«САНАРИП МУГАЛИМ»: НЕ УКРАШЕНИЯ, А НОУТБУКИ!

 

В эти дни проходит месячник «Санарип мугалим» по информационно-методической подготовке педагогов к новому учебному году в условиях дистанционного обучения. О том, как запланированы и проходят основные мероприятия, рассказывает директор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Назира ДЮШЕЕВА.

 

— Назира Кубанычбековна, что делается в рамках месячника?

 

Как известно, Министерство образования и науки Кыргызстана разработало 3 сценария для деятельности образовательных учреждений в новом учебном году: 1) дистанционный, 2) очно-дистанционный, 3) традиционный. Сегодня очень важно, чтобы все работники образования свободно пользовались ИКТ и современными методами дистанционного обучения. Поэтому, учитывая опыт, полученный во время весеннего карантина, министерство объявило месячник с 5 по 25 августа «Санарип мугалим».

 

Минобразования действует в двух направлениях.

 

  • Организационно-технические меры:
  • обеспечена поддержка сотовой компании «Мегаком» по раздаче бесплатных симок учителям и ученикам;
  • установлено сотовой компанией «Мегаком» приложение Mega24 с учебными материалами;
  • продолжаются съёмочные мероприятия телеуроков и подготовка для трансляции на телеканалах Баластан, Илим Билим, ЭлТР, Пирамида, 5-канал, Санат ТВ;
  • созданы порталы для размещения телеуроков и учебных материалов для 1-11 классов по Кыргызстану: YouTube канал, www.lib.kg, www.oku.gov.kg и др.;
  • в областных институтах образования и методических центрах созданы медиа-классы с современной видеоконференц-системой BigBlueButton, позволяющей дистанционно поддерживать несколько аудио дорожек, обмен видео, возможность качественного показа презентаций, документов Microsoft Office и OpenOffice, изображений, PDF документов, поддерживать такие возможности интерактивной доски, как указатель, масштабирование, рисование и др., что в целом содействует проведению селекторных совещаний, а также видео уроков;
  • школы обеспечиваются необходимым компьютерным оборудованием и подключением к интернет;
  • активно функционирует система информирования через соцсети путем информирования о происходящих процессах подготовки к новому учебному году, а также путем размещения флайеров.

  • Учебно-методические меры:
  • создан экспертно-методический совет МОН, роль которого экспертиза и разработка методических организаций с рабочими группами из числа опытных специалистов в области методики обучения;
  • проведены методические и ИКТ- тренинги для методистов и учителей, которые снимаются в видеосъемках для телеуроков;
  • разработано методическое Руководство по разработке мультимедийных видео-уроков с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • разработаны Требования к проектированию содержания мультимедийного урока (в помощь учителю), а также к созданию электронных обучающих курсов;
  • разработан ряд видео-инструкций по часто используемым в мире коммуникационным платформам для онлайн-обучения, облачным хранилищам, мессенджерам (Google Classroom, WhatsApp Messenger, ZOOM, Google Диск);
  • организован Месячник «Санарип мугалим» по информационно-методической подготовке учителей к новому учебному году в условиях дистанционного обучения, который предполагает 2-х этапное повышение квалификации для управленцев образовательных организаций, классных руководителей, учителей-предметников);
  • разработаны методические рекомендации по «обратной связи» учителей с учениками, где описываются способы и технологии для того, чтобы разнообразить выполнение домашних заданий учениками нетрадиционным способом. Здесь акцент делается на формирование умений и способностей анализировать, интегрировать, оценивать, сравнивать и т.п.;
  • создан фонд лучших уроков конкурса «Санарип педагог», которые служат примером, как при использовании видео инструкций учителям самостоятельно создать видеоурок, имея первичные навыки создания презентаций.

 

 

— Как помогает Ваш институт педагогам в этих условиях?

 

Во исполнение приказа Министерства № 602/1 от 5 августа 2020 г. Наш институт разработал модульную программу повышения квалификации для руководителей образовательных организаций и для учителей. Она осуществляется в 2 этапа: 1-й этап – для управленцев (директоров областных институтов и методических центров образования, заведующих РайОО/горОО, директоров школ и их заместителей), методистов учебно-методических кабинетов, председателей школьных методических объединений, классных руководителей; 2-ой этап – для учителей.

В основе программы лежит каскадный метод: Обучение → Освоение → Анализ → Проектирование → Внедрение.

 

— А что представляют собой модули, запланированные в рамках месячника?

 

— Первый, трехуровневый, модуль «ИКТ в школах Кыргызской Республики» призван: 

  • научить создавать, редактировать и сохранять документы;
  • создавать презентации, пользоваться электронной почтой;
  • использовать ИКТ на уроке, пользоваться сетью Интернет;
  • использовать ИКТ для усовершенствования школьного управления и администрирования.

Второй модуль «Дистанционное обучение: организация, поддержка и контроль образовательного процесса» будет формировать знания о дистанционном обучении и сформировать навыки по использованию дистанционных технологий.

Содержание:

  • Дистанционное обучение: особенности и характеристики.
  • Дистанционные образовательные технологии и их виды.
  • Подходы онлайн и офлайн к обучению.
  • Информационно-образовательная среда.
  • Комплект компьютерного оборудования для дистанционного обучения.
  • Рекомендации руководителю образовательной организации.
  • Рекомендации классному руководителю, методисту, председателю ШМО.
  • Нормы СанПиН КР при использовании ТСО (технических средств обучения).
  • Объемы затрат времени на выполнение домашних заданий по БУП на 2020-2021 уч. год.

Третий модуль «Требования к проектированию мультимедийного урока». Его цель — сформировать знания о мультимедийном уроке, его структуре,  содержании и способностей по его разработке.

Содержание:

  • Мультимедийный урок и его преимущества, особенности содержания.
  • Алгоритм проектирования мультимедийного урока.
  • Учебная задача. Учебные эпизоды. Самостоятельная учебная единица.
  • Шрифты для мультимедийного урока.
  • Рекомендации к внешнему виду учителя и его эмоционально-психологическому состоянию.
  • Режиссура мультимедийного урока и язык общения учителя.

Четвертый модуль «TRELLO: организация и контроль выполнения задач «на удалёнке». Его цельсформировать знания об облачной программе TRELLO – эффективной для управления организационными процессами и координацией выполнения задач «на удаленке».

Содержание:

  • Электронный документооборот (ЭДО).
  • Цель, задачи и этапы реализации ЭДО.
  • Планируемые результаты.
  • Платформы ЭДО.
  • Алгоритм перехода на TRELLO.
  • Опыт практики РИПКиППР по использованию TRELLO.
  • Ссылки на скачивание TRELLO.

 

Пятый модуль «Родительская поддержка в процессе дистанционного обучения». Его цель – сформировать знания о путях инициации родительской поддержки в процессе дистанционного обучения.

Содержание: 

  • Ключевые контактные лица школы с родителями.
  • Социальное партнерство: «Школа – Родители».
  • Круг вопросов для совместного решения.
  • Мера ответственности родителей и образовательной организации в процессе дистанционного обучения.
  • Памятки/флайеры как способ своевременной и стабильной коммуникации.
  • Фокус родительской поддержки.

 

Шестой модул: «Опыт успешных практик: ЯКласс». Его цель — сформировать знания о цифровом образовательном ресурсе для школ.

Содержание:

  • База заданий и обучающих видео.
  • Возможность отрабатывать каждое упражнение неограниченное количество раз.
  • Контроль со стороны учителя и родителей.

Седьмой модуль «Дистанционные технологии обучения и развитие цифровых навыков у библиотекарей». Его цель — сформировать знания о дистанционных технологиях обучения, важности цифровых навыков у библиотекарей.

Содержание:

  • Информационная система управления учебниками «Жаны китеп».
  • Базы данных ИСУУ «Жаны китеп» (обеспечение – 78 %).
  • Другие сервисы для возможного применения в ДО:
  • Hagouts – программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями и видеоконференции.
  • Google Meet – сервис видеотелефонной связи.
  • Skype – сервис VoIP-звонков.

На всех вебинарах будут участвовать не менее 4000 человек.

 

— Как Вы думаете, достаточно ли данного курса для формирования ИКТ-навыков?

 

Навык — это  действие, которое, благодаря многократному повторению, выполняется неосознанно, т.е. доведено до автоматизма. Мы все заинтересованы в безболезненном переходе в новом учебном году на дистанционное обучение. Минобразования непрерывно создает для этого условия организационного, технического  и методического характера. Здесь важно консолидировать усилия: руководители образовательных организаций и учителя должны проявить профессиональную ответственность и стремиться совершенствовать свои навыки в этом отношении. Надо садиться за компьютер и практиковаться. Большая часть людей, которые имеют навыки работы на компьютере – самоучки, владеющие элементарными первичными навыками.

Да, учителя информатики могут помогать другим педагогам в школе. Но и каждый сам обязан проявить настойчивость. Ежегодно учителя проходят повышение квалификации по развитию ИКТ-навыков в РИПКиППР, ОИО, ОМЦО. Правда, всю армию педагогов невозможно охватить разом. Но задача решаема – ведь практически во всех школах есть интернет, компьютерные классы. Самое главное, не останавливаться на достигнутом.

 

— Готовы ли учителя к новшествам?

 

Учителя – это очень трудолюбивые и открытые к позитивным переменам люди. Заинтересованность и участие в вебинарах показали, что они стремятся восполнить некоторые пробелы в области дистанционного обучения, желают совершенствовать имеющиеся навыки… У многих серьёзное беспокойство по поводу запоздалого освоения ИКТ, у других – консервативный подход к инновациям, нервозность…

Но мы имеем опыт, когда в РИПКиППР на повышение квалификации приезжают учителя, никогда не державшие в руках мышку от клавиатуры, никогда не имеющие электронной почты, за 2 недели(!) обучения – уже создают свои текстовые документы, самостоятельно  проходят дистанционно 5 онлайн-курсов, создают по нашему алгоритму почту gmail, проходят успешно тестирование на итоговой аттестации и даже самостоятельно делают простые презентации. И когда уезжают от нас, их лица светятся от счастья, что они освоили новый навык – навык работы на компьютере и в сети Интернет(!). А всё остальное – они продолжают осваивать дома, при поддержке детей, внуков, родных.

Слушатели курсов благодарили нас. Некоторые признались, что раньше зря боялись компьютера, что их авторитет в семье после освоения компьютера вырос. Собираясь домой, многие купили себе не украшения или платья, а ноутбуки.

Главное для учителя – преодоление психологического барьера, осознание социальной ответственности за будущее нашей страны, в основе которого – ОБРАЗОВАНИЕ.

 

Подготовил Жолдош Турдубаев.

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий