ОНЛАЙН-ИССЛЕДОВАНИЕ: У 20% УЧАЩИХСЯ СОВСЕМ НЕТ НАВЫКОВ РАБОТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Тагаева Г.С., зав. лаб. ТПОДУ КАО, к.п.н.

Результаты проведенного исследования лаборатории Теории и практики оценивания достижений учащихся КАО по современному состоянию среди учащихся школ Кыргызской Республики в условиях дистанционного обучения

К сожалению, в условиях чрезвычайного положения и карантина ученические классы опустели, школьники начали учиться дистанционно. Готовы ли мы к таким условиям? Лабораторией ТиПОДУ КАО проведено небольшое онлайн-исследование по проблемам дистанционного обучения в КР. В общей сложности, в нашем анкетировании (4 анкеты: для учителей на кыргызском и русском языках и для учащихся на кыргызском и русском языках) всего участвовало 1267 респондентов, из них 987 учащихся: 211 учеников школ с русским языком обучения, 746 – из школ с кыргызским языком обучения, и всего 280 учителей: 192 учителя выполнили анкету на русском языке и только 88 учителей – на кыргызском языке.

Конечно, репрезентативность выборки мы не могли обеспечить, так как факторы участия были разные: доступ к Интернету, платформы оповещения и др. Мы выложили анкеты на странице КАО в Фейсбук, в WhatsApp-группах, которые у нас имелись, и др. Из полученных результатов можно сделать следующие выводы: наши учителя и ученики пока еще не на должном уровне понимают значение такого рода исследований и воспринимают их всерьёз. Возможно, они боятся огласки, не хотят участвовать в таких соцопросах, хотя анкеты были анонимные. Хотелось бы еще раз поблагодарить всех учителей и учеников, которые отозвались и заполнили наши анкеты.

Из ответов на первый вопрос: На каком языке вы разговариваете дома? Большинство из 987 респондентов общаются дома на кыргызском языке, так как он является родным: ученики кыргызской школы – 96,6 %, и ученики русскоязычных школ – 66,4 %, на русском – 3 % (кыргызские школы) и 31,9 % (русские школы).

На второй вопрос о месте проживания учеников-участников анкетирования, из 987 респондентов в основном ответили городские дети: 84,4% и 82,0%; сельских детей составило только 11,4 и 12,5 детей. Этот факт, наверное, тоже явно свидетельствует о том, что интерес к таким соцопросам или доступ к ним преобладает все-таки у городских ребят, нежели у сельских.

Третий вопрос был фактологического характера: у детей спрашивался класс обучения, и выявилось, что ученики начальных классов (35,1% и 92%) и среднего концентра (47,9% и 6%), нежели старшеклассники (17,1% и 1,9%) больше готовы отвечать на такие анкеты.

Четвертый вопрос касался также проблемы нахождения рядом с детьми родителей во время дистанционного обучения. И по результатам анкеты выяснилось, что даже во время карантина не все родители находились рядом с детьми: 5,2% и 6,6% мам, 13,2 и 8,3 % пап, 3,3 и 2,4 % обоих родителей находились вдали от дома, на заработках и др.

Пятый вопрос был направлен на выявление наличия возможности у детей обучаться дистанционно и владения ими навыками ИКТ. И выяснилось, что из числа участвовавших в анкетировании детей у 88,1 % и 69,3% учащихся имеются навыки работы с ИКТ, а у 20% и 5,9% учащихся совсем нет навыков дистанционного обучения, у 24,8 % учащихся только наполовину развиты навыки работы с ИКТ. Возникает вопрос о необходимости организации целенаправленной работы с детьми педагогами, администрации школ и органами управления в данном направлении.

В шестом вопросе нами выявлена картина, что, в основном, дети-респонденты отвечали (около 700) с мобильного телефона, около 200 респондентов – с компьютера, более 100 человек – пользовались планшетом.

Седьмой вопрос был о количестве книг в домашней библиотеке. Ситуация тоже не очень утешительная. Безусловно, большинство детей отвечают, что у них дома имеется примерно 10 книг: 43,1 и 67,3 %; 6,2 и 12,3% детей отвечают, что совсем нет книг, не говоря о детских художественных и научно-познавательных изданиях; 13,2 % респондентов отвечают, что они пользуются электронными версиями книг; более 50 книг – у 15,4 и 3,6 % опрошенных.

На вопрос по поводу дистанционного обучения получены следующие результаты из числа 987 респондентов.

