ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Пандемия коронавирусной инфекции повлекла за собой серьезные перемены в сфере образования стран Центральной Азии. Если верить исследованиям Всемирного банка, последствия COVID-19 будут ощутимы еще следующие 50-60 лет. Поскольку до пандемии практика онлайн-образования в странах Центральной Азии была минимальной, локальные ВУЗы не были готовы к подобным переменам. Опасность распространения инфекции подтолкнула страны к изменениям в старой образовательной системе. Ради общественной безопасности студенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана продолжат учиться в онлайн формате.

Сами студенты неодназначно отнеслись к переменам и разбились на два лагеря: те, кому понравилось онлайн-обучение и те, кто с нетерпением ждут возвращения старого формата. Однако вне зависимости от предпочтений студентов, проблема доступа к интернету для осуществления дистанционного обучения остается одной из самых актуальных. По исследованиям Всемирного банка, в Туркменистане доступ к интернету имеет 21% населения, в Таджикистане этот показатель составляет 22%, в Кыргызстане 38%, а в Узбекистане 55%. В Казахстане же 79% населения пользуется интернетом, что делает онлайн формат образования в этом регионе более приемлемым. Однако общая же картина указывает на то, что далеко не все студенты Центральной Азии имеют физическую возможность обучаться онлайн.

 

Статистика стран по использованию интернета населением / График Всемирного банка

 

Толчок к развитию: испытание адаптационным периодом

Даже при существующей проблеме доступа к интернету и гаджетам, внедрение онлайн-образования остается очень важным и ответсвенным шагом в для стран Центральной Азии. Пандемия же поставила страны в экстремальное положение, что послужило катализатором для ускорения процесса цифровизации.

Казахстан

В самом начале введения карантинного режима приспосабливались к новым реалиям как все управление образовательной системы, так и сами студенты.

Нуртас (имя изменено), студент третьего курса Назарбаев Университета (НУ), поделился тем, каким образом изменения в формате образования повлияли на его процесс обучения:

«Карантин застал всех нас врасплох. Учителя не знали, как вести уроки, у них попросту не было плана на такую ситуацию. Студенты не знали, как дальше учиться, когда давят четыре стены родного дома. В целом, я бы не назвал вторую половину весеннего семестра продуктивным и познавательным. У людей появилась апатия».

Однако, Нуртас рассказывает, что после адаптационного периода, увидел и положительные стороны дистанционного обучения:

«Если отбросить все прелести студенческой жизни, то, по моему мнению, учеба даже легче даётся. Конечно, это я уже приспособился учиться дома, а поначалу было тяжелее некуда. Сейчас же, в начавшемся осеннем семестре, мне легче учить материал дома, без всяких забот….Со временем понимаешь, что жизнь не остановилась, она всего лишь преобразилась. Однако, стоит заметить, что при онлайн обучении многое зависит от учителей/профессоров, ведь это они предоставляют материал для учебы. И очень важно, как они относятся к этому», — утверждает Нуртас.

Студент третьего курса Международного университета информационных технологий (МУИТ) Дидар (имя изменено), так же делится положительным опытом обучения в онлайн формате:

«Учиться дистанционно лучше, чем ходить на скучные лекции, которые на верхних этажах нашего университета. А на дистанционке мы можем пересматривать эти лекции в любое время».

На данный момент Министерством образования и науки Республики Казахстан ведется подготовка к новому учебному году. Практический все ВУЗы перешли на онлайн образвание.

Лекции и семинары по техническим, аграрным и природным направлениям, специальностям медицины и искусства (70%) проводятся в онлайн формате, а лабораторные и практические занятия (30%) — в традиционном формате со строгим соблюдением санитарных норм.

Сейчас ситуация взята под контроль и каждое учебное заведение адаптируется к новым реалиям. К примеру, Казахский национальный университет имени аль-Фараби создал свою онлайн-платформу для обучения «Универ 2.0».

Кыргызстан

Вся образовательная система и студенты высших учебных заведений Кыргызстана так же проходили адаптационный период.

Студент второго курса Университета Центральной Азии (УЦА), Григорий (имя изменено), рассказал о своих личных испытаниях в процессе перехода на онлайн обучение:

«Не было мотивации учиться, не было желания посещать онлайн уроки. Также были проблемы с интернетом и адаптацией к новым реалиям».

Однако, он признается, что через какое-то время, в дистанционном обучении можно увидеть свои плюсы.

«Полностью новая система онлайн учебы вначале выбивает из колеи, и вернуться в привычный темп сложно. Но возможно! Да, у меня много плохих эмоций, связанных с карантинным обучением. Однако следует признать, что большое количество времени, которое оказалось у меня вследствие этого карантина, даёт возможность определить, что важно, а что нет. В каком темпе лучше работается и какая система учебы даётся легче. Если правильно использовать время, то можно добиться больших успехов. К слову, одним из неоспоримых плюсов учебы онлайн является гибкость графика. Например, все лекции записываются, их можно слушать в любое удобное для себя время. А в пежнем формате такой возможности не было. В целом, могу сказать, что нужно правильно подойти к учебе онлайн, распределить время и расставить приоритеты», – поясняет Григорий.

Студент Бишкекского государственного университета Эмир (имя изменено) так же считает, что дистанционное обучение открывает большие возможности:

«Нет той напряженности, будто ты что-то не успеешь сделать. Тебе дается задание и определенный срок сдачи. И любой студент может правильно распределить время для его выполнения. Карантин особо не помешал моей учебе в университете, потому что мне присылали задания, я их выполнял и отправлял. Учеба в карантин повлияла на меня с хорошей стороны. У меня пропал страх того, что я мог что-то забыть или не выполнить», — признается Эмир.

Страна готовится к цифровому обучению. Нурлан Омуров, заместитель министра образовани и науки, утверждает, что ведомство разработало план на два сценария:

«В случае ухудшения ситуации обучение начнется дистанционно, если нормализуется — традиционно. Это будет зависеть от решения Минздрава. Кроме того, возможно, что в регионах, где ситуация будет лучше, студенты будут учиться в обычном режиме, в других — онлайн».

Таджикистан

 

В Таджикистане мало кто имел опыт онлайн обучения. Именно поэтому страна испытала большие сложности с адаптацией к цифровому формату обучения.

Насима (имя изменено), студентка Таджикского национального университета, рассказала про свой личный опыт обучения в период распространения коронавирусной инфекции:

«В нашей стране Ковид19 принёс большие проблемы. Многие умерли. И власти нас заранее не предупредили, что в стране есть вирус… Карантина в Таджикистане абсолютно не было. Все желающие делали самоизоляцию, а остальные нет. Карантина не было, и мы не учились 2 месяца. Даже дистанционно», — признается Насима.

Еще одна студентка Таджикского национального университета Тахмина (имя изменено) так же рассказала про свой взгляд на ситуацию в стране и его влияние на образовательный процесс.

«Нашему народу, мягко говоря, наплевать на этот вирус. Не соблюдают меры предосторожности, именно поэтому число заражённых растет. Насколько я знаю, карантина у нас не было, просто многие сидели на самоизоляции некоторое время. Досрочно были сданы экзамены, и закрыли сессию на месяц раньше. В нашем случае ничего не изменилось – все как раньше ходим на занятия. Было бы хорошо перейти на онлайн обучение, дабы не увеличить число заражённых».

По словам заместителя министра образования и науки Латофат Назири, горные регионы Таджикистана (это 93% всей страны) имеют сложности с доступом к гаджетам для обеспечения дистанционного обучения. Так же одной из больших проблем в стране являются цены на интернет. По исследованиям британского аналитического ресурса Cable его средняя стоимость за 1 гигабайт составляет 3,7 долларов, когда как в Кыргызстане за 1 гигабайт в среднем люди платят 0,27 долларов.

Новый этап цифровизации

На данный момент все страны Центральной Азии осваивают дистанционное обучение и делают важные шаги на пути к цифровизации. Региональный директор по Центральной Азии Всемирного банка Лилия Бурунчук считает, что регион отстаёт по уровню компьютерных технологий и обеспечению интернетом:

«Это результат того, что несовершенна нормативно-правовая база, которая не даёт возможности инвестировать в этот сектор. В Центральной Азии частичная или полная монополия государства, средства на инвестиции ограничены. Лучше всего ситуация в Казахстане, где сделали неплохой рывок за последние 5 лет – с 64% в 2014 году до 84% в 2019 году, но в сельской местности более 50% населения не имеет доступа к интернету. Для решения проблемы нужно создать конкурентноспособный рынок, чтобы частный сектор мог инвестировать».

В силу пандемии система образования подвергается большим изменениям. А эксперты высказываются в пользу онлайн образования и считают, что выпускники должны уметь жить и работать в цифровом обществе.

 

Асылбек Асылханов,

студент УЦА

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий