ОТКРЫТЫЙ УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛ, ГИМНАЗИЙ, ЛИЦЕЕВ) НА 1 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА

Тема урока   “Профессии сегодняшнего дня и цифрового будущего”

Цели урока:

В конце урока учащиеся смогут:

Дать характеристику причин, которые приводят к изменению профессий;

Сделать анализ профессий, которые появились или появятся в ближайшее время в мире и их возможной значимости для развития Кыргызстана;

Использовать знания о наиболее востребованных навыках для прогнозирования собственной образовательной и профессиональной траектории

 

Тип урока: изучение нового материала

Методы урока: мозговой штурм, работа в группах, работа с понятием

Ресурсы урока: Компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), флипчарт, раздаточный материал, маркеры.

 

 

 

                                                                                                          Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся Время
Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

Здравствуйте, ребятя!

Вот и прозвенел долгожданный звонок!

Я вас поздравляю с новым учебным годом и Днем знаний!

Сегодняшний урок, ребята, начнем с исполнения Гимна Кыргызской Республики.

Ученики благодарят учителя и поздравляют его с началом учебного  года.

 

Ученики исполняют Государственный Гимн.

 

 

5 мин

Слово учителя Сегодня мы попытаемся с вами осмыслить, как происходящие в мире и в нашей стране процессы, связанные с цифровизацией, и как они могут повлиять на ваше будущее.

Как вы знаете, 2019 год объявлен «Годом развития регионов и цифровизации страны».

Сегодня на уроке мы постараемся понять, какими знаниями и компетенциями должен обладать человек, чтобы, выйдя на рынок труда, он или она стали востребованными профессионалами. Но прежде, чем мы будем говорить об этом, я прошу сделать небольшую работу – написать, какую профессию вы хотели бы выбрать для себя, и чего вы планируете достичь в ней через 10-15 лет.  Эта работа пригодится нам в конце урока.

 

2 мин
Мозговой штурм Учитель обсуждение не проводит. Эта информация станет основой для задания по разработке “дорожной карты” для каждого ребенка Кем (или каким) я вижу себя через 10-15 лет (“образ будущего”)

В течение 3 минут ученики пишут на листочке, какую профессию они хотели бы выбрать и каких результатов в ней достичь через 10 лет.

5 мин
Введение новой информации Спасибо за работу. Мы еще вернемся к тому, что вы делали, а сейчас давайте посмотрим, что говорят футурологи о будущем мире. (При необходимости – объясняется, что футуролог – человек, занимающийся прогнозированием будущего).

Они считают, что

ü  Будущее зависит от вас самих, от прилагаемых усилий, его можно создать;

ü  Будущее вариативно— оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и групп интересов;

ü  Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

(см. доклад “Будущее  образования: глобальная  повестка”)

Поэтому важно понимать, что не остаются неизменными и профессии.

Они делятся на 3 категории:

НОВЫЕ ПРОФЕССИИ, появляющиеся в связи  со сменой техологий,  использованием новых практик работы и новых запросов  потребителей.

ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ПРОФЕССИИ – они уже существуют, но изменяются   под воздействием IT  и других технологий

ПРОФЕССИИ-ПЕНСИОНЕРЫ — исчезающие в результате  автоматизации и других  технологических и социальных изменений

 

Сейчас мы будем работать в группах и посмотрим, какие профессии будут (или могут быть) востребованы в будущем.

Там, где указано, что профессии появятся до 2020 года – это профессии, которые будут востребованы в ближайшее время. В развитых странах многие из них уже появились  (например, энергоаудиторы, сетевые врачи, ГМО-агрономы и др .)

Профессии, которые могут появится после 2020 года – профессии, которые потребуются «послезавтра» и при благоприятном технологическом развитии мира. Сегодня сделаны только первые шаги в решении профессиональных задач такого рода (например, появились киберпротезисты, программисты виртуальных миров и др.).

Каждая группа получит информационный лист.

По итогам работы вы должны выбрать 1–2 профессии, которые, с вашей точки зрения, способны максимально способствовать развитию отрасли, о которой говорится в информации, с одной стороны, и быть максимально важными для развития Кыргызстана (и региона, в котором вы живете) и обосновать свою точку зрения.

Учащиеся слушают информацию учителя 5 мин
Обсуждение в группах.

 

Учащиеся расматривают схемы, знакомятся с информацией, готовят краткую – на 1-2 минуту – презентацию своей работы 7 мин
  Презентация работы Каждая группа – 2 мин. Максимум – 14 минут
Работа с новым понятием Ребята, а сейчас мы попробуем сделать еще одну важную работы. Она связана с понятием гендера. Гендер – это социальное измерение пола – то есть то, какие в обществе существует нормы и требования, предъявляемые к мальчикам и девочкам.

Сейчас в Кыргызстане существуют стереотипы о том, какую профессию желательно выбирать мальчикам, а какую – девочкам. Поэтому часто пытаются дать мальчикам и девочкам разные навыки, особенно в семье. Но в ближайшем будущем, как говорят футуроли, определять успешность любого человека будет несколько факторов:

—          Владение надпрофессиональными навыками, например, такими, как

ü  критическое мышление,

ü  креативность, то есть умение создавать новое,

ü  эмоциональный интеллект,

ü  умение анализировать и делать выбор из огромного количества информации,

ü  коммуникация с людьми и машинами,

—          Готовность постоянно менять сферу деятельности и уметь переучиваться

—          Владение IT-технологиями

—          Владение профессиональной информацией.

Причем именно в такой последовательности, т.к. профессиональная информация очень быстро устаревает.

Все эти навыки доступны как мужчинам, так и женщинам. Кроме того, применение IT-технологий облегчит многие работы чисто в физическом плане. Поэтому будет сильно меняться представление о том, какие специальности доступны мужчинам и женщинам.

Например, для девочек станут более привлекательными специальности в IT-технологиях (уже сейчас в крупных IT-компаниях более трети программистов — женщины) или строительная отрасль (работа на 3-D принтере и др.); а для мужчин более привлекательными станут профессии в социальной сфере, поскольку самыми востребованными и высоко оплачиваемыми будут профессии «человек-человек» (т.е. те, которые связаны с работой с людьми – например, сиделка/медбрат, воспитатель и др.), которые не смогут выполнять работы и автоматизированные системы.

Поэтому, выбирая профессию, не стоит руководствоваться стереотипами о том, что есть “мужские” и “женские” профессии. Лучше выбирать ту профессию, которая нравится, и добиваться в ней успеха.

7 мин.
Домашнее задание Ребята, работа, которую мы сегодня сделали, должна стать одним из “кирпичиков” вашей успешности в жизни. Я прошу составить каждого из вас “Дорожную карту будущего”.

Для этого вам нужно использовать нашу первую работу, где вы попытались представить себе свое будущее через 10-15 лет и информацию о профессиях будущего.

Если мы не говорили о той сфере, которая наиболее интересна вам, используйте атлас новых профессий, из которого взята приведенная на этом уроке информаци. На доске/экране вы видите адрес сайте.

http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf

Формат дорожной карты очень простой. Его вы тоже видите на доске/экране.

Шаги по достижению цели Что нужно сделать Когда нужно сделать 
Учеба:

Сдать ОРТ не ниже, чем…

(110 баллов – основной тест и 60 баллов — предметные).

1. Готовиться к урокам

2.Составить список сайтов, на которых есть материалы по интересующим меня темам

3. Составить список тем для дополнительного изучения…

4. ….

Постоянно

Сентябрь 2019 г.

 

 

Личностное развитие 1.      Пройти профориентационный тест (в Интернете) и продумать, какие качества нужно развивать, чтобы быть успешным в профессии, или какую другую профессию избрать;

2.      Прочитать …

3.      Посмотреть …

 

 

В первой колонке вы пишите, что нужно сделать для того, чтобы достичь поставленной цели.

Колонка содержит 2 части: учеба; личностное развитие.

Если вы планируете поступить в вуз – то нужно сдавать ОРТ. В табличке вы видите проходные баллы.

Но, например, чтобы поступить на медицинский, нужно набрать в среднем 180-185 баллов, на программную инженерию – 185-190 баллов, на психологию и информационную безопасность – по 170 баллов и  выше, на промышленное и гражданское строительство – более 160 баллов; на иностранный язык – более 150 баллов; на инфокоммуникационные технологии и системы связи и информационные системы и технологии – более 155 баллов, на  педагогические и аграрные специальности – более 125 баллов и т.д. (данные — http://testing.kg/media/uploads/files/ORT_Report_2018_Kyrg.pdf

http://testing.kg/media/uploads/files/ORT_Report_2018_Russ_Text.pdf

Поэтому вторая и третья колонки – конкретные действия и сроки их осуществления.

Если вы планируете поступать в лицей или колледж – продумайте, какие цели вы перед собой поставите и как будете их достигать.

Эта ваша работа будет использована на уроке «Человек и общество» в теме, посвященной рынку труда.

Учащиеся составляют  “Дорожную карту будущего”.  

4 мин.

 

 

Приложение № 1.  

Для информации:

ТОП-10 высокооплачиваемых профессий в России ТОП-10 высокооплачиваемых

профессий в мире

ТОП-10 профессий,

востребованных в мире

ТОП профессий, востребованных в Кыргызстане (2019 г. и как минимум до 2022 года)
Финансист Хирург IT-специалист Информационная безопасность
Страховщик Анестезиолог Инженер-проектировщик Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Нефтяник Управленец высшего звена Педагог Горное дело
Стоматолог Пилот Юрист Технология геологической разведки
Космонавт Стоматолог Медик Технологические машины и оборудование
Пилот Аналитик рынка Маркетолог Медицина
Маркетолог Юрист Специалист по персоналу Менеджмент и маркетинг
Ученый IT-специалист Профессиональный рабочий Агроинженерия
Связь и информация Менеджер по рекламе Специалист индустрии красоты Строительство
Химики-фармацевты Генный инженер Эколог Образование

Источник: https://edunews.ru/professii/rating/
https://ru.sputnik.kg/Kyrgyzstan/20190529/1044497072/professiya-kyrgyzstan-vostrebovannost-statistika-2019.html (Кыргызстан)

Американский журнал Forbes  опубликовал список самых высокооплачиваемых профессий 2020 г.

Это:

  1. Сити-фермер – обустраивает и обслуживает агропромышленные хозяйства на крышах зданий. Выращивают растения и разводят животных в черте города;
  2. Этические хакеры — это компьютерные эксперты, которым по закону разрешено взламывать компьютерную систему с целью защиты от преступных хакеров. Этический хакер определяет уязвимости и риски системы и предлагает, как их устранить;
  3. Актуарий — специалист по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками;
  4. Эпидемиолог: изучает обстоятельства, которые складываются в населенном пункте, регионе, стране и даже в мире с точки зрения эпидемиологического благополучия. Принимает решение, нужны ли меры, нацеленные на профилактику или уменьшение уровня заболеваемости;
  5. Веб-дизайнер: создает внешний вид будущего сайта. Определяет, где и какие элементы будут находиться, как они будут оформлены, каким образом на экране компьютера будет отображаться взаимодействие пользователя с элементами сайта.

 

Для учащихся может быть также интересно, какие профессии предпочтительны для их сверстников в России

https://moeobrazovanie.ru/reiting_professii_top_300

 

 

     Схема №1

Энергетик

 

 

Разработчик систем

микрогенера-ции

 

Специалист по разработке и проектированию новых технологических решений, связанных с микрогенерацией энергии под требования пользователя .

Метео-энергетик

Специалист, занимающийся оптимизацией режимов эксплуатации генерирующих мощностей с учетом климатических условий . Прогнозирует уровень производства энергии в зависимости от долгосрочных метеопрогнозов .

Проектировщик энергона-копителей

Проектировщик систем накопления энергии: высокоемкостные аккумуляторы, тепловые накопители, маховики и др ., позволяющие сберегать энергию для перераспределения в «умных сетях» между пиками и падениями .

Наладчик/контролер энергосетей для распределенной энергетики Специалист, обладающий компетенциями в области анализа возможных сбоев системы, прогнозирования оптимальных режимов эксплуатации, обеспечения расчетной безопасности энергосетей и утилизации отходов . Менеджер по модернизации систем энергогенерации 

Управляет модернизацией электростанций: ТЭЦ, ГЭС, АЭС; внедряет современные методы обеспечения безопасности, экологичности и эффективности использования ресурсов .

Специалист по локальным системам энергоснабжения занимается разработкой, внедрением и обслуживанием систем малой энергогенерации (ветряная, солнечная, био, атомные микрогенераторы и т . д .) . Энергоаудитор

Специалист, который проверяет частные дома, жилые комплексы, офисы, заводы и другие сооружения на наличие энергопотерь с целью оптимизации энергопотребления, дает рекомендации по замене оборудования и модернизации зданий .

Электро-заправщик

Специалист, который осуществляет обслуживание инфраструктуры для заправки электромобилей и других транспортных средств (например, грузовых БПлА) .

Профессия появится до

2020 г.

Профессия появится после

2020 г.

Профессия появится до

2020 г

Профессия появится после

2020 г.

Профессия появится до

2020 г.

Профессия появится до

2020 г

Профессия появится после 2020 г Профессия появится до

2020 г.

Схема №2

Информационные технологии ИТ
Архитектор информационнх              систем

Квалифицированный специалист по широкому кругу работ с системами обработки данных . В частности, проектирует базы данных, разрабатывает алгоритмы действия, обеспечивает эффективное обращение пользователей к хранилищам данных, контролирует качество хранения данных, логику хранения и извлечения информации и т . д .

Дизайнер                                                  интерфейсов  

занимается разработкой и созданием «дружественных», адаптирующихся под человека и безопасных для него интерфейсов оборудования, техники, софта различного уровня .  Имеет хорошие компетенции в «юзабилити» (создание интерфейсов, максимально комфортных для пользователя) .

Разработчик моделей Big Data Cпециалист, который проектирует системы сбора и обработки больших массивов данных, получаемых через Интернет, разрабатывает интерфейсы сборки и сами аналитические модели. Дизайнер виртуальных миров

Создает концептуальные решения для виртуального мира: философия, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, ландшафт, архитектуру, ощущения (в том числе запахи и звуки), живой мир и социальный мир

Сетевой юрист

Специалист, занимающийся формированием нормативноправового взаимодействия в Сети (в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы правовой защиты человека и собственности в Интернете (включая виртуальную собственность) .

Организатор интернет-сообществ

Специалист по организации и модерированию электронных форумов, игровых и образовательных площадок в Сети .

Цифровой лингвист

Профессионал, разрабатывающий лингвистические системы семантического перевода (с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации (в том числе семантический поиск в Интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках

Профессия появится до 2020 г. Профессия появится до

2020 г.

Профессия появится до

2020 г.

Профессия появится до 2020 Профессия появится после 2020 г. Профессия появится после 2020 г. Профессия появится после 2020 г.

Схема № 3

 

Добыча и переработка полезных ископаемых
Системный горный инженер

Специалист, работающий с объектами природопользования на полном жизненном цикле (от поисково-разведочных работ до закрытия и рекультивации месторождений) с учетом комплексности этих объектов

Экоаналитик в добывающих отраслых

Специалист по анализу экологических угроз, защите окружающей среды в процессе добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых и восстановлению территории на завершающих этапах природопользования

Инженер  роботизированных систем

Обслуживает автоматизированные системы по мониторингу, разработке, добыче и переработке на месторождениях полезных ископаемых (в том числе удаленных) и управляет ими

Профессия появится до 2020 г. Профессия появится до 2020 г. Профессия появится до 2020 г.

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема № 4

Строительство
           
Специалист по перестройке/    Усилению старых строительых конструкций

Оценивает степень обветшания конструкций/зданий/сооружений, подбирает новые технологические решения (в том числе с применением новых материалов) по их перестройке и усилению .

Профессия оказывается особенно востребованной при перестройке и реконструкции исторических центров городов .

 

Специалист по модернизации    строительных технологий

Специалист, хорошо знающий современные технологии в сфере строительства (например, использование конструкций из новых материалов для модернизации существующих зданий и сооружений, применение современных решений по электроснабжению, водоснабжению, водоотведению и кондиционированию офисов, жилых домов и др .), продвигающий их внутри отрасли и внедряющий их в конкретные проекты .

Проектировщик инфраструктуры  “Умного дома”    

Специалист, занимающийся проектированием, установкой и настройкой интеллектуальной системы управления домашним хозяйством (например, бытовая техника, системы безопасности, энергоснабжения, водоснабжения и др) .

Проектировщик 3Д-печати в   строительстве 

Проектирует макеты конструкций и подбирает наилучший набор компонентов для их печати, сопровождает процесс печати домов .

Архитектор «энергонулевых» домов

Специалист, занимающийся проектированием энергетически автономных домов, полностью обеспечивающих себя необходимой энергией за счет микрогенерации энергии (альтернативные источники энергии, тригенерация и т . д .) и использования энергосберегающих материалов и конструкций .

Прораб-вотчер  

Cпециалист по строительству с применением цифровых проектов сооружений, использующий системы распознавания образов для оценки хода строительства и корректирующий процесс строительства с учетом результатов анализа данных .

Профессия появится до 2020 г. Профессия появится до

2020 г.

Профессия появится до

2020 г.

Профессия появится после 2020 г. Профессия появится после 2020 г. Профессия появится до

2020 г.

 

 

 

 

Схема № 5

Сельское хозяйство (биотехнологии)
           
Cистемный БиоТехнолог Специалист по замещению существующих небиотехноло-

гических решений в разных отраслях новыми продуктами отрасли биотехнологий (например, биотопливо вместо дизельного топлива, строительные биоматериалы вместо цемента и бетона и др .)

Архитектор живых систем — Специалист по планированию, проектированию и созданию технологий замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов, в том числе микроорганизмов (например, биореакторы, системы производства еды в городских условиях и др .) Урбанист-эколог Проектировщик  новых городов на основе экологических биотехнологий; специализируется в областях строительства, энергетики и контроля загрязнения среды . БиоФармаколог Специалист по проектированию новых биопрепаратов с заданными свойствами или по замене искусственно синтезированных препаратов на биопрепараты . ГМО-агроном Специалист по использованию генно-модифицированных продуктов в сельском хозяйстве; занимается внедрением биотехнологических достижений и получением продуктов с заданными свойствами . Сити-фермер Специалист по обустраиванию и обслуживанию агропромышленных хозяйств (в том числе выращиванию продуктов питания) на крышах и стенах небоскребов крупных городов .
Профессия появится до 2020 г. Профессия появится после 2020 г. Профессия появится до 2020 г. Профессия появится до 2020 г Профессия появится после 2020 г. Профессия появится до 2020 г

 

Схема 6

Социальная сфера

 

Специалист по краудсорсингу общественных проблем

Специалист, который управляет краудсорсинговой платформой по сбору информации о проблемах семей, домов, районов, дорог, парков и других общественных пространств, передает запросы в государственные организации или НКО и отслеживает решения по ним .

Модератор платформы общения с госорганами  Специалист, который организует онлайн- и оффлайн-диалог между общественными активистами и чиновниками, отвечающими за конкретные сферы (например, образование, ЖКХ, строительство, пенсионное обеспечение и др .), для выработки совместных решений Этот специалист может работать как внутри государственных структур, так и быть общественным активистом (народным дипломатом). Одной из его специализаций является организация взаимодействия с профессиональными сообществами . Специалист по адаптации мигрантов Профессионал, который обучает национальному языку и культуре, в том числе через онлайн-платформы . Социальный работник по адаптации людей с ограниченными возможностями через Интернет  Создает досье личных запросов на помощь (например, одинокие пенсионеры) и обеспечивает связь между ними и благотворителями, которые оказывают помощь в различной форме (деньги, поддержка и др .)

Встраивает людей с ограниченными возможностями в нормальную жизнь: обучает навыкам для удаленной работы, помогает им подобрать сферу профессиональной деятельности, организовать рабочий процесс и процесс отдыха (например, подбор онлайн-сообществ, платформ для общения, образовательных курсов и др .)

Медиатор социальных конфликтов

Специалист, помогающий решать ненасильственным путем конфликты, возникающие между социальными группами на имущественной, культурной, национальной, религиозной и др . почве .

Специалист по организации государственно-частных партнерств в социальной сфере

Помогает передавать государственные функции в социальной сфере, например, уборка помещений и территорий, водо- и теплоснабжение, энергосбережение, переработка твердых бытовых отходов, ремонт зданий и коммуникаций, муниципальный транспорт, детские сады и др ., под ответственность социальных предпринимателей, которые организуют эти функции в формате государственно-частного партнерства .

Профессия появится до 2020 г. Профессия появится до 2020 г. Профессия появится до 2020 г. Профессия появится до 2020 г. Профессия появится до 2020 г. Профессия появится до 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 7

Образование
Модератор

Специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности

Разработчик образовательных траекторий

Профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др ., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей  и целей отдельного человека.

Тьютор

Специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности .

Педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, рекомендующий траекторию карьерного развития.

Организатор проектного обучения Специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой поддерживающей деятельностью Ментор стартапов

Это профессионал с опытом реализации собственных стартаппроектов, курирующий команды новых стартапов . Обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности.

Игропедагог

Специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем . В школах будет замещать традиционного учителя.

Тренер  по майнд-фитнесу

Специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.

Профессия появится до 2020 г. Профессия появится после 2020 г. Профессия появится до 2020 г. Профессия появится до 2020 г Профессия появится до 2020 г. Профессия появится после 2020 г. Профессия появится после 2020 г.

 

1 комментарий

  • ооба бул маалыматтар окуучу учун маанилуу.Биз аны туура жеткизуубуз зарыл

Оставить комментарий