КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ НЕ ХВАТАЕТ ДИНАМИЗМА И КРЕАТИВНОСТИ

  • 07.03.2019
  • 0

Так считает, ректор КГУ имени Ишеналы Арабаева Толобек АБДЫРАХМАНОВ.

26 марта состоится Первый форум ректоров Кыргызстана и России, который пройдет в Бишкеке. Договоренность об этом была достигнута в начале февраля, во время визита в Москву министра образования и науки КР Гульмиры Кудайбердиевой.

В Белокаменной она встретилась с министром науки и высшего образования Михаилом Котюковым. Была обсуждена повестка Первого Форума ректоров Кыргызстана и России. Тогда, она отметила, что данный форум позволит расширить сотрудничество в сфере высшего образования.

«Взаимодействие в сфере образования между нашими странами имеет многолетнюю историю. На всех уровнях образования накоплен интересный опыт сотрудничества, намечены различные совместные проекты.  В сфере высшего образования уже работает Российско-Кыргызский консорциум технических вузов. Теперь мы могли бы распространить опыт такого взаимодействия по вузам гуманитарного спектра», — отмечала глава МОиН КР.

Министр науки и высшего образования и Михаил Котюков, в свою очередь, предложил пригласить на форум не только ректоров двух стран, но также представителей научного сообщества. По предварительным данным, в форуме ожидается участие около 25 ректоров российских вузов. В настоящее время в российских вузах обучается 16 тысяч кыргызстанцев, для граждан КР в этом году выделено 360 бюджетных мест.

В преддверии предстоящего форума свое мнение о развитии кыргызско-российских отношений в сфере образования, перспективах сотрудничества газете «Кутбилим» озвучил ректор Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева Толобек Абылович АБДЫРАХМАНОВ.

— Как Вы оцениваете кыргызско-российское сотрудничество в сфере образования?

— Кыргызско-российское сотрудничество в сфере образования формально на хорошем уровне. Наши министерства, университеты и другие субъекты хорошо взаимодействуют в рамках интеграционных проектов СНГ, УШОС и др. Нас объединяет общее культурно-языковое, нормативно-правовые и научно-образовательное пространство. Поддерживаются взаимное признание государственных образовательных стандартов, дипломов о высшем и среднем профессиональном образовании. Осуществляются стажировка ученых и преподавателей, академическая мобильность студентов и магистрантов. Но, все эти акции остались на уровне начала XXI века. Не хватает динамизма и креативности. Не ощущается активное присутствие российского высшего образования и вузовской науки в Кыргызстане. Поэтому, взаимоотношения вузов двух стран на фоне активного сотрудничества кыргызстанских и российских вузов с вузами дальнего зарубежья (Китай, Корея, Япония, Турция) выглядит немножко инертно. Взаимодействие Российских вузов с вузами других стран СНГ, и то выглядит солидно.

Вы считаете, что Россия сдает свои позиции в этом плане, по сравнению с другими странами (Турция, Корея, Китай и др).  Почему?

— Мне кажется здесь много причин. Например, пассивность университетов двух сторон, особенно кыргызстанских. На государственном уровне, в рамках СНГ, ШОС и др. интеграционных проектов поддерживаются хорошие взаимоотношения. Стажировки, академическая мобильность, подготовка специалистов по государственным квотам осуществляются хорошо. А вот прямые и заинтересованные взаимоотношения между вузами только, только налаживаются. А так, многие намерения вузов двух стран оставались на уровне меморандумов о сотрудничество, на уровне протокольных мероприятий и взаимных визитов представителей вузов. Такая ситуация характерна не только во взаимоотношениях с российскими вузами. Кыргызстанские вузы почти что не ведут активную совместную работу с вузами также и Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Наоборот, правительства и вузы отдельных стран дальнего зарубежья ведут агрессивно-активную политику в Кыргызстане. Они, вкладывая огромные средства открывают институты, строят университеты, соответствующие мировым стандартам, представляют хорошие гранты, ведут совместные научно-исследовательские работы, вкладывают большие средства для того, чтобы наша студенческая молодежь активно изучала языки, культуру и историю этих стран. Важная особенность в том, что правительственные органы и вузы этих стран напрямую взаимодействуют с конкретными вузами Кыргызстана. В модернизации вузовской системы Кыргызстана существенные вклады вносят университеты и гранты Евросоюза. Поэтому многие вузы Кыргызстана более активно сотрудничают с вузами дальнего зарубежья.

—  Что, по Вашему мнению, нужно предпринять, чтобы улучшить, активизировать кыргызско-российском сотрудничество в сфере образования?

—  В первую очередь необходимо перейти от формального сотрудничества к фактическому. Поднять на новую, высокую уровень межвузовскую работу сторон. Только заинтересованное, взаимовыгодное и эффективное взаимоотношение конкретных вузов двух стран может принести хорошие результаты. И еще, хорошо было бы учредить образовательно-инновационный Российско-Кыргызский фонд Развития науки и образования для лучших проектов студентов, магистрантов, преподавателей, ученых и университетов двух стран. Как мы видим, подобный Российско-кыргызский фонд развития дают хорошие результаты. Хорошо было бы где-то возродить, а где-то наладить совместную научно-исследовательскую работу ученых вузов двух стран в области медицины, гидроэнергетики, горнодобывающей отрасли, в аграрном секторе и в гуманитарной области. Ведь были же совместные научные школы, хорошие наработки, богатые традиции, общие видения научных проблем и.т.д. Полагаю, что предстоящий форум ректоров двух стран внесет существенные изменения позитивного плана в этом деле.

—  Насколько целесообразна идея создания в Кыргызстане филиала МГУ имени Ломоносова?- Такой проект напрашивается. Во-первых, подобные проекты МГУ им. М.Ломоносова осуществлены во многих странах бывшего Союза. Во-вторых, это стало бы геополитически обