МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

  • 17.08.2019
  • 0

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛАХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Августовские конференции педагогических работников этого года проходят по актуальной проблеме: «Развитие образовательного простраства Кыргызстана в контексте потребностей регионов и задач цифровизации», которая соответствует целям повышения качества образования.Особенность предстоящего учебного года в изучении русского языка в 5-6 классах школ с русским языком обучения заключается в смене парадигмы обучения, в основе которой лежит компетентностный подход и предметный стандарт. Для достижения целей стандарта общего среднего образования и предметного стандарта по русскому языку вводятся в процесс обучения новая учебная программа и учебно-методический комплекс.
Не во всех регионах существует естественная русскоязычная среда. В школах с русским языком обучения на русском языке в Кыргызстане обучаются не только носители русского языка как родного, но и представители других народов (кыргызов, узбеков, таджиков, корейцев, украинцев, немцев, дунган, татар, уйгуров и др.). Таким образом, учащиеся классов с русским языком обучения в своем большинстве не являются носителями языка и, как следствие, имеют недостаточно сформированные речевые навыки. Это является барьером в использовании русского языка в освоении других школьных предметов. Сложившаяся ситуация требует целенаправленной работы по развитию речевой компетентности учащихся.
Задача изучения русского языка-это осуществление речевой и мыслительной деятельности в соответствии с языковыми и речевыми нормами, совершенствование коммуникативных умений и навыков на основе усвоенных знаний о языке и речи.
5 класс результаты в области речевой компетентности

Виды реч.деятельностиРезультаты обучения
Аудирование— понимает основное содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текстов-100-150 слов;

— выделяет основную мысль структурные части исходного текста.

Чтение— правильно расставляет логические ударения, паузы в предложении и текста;

— определяет тему, основную мысль текста;

— выделят в тексте главную и второстепенную информацию;

— находит в предложении смысловые отрезки;

— отвечает на вопросы по содержанию прочитанного текста;

— подбирает заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

— владеет ознакомительными и изучающими видами чтения;

 

Говорение— создает устные высказывания на заданную тему, раскрывает ее основную мысль;

— излагает подробно /сжато/ выборочно,в зависимости от коммуникативной задачи, прочитанный  текст, сохраняя его строение, тип речи;

— выражает свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных средств и интонации.

Письмо— излагает сжато или подробно, в зависимости от коммуникативной задачи, небольшой по объему текст, сохраняя его строение, тип речи;

— составляет простой план сочинения и соблюдает его в процессе создания текста;

— раскрывает тему и основную мысль собственного высказывания;

— создает небольшие по объему тексты (сочинения- миниатюр) разных типов художественного и учебно-научного стилей на заданную тему.

В 7-11 классах по русскому языку продолжают работать по действующим учебным программам и учебникам. Учителям в этом учебном году следует обратить внимание на использование инфомационно-коммуникационных технологий, так как этот год — год цифровизации.
Учителя русского языка и литературы особое внимание должны обратить на систему оценивания достижений учащихся на уроках, тесно связанной с целями урока и методами и формами обучения. При оценивании учащихся учитель должен использовать различные виды, инструменты и техники оценивания.
Количество часов по русскому языку для школ с русским языком обучения на 2019-2020 учебный год.

ПредметыКлассы
567891011
Русский язык4443211

Миссия предмета «Русская литература»:
1) Современное школьное образование выполняет важнейшие воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития народа. Качественное образование формирует интеллектуально развитую молодежь, от которой зависит будущее нашей страны.
2) Предметный стандарт нового поколения – это государственная политика в образовании, и он направлен на обновление содержания и использование новых методов и технологий.
Учителям необходимо учитывать следующие актуальные вопросы:
— развитие речи учащихся, формирование умений рассуждать на предложенную тему, приводя аргументы и делая выводы;
— обратить внимание при проведении письменного экзамена по литературе, на следующее:
А) любое сочинение, изложение или эссе оценивается двумя отметками:
1) ставится за содержание и речевое оформление;
2) за грамотность,т.е соблюдение орфографических, пунктуационных норм правописания.
Концепция предмета опирается на следующие факторы:
1) Читателецентрический подход –это формирование культуры чтения учащихся, личностное восприятие литературного произведения;
2) Историко-функциональное изучение литературы – это работа с материалами, принадлежащими критикам, ученым, актерам, деятелям искусства;
3) Диалог между автором и читателем – это научить растущего человека вести «заочный» диалог «через текст» с автором, быть его полноценным участником- основная образовательная задача школьного курса литературы;
4) Возрастные особенности литературного развития;
5) Критерии отбора произведений для изучения;
6) Педагогический принцип поликультурности закладывает необходимость отражать в содержании образования элементы культур разных народов:
— гуманистическая направленность,
— высокая художественная ценность,
— эмоциональная наполненность,
— позитивное влияние на личность ученика,
— соответствие задачам его развития и возрастным особенностям,
— культурно-исторические традиции и опыт отечественного образования в Кыргызской Республике.
Цели и задачи изучения литературы в школах с русским языком обучения
— развитие компетентностно-грамотного читателя и культуры чтения художественных произведений;
— совершенствование эстетического восприятия художественной литературы, эстетического вкуса и художественных представлений, понятий и суждений;
— стимулирование разнообразных форм продуктивного читательского творчества.
Задача учителя:
— активизировать мыслительную деятельность учащихся при работе с текстом (сравнение, анализ, обобщение, оценка) для постижения смысла произведения;
— формировать интерес к чтению, потребность в чтении книг и осознание ценности чтения книг и их влияния на ценностные установки;
— создать условия для осмысления своеобразия русской литературы как словесного вида искусства с использованием этнокультуроведческого подхода;
Мы не должны забывать о том, что литература представляет собой сокровищницу духовных ценностей, которые обладают силой художественного воздействия на читателя.
При оценивании ожидаемых результатов по литературе необходимо использовать технологию критериальной оценки всех ожидаемых результатов учащихся.
Для оценки необходимо разработать четкие критерии оценки, которые известны ученикам и совместно выработаны коллективно, соответствующим целям и содержанию образования, способствующим формированию определенной компетентности учащихся.
При оценке достижений учащихся используются разные группы заданий, с учетом:
— разной степени сложности решения поставленных задач;
— разной степени самостоятельности учащихся в ходе их решения.
Группа1- задания на общую ориентацию в тексте, т.е. общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной темы и идеи.
Группа 2-задания на глубокое понимание текста, интерпретация и обобщение информации, формулирование более сложных выводов и оценочных суждений.
Группа 3-задание на применение информации в учебно-практических задачах и создание собственных текстов, выявление противоречивой, конфликтной информации, высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении.
Например: ожидаемый результат «Выразительно читает наизусть» можно считать очевидным, если учащийся достигает следующих критериев:
1) Твердо знает и читает стихотворение.
2) Правильно произносит слова и выражения.
3) Меняет интонацию, темп и ритм при чтении стихотворения.
4) Передает чувства, переживания героя.
5) Выражает свое отношение к теме, авторскому замыслу, образам.
Все выше перечисленные рекомендации необходимо учитывать учителямрусского языка и литературы.
Рекомендуемые темы и вопросы для обсуждения на секциях учителей русского языка и литературы с русским языком обучения.
1. Приоритетные направления в методике преподавания русского языка и литературы в условиях введения Госстандарта К.Р.
2. Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературы в контексте современных образовательных процессов.
3. Развитие языковой, речевой и социокультурной компетентности учащихся на уроке русского языка
4. Организация научно-исследовательской и проектной работы учащихся старшеклассников на уроках русского языка
5. Использование электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка в современной школе.
6. Особенности работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам.
7. Использование электронно-образовательных и интернет ресурсов на уроках русского языка и литературы.
8. Проблемы выбора современного школьного учебника по русскому языку и литературе.
9. Современный урок словесности и развитие профессионального мастерства педагога (панорама опыта работы учителей с элементами мастер-классов, творческих мастерских).
10. Проблемы детского чтения и повышение уровня грамотности школьников в современных условиях.
11. Инновационный опыт учителей русского языка и литературы и современные подходы в работе ШМО.
12. Опыт разработки рабочих программ по предмету.
13. Методы оценивания достижений учащихся на уроке русского языка
14. Принципы разработки критериев для оценки разных типов творческих работ учащихся
15. Использование интеграции русского языка с литературой.

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛАХ С КЫРГЫЗСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

В последние годы в нашей стране происходят значительные изменения, в том числе и в сфере образования. Наиболее важным этапом реформирования системы образования в Кыргызской Республике является принятие Стратегии развития образования до 2020 года.
Как известно, 2019 год был объявлен в Кыргызской Республике Годом развития регионов и цифровизации, в этом году августовские совещания учителей проходят по теме: «Развитие образовательного пространства Кыргызстана в контексте потребностей регионов и задач цифровизации».Русский язык в Кыргызстане играет социально-значимую роль, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка которые определены Государственным стандартом.
В 2019-2020 учебном году преподавание русского языка и литературы в школах с кыргызским языком обучения будет осуществляться в соответствии со следующими нормативными документами: Государственным образовательным стандартом среднего общего образования, предметными стандартами и с Базисным учебным планом на 2019-2020 учебный год.
В связи с внедрением госстандарта, государственная политика направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и технологий обучения. Изучение русского языка и литературы должно обеспечить: формирования духовно развитой личности, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, постижение учащимися классических произведений русской и мировой литературы.
Особенность системы литературного образования учащихся в школе с кыргызским языком обучения заключается в параллельном изучении двух предметов-«Кыргызская литература» и «Русская и мировая литература».
Русская и мировая литература для учащихся-кыргызов-это во многом принципиально новая, иноязычная и инонациональная. Диалог культур предполагает поиск конкретных способов сопряжения родной и иноязычной литературы. Концепции этих предметов направлены на повышение качества школьного образования, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование предметных компетентностей по русскому языку и литературе. В предметном стандарте по русскому языку были выделены следующие компетентности, которые являются ориентиром для учителей – русского языка в школах с кыргызским языком обучения.
Языковедческая – владение языковой системой, т.е. устройством языка, языковыми нормами, в том числе орфографическими и пунктуационными.
Речевая – осуществление коммуникации в соответствии с речевой ситуацией и языковыми нормами, совершенствование своих речевых возможностей и обогащение словарного запаса.
Социокультурная – умение вести диалог с учетом национально-культурной специфики языка.
Ограничения, связанные с владением вторым языком, вызывают необходимость некоторого сокращения количества предлагаемых для изучения литературных произведений, а также изучение их во фрагментах. В связи с этим, при изучении литературного произведения выделяем специфические для классов с кыргызским языком обучения этапы:
1. Предварительная словарная работа;
2. Ориентация в тексте и первичное его восприятие;
3. Перечитывание и вдумчивое чтение с элементами анализа;
4. Побуждение учащихся к оценочным высказываниям.
Основные стратегии оценивания достижений учащихся. Оценивания проводятся с целью определения соответсвия учебных результатов учащегося содержанию предметных стандартов.
Учителю необходимо использовать следующие виды оценивания: диагностиское, формативное, суммативное оценивание для своевременной корректировки обучения, внесения изменений в планировании, а для учащегося — улучшения качества выполняемой им работы. Учителю необходимо знать о том, что оценивается конкретная работа выполненная учащимися, а не уровень его способностей. Все виды работ оцениваются на основе четко разработанных критериев оценивания, являются обязательным и планируется учителем.
Диагностическое оценивание — это определение начального уровня сформированности компетенций учащегося. Оно проводится в начале изучения темы или в начале учебного года.
Формативное оценивание — это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно является “неформальным” (чаще всего безотметочным) оцениванием и основывается на критериях, предполагает обратную связь.
Суммативное оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений и навыков при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Это оценивание проводится по результатам выполнение различных видов проверочных работ по русскому языку и литературе (теста, контрольной, исследовательской работы, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.д). Отметки, выставленые за проверочные работы, являются основой для определения итоговых отметок.
Преимущества видов оценивания:
• обеспечение обратной связи и коррекция учебного процесса;
• получение информации о процессе учения с меньшими затратами времени;
• помогает установить хороший контакт с детьми и повышает эффективность преподавания и обучения;
• ученик наблюдает процесс собственного учения.
Учителям необходимо в учебном процессе умело применить виды оценивания.
В новом учебном году в соответствии с новыми стандартами, вводятся УМК нового поколения для 5-6 классов. На русский язык в 5-6 классах выделено по 2 часа в неделю, и обучение будет проводиться по новым программам и учебниками, авторами которых являются Н.П. Задорожная и Г.К. Таирова. Для учителей разработаны методические пособия. Предметными стандартами определены содержательные линии по классам, а также предметные компетентности и ожидаемые результаты. Ожидаемые результаты предметных стандартах измеряемы и направлены на формирование ключевых и предметных компетентностей учащихся.
К примеру, учащийся 5 класса:
• Понимает основное содержание небольшого по объему текста;
• Понимают смысловые функции интонации;
• Составляет простой план сочинения;
• Объясняет лексическое значение слов;
• Использует синонимы, антонимы в речи;
• Различает изученные части речи по их морфологическим признакам;
• Правильно пишет изученные слова с непроверяемыми орфографиями и др.

Рекомендации для учителей, преподающих литературу в 5-11 классах

В новом учебном году обучение предмету “Русская литература” в школах с кыргызским языком обучения будет продолжена по действующим учебным программам:
1. В 5-8 классах обучения проводятся по переизданным программам по русской литературе для школ с кыргызским языком обучения (сост.: Тагаева Г.С., Добаев К.Д. Нурматов А.М.);
2. В 9-11 классах обучения проводятся по программе (автор: Шейман Л.А. и др.) переизданной в 2016 году.
В целях повышения качества образованности учащихся в школах дополнительно можно рекомендовать проведение следующих мероприятий:

• Конкурсно-развлекательные программы;
• Музыкально-литературные вечера;
• Конкурсы, сочинения, эссе, посвященные знаменательным датам и дням рождения писателей и поэтов;
• Вечера, круглые столы, конференции и др.;
• Конкурсы по выразительному чтению произведений русских, мировых писателей и поэтов и др.
В 2019-2020 г. рекомендуется проводить традиционные декады, внеклассные мероприятия, посвященные юбилейным датам:
– 8 сентября- Международный день грамотности;
– 5 октября- Всемирный день учителя, утвержден ЮНЕСКО в 1994г.
– 26 ноября- Всемирный день информации. В 1992 году состоялся первый Международный форум информатизации
– 12 декабря- День рождения Ч.Т. Айтматова
– 21 февраля- Международный день родного языка
– 21 марта- Всемирный день поэзии
– 2 апреля- Международный день детской книги.
– Май- День славянской письменности и культуры.
Из учебных пособий, изданных в последние годы рекомендуется использовать:
1. Рабочие тетради для 5-6-7 классов (сост.: Тагаева Г.С., Алмурзаева С.А.)
2. Сборник диктантов и изложений для 5-8 классов ( сост.: Тагаева Г.С. и др.)
3. Сборник текстов и изложений на русском языке 10-11 классы (сост.: О.Г. Симонова и А.В. Трусковец)
4. Сборник диктантов и изложений по русскому языку для 9-11 классов (сост.: Борчиева Б.Т., Тагаева Г.С., Бишкек 2010 год).

Количество часов по литературе для школ с кыргызским языком обучения на 2019-2020 учебный год.

ПредметыКлассы
567891011
Литература1122222

Во время проведения августовского совещания в секциях, учителям русского языка и литературы в школах с кыргызским языком обучения предлагается обсуждение следующих вопросов:
1. Решение вопросов устойчивого развития в преподавании русского языка в школах с кыргызским языком обучения (использование текста об устойчивом развитии, делать акцент на содержание биоразнообразия и охране окружающей среды, многообразие культур и гражданственность).
2. Применение новых образовательных технологий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя).
3. Проблемы формирования компетентностей на уроках русского языка и литературы в кыргызской школе — в чтении, письме, говорении, и аудировании.
4. Использование интернета и мультимедийных технологий на уроке.
5. Работа с текстом, как составная часть методики развития связной речи.
6. Тематическое планирование.
7. Методы оценивания достижений учащихся на уроке русского языка и литературы.
8. Принципы разработки критериев для оценки разных типов творческих работ учащихся по предметам.
9. Формирование у учащихся навыков работы с книгой и справочной литературой при подготовке творческих заданий.
10. ШМО. Площадка повышения качества преподавания русского языка (из опыта работы).
11. Применение современных методов развития диалогической и монологической речи учащихся.
12. Возможности технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку.
13. Развитие межкультурной коммуникации на внеклассных мероприятиях по русскому языку и литературе.
14. Организация и проведение олимпиад и конкурсов по русскому языку.
15. Использование интеграции русского языка с литературой.
16. Создание мотивирующей обучающей среды по предмету.
17. Основные методы обучения русскому языку, как к второму.
18. Разное. Уточнение календарных, поурочных планов, мероприятий и тематик классных часов.

Г.Б. Бейшеналиева,
ст. преподаватель кафедры Ф.О
К.Г.Успеева,
ст. преподаватель кафедры Ф.О

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛАХ С КЫРГЫЗСКИМ, УЗБЕКСКИМ И ТАДЖИКСКИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ

 

Актуальность
Приоритетным направлением в образовании Кыргызской Республики является изучение языков – не только родного, но и других, что позволит сформировать многоязычного и поликультурного индивида.
Обязательным для изучения во всех школах является официальный (русский) язык. Он также является языком межнационального общения, открывающим доступ к другим культурам, и инструментом доступа к информации и получению образования.
На уроках русского языка решаются задачи образования, в интересах устойчивого развития (ОУР): развивается критическое мышление, формируется способность ученика, анализировать, принимать решения в различных ситуациях (учитывая культурное многообразие), развивается коммуникабельность, формируются навыки в области поиска и переработки информации; социальные и межкультурные навыки (умение работать в команде, навыки общения), навыки самоуправления (мотивация к обучению, творчеству, способность приспосабливаться к переменам) и др.
Место предмета «Русский язык» для школ с кыргызским, узбекским и таджикским языками обучения в Базисном учебном плане
В 2019-2020 учебном году преподавание русского языка и литературы в школах с кыргызским, узбекским и таджикским языками обучения будет осуществляться в соответствии со следующими нормативными документами: Государственный образовательный стандарт среднего, общего образования КР, Предметный стандарт и Программа “Русский язык для школ с кыргызским, узбекским и таджикским языками обучения”, Базисный учебный план на 2019-2020 учебный год.
Требования стандарта
В основе преподавания курса «Русский язык для школ с кыргызским, узбекским и таджикским языками обучения» лежит формирование у учащихся следующих компетентностей:
Языковая компетентность – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в изучаемом языке.
Речевая компетентность – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), владение явлениями языка и речи (3 аспекта: язык, речь, речевая деятельность).
Социокультурная компетентность – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям школьников, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Кроме того, согласно Стандарту, методика преподавания должна быть направлена на изменение подходов в обучении русскому языку как второму с грамматического на функционально-коммуникативный и связывает обучение русскому языку в школе с уровневой системой (аналогом Общеевропейской шкалы коммуникативных компетенций):

УровниЯзыковая среда отсутствуетЯзыковая среда имеется
А1 – Элементарный уровень1 – 3 классы1 – 3 классы
А2 – Базовый4 – 6 классы4 – 6 классы
В1 – Пороговый7 – 11 классы7 – 9 классы
В2 – Пороговый продвинутый10 – 11 классы

Уровневая система определяет, чем необходимо овладеть изучающему язык, чтобы использовать его в целях общения, а также какие знания и умения ему необходимо освоить, чтобы коммуникация была успешной (Таблица №1).

Такой подход позволяет, прежде всего, сделать результаты обучения измеримыми, понятными и в то же время многосторонними, включая все аспекты: и навыки чтения, и навыки писать различные тексты, и говорить, и воспринимать речь в разных ситуациях.
Предполагаемые результаты обучения
Ожидаемые результаты уточняют и конкретизируют требования стандарта к ожидаемым результатам в соответствии с формируемыми компетентностями:
– ожидаемые результаты в области языковой компетентности (фонетика, лексика, грамматика);
– ожидаемые результаты в области речевой компетентности (аудирование, говорение, чтение и письмо);
– ожидаемые результаты в области социокультурной компетентности (Таблица №2).
Для оценивания достигнутых результатов в стандарте предлагается критериальное оценивание. Критерии оценки соответствуют учебным целям, учитывают уровень владения языком и должны быть заранее известны учащимся. Такой подход делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей); способствует развитию навыков самооценивания учащихся; повышает ответственность учащихся за результат своего труда.

Элементарное владениеА1Ученик понимает и может употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач. Может представиться/ представить других, задавать/ отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе. Может участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь.
А2Понимает отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т.п.). Может выполнить задачи, связанные с простым обменом информации на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях может рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни.
Самостоятельное владениеВ1Понимает основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие на работе, учебе, досуге и т.д. Умеет общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка. Может составить связное сообщение на известные или особо интересующие меня темы. Может описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосновать свое мнение и планы на будущее.
 

В2

 

Понимает общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты. Говорит достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон. Умеет делать четкие, подробные сообщения на различные темы и излагать свой взгляд на основную проблему, показывать преимущество и недостатки разных мнений.

Учебники, учебно-методические комплексы и другие материалы по русскому языку для школ с кыргызским, узбекским и таджикским языками обучения
Обучение русскому языку как второму в 2019 – 2020 продолжается по утвержденным программам, учебникам и учебно-методическим комплексам в соответствии со списком, рекомендованным Министерством образования и науки Кыргызской Республики.
В дополнение к этому списку в новом учебному году будут изданы рабочие тетради для учащихся 3-6 классов, которые содержат дополнительные задания для освоения речевых и грамматических тем, рассматриваемых в основных учебниках. Учителю рекомендуется использовать рабочие тетради для самостоятельной работы учащихся дома или на уроке. По мере необходимости учитель может использовать задания, содержащиеся в рабочих тетрадях, и для работы в классе.

КлассыНекоторые ожидаемые результаты
1–4 классы

Уровень А1 – А1+

знает лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, использует слова лексического минимума в типовых конструкциях;

воспринимает на слух и понимает речь учителя, одноклассников; понимает собеседника в типичных ситуациях повседневного общения (в пределах тематики и соответствующего возрасту уровня), понимает и может употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач;

рассказывает о себе, своей семье, друзьях, своих интересах; сообщает краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;

задает вопросы собеседнику и отвечает на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечает на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;

5–9 классы

Уровень

А2 – В1

знает лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики средней школы;

воспринимает на слух и понимает основное содержание несложных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ / интервью);

начинает, ведет/поддерживает и заканчивает различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

описывает события/явления, передает основное содержание, основную   мысль прочитанного или услышанного, выражает свое отношение к прочитанному / услышанному, дает краткую характеристику персонажей;

10–11 классы

Уровень В1+ (В2 в условиях языковой среды)

знает лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики основной школы, использует их в процессе общения;

воспринимает на слух и выборочно понимает с опорой на языковую догадку и/или контекст более сложные аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;

читает тексты разных жанров и стилей как с пониманием основного содержания, так и с выборочным пониманием значимой / нужной / интересующей информации;

использует различные приемы смысловой переработки текста; оценивает полученную информацию, выражает свое мнение;

заполняет анкеты и формуляры; пишет поздравления, личные письма, основные виды документов (заявление, объяснительная и т.д.) с опорой на образец и с употреблением формул речевого и делового этикета, принятых Кыргызстане и в стране изучаемого языка;

составляет план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагает результаты проектной деятельности.

В качестве дополнительных материалов учителям следует опираться на следующие источники:
– Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. – Страгстбург, 2003. – С. 45 – 130. // URL: learnteachweb.ru/articles/eurcomp.doc
В монографии содержатся основные концепции, отражающие современные подходы к обучению/изучению любых неродных языков на различных этапах обучения и ступенях образования и в различных условиях. В ней дается целостное описание системы компетенций, которые должны стать необходимым результатом полноценного овладения неродным языком, а также раскрываются уровни владения языком. Предлагаемая система уровней основана на коммуникативном подходе и включает все виды речевой деятельности. Под уровнями владения языком в данной монографии понимается степень сформированности указанных компетенций, которая оценивается с точки зрения эффективности процесса речевого общения, реализации способности осуществлять коммуникацию в различных ситуациях с учетом беглости речи, ее гибкости, уместности использования языковых средств и речевого материала.
– Справочник по методике преподавания второго языка в начальной школе // Авторский коллектив: Зента Анспока, Анита Ланка, Эвия Папуле, Ария Птичкина, Регина Римша, Ингуна Тейлане, Сандра Зариня, LVAVP, tulkojums krievu valodā, Рига 2005 // URL: http://edu-resource.net/old/images/docs/MetodMat/6.%20Spravochnik_po_metodike_vtorogo_yazyka.pdf
В справочнике дается характеристика языка и способов его освоения, подчеркивается связь между развитием ребенка и развитием его языковых навыков; рассматриваются вопросы освоения языковых умений, упражнения по их развитию и совершенствованию. Особое внимание обращается на освоение умений говорения и чтения в начальных классах.
– Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур» М.: Просвещение, 2000. – С. 69 – 146. // URL: old.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=8719
В концепции описаны аспекты и компоненты коммуникативного процесса, рассматриваются ситуации как единицы общения, описываются средства коммуникативной технологии, предлагаются коммуникативные опоры и различные виды условно-речевых и речевых упражнений, которые учитель может использовать на своих уроках.
Кроме того, поскольку 2019 год объявлен «Годом развития регионов и цифровизации страны», педагогам рекомендуется использовать в образовательных целях различные Интернет-ресурсы (Таблица №3).
Также для поддержки учителей школ КР, в том числе и учителей русского языка и литературы, по заданию Министерства образования и науки Кыргызской Республики в 2018 году разработаны мультимедийные образовательные ресурсы www.ibilim.kg и www.bilimbulagy.kg. Данные мультимедийные программно-методические комплексы электронных обучающих материалов могут способствовать повышению мотивации учащихся к изучению языка, совершенствованию ключевых и предметных компетентностей, повышению эффективности образовательного процесса, облегчению учителям и учащимся поиска дополнительного материала при подготовке к уроку. Ресурсы предлагают много иллюстративного и мультимедийного контента, здесь можно найти материалы в игровой форме, дающие возможность задействовать зрение, слух, эмоции и воображение ученика и могут быть использованы на уроках для объяснения новых тем, для закрепления полученных знаний через выполнение интерактивных тестов, а также в качестве дополнительных материалов.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Как показывает практика, традиционное изучение языка как системы правил не приводит к ожидаемым результатам. В этом случае грамматика преподается отдельно от живого языка. Ученик узнаёт множество трудных грамматических правил, читает однообразные тексты (в которых важно не содержание, а грамматическая форма), выполняет типичные, однообразные упражнения и заучивает стихотворения. А в результате, после окончания школы, дети недостаточно владеют практическими языковыми навыками. Безусловно они имеют теоретические знания о грамматических особенностях языка, но не умеют пользоваться языком как средством общения.
Предложенный в Стандарте функционально-коммуникативный подход предполагает прежде всего использование нового изученного материала в конкретной речевой ситуации (принцип ситуативности). При таком подходе и слова, и грамматические формы, и предложения, и образцы связной речи изучаются для того, чтобы ученик мог применять их в различных ситуациях общения: мог поздороваться и попрощаться, поблагодарить, извиниться, попросить, согласиться или отказаться, поздравить и т.д.
Любая ситуация общения стимулирует учащихся на совершение различных речевых действий, активизирует речевую деятельность, даёт возможности для проведения на уроках ролевых игр и других коммуникативных действий, где появляется необходимость использования изученного грамматического явления.
Например, для того, чтобы представиться (сказать, Кто я, Как меня зовут), надо в первом случае употребить личное местоимение и нарицательное имя существительное в именительном падеже, а во втором случае – личное местоимение в винительном падеже и собственное существительное в именительном. Именно этот грамматический материал и предлагается для изучения в рамках указанной ситуации. Такой подход исключает традиционное системное изложение грамматического материала, но в этом и нет необходимости: на начальном этапе в речевом общении используются только одна-две формы, в дальнейшем при обобщении материала учащиеся познакомятся со всеми остальными формами и уже будут знать, какую из них следует выбрать для выражения своего речевого намерения.

 

РесурсКраткое описание
Тематический каталог учебных Интернет-ресурсов

http://catalogue.irlc.msu.ru/

 

В тематическом каталоге можно найти дополнительные материалы по различным лексико-грамматическим темам, а также материалы для развития разных видов речевой деятельности. В него входят учебные материалы с сайтов, представленных в Общем каталоге учебных электронных ресурсов, а также авторские разработки педагогов.
Портал «Образование на русском»

https://pushkininstitute.ru/

 

Образовательный портал для дистанционного изучения русского языка как неродного и иностранного. Пользователям портала из любой точки мира доступны сервисы изучения русского языка и повышения квалификации педагогов-русистов. Портал предоставляет возможность изучения русского языка по всем шести принятым в международной классификации уровням обучения языкам (А1-С2) с возможностью онлайн-тестирования на определение уровня владения языком.
Курс «Уроки сказки. Русский язык в сказках»

http://www.atmos-edu.ru/MEDIA/skazki_rudn/html5.html

Курс посвящен обучению, чтению литературы и развитию речи, а также формированию образов русского языкового сознания; курс адресован не только учителям русского языка, но и родителям, знающим русский язык и желающим помочь своим детям в его изучении.
Проект «Русский язык для наших детей» http://rus4chld.pushkininstitute.ru/#/Проект содержит учебно-тренировочный контент и методические материалы для поддержки образовательной деятельности на русском языке.
Портал «Время говорить по-русски!»  http://www.irlc.msu.ru/irlc_projects/speak-russian/time_new/rus/course/Курс охватывает лексический минимум в размере около 1000 единиц, содержит адаптированные тексты бытового, учебного и социально-культурного характера, направлен на развитие у учащихся понимания речи на слух, умений поддерживать простой разговор по-русски, выражать желание, просьбу, несогласие и т.д., вести беседы в соответствии с особенностями русского этикета.
Бесплатные рабочие листы для учителей русского языка ка неродного https://ru.islcollective.com/Портал представляет собой огромную, постоянно пополняющуюся коллекцию материалов по русскому языку как неродному, на разные темы.
Русский язык как неродной: методика и ресурсы

http://inofon.spb.ru/

Портал для учителей и преподавателей русского языка как неродного. Здесь можно найти материалы для всех ступений школьного образования.
Русский как второй. http://www.russisch-fuer-kinder.de/На сайте собраны практические разработки педагогов русского зарубежья. Игры и сборники заданий, раскраски и сценарии. Все предоставляется пользователям бесплатно.
BILINGUAL-ONLINE.NET

http://bilingual-online.net/

BILINGUAL-ONLINE.NET является общедоступным независимым порталом по проблемам естественного билингвизма. На сайте представлена информация о ситуации с преподаванием и изучением русского языка как второго. На сайте можно найти вебинары с интересными людьми, работающими в сфере билингвального образования, разработки уроков, дополнительных материалов к занятиям, информацию о новинках российских и зарубежных издательств по темам сайта.
Учим русский

http://rus.lang-study.com/

сайт для изучающих РКИ, созданный студентами и сотрудниками филологического факультета Белорусского государственного университета.
Мультимедийный лингвострановед-ческий словарь

 

Словарь предназначен для помощи изучающим русский язык как иностранный в усвоении слов и выражений, обладающих национально-культурным компонентом семантики. На сегодня Словарь содержит 1017 статей, 3954 мультимедийные иллюстрации, 483 интерактивных задания для уровней А1-С2. Словарь адресован тем, кто владеет русским языком на уровне не ниже А1.

Благодаря такой организации образовательного процесса обеспечивается функциональность лексического и грамматического материала: здесь слова и грамматические формы усваиваются не в отрыве от их форм существования (употребления), а в речевой деятельности: учащийся знакомится с новым словом или грамматическим явлением, понимает его, тренируется в его использовании, выполняет какую-либо речевую задачу – подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.
Мотивацией к использованию языковых средств в контексте ситуаций служит беспереводной метод. Этот метод предполагает, что объяснение материала происходит при помощи различных методов и приемов, способствующих пониманию и усвоению материала без перевода на родной/первый язык ученика (использование изобразительной наглядности, наглядности действием, звуковой и контекстуальной наглядности, толкование, использование синонимов (например, товарищ – это друг, рынок – это базар и т.д.), словообразовательный анализ (например, светолюбивый – любит свет).
Также от учеников требуется владение навыками работы с различными текстами с глубоким пониманием прочитанного, умением работать с информацией разного характера, быстро читать и понимать тексты разной сложности, воспринимать информацию на слух, продуктивно работать с учебной и справочной литературой, успешно ориентироваться в информационных потоках (формирование навыков чтения).
Для этого учителю рекомендуется использовать не только повествовательные тексты (художественные тексты), но и тексты информационного характера: новостные материалы, статьи из газет, словарей, журналов и различных интернет-источников, описательные тексты, графики, инструкции и т.п.
Необходимо учить школьников разным видам чтения: ознакомительному, изучающему, просмотровому. Если читатель ставит перед собой задачу максимально полно понять содержание текста с возможным последующим воспроизведением его, то ему нужно овладеть приемами изучающего чтения. Если нужно получить лишь самое общее представление о содержании текста, понять, о чем идет речь, то следует пользоваться приемами просмотрового чтения. Если же возникает необходимость выяснить, что именно пишется по интересующему читателя вопросу, то он применяет приемы ознакомительного чтения.
Ставя перед учащимися задачу – прочитать тот или иной текст, учитель должен максимально конкретизировать эту задачу, исходя из функций, которые присущи чтению как виду речевой деятельности.
Если задачи урока связаны с получением новых знаний, то чтение реализуется в познавательной функции. В таком случае задания будут связаны с поиском информации, ее осмыслением (найти и прочитать то или иное определение; прочитать и перечислить все признаки изучаемого явления; прочитать и определить, где (когда, почему, зачем и т.п.) …; прочитать и найти подтверждение (опровержение) того или иного положения и т.д.). Выполнение таких заданий требует использования приемов изучающего и ознакомительного чтения.
Если задачей является выработка определенных навыков использования прочитанного материала, то здесь уместны задания следующего типа: прочитать и определить, как нужно действовать в том или ином случае; прочитать и определить, что сделано неправильно и по какой причине; прочитать и составить план выполнения задания. В данном случае учащийся должен пользоваться приёмами ознакомительного чтения.
Если целью является воздействие на эмоциональную сферу учащихся, то следует показать им красоту и выразительность русского языка: осуществляется чтение отрывков из художественных произведений, проводится анализ употребления в них языковых средств. Для этого используются задания типа: прочитать наиболее понравившиеся строки; выразить свое отношение к прочитанному; объяснить, каким образом автор добился выразительности текста; объяснить смысл того или иного выражения и т.п.
С чтением и пониманием прочитанного, тесно связывается обучение письменной речи. Текст выступает в качестве образца, подлежащего анализу и имитации. Технология обучения при этом подходе включает три этапа. Первый этап – чтение, осмысление и анализ текста. В зависимости от дидактической задачи анализ может быть смысловым, композиционным, языковым, стилистическим. Второй этап – построение высказывания по аналогии со структурными единицами разных уровней, содержащимися в тексте-образце. При этом могут выполняться упражнения типа: заполнение пропусков, дополнение предложений; укрупнение единиц текста, объединение простых предложений в сложные, предложений – в абзацы; логическая перегруппировка предложений, абзацев; расширение – построение абзаца на основе ключевого предложения, создание текста на основе абзаца. Третий этап – написание учащимися самостоятельных письменных сообщений. Проверка и корректировка письменных работ осуществляется в основном учителем с учетом соответствия созданных произведений требованиям языковой правильности, нормативности, композиционной стройности и стилистической выдержанности.
Учителю следует помнить, что письменная речь – это не только умение выразить свои мысли в письменной форме, но и умение общаться в письменной форме. При обучении письменной форме общения следует учитывать:
– Содержание: реализация функций письменного общения (запрос, передача, сохранение информации; обращение за помощью, эмоциональное воздействие, взаимодействие, деловая переписка и др.);
– Выражение (речевая форма), например, поздравительная открытка, телеграмма, записка, вывеска, этикетка, подписи к рисункам, объявление, рецепт, меню, реклама, приглашение, соболезнование, деловое письмо, благодарность, анкета и др.
– Исполнение (графика): приемы управления графическим исполнением письменного произведения.
Не менее важным навыком ученика является умение воспринимать на слух и понимать информацию в процессе общения (формирование навыков слушания и понимания). Учителю рекомендуется проводить обучение слушанию/аудированию в соответствии с определенной целью: обучение извлечению необходимой информации, обучение общему пониманию, обучение детальному пониманию и т.д.
Восприятие речи на слух осуществляется на основе следующих навыков (которые формируются у учеников в ходе выполнения упражнений на разных этапах работы с аудиотекстом: предтекстовый (до прослушивания), притекстовый (во время прослушивания), послетекстовый (после прослушивания). Учителю рекомендуется использовать следующие виды работ: прогнозирование (работа над словосочетаниями, в частности – ассоциативные тесты; прогнозирование по заглавию, по началу фразы и т.п.); узнавание (выделение в речи слов с определенным звуком, количеством слогов, слов на одну тему, слов, имеющих один грамматический признак и т.д.); проговаривание (проведение упражнений в различном темпе с постепенным ускорением); анализ и синтез (восприятие текста целиком, затем по частям и опять полностью); восприятие содержания аудиотекста (составление плана, вопросов; формулировка выводов, оценки и т.п.);
Для обучения аудированию и для проверки аудитивных навыков можно использовать такие типы заданий: повторение учащимися высказанной учителем установки-задания; выстраивание фактологических цепочек из предложений текста; составление набросков плана; расположение пунктов плана в правильной последовательности; составление вопросов; выделение главной мысли; формулирование выводов по тексту; оценка поступков героев текста, его содержания; конспектирование, составление тезисов и др.)
Все вышеизложенное является базой для формирования навыков говорения. Учителю необходимо обеспечить речевую направленность обучения второму языку и тем самым способствовать развитию у школьников навыков диалогического общения (в пределах тематики и ситуаций общения, соответствующих возрасту), а также научить их создавать монологическое высказывание и при этом отношение к предмету высказывания.
Учителю рекомендуется использовать взаимосвязанное и параллельное обучение диалогической и монологической формам общения, поскольку монолог в чистом виде реализуется не часто, тогда как в диалоге отдельные реплики зачастую представляют собой монологические высказывания. Обучение диалогической речи в условиях отсутствия языковой среды или ограниченных языковых контактов должно быть систематическим, целенаправленным, личностно ориентированным, приближенным к условиям реальной коммуникации. Для этого следует в процессе обучения создавать соответствующие учебно-речевые ситуации, с помощью которых не только формируются мотивация и готовность вступать в речевое общение, но и создается комфортная, благоприятствующая общению атмосфера, снимаются психологические барьеры. При ведении учащимися
Следует также учитывать особенности диалога: его ситуативность, неподготовленность (спонтанность), создание его в процессе непосредственного общения двух или нескольких партнеров; возможную смену ролей; целенаправленность, мотивированность и обращенность к конкретному адресату каждой реплики; создание ее с учетом ожидаемой реакции собеседника; преимущественное использование определенных синтаксических конструкций (неполных, вопросительных, восклицательных предложений).
При обучении собственно монологической речи необходимо учитывать ее особенности. Это – коммуникативная направленность высказывания; тематичность; непрерывность; последовательность, логичность речи; относительная смысловая законченность; наличие определенных синтаксических конструкций (полных, развернутых повествовательных предложений). Ученики должны приобрести следующие навыки: рассказывать (информировать) о чем-либо; описывать что-то, кого-то; высказывать свое мнение о чем-то (ком-то); доказывать, объяснять что-то. В результате реализации таких целей, учащиеся создают речевые произведения типа; сообщение перед определенной аудиторией; выражение своего мнения; обоснование (аргументация) своего мнения.
Основные типы заданий, способствующие обучению монологической речи: рассказывание по вопросам, по плану; рассказывание по картинке, по серии картинок; сокращение высказывания; расширение высказывания; пересказ (максимально близкий к тексту, полный; выборочный; своими словами; с изменением ситуации, с изменением действующего лица, времени; пересказ с изменением речевой задачи и др.); высказывание в определенной ситуации (собственно коммуникативное задание), например: познакомь одноклассников со своей семьей; расскажи одноклассникам о своем друге, объясни, почему ты с ним дружишь: пригласи кого-то на…; опиши кого-то с определенной целью; выступи перед…; выскажи свое мнение о прочитанной книге, спектакле, кинофильме и т.д.
Для развития интереса учеников к овладению речевым умением необходимо постоянное обновление всех элементов учебного процесса (принцип новизны): новизна содержания материала, постоянная смена проблем обсуждения, предметов, взглядов и т.п.; новизна формы уроков: использование уроков-дискуссий, уроков-конференций, уроков-экскурсий и т.п.; новизна видов работ: смена уже известных видов работ и включение новых; новизна приемов работы (упражнений); новизна речевых партнеров (парная работа, групповая работа, проектная деятельность); новизна технических средств учения и иллюстративной наглядности.
Таким образом, при подготовке к уроку учитель должен учитывать следующее:
– при развитии речевого умения необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций, связанное с речемыслительной деятельностью учащихся;
– речевой материал должен запоминаться непроизвольно, в процессе выполнения речемыслительных заданий;
– повторение речевого материала осуществляется благодаря его постоянному включению в процесс общения на уроке;
– упражнения должны обеспечивать постоянное комбинирование, трансформацию и перефразирование речевого материала;
– содержание учебных материалов должно вызывать интерес учащихся прежде всего своей информативностью;
– необходима постоянная новизна всех элементов учебного процесса.
Актуальные вопросы для обсуждения
Во время проведения августовского совещания «Развитие образовательного пространства Кыргызстана в контексте потребностей регионов и задач цифровизации» в секциях, учителям русского языка как второго следует обсудить следующие вопросы:
1. Постановка целей урока в соответствии с ожидаемыми результатами, заявленными в стандарте, связь целей урока с его содержанием.
2. Возможности использования Интернет-ресурсов в обучении русскому языку как второму.
3. Эффективность использования мультимедийных средств обучения в практике преподавания русского языка как второго.
4. Использование мультипликационных фильмов в обучении детей русскому языку как второму.
5. Использование материалов электронных СМИ в обучении русскому языку в условиях отсутствия языковой среды.
6. Формирование функциональной грамотности чтения при обучении русскому языку как второму.
7. Ситуационные задачи и другие типы заданий для формирования языковых и речевых навыков учащихся.
8. Методические трудности при обучении русскому языку как второму: ошибки учеников и их причины как возможность корректировки учебного процесса
9. Учет региональных особенностей языковой ситуации как контекст обучения русскому языку в школах Кыргызстана
8.10. Изучение второго языка как основа для формирования многоязычного образования.

Булатова В.А.,
ст.преп. Центра инновационных технологий по повышению квалификации преподавателей языков РИПКиППР при МОН КР

Поделиться

Комментарии