УЧИТЕЛЬ, СОЛНЦУ ПОДОБНЫЙ

12 июня – день рождения Ефима Борисовича Якира, удивительно талантливого, интереснейшего учителя математики, педагога-новатора, превратившего обычную среднюю школу г. Фрунзе в известную во всем бывшем СССР!
Сегодня выпускники учебного комплекса физико-математической школы-лицея №61 им. Якира – профессионалы своего дела, они прославляют нашу республику во всем мире.
Как он, завуч, создавал в своей авторской школе атмосферу искренности, взаимоуважения и эффективного сотрудничества, как решал конфликтные ситуации в педколлективе, как воодушевлял своих коллег и учеников на достижение самых высоких целей?
Предлагаем вниманию читателя фрагменты из книги В. Тимирбаева «Ефим Якир», серии «Жизнь замечательных людей Кыргызстана»

Василий Неймышев, выпускник школы-лицея №62 1968 г.

Все у нас было здорово!

— …Однако уже первые шаги в новой школе едва ли не всех нас обескуражили. Пришли отличники, с амбициями и изрядной долей самомнения, а тут сразу же превратились в троечников. Как обнаружилось, то, к чему мы привыкли в своих школах, здесь не приветствовалось. От нас требовалось не механическое запоминание формул и теорем, а умение думать и соображать. Здесь на уроках математики отказались от учебников для 9-10 классов. Пользовались задачниками для поступающих в вузы. А также редким по тем временам сборником конкурсных задач под редакцией М. Сканави. Нагрузка, доложу вам, была колоссальная.
Понимая это, Ефим Борисович ввел для нас ежедневный урок физкультуры. Можете представить: в математическом классе каждый день урок физкультуры. И это было здорово! Это сильно помогло.
Много лет позже довелось познакомиться с соображениями о воспитании французского философа 18-го века Жан-Жака Руссо.
— Во всех гимназиях, — писал он, — нужно устроить для детей гимнастические залы или места для телесных упражнений. Это область воспитания, которою часто пренебрегают, является, на мой взгляд, наиболее существенной его частью, и притом не только для воспитания крепких и здоровых телом, но еще более для воспитания морального – а этой стороной либо совершенно пренебрегают, либо заменяют ее массой педантичных и бесполезных постановлений, а сие все равно бросать слова на ветер. Я никогда не устану повторять, что хорошее воспитание должно быть предупреждающим. Помешайте порокам зародиться, вы тем самым достаточно сделаете для воспитания добродетели. Средство достижения этого при соответствующем общественном воспитании крайне просто: нон состоит в том, чтобы всегда держать детей в напряжении не при помощи скучных занятий, в которых они ничего не понимают и которые делаются для них ненавистными потому только, что они должны сидеть неподвижно; но упражнениями, которые им нравятся, потому что они удовлетворяют естественную потребность их растущих организмов в движении; и и не только в этом будет для них привлекательность таких занятий.
Должен сказать, что на первых порах наш класс резко разделился на разные группировки. Ведь собрались из разных школ, совершенно незнакомые друг с другом. Все со своими амбициями. Благодарность Ефиму Борисовичу и нашей классной руководительнице Александре Яковлевне Замятиной. Уж не знаю, каким образом, но они уговорили наших родителей отправить нас на зимние каникулы в поездку Москва-Ленинград-Кронштадт.
Из Фрунзе ехали на поезде. Трое суток в плацкартном вагоне. Новый год встретили в Москве. Побывали в Большом театре, музее. Затем на поезде – в Ленинград. Все из нас впервые в жизни посетили «Эрмитаж». А потом на теплоходе поплыли в Кронштадт. Нужно говорить, что из поездки мы вернулись совсем другими. Она не только сдружила, но и сплотила нас. Различные группировки превратились в монолитный коллектив.

Не могу сказать, что учиться у Ефима Борисовича было легко. Но вот чего никогда и никому не было на его уроках, так это – скучно.
Мне всегда казалось, что у Якира просто невозможно было получить двойку. Когда он вызывал кого-либо к доске, то даже самый неподготовленный к данному уроку ученик под его воздействием начинал выуживать из глубин памяти даже то, о чем, быть может, и сам не подозревал. При этом как бы весь класс оказывался вызванным к доске, все включались в решение задачи или в поиски правильного ответа на вопрос.

Валентина Певченко, учитель математики школы-лицея №61, заслуженный учитель Кыргызстана, отличник просвещения Киргизской ССР

Ни малейшего намека на обиду

-…Помимо того, что у него были блестящие организаторские способно-сти, он был добр и отзывчив. Умел легко, нередко не без помощи мягкого юмора ре¬шать достаточно щекотливые вопросы, без которых немыслим никакой коллектив.
За все годы работы не могу припомнить ни одного случая, чтобы Якир не смог «раз¬рулить» возникшее недоразумение, будь то с учителями, учениками, родителями или проверяющими.
Особенно меня поражало его умение кри¬тиковать нас так, что ни у кого не оставалось ни малейшего намека на обиду на него, не сохранялся неприятный осадок. Делал заме¬чания он как-то добродушно, по-отечески. Но это всегда запоминалось, и провинившемуся не хотелось лишний раз огорчать нашего наставника, заставлять его говорить неприятные для него вещи.

О синусе и косинусе – только весело
(Из воспоминаний учеников)

…Не припомню случая, чтобы Ефим Борисович вошел в класс в плохом настроении.
У доски он становился свободным, раскованными точно выше ростом. Взяв в руку брусочек мела, обращался к нам, его ученикам:
— Итак, голубчики мои, запишем: «Решение тригонометрических функций».
Следом на доске появлялись формулы, за ними ось координат. Едва учитель начинал объяснение между ним и классом тут же устанавливался контакт. А может, он возникал сразу же с появлением Ефим Борисовича в кабинете? Скорее, так оно и было.
— Разумеется, — продолжал учитель, — вы скажете, что синус и косинус связаны основным тригонометрическим тождеством. Но вот я провожу линию, и что вы теперь скажете? Да, конечно, в этой армии угле должен быть командир. Вот он — наш дорогой искомый угол. Он – наименьший из всех по абсолютной величине. Надеюсь, это всем понятно. Вот я сейчас вывожу на доске новое равенство. Прямо боюсь кого-нибудь вызвать к доске, чтобы он доказал, что такое равенство имеет место. — И резко повернувшись к классу, азартно бросает: — А ну-ка, идею, дайте кто-нибудь спасительную идею!
Встает наиболее нетерпеливый ученик, предлагает идею, его тут же опровергает другой одноклассник, разгорается спор, вовлекая в свою орбиту все новых и новых участников. А в горящих азартом глаза наблюдающего за жаркой баталией учителя лукавая усмешка и блаженство. А еще Ефим Борисович очень любил «ошибаться» на уроках. И надо было видеть его радость, когда класс дружно «ловил» своего обожаемого математика на допущенном проколе.
…Или рассматривают ученики на уроке элементы высшей математики. Неожиданно задается вопрос: «Кто может доходчиво объяснить, что такое скорость?» И тут же следует просьба: «Только убедительно прошу, не говорите, что это рычаг переключения в автомобиле. Мне об этом уже сообщали».
Вот в такой «несерьезной» и непринужденной ат¬мосфере каждый из учеников Якира был завербован цифрами и формулами едва ли не с самого первого урока. Вскоре среди его учеников родилась и передавалась из поколения в поколения грубоватая, но имевшая право на жизнь шутка: «Ефим Борисович и круглого дурака обучит математике».

Исповедь Учителя:

Математик должен быть поэтом в душе

Позже, уже будучи пенсионером, Якир признавался журналистам: «Знаете, что я зам скажу, математик должен быть поэтом к душе. А иначе нечего и думать о хорошем преподавании. На математике так можно увлечь учеников, что они будут заворожены, будут смеяться, как будто перед ними Аркадий Райкин выступает. Я не мог себе представить, чтобы я вошел в класс без громкой фразы: «Как говорят французы…» затем выдавал по-французски «голубчики, позвольте начать» или исполнял арию из какой-нибудь оперетты.
Когда я читал лекции во Фрунзенском политехническом институте перед абитуриентами, в зал набивалось до 500 человек».
… Знаете, спрашивал Якир, чем отличается хороший учитель от плохого? И сам же отвечал. Плохой учитель старается поймать ученика на том, чего он не знает. Хороший учитель пытается выявить, что знает ученик, и по возможности расширить этот круг знаний. Поймать Щ ученика на незнании учителю нетрудно. Ведь согласно известной формуле, чем длиннее радиус известного, тем шире окружность соприкосновения с неизвестным. Долг учителя — постоянно помогать подростку учиться, а не тыкать его носом в необразованность. Иначе в подрастающем человеке закладывается и прочно прописывается сомнение в своих способностях, он те¬ряет уверенность в своих силах, сам себя записывает в категорию тупиц.
В каждом классе были участники и победители городских, республиканских или союзных олимпиад, будь то по математике, физике, химии или биологии. И все же на вопрос дотошных журналистов, как учились ребята, достигшие впоследствии большого успеха, Якир неизменно отвечал:
А это неважно. Совсем неважно. Изобретатели – люди нестандартного мышления. Часто они не только не медалисты, но бывают среди них даже двоечники. И Альберт Эйнштейн ведь в школе неважно учился. Учителя начальных классов говорили о нем, как о туповатом парнишке». В школе вообще не должно быть процентомании и погони за оценками. Если называть вещи своими именами – это не что иное, как приписки. Мы же выступаем за переход от фиктивности к эффективности. Я не устаю взывать к учителям с нижайшей просьбой: у кого достаточно сил и мужества, не ставьте своим питомцам заведомо незаслуженные оценки, не подписывайте недостоверные, ложные аттестаты и свидетельства.
Вовсе не намерен лукавить перед вами. С теми, кто шел на медаль, работа, конечно же, велась. И это нужно было делать по ряду причин. И не последнее место в этом ряду забота о престиже школы. Если учитель не помогает такому ученику, это минус учителю. И, тем не менее, скажу: то, что ученик – отличник, еще ровным счетом ничего не означает. Кстати, из тех, кто сегодня добился очень больших успехов, только один был медалистом. Гор Нишанов не был медалистом. Зато по информатике он был первым. И Юрий Свириденко тоже не был медалистом.

На фото: Лекцию по математике для учащихся 10-х классов 61-й школы читает Е. Якир. Сентябрь 2013 года.
От редакции: Поздравляем самого Ефима Борисовича и всех «якировцев» с замечательным юбилеем и пожелаем всего наилучшего!

Подготовил Ж. Турдубаев.

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий