МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: ЭТИКА, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ВНЕУРОЧНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- 19.08.2019
- 0
Методические рекомендации по предмету «Этика»
1.Формирование нравственно-этической культуры ученика основная цель предмета «Этика» («Адеп»). Изучая этот предмет, школьник приобретает самые важные навыки для всей жизни. Он овладеет умеренной самокритикой, и научиться чувствовать собственную вину за допущенные ошибки. А научится не допускать их или исправлять? Также будет стремиться повысить человеческие качества, и улучшить коммуникации с обществом. Научится правильно мыслить (что это значит?), ставить цели и достигать их, соблюдать все этические нормы общения. Также этот предмет помогает изучить традиции и ценности народа. В связи с чем, сегодня вместо того, чтобы сокращать содержания предмета, возрастает актуальность задачи его развивать не только в школе, но и в семье.
Предмет этика — это целостность личности человека — забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства, ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития ребенка.
- Цель предмета этики — создание условий для полноценного развития и воспитания детей дома и в школе. Этика является главным действующим лицом всего образовательного процесса.
Этика подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
- возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
- образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
- выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
- распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
- отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
- Задачи:
- развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
- расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
- воспитание уважения к людям, традициям;
- усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
4.Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Родное чтение», «Родиноведение»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
— личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
— стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
— развивающие нравственное сознание;
— активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностнозначимого поведения.
- Описание места учебного курса в плане.
«Этика» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа в 1 классе и на 34 часа во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 136 часа.
Описание личностных ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
6.Для повышения качества данного предмета предлагаются следующие рекомендации.
1.Разработать современный учебно-методический план по предмету «Этика». Применять новые методы и технологии при проведении уроков: Родиноведение, музыки, литературы, русского, кыргызского, английского языков, как известно — эти предметы исследуют принципы, формы и методы воспитания через предмет «Этика». Одна из важнейших форм воспитательного процесса является нравственное воспитание. Но чтобы успешно осуществить нравственное воспитание, необходимо хорошо познать закономерности самой нравственности. Этика в определенном смысле является теоретической основой педагогики. Изучение закономерностей воспитательного процесса — это одно из условий изучения этических явлений и особенно формирования нравственного сознания индивида. Итак, между этикой и предметами является тесная связь, единство и различие: через урок, классные часы, круглый стол, дебаты и родительские собрания.
2.Разработать методическую литературу по повышению воспитательной работы для молодого педагога, а также учителю со стажем, учитывая возрастные особенности ребенка и подростка по предмету «Этика».
3.К началу учебного года во всех классах организовать стенд по «Этике» включая все рекомендации с 1 по 4 класс.
7.Содержание компетентности в предмете этики
— Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
— Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
— Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
— Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
— Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
— Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
— Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
8.Учебно-нормативные документы по предмету Этика:
1.Концепция духовно-нравственного образования школьников Кыргызской Республики (20.07.2003г)
2.Государственный образовательный стандарт школьного образования Кыргызской Республики. Б. 2006.
3.Базисный учебный план для общеобразовательных школ с русским языком обучения на 20192020 учебный год.
9.Список рекомендуемой литературы на 2019-2020 учебный год:
1.Азбука поведения. (Сост. М. И. Воротынова). Алматы, 1990.
2.Азбука для несовершеннолетних. (Сост.: А. Алексеева, А. Стреляный). -М., 1985.
3.Аасамаа Ийна. Как себя вести. Бишкек, 2001.
4.Камычек Ян. Вежливость на каждый день. -М., 2002.
5.Моя Родина – Кыргызстан. Энциклопедия. Б.,2014.
6.Права ребенка в Кыргызстане: реальность и будущее. (Под. общ. ред.: М. Джангарачевой, Т. Винниковой). Бишкек, 1988.
7.Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. (Сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров). -М., 1990.
8.Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!». Речевой этикет в нашем общении. –М., 1987.
9.Шемшурина А. И. Этическая грамматика. -М., 2004.
10.Шемшурина А. И. Основы этической культуры. Книга для учителя. -М., 2000.
11.Этика: Словарь изречений и афоризмов. -М., 1994.
12.«Кодекс Кыргызской Республике о детях» принятый Жогорку Кенешем 31 мая 2012 года
Кыдыралиева А.Р.,
и.о. зав. каф. ППСГО
Казанбаева К.А.,
старший преподаватель кафедры ППСГО
Методические рекомендации по предмету Естествознание
«Развитие образовательного пространства Кыргызстана в контексте потребностей регионов и задач цифровицазии» – общая тема августовских совещаний учителей на 2019 год. На совещании необходимо обратить внимание на следующие вопросы: равенство в доступе образования вне зависимости от региона; учет региональных особенностей при определении прикладных вопросов содержания образования; создание контингента учителей, знающих не только свой предмет и методику его преподавания, но и специфику данного региона; использование местных материалов с целью формирования у учащихся практических компетенций, связанных с общими и конкретно предметными компетентностями (например, использование энергии ветра, солнца, воды и др.); воспитание школьников в духе патриотизма и интернационализма на примере материальных и моральных ценностей народов, проживающих в данном регионе; использование компьютерных технологий в контексте государственной программы цифровизации страны, также данного региона и др.
По предмету «Естествознание» в 5 классе создан учебно-методический комплекс, включающий в себя учебную программу, учебник, методическое руководство для учителя, тетрадь для самостоятельной работы учащихся. УМК применяется в школах с 2018-2019 учебного года. Указанный учебно-методический комплекс изначально был подготовлен на государственном языке. Учебник и методическое пособие переведены на официальный язык. Переводом занимались издатели. В учебнике были допущены стилистические и грамматические ошибки, опечатки, недочеты. Дважды отредактированный и откорректированный вариант учебника на официальном языке находится на сайте Министерства образования и науки. Учителям следует обратить на это особое внимание. Переиздание последнего варианта учебника до сих пор не осуществлялось.
Цель изучения естествознания в 5 классе – формирование у школьников научного представления о природе, понимание многообразия свойств живой и неживой природы, закономерностей, происходящих в живом организме, природных сообществах окружающей среде.
Выполнение этой стратегической цели обеспечивает реализацию следующих задач обучения:
- учащийся различает, наблюдает и объясняет объекты природы, физические, химические, биологические явления, выявляет закономерности процессов, происходящих в окружающем мире, владеет экспериментальными умениями и навыками при выполнении простых опытов;
- учащийся может применить естественнонаучные знания при дальнейшем изучении предметов: физика, химия, биология, география, астрономия в старших классах; формулирует свою точку зрения относительно опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук и приводит аргументы в свою пользу;
- учащийся следует принципам единства, целостности и системности в организации природы, понимает принципы устойчивого развития, безопасного образа жизни. Применяет естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, энергосбережения, защиты окружающей среды.
Если на августовских совещаниях будет работать отдельная секция учителей естествознания, то рекомендуется обсудить следующие вопросы:
- Создание естественнонаучного образовательного пространства на местах с учетом региональных особенностей живой и неживой природы. Потому что у каждого села, района, области имеются свои растения, животные и люди. Также имеются свои неживые объекты, как воздух, вода, земля, горы, долины и др.
- Учителя четко должны разграничить две фундаментальные категории, которые являются основными элементами предметного стандарта и программы по естествознанию. Это фундаментальное ядро процесса обучения естествознанию в 5 классе и содержательные линии предмета «Естествознание». Кратко остановимся на содержании этих категорий.
Фундаментальное ядро процесса обучения естествознанию состоит из трех взаимосвязанных компонентов:
А. Содержание учебного материала, единство и логические связи структурных элементов системы начальных естественнонаучных знаний. Если начальные естественнонаучные знания рассматривать как систему, то ее структурными элементами являются: материальные объекты природы – материя, тело, вещество, их состав, строения и свойства; природные явления – механические, тепловые, электромагнитные, световые, биологические, химические и астрономические; Земля как колыбель человечества и одна из планет Солнечной системы.
Б. Взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение целей обучения естествознанию. Данный элемент фундаментального ядра процесса обучения характеризует технологию преподавания и технологию учения. Поэтому здесь необходимо говорить о содержании деятельности учителя (знание предмета; владение теорией, технологией и практикой обучения; уровень сформированности педагогической компетентности: (информационной, социально-коммуникативной, самоорганизационной) и деятельности учащихся (внимание, ощущение природных явлений, восприятие, представление, суждение, умозаключение, понимание, применение и др.)
В. Контроль и оценка (самоконтроль и самооценка) приобретенных учащимися общих и предметных компетенций. Здесь необходимо анализировать содержание диагностической, формативной и суммативной форм контроля, также критериев оценивания результатов образовательного процесса.
Содержательные линии предмета «Естествознание»: – это основные идеи и понятия, вокруг которых генерализуются все учебные материалы, программы. В предметном стандарте и в программе по естествознанию они отмечены четырьмя линиями.
А. Методы изучения естествознания. Все материалы данной содержательной линии собраны в первой главе учебника «Природа и пути ее познания». В ней содержится информация об окружающем нас мире, как изучать тайны природы (наблюдение – суждение – опыт – знание), как мы познаем окружающий мир через органы чувств (нос, язык, глаза, ухо, кожа), мозг человека и его роль в познании и др. Здесь особо можно отметить роль и значение материалов, которые даны для дополнительного чтения – «Что такое познание?» В данной теме даются информации о первой и второй сигнальной системе человеческого познания в следующей последовательности: ощущение – восприятие – представление, суждение, умозаключение, понимание и применение. Хотя эти материалы предназначены для учащихся, но здесь особо важна роль учителя, чтобы он понимал суть этого процесса и доступным языком объяснял школьникам.
Б. Вторая содержательная линия называется «Состав и строение тел и веществ». Материалы данной линии объединены во второй главе учебника – «Мир тел и веществ», где отражены информации: «Материя». «Тело и вещество». Масса – основная характеристика тел. Измерение массы тела. Состав, строение и состояние веществ. Движение молекул и атомов. Диффузия. Химические элементы. Простые вещества и смеси. Сложные вещества. Вода – растворитель. Органические вещества и др». В данной главе как и в других главах имеются практические задания для учащихся, качество выполнения которых зависит от научно-методического уровня учителя.
В. Третья содержательная линия предмета – явления природы. Вокруг этой линии объединены такие материалы как механическое движение, звуковые явления, тепловые явления, биологические и электромагнитные явления, световые явления, химические явления и др. Здесь самым главным для учителя является объяснение учащимся единство и разнообразие природных явлений, их причинно – следственные связи. При преподавании материалов данной главы у учителя имеются большие возможности использовать местный материал данного региона.
Г. Материалы четвертой содержательной линии предмета отражен в главе «Мы живем на планете Земля». Здесь приведены информации о Солнечной системе, о Земле – колыбели человечества, об атмосфере земли, движении воздуха, вода – источник жизни на земле, почва и мир растений, мир животных и др. В данной главе имеются богатейшие материалы, характеризующие природу Кыргызстана и отдельных его регионов: тепловые зоны Кыргызстана, крупные ледники Кыргызстана, ветры Кыргызстана, воды Кыргызстана, крупные реки, озера, водохранилища Кыргызстана и др. Задача учителей состоит в том, чтоб они умело использовали эти данные в учебно-воспитательном процессе, раскрывая суть природных ценностей своего региона, использования компьютерных и других информационных технологий в контексте государственной программы цифровизации страны.
Методическая система преподавания предмета отражена в пособии для учителей. В нем даются примерный тематический план учителя и разработки 34 уроков. Также подготовлена тетрадь для самостоятельной работы
учащихся.
- Наконец, на методических секциях необходимо анализировать то, что при изучении естествознания у учащихся формируются следующие предметные компетентности:
Учащийся:
1) использует различные информационные ресурсы об окружающем мире для объяснения явлений и формулирует
выводы;
2) использует теоретические знания и навыки для описания явлений живой и неживой природы, прогнозирует изменения, демонстрирует знания о способах решения учебных и жизненных проблем;
3) использует научные доказательства и практические навыки для объяснения явлений и проблем окружающей действительности.
Следует обменяться мнениями как их формировать, как интерпретировать их содержание для конкретных тем или целого раздела, как эти результаты проверить и оценить и т.п. При преподавании данного предмета предпочтение должно оставаться за учителями физики. Так как сущность природных явлений в основном объясняется на основе физических закономерностей, понятий и методов исследования. Учебная программа тоже составлена с этих позиций.
Для обсуждения на секциях августовского совещания учителям естествознания предлагаются следующие вопросы:
- Проблемы создания образовательного пространства на местах с учетом потребностей региона и задач цифровизации страны.
- Место и значение естественнонаучного образования в 5 классе в современных условиях.
- Изучение Госстандарта общего школьного образования, предметного стандарта естествознания, учебной программы, также определение путей их реализации.
- Обмен мнениями об учебнике, методическом пособии для учителя, рабочей тетради для учащихся, а также об их использовании в учебном процессе.
- Ознакомление с опытом работы передовых учителей по использованию новых информационных технологий, интерактивных форм и методов обучения по данному предмету в контексте цифровизации учебного процесса.
- Трудности в реализации учебно-воспитательного процесса по естествознанию, причины возникновения этих трудностей, пути их предупреждения и преодоления.
Подготовил профессор Мамбетакунов Э.
Методические рекомендации по предмету «Внеурочная учебная деятельность»
Актуальность. Создание условий для развития ребёнка и формирования его личности является главной целью внеурочной учебной деятельности, и поэтому её надо понимать как личностно-ориентированное взаимодействие ученика и педагога, в соответствии с определением в «Государственном образовательном стандарте среднего общего образования Кыргызской Республики», принятым Постановлением Правительства КР № 403 от 21 июля 2014 года. В соответствии данным Стандартом, основная образовательная программа среднего общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
В 1 главе («Общие положения»), а также во 2 главе Стандарта («Цели, задачи и результаты школьного общего образования»), являющейся идеологической и методологической основой «Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики», уделено особое внимание внеурочной деятельности школьников, которая обуславливает формирование умения и навыков по желанию и способностям каждого ребёнка, а также определены пространство и время в образовательном процессе: «цели обучения — заданные и описанные наперед условия, и способы деятельности учащегося в будущем; его способности к возможным видам деятельности, приобретенные им в результате обучения»; «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» (Глава 1. Общие положения).
В Стандарте указаны условия обеспечивающие приобретения учащимися основных компетенций в процессе обучения:
«- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за организацию и результаты своей деятельности;
— учащиеся включены в осуществление разных видов образовательной деятельности в процессе обучения в общеобразовательной организации и проведения проектной, исследовательской, социальной работы во внеурочной и внеклассной деятельности» (Глава 2. Цели, задачи и результаты школьного общего образования, пункт 16).
Основные нормативные документы для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики:
- Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года №92 // Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
- «Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики» // Принят Постановлением Правительства КР №403 от 21 июля 2014 года.
- «Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года» / «О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике» // Утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 201 от 23 марта 2012 года.
- «Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012–2020 годы» / «О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике» // Утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 201 от 23 марта 2012 года.
- «Концепция воспитания школьников и учащейся молодёжи Кыргызской Республики до 2020 года» // Утверждена приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 22 июля 2014 года № 545/1.
- «Национальная Программа развития государственного языка и совершенствования языковой политики в Кыргызской Республике на 2014–2020 годы». Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 2 июня 2014 года № 119.
- Методическое пособие по проведению внеклассных мероприятий по программе «Школа без насилия». – Б., 2013. – 197 стр.
- Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков / Ассоциация социальных работников Кыргызской Республики и др. – Б.: 2007. – 450 с.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:
- творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
- социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
- профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика средней школы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основными умениями учиться;
- любящий и уважающий родной край, и своё Отечество;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества, национальные культурные ценности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, трудовое воспитание, воспитание любви к природе, «Школа без насилия». При этом следует помнить, что формы, содержание деятельности должны соответствовать целям, задачам и результатам воспитательной деятельности педагога. Результативность воспитательной деятельности предполагает: приобретение учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности кыргызского общества: патриотизм, общечеловеческая социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, природа, труд и творчество, знание, наука, искусство и литература, традиционные религии Кыргызстана.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию детей, родителей на основе добровольного выбора и осуществляется в формах, отличных от классно-урочных: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.
В соответствии формы и ожидаемых результатов, разрабатываются учебные программы каждой внеурочной учебной деятельности.
Для обсуждения во время августовских совещаний учителей, предлагаются следующие вопросы:
- Примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям:
Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (гимназии, лицея); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.
Гражданско-патриотическое направление: гражданско-патриотическое понятие, разработка проектов социально значимой деятельности «Я — гражданин Кыргызстана»; участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; коллективные творческие дела; трудовые десанты, социально-моделирующие игры.
Спортивно-оздоровительное направление: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.
Общеинтеллектуальное направление: предметные кружки, предметные олимпиады, курсы предпрофильной подготовки и профильные курсы, исследовательская деятельность, школьные научные общества, научно-практические конференции, общественный смотр знаний, интеллектуальные марафоны, чествование лучших учеников и др.
Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово-развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.
Трудовое воспитательное направление: обучение детей обычным навыкам, труду и специальностям, прививание необходимых навыков (самообслуживание, взаимопомощь, совместная работа, движение «Тимуровцы»).
Направление развития любви к природе: проведение разъяснительнх мероприятий о значимости природы и её ценностях, пропаганда защиты окружающей среды. Испытательные мероприятия по защите природы: исследование. Экологическое образование.
Направление «Школа без насилия»: психология поведения; жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика; психологические тренинги; психокоррекционная работа с тревожными детьми; личностные особенности несовершеннолетних склонных к совершению преступлений; профилактика преступности среди несовершеннолетних; поддержка семьи и детей в кризисной ситуации; как научить детей сотрудничать; сплоченность и толерантность; психологические игры и упражнения.
- Научно-методическое обеспечение внеурочной деятельности:
Реализация внеурочной деятельности требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, отбору содержания образования, творческого подхода к оценке результатов деятельности его участников. В программах строго продумывается соответствие форм и содержания ожидаемым результатам, поставленным целям.
Оценка личностных достижений школьников может осуществляться через портфолио.
Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. В портфолио осуществляется последовательное накопление результатов выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы. Портфолио — нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчётов о выполнении культурных и социальных практик. Оно представляет собой педагогически спроектированную и методически организованную индивидуальную подборку материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в освоении определенных духовных ценностей в рамках воспитательной программы.
- Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
- укомплектованность общеобразовательной организации необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;
- наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников общеобразовательной организации;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников общеобразовательной организации;
- при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе, по причине кадровой неукомплектованности, общеобразовательная организация может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.
Если у Вас возникли вопросы по огранизации внеурочной деятельности, а также есть конструктивные предложения, Вы можете обратиться по следующему адресу: г. Бишкек, ул. Широкая, 1А, 106 каб. Республиканский институт повышения квалификации и переводготовке педагогических работников (РИПК ППР) при Министерстве образования Кыргызской Республики.
Примечание: В 2019–2020 учебном году Республиканский институт повышения квалификации и переводготовке педагогических работников при Министерстве образования Кыргызской Республики проводит 72-х часовой курс повышения квалификации под названием «Курсы по внеурочной деятельности «Социальное проектирование».
Методические рекомендации подготовила: А. Б. Элебесова, к.п.н., доцент.
Комментарии