос был – назвать три основные проблемы в ВУЗе), при этом основными проблемами указали недостатки в развитии инфраструктуры и недостаточную обеспеченность Интернетом.

91,3% — удовлетворены знаниями и квалификацией профессорско-преподавательского состава КГМА,

72% — ответили, что преподаватели объективны и непредвзяты при выставлении оценок, и 6,4% опрошенных отметили, что преподаватели не объективны и предвзяты.

Результаты, этого анкетирования были учтены администрацией КГМА при планировании, и уже проведена определенная работа в этом плане.

-Какие еще мероприятия проводятся для искоренения взяточничества?

— У нас разработан план мероприятий по Стратегии развития КГМА до 2020 года, где одним из блоков мероприятий является борьба с коррупцией. На его основе в настоящий момент разработан более детализированный план по борьбе с коррупцией на год.

Наш КГМА один из первых вошел в пилотный проект «Повышение доверия к высшему образованию через прозрачность деятельности вузов в Кыргызстане»,реализуемый Институтом развития молодежи при поддержке Министерства образования и науки Кыргызской Республики и Посольства Королевства Нидерландов. В пилоте также участвуют Бишкекский Гуманитарный университет и Кыргызский Государственный технический университет.

В рамках проекта мы провели общественные слушания программного бюджета КГМА для студентов и их родителей. Целью этих слушаний является обеспечение прозрачности бюджета, что в свою очередь будет способствовать доверительному отношению к вузу. По итогам слушаний были учтены все замечания, пожелания студентов. Кстати, анкетирование проводилось и по таким вопросам — чем они довольны или недовольны, чего не хватает во время учебного процесса, будь то, компьютеры, канцтовары или что-то другое.

Таким образом, наши студенты сами принимают участие в планировании бюджетных расходов на нужды вуза. На общественных слушаниях мы говорили о том какое поступление денежных средств ожидается, на что предполагается их направить, какие закупки и в каком количестве планируется произвести и так далее.

Итоги общественных слушаний были обсуждены и на Ученом совете вуза, на нашем вузовском сайте есть отдельная рубрика – финансово-экономическая деятельность вуза, где представлена эта информация.

— Во время каких мероприятий создается почва и есть риски для взяточничества, это приемная кампания, сессия или что-то еще?

— Коррупция во время приемной кампании абсолютно исключена. Во-первых благодаря Общереспубликанскому тестированию, во-вторых электронному документообороту. Сбор отрывных талонов, регистрация – весь процесс приемной кампании электронизирован. Другими словами, к счастью, здесь совершенно нет никаких лазеек для коррупции — все максимально прозрачно.

Возможно есть риски во время зачетов и экзаменов ведь здесь присутствует субъективные факторы, зависящие от морального облика преподавателя. Но и здесь мы стараемся свести субъективный фактор к минимуму. У нас в академии работает Центр оценки клинических навыков и знаний, который проводит компьютерное тестирование учащихся. То есть и здесь мы стараемся все шире и шире использовать компьютерное тестирование для обеспечения объективности при оценке знаний.

Также поэтапно мы вводим электронное делопроизводство, внедряем программу AVN когда все оценки, зачеты-незачеты у студентов можно увидеть в компьютерной базе данных сразу после зачетов и экзаменов, что исключает возможность впоследствии поменять оценку студента преподавателем завысив или занизив ее. Мы вводим это поэтапно, ведь нужно обучить соответствующей работе на компьютере каждого преподавателя, особенно старшее поколение, которое не сразу привыкает к электронному документообороту, но у нас уже многие преподаватели наоборот считают, что это новшество очень удобно. Электронный документооборот вводится и в части при подаче заявок кафедр на закупки, видно сразу какая кафедра, когда подавала заявку и на какое количество материалов и оборудования необходимо в учебном процессе.

Общественный слушания хороши и тем, что студентам доступно объясняется, что если вы платите за свое образование, то имеете право на качественное образование, учиться не давая взятки.

В качестве метода борьбы с коррупцией также можно назвать регулярные встречи студентов с ректором и администрацией вуза, где ведется активная пропаганда борьбы со взяточничеством. Кроме того, в фойе на первом этаже вуза размещен ящик –«письмо ректору».

— И студенты пишут?

-Пишут, но правда анонимно, конечно. Поэтому среагировать трудно, если нет доказательств, ведь может быть и такое, когда студент испытывает личную неприязнь к преподавателю, и в отместку обвиняет его в коррупции. А может быть наоборот этот  преподаватель принципиален и не хочет ставить оценку за недостаточные знания? Словом, тут нужно сначала разобраться, прежде чем, принимать какие-либо меры. Мы разрабатываем и внедряем систему мониторинга и оценки качества образовательного процесса в академии, когда используются разные методы оценки, не только анкетирование студентов. Например, внедрение перекрестной оценки ППС и кафедр, методы прямого наблюдения за практикой проведения занятий по чек-листам. Учитывается при этом, насколько доступно излагается материал, используются ли при этом наглядные пособия, и используются ли интерактивные методы обучения и так далее. Все это направлено на то, чтобы свести субъективизм при мониторинге и оценке к минимуму. Еще один, скажем, косвенный шаг в сторону борьбы с коррупцией – это увеличение зарплаты ППС, мы за последний год уже 2-3 раза повышали нашим преподавателям зарплату. Ведь когда он получает достойную оплату за свой труд, ему и не захочется брать взятку, он будет работать честно, чтобы не потерять такое место работы. Кстати при анкетировании студенты сами отметили о необходимости повышения зарплаты преподавателям.

Резюмируя все вышесказанное, я хочу подчеркнуть, что все наше общество должно быть готово к борьбе с коррупцией, должна вестись активная целенаправленная пропаганда на всех уровнях – семьи, школы, ВУЗа, производственного коллектива, государства. И система правосудия должна быть соответствующей с соответствующими нормативно-правовыми актами, ну и экономическая составляющая играет не последнюю роль в плане борьбы с коррупцией.

Айнура КАНИМЕТОВА «Кутбилим»

Поделиться

Комментарии