МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: ЭТИКА, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ВНЕУРОЧНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • 19.08.2019
  • 0

Методические рекомендации по предмету «Этика»

1.Формирование нравственно-этической культуры ученика основная цель предмета «Этика» («Адеп»). Изучая этот предмет, школьник приобретает самые важные навыки для всей жизни. Он овладеет умеренной самокритикой, и научиться чувствовать собственную вину за допущенные ошибки. А научится не допускать их или исправлять? Также будет стремиться повысить человеческие качества, и улучшить коммуникации с обществом. Научится правильно мыслить (что это значит?), ставить цели и достигать их, соблюдать все этические нормы общения. Также этот предмет помогает изучить традиции и ценности народа. В связи с чем, сегодня вместо того, чтобы сокращать содержания предмета, возрастает актуальность задачи его развивать не только в школе, но и в семье.

Предмет этика — это целостность личности человека — забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства, ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития ребенка.

  1. Цель предмета этики — создание условий для полноценного развития и воспитания детей дома и в школе. Этика является главным действующим лицом всего образовательного процесса.

Этика подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
  • распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
  • отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
  1. Задачи:
  • развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
  • воспитание уважения к людям, традициям;
  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

4.Общая характеристика.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Родное чтение», «Родиноведение»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

— личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

— стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

— развивающие нравственное сознание;

— активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностнозначимого поведения.

  1. Описание места учебного курса в плане.

«Этика» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа в 1 классе и на 34 часа во  2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 136 часа.

Описание личностных ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.  Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

6.Для повышения качества данного предмета предлагаются следующие рекомендации.

1.Разработать современный учебно-методический план по предмету «Этика». Применять новые методы и технологии при проведении уроков: Родиноведение, музыки, литературы, русского, кыргызского, английского языков, как известно — эти предметы исследуют принципы, формы и методы воспитания через предмет «Этика». Одна из важнейших форм воспитательного процесса является нравственное воспитание. Но чтобы успешно осуществить нравственное воспитание, необходимо хорошо познать закономерности самой нравственности. Этика в определенном смысле является теоретической основой педагогики. Изучение закономерностей воспитательного процесса — это одно из условий изучения этических явлений и особенно формирования нравственного сознания индивида. Итак, между этикой и предметами является тесная связь, единство и различие: через урок, классные часы, круглый стол, дебаты и родительские собрания.

2.Разработать методическую литературу по повышению воспитательной работы для молодого педагога, а также учителю со стажем, учитывая возрастные особенности ребенка и подростка по предмету «Этика».

3.К началу учебного года во всех классах организовать стенд по «Этике» включая все рекомендации с 1 по 4 класс.

7.Содержание компетентности в предмете этики

— Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

— Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

— Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

— Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

— Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

— Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

— Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

8.Учебно-нормативные документы по предмету Этика:

1.Концепция духовно-нравственного образования школьников Кыргызской Республики (20.07.2003г)

2.Государственный образовательный стандарт школьного образования Кыргызской Республики. Б. 2006.

3.Базисный учебный план для общеобразовательных школ с русским языком обучения на 20192020 учебный год.

9.Список рекомендуемой литературы на 2019-2020 учебный год:

1.Азбука поведения. (Сост. М. И. Воротынова). Алматы, 1990.

2.Азбука для несовершеннолетних. (Сост.: А. Алексеева, А. Стреляный). -М., 1985.

3.Аасамаа Ийна. Как себя вести. Бишкек, 2001.

4.Камычек Ян. Вежливость на каждый день. -М., 2002.

5.Моя Родина – Кыргызстан. Энциклопедия. Б.,2014.

6.Права ребенка в Кыргызстане: реальность и будущее. (Под. общ. ред.: М. Джангарачевой, Т. Винниковой). Бишкек, 1988.

7.Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. (Сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров). -М., 1990.

8.Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!». Речевой этикет в нашем общении. –М., 1987.

9.Шемшурина А. И. Этическая грамматика. -М., 2004.

10.Шемшурина А. И. Основы этической культуры. Книга для учителя. -М., 2000.

11.Этика: Словарь изречений и афоризмов. -М., 1994.

12.«Кодекс Кыргызской Республике о детях» принятый Жогорку Кенешем 31 мая 2012 года

Кыдыралиева А.Р.,

и.о. зав. каф. ППСГО  

Казанбаева К.А.,

старший преподаватель кафедры ППСГО

 

Методические рекомендации по предмету Естествознание

«Развитие образовательного пространства Кыргызстана в контексте потребностей регионов и задач цифровицазии» – общая тема августовских совещаний учителей на 2019 год. На совещании необходимо обратить внимание на следующие вопросы: равенство в доступе образования вне зависимости от региона; учет региональных особенностей при определении прикладных вопросов содержания образования; создание контингента учителей, знающих не только свой предмет и методику его преподавания, но и специфику данного региона; использование местных материалов с целью формирования у учащихся практических компетенций, связанных с общими и конкретно предметными компетентностями (например, использование энергии ветра, солнца, воды и др.); воспитание школьников в духе патриотизма и интернационализма на примере материальных и моральных ценностей народов, проживающих в данном регионе; использование компьютерных технологий в контексте государственной программы цифровизации страны, также данного региона и др.

По предмету «Естествознание» в 5 классе создан учебно-методический комплекс, включающий в себя учебную программу, учебник, методическое руководство для учителя, тетрадь для самостоятельной работы учащихся. УМК применяется в школах с 2018-2019 учебного года. Указанный учебно-методический комплекс изначально был подготовлен на государственном языке. Учебник и методическое пособие переведены на официальный язык. Переводом занимались издатели. В учебнике были допущены стилистические и грамматические ошибки, опечатки, недочеты. Дважды отредактированный и откорректированный вариант учебника на официальном языке находится на сайте Министерства образования и науки. Учителям следует обратить на это особое внимание. Переиздание последнего варианта учебника до сих пор не осуществлялось.

Цель изучения естествознания в 5 классе – формирование у школьников научного представления о природе, понимание многообразия свойств живой и неживой природы, закономерностей, происходящих в живом организме, природных сообществах окружающей среде.

Выполнение этой стратегической цели обеспечивает реализацию следующих задач обучения:

  • учащийся различает, наблюдает и объясняет объекты природы, физические, химические, биологические явления, выявляет закономерности процессов, происходящих в окружающем мире, владеет экспериментальными умениями и навыками при выполнении простых опытов;
  • учащийся может применить естественнонаучные знания при дальнейшем изучении предметов: физика, химия, биология, география, астрономия в старших классах; формулирует свою точку зрения относительно опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук и приводит аргументы в свою пользу;
  • учащийся следует принципам единства, целостности и системности в организации природы, понимает принципы устойчивого развития, безопасного образа жизни. Применяет естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, энергосбережения, защиты окружающей среды.

Если на августовских совещаниях будет работать отдельная секция учителей естествознания, то рекомендуется обсудить следующие вопросы:

  1. Создание естественнонаучного образовательного пространства на местах с учетом региональных особенностей живой и неживой природы. Потому что у каждого села, района, области имеются свои растения, животные и люди. Также имеются свои неживые объекты, как воздух, вода, земля, горы, долины и др.
  2. Учителя четко должны разграничить две фундаментальные категории, которые являются основными элементами предметного стандарта и программы по естествознанию. Это фундаментальное ядро процесса обучения естествознанию в 5 классе и содержательные линии предмета «Естествознание». Кратко остановимся на содержании этих категорий.

Фундаментальное ядро процесса обучения естествознанию состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

А. Содержание учебного материала, единство и логические связи структурных элементов системы начальных естественнонаучных знаний. Если начальные естественнонаучные знания рассматривать как систему, то ее структурными элементами являются: материальные объекты природы – материя, тело, вещество, их состав, строения и свойства; природные явления – механические, тепловые, электромагнитные, световые, биологические, химические и астрономические; Земля как колыбель человечества и одна из планет Солнечной системы.

Б. Взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение целей обучения естествознанию. Данный элемент фундаментального ядра процесса обучения характеризует технологию преподавания и технологию учения. Поэтому здесь необходимо говорить о содержании деятельности учителя (знание предмета; владение теорией, технологией и практикой обучения; уровень сформированности педагогической компетентности: (информационной, социально-коммуникативной, самоорганизационной) и деятельности учащихся (внимание, ощущение природных явлений, восприятие, представление, суждение, умозаключение, понимание, применение и др.)

В. Контроль и оценка (самоконтроль и самооценка) приобретенных учащимися общих и предметных компетенций. Здесь необходимо анализировать содержание диагностической, формативной и суммативной форм контроля, также критериев оценивания результатов образовательного процесса.

Содержательные линии предмета «Естествознание»: – это основные идеи и понятия, вокруг которых генерализуются все учебные материалы, программы. В предметном стандарте и в программе по естествознанию они отмечены четырьмя линиями.

А. Методы изучения естествознания. Все материалы данной содержательной линии собраны в первой главе учебника «Природа и пути ее познания». В ней содержится информация об окружающем нас мире, как изучать тайны природы (наблюдение – суждение – опыт – знание), как мы познаем окружающий мир через органы чувств (нос, язык, глаза, ухо, кожа), мозг человека и его роль в познании и др. Здесь особо можно отметить роль и значение материалов, которые даны для дополнительного чтения – «Что такое познание?» В данной теме даются информации о первой и второй сигнальной системе человеческого познания в следующей последовательности: ощущение – восприятие – представление, суждение, умозаключение, понимание и применение. Хотя эти материалы предназначены для учащихся, но здесь особо важна роль учителя, чтобы он понимал суть этого процесса и доступным языком объяснял школьникам.

Б. Вторая содержательная линия называется «Состав и строение тел и веществ». Материалы данной линии объединены во второй главе учебника – «Мир тел и веществ», где отражены информации: «Материя». «Тело и вещество». Масса – основная характеристика тел. Измерение массы тела. Состав, строение и состояние веществ. Движение молекул и атомов. Диффузия. Химические элементы. Простые вещества и смеси. Сложные вещества. Вода – растворитель. Органические вещества и др». В данной главе как и в других главах имеются практические задания для учащихся, качество выполнения которых зависит от научно-методического уровня учителя.

В. Третья содержательная линия предмета – явления природы. Вокруг этой линии объединены такие материалы как механическое движение, звуковые явления, тепловые явления, биологические и электромагнитные явления, световые явления, химические явления и др. Здесь самым главным для учителя является объяснение учащимся единство и разнообразие природных явлений, их причинно – следственные связи. При преподавании материалов данной главы у учителя имеются большие возможности использовать местный материал данного региона.

Г. Материалы четвертой содержательной линии предмета отражен в главе «Мы живем на планете Земля». Здесь приведены информации о Солнечной системе, о Земле – колыбели человечества, об атмосфере земли, движении воздуха, вода – источник жизни на земле, почва и мир растений, мир животных и др. В данной главе имеются богатейшие материалы, характеризующие природу Кыргызстана и отдельных его регионов: тепловые зоны Кыргызстана, крупные ледники Кыргызстана, ветры Кыргызстана, воды Кыргызстана, крупные реки, озера, водохранилища Кыргызстана и др. Задача учителей состоит в том, чтоб они умело использовали эти данные в учебно-воспитательном процессе, раскрывая суть природных ценностей своего региона, использования компьютерных и других информационных технологий в контексте государственной программы цифровизации страны.

Методическая система преподавания предмета отражена в пособии для учителей. В нем даются примерный тематический план учителя и разработки 34 уроков. Также подготовлена тетрадь для самостоятельной работы
учащихся.

  1. Наконец, на методических секциях необходимо анализировать то, что при изучении естествознания у учащихся формируются следующие предметные компетентности:

Учащийся:

1) использует различные информационные ресурсы об окружающем мире для объяснения явлений и формулирует
выводы;

2) использует теоретические знания и навыки для описания явлений живой и неживой природы, прогнозирует изменения, демонстрирует знания о способах решения учебных и жизненных проблем;

3) использует научные доказательства и практические навыки для объяснения явлений и проблем окружающей действительности.

Следует обменяться мнениями как их формировать, как интерпретировать их содержание для конкретных тем или целого раздела, как эти результаты проверить и оценить и т.п. При преподавании данного предмета предпочтение должно оставаться за учителями физики. Так как сущность природных явлений в основном объясняется на основе физических закономерностей, понятий и методов исследования. Учебная программа тоже составлена с этих позиций.

Для обсуждения на секциях августовского совещания учителям естествознания предлагаются следующие вопросы:

  1. Проблемы создания образовательного пространства на местах с учетом потребностей региона и задач цифровизации страны.
  2. Место и значение естественнонаучного образования в 5 классе в современных условиях.
  3. Изучение Госстандарта общего школьного образования, предметного стандарта естествознания, учебной программы, также определение путей их реализации.
  4. Обмен мнениями об учебнике, методическом пособии для учителя, рабочей тетради для учащихся, а также об их использовании в учебном процессе.
  5. Ознакомление с опытом работы передовых учителей по использованию новых информационных технологий, интерактивных форм и методов обучения по данному предмету в контексте цифровизации учебного процесса.
  6. Трудности в реализации учебно-воспитательного процесса по естествознанию, причины возникновения этих трудностей, пути их предупреждения и преодоления.

Подготовил профессор Мамбетакунов Э.

 

Методические рекомендации по предмету «Внеурочная учебная деятельность»

Актуальность. Создание условий для развития ребёнка и формирования его личности является главной целью внеурочной учебной деятельности, и поэтому её надо понимать как личностно-ориентированное взаимодействие ученика и педагога, в соответствии с определением в «Государственном образовательном стандарте среднего общего образования Кыргызской Республики», принятым Постановлением Правительства КР № 403 от 21 июля 2014 года. В соответствии данным Стандартом, основная образовательная программа среднего общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

В 1 главе («Общие положения»), а также во 2 главе Стандарта («Цели, задачи и результаты школьного общего образования»), являющейся идеологической и методологической основой «Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики», уделено особое внимание внеурочной деятельности школьников, которая обуславливает формирование умения и навыков по желанию и способностям каждого ребёнка, а также определены пространство и время в образовательном процессе: «цели обучения — заданные и описанные наперед условия, и способы деятельности учащегося в будущем; его способности к возможным видам деятельности, приобретенные им в результате обучения»; «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» (Глава 1. Общие положения).

В Стандарте указаны условия обеспечивающие приобретения учащимися основных компетенций в процессе обучения:

«- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за организацию и результаты своей деятельности;

— учащиеся включены в осуществление разных видов образовательной деятельности в процессе обучения в общеобразовательной организации и проведения проектной, исследовательской, социальной работы во внеурочной и внеклассной деятельности» (Глава 2. Цели, задачи и результаты школьного общего образования, пункт 16).

Основные нормативные документы для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики:

  1. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года №92 // Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
  2. «Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики» // Принят Постановлением Правительства КР №403 от 21 июля 2014 года.
  3. «Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года» / «О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике» // Утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 201 от 23 марта 2012 года.
  4. «Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012–2020 годы» / «О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике» // Утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 201 от 23 марта 2012 года.
  5. «Концепция воспитания школьников и учащейся молодёжи Кыргызской Республики до 2020 года» // Утверждена приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 22 июля 2014 года № 545/1.
  6. «Национальная Программа развития государственного языка и совершенствования языковой политики в Кыргызской Республике на 2014–2020 годы». Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 2 июня 2014 года № 119.
  7. Методическое пособие по проведению внеклассных мероприятий по программе «Школа без насилия». – Б., 2013. – 197 стр.
  8. Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков / Ассоциация социальных работников Кыргызской Республики и др. – Б.: 2007. – 450 с.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.  Она ориентирована на создание условий для:

  • творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
  • социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
  • профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика средней школы:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основными умениями учиться;
  • любящий и уважающий родной край, и своё Отечество;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества, национальные культурные ценности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, трудовое воспитание, воспитание любви к природе, «Школа без насилия». При этом следует помнить, что формы, содержание деятельности должны соответствовать целям, задачам и результатам воспитательной деятельности педагога. Результативность воспитательной деятельности предполагает: приобретение учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

Базовые национальные ценности кыргызского общества: патриотизм, общечеловеческая социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, природа, труд и творчество, знание, наука, искусство и литература, традиционные религии Кыргызстана.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию детей, родителей на основе добровольного выбора и осуществляется в формах, отличных от классно-урочных: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.

В соответствии формы и ожидаемых результатов, разрабатываются учебные программы каждой внеурочной учебной деятельности.

Для обсуждения во время августовских совещаний учителей, предлагаются следующие вопросы:

  1. Примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям:

Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (гимназии, лицея); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.

Гражданско-патриотическое направление: гражданско-патриотическое понятие, разработка проектов социально значимой деятельности «Я — гражданин Кыргызстана»; участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; коллективные творческие дела; трудовые десанты, социально-моделирующие игры.

Спортивно-оздоровительное направление: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.

Общеинтеллектуальное направление: предметные кружки, предметные олимпиады, курсы предпрофильной подготовки и профильные курсы, исследовательская деятельность, школьные научные общества, научно-практические конференции, общественный смотр знаний, интеллектуальные марафоны, чествование лучших учеников и др.

Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово-развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.

Трудовое воспитательное направление: обучение детей обычным навыкам, труду и специальностям, прививание необходимых навыков (самообслуживание, взаимопомощь, совместная работа, движение «Тимуровцы»).

Направление развития любви к природе: проведение разъяснительнх мероприятий о значимости природы и её ценностях, пропаганда защиты окружающей среды. Испытательные мероприятия по защите природы: исследование. Экологическое образование.

Направление «Школа без насилия»: психология поведения; жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика; психологические тренинги; психокоррекционная работа с тревожными детьми; личностные особенности несовершеннолетних склонных к совершению преступлений; профилактика преступности среди несовершеннолетних; поддержка семьи и детей в кризисной ситуации; как научить детей сотрудничать; сплоченность и толерантность; психологические игры и упражнения.

  1. Научно-методическое обеспечение внеурочной деятельности:

Реализация внеурочной деятельности требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, отбору содержания образования, творческого подхода к оценке результатов деятельности его участников. В программах строго продумывается соответствие форм и содержания ожидаемым результатам, поставленным целям.

Оценка личностных достижений школьников может осуществляться через портфолио.

Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. В портфолио осуществляется последовательное накопление результатов выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы. Портфолио — нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчётов о выполнении культурных и социальных практик. Оно представляет собой педагогически спроектированную и методически организованную индивидуальную подборку материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в освоении определенных духовных ценностей в рамках воспитательной программы.

  1. Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
  • укомплектованность общеобразовательной организации необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;
  • наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников общеобразовательной организации;
  • непрерывность профессионального развития педагогических работников общеобразовательной организации;
  • при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе, по причине кадровой неукомплектованности, общеобразовательная организация может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.

Если у Вас возникли вопросы по огранизации внеурочной деятельности, а также есть конструктивные предложения, Вы можете обратиться по следующему адресу: г. Бишкек, ул. Широкая, 1А, 106 каб. Республиканский институт повышения квалификации и переводготовке педагогических работников (РИПК ППР) при Министерстве образования Кыргызской Республики.

Примечание: В 2019–2020 учебном году Республиканский институт повышения квалификации и переводготовке педагогических работников при Министерстве образования Кыргызской Республики проводит 72-х часовой курс повышения квалификации под названием «Курсы по внеурочной деятельности «Социальное проектирование».

Методические рекомендации подготовила: А. Б. Элебесова, к.п.н., доцент.

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться

Комментарии