Утверждения Да Нет
1 Учителя хорошо владеют компьютерными программами 850 137
2 Мне помогли уроки, транслируемые по ТВ 560 255
3 Обучение в классе лучше, хочу скорее вернуться в школу 870 117

Отсюда следует, что положительных ответов больше, но всё же не следует расслабляться, необходимо продолжить работу в направлении овладения учителями мультимедийной компетенцией и улучшения качества видео-уроков, транслируемых по ТВ, так как есть всё же 11 % учащихся, желающих обучаться дистанционно, кроме остальных 89 %, которые хотели бы быстрее вернуться за парту в школу.

Следующий вопрос состоял в определении уровня сформированности самостоятельной работы учащихся и уровня понимания детей на расстоянии (участников 987, 1-е число – количество русскоязычных участников, а 2-е число – количество кыргызскоязычных участников).

Утверждения не согласен частично согласен Согласен
1 Мне интересно заниматься самостоятельно   72+350=422 100+310=410 40+115=155
2 Я понимаю все, что дает учитель на дистанционных уроках, выполняю задания 50+200=250 120+355=475 52+210=262

155 из 987 ребят – 15,7 % согласны, и 410 – 41,5 % частично согласны с утверждением, что им интересно заниматься самостоятельно. Это свидетельствует о несформированности компетенции самостоятельной работы детей и их немотивированности к индивидуальной работе, неумении самостоятельно решать проблемы, чего требует современная действительность и мировые тенденции в образовании.

На вопрос о том, сколько времени учащиеся тратят на дистанционное обучение и выполнение всех заданий, ребята ответили следующим образом.

Потраченное время с рус. яз. обучения с кырг. яз. обучения
1 до 2-х часов 25,6 % 39,3 %
2 2-4 часа 35,5 % 43,0 %
3 4-6 часов 28,5 % 14,3 %
4 более 6 часов 10,4 % 3,4 %

Как видим, в среднем, 35, 5 и 43,0 % школьников на выполнение заданий и дистанционное обучение тратили в день по 2-4 часа, больше времени на занятия уделяли меньшее количество детей: более 6 часов занимались только 10,4 % учащихся русскоязычных школ и 3,4 % учащихся кыргызскоязычных школ.

Полученные результаты анкеты по уровню интереса детей к выполнению тестовых заданий радуют нас, так как большинство школьников проявляют повышенный интерес к тестам: 88,5 % и 97,5 % респондентов.

Приведем некоторые результаты анкет учителей. Для тех, кто заинтересуется, полный анализ анкетирования выложен на сайте КАО.

На седьмой вопрос о мотивации учителей получены следующие ответы:

Действия для мотивации шк. с рус яз.об. шк. с кырг. яз.об.
1 Поднять моральный статус учителя 58 % 47,7 %
2 Поощрять соц. льготами 9,8 % 19,3 %
3 Повысить зарплату 28,5 % 30,7 %
4 Другое 2,3 %

И последний вопрос спрашивал, что нужно для того, чтобы создать эффективную систему оценивания достижений учащихся. На этот вопрос получены следующие ответы:

  Действия для создания эффективной системы оценивания шк. с рус яз.об. шк. с кырг. яз.об.
1 Обеспечить нормативную базу 14,2 % 15,2 %
2 Разработать хорошие тесты и улучшить методики обучения

и оценивания

70,0 % 69,7 %
3 Усилить административный контроль, повышение квалификации учителей 13,7 % 12,1 %
4 Другое 2,1 % 3,0 %

Результаты подобных анкет не должны стать просто констатирующим материалом, их необходимо использовать для выработки перспективных планов работ для дальнейшей деятельности образовательных организаций и т.д.

Некоторые практические рекомендации по результатам анализа данного анкетирования учащихся:

  • МОиН КР и КАО пересмотреть содержание предметных стандартов и учебных программ в плане дальнейшего внедрения компетентностного подхода в образовании;
  • Институтам повышения квалификации педагогических кадров и областным центрам образования вести работу в направлении повышения медиа-грамотности и углубленного овладения учителями мультимедийной компетенцией и улучшения качества видео-уроков;
  • Учителям больше уделять внимания на формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, критического мышления, воспитание у них чувства гражданской ответственности и активного участия в общественно значимых мероприятиях, мотивировать их к обучению;
  • Для оценки учебных достижений учащихся больше использовать стандартизированные тесты с различными форматами;
  • Продвигать законопроекты по повышению статуса учителя.

 

 

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий