ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ СТАНУТ ДВИГАТЕЛЯМИ РЕФОРМ

Министерство образования и науки КР внедряет новый проект по созданию экспериментальных площадок в общеобразовательных школах. В настоящий момент уже разработано соответствующее Положение.

Как сообщила газете «Кутбилим» главный специалист Управления дошкольного, внешкольного и школьного образования Министерства образования и науки образования КР Зоя ПАК, цель экспериментальных площадок — реализация задач, обозначенных в концептуальных и стратегических документах Кыргызской Республики.

— Экспериментальные площадки, которые будут создаваться,  не совсем понятно простому обывателю – чем конкретно, они будут заниматься?

— Экспериментальные площадки – это своего рода практическая реализация или, другими словами, воплощение в жизнь основных направлений Стратегии развития образования республики.

Поэтому, направления деятельности экспериментальной площадки определяются с учетом стратегических приоритетов развития образования страны. Цель — создание новой практики образования, разработка и апробация правовых и организационно -экономических условий для реализации педагогических инициатив.

На практике все это будет выглядеть так: экспериментальные площадки будут разрабатывать и апробировать новое содержание образования и методов обучения, позволяющих учащимся и студентам овладеть современными способами мышления и деятельности.

Как вы знаете, один из приоритетов в развитии образования Министерство образования и науки ставит ЦИФРОВИЗАЦИЮ всей системы образования. Поэтому на экспериментальных площадках также будет разработка и апробация новых методологий образования, методов и подходов внедрения цифрового (электронного) образования.

Другими словами, экспериментальные площадки должны стать активными помощниками и двигателями реформ в сфере образования.

— Это основные задачи экспериментальных площадок?

— Помимо этого, инновационные площадки будут разрабатывать и апробировать содержание и организационные формы профильного обучения школьников, углубленное содержание образования в спецшколах, школах с углубленным изучением предметов.

Они также будут заниматься методами и формами оценивания на всех уровнях образования, новых моделей управления образованием, новых форм финансирования деятельности образовательных организаций.

— В каких школах будут создаваться экспериментальные площадки? Эти школы будет выбирать Министерство образования и науки?

— Нет. Здесь совсем другая схема. Инициаторами создания экспериментальной площадки станут образовательная организация, районный или городской управления образования, государственный орган управления в области образования.

Для оформления педагогической инициативы образовательная организация или региональные органы управления образованием, выдвигающие на получение статуса экспериментальной площадки отдельную школу подают письменную заявку в уполномоченный государственный орган в области образования.

Основанием для рассмотрения заявки на создание экспериментальной площадки является наличие в ней одного или нескольких направлений деятельности, закрепленных в пункте 6 положения, а также организационных и кадровых условий для их реализации.

При этом, заявка должна содержать направление или направления экспериментальной деятельности, основные идеи эксперимента и конечно, ожидаемые результаты, проект программы (концепцию) деятельности, характер и границы изменений существующей системы образования или ее элементов; учебный план и экспериментальные программы, условия внедрения инновации.

И само собой, предусмотреть надо и предварительные расчеты по кадровому, экономическому, финансовому, материально-техническому и научному обеспечению эксперимента.

Экспертиза заявки проводится на базе Национального центра оценки качества образования и информационных технологий при Минобразования КР. В течение недели после получения заявки, Центром оценивания организуется экспертная комиссия из квалифицированных экспертов.

Экспертная комиссия создается на срок 3 недели для проведения экспертизы по каждой заявке. Экспертная комиссия правомочна принимать решение, если в ее состав входит не менее 5 экспертов в области образования.

— Получается, что любая школа может при желании подать заявку, чтобы стать экспериментальной площадкой?

— Да, если, конечно, она соответствует всем требованиям экспериментальной площадки согласно положению, то, о чем говорилось выше.

— А какие полномочия у экспериментальных площадок. Вот они созданы, разрабатывают и апробируют новые инновационные подходы в образовании. В результате, будут учитываться их наработки на высоком уровне в управлении развития образования?

— А как же. Экспериментальная площадка имеет право осуществлять необходимые изменения, например, в содержании образования за счет изменения программ и использования в образовательном и воспитательном процессе учебных и методических материалов, разработанных сотрудниками образовательной организации или экспертами.

Изменения в содержании образования на уровне дошкольной и общеобразовательной организации утверждаются учебно-методическим советом районного отдела образования, на других уровнях – руководством учебного заведения. Запланированные в  адаптированных авторских программах образовательные результаты не могут быть ниже требований, закрепленных в образовательном стандарте.

Они могут вносить изменения в утвержденный базисный учебный план, за счет разработки собственного учебного плана для разных типов эксперимента (перечень предметов и количество часов). Они могут выбирать стратегию реализации учебного плана/планов и способы реализации, включая интеграцию отдельных предметов или введение дополнительных предметов, использование методики погружения или другие методические подходы.

Все это, конечно, не просто так — изменения в содержании образования на уровне дошкольной и общеобразовательной организации в обязательном порядке утверждаются учебно-методическим советом районного отдела образования, на других уровнях – руководством учебного заведения.

— Допустим та или иная школа получила статус экспериментальной площадки. С чего начать?

— В первую очередь, школа – экспериментальная площадка обязана разработать концепцию и план деятельности экспериментальной площадки не менее, чем на учебный год с количественными и качественными индикаторами для проведения мониторинга и оценки результатов эксперимента.

Также ей необходимо определить и организовать структуру и функции органа управления экспериментом, в который входят руководитель образовательной организации – экспериментальной площадки, руководители методических или иных объединений (по направлениям экспериментальной работы), при необходимости – эксперты или научный руководитель эксперимента.

Вся работа инновационной площадки должна будет строиться в строгом соответствии с указанным планом.

Что касается отчетности, то площадка должна осуществлять самооценку по указанным индикаторам и направлять ежеквартальные и годовой отчеты по результатам работы в орган управления образованием, курирующий деятельность экспериментальной площадки.

— Как известно, любое ноу-хау требует финансовых вложений. Как и кем будут финансироваться экспериментальные площадки?

— Это все разумеется, учтено и прописано в положении. Источниками финансирования экспериментальной площадки будут средства, предусмотренные Минобразования КР на текущий год.

Кроме того, это средства физических и юридических лиц, иностранных государств и граждан, выступающих в качестве учредителей.

Сама школа вероятно, не будет оставаться в стороне, то есть будет при возможности вкладывать и собственные средства, поступающие от осуществления внебюджетной образовательной деятельности по всем видам основных и дополнительных образовательных программ.

Расчет идет также и на добровольно внесенные средства физических и юридических лиц, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных.

Возможны и другие источники, не противоречащие законодательству Кыргызстана.

Экспериментальная площадка при образовательных организациях имеет право на финансовую самостоятельность, то есть создание собственной бухгалтерии, наличие лицевого счета, для распоряжения финансовыми средствами, поступившими в рамках бюджетного финансирования и привлеченных внебюджетных средств.

Айнура КАНИМЕТОВА «Кут Билим»

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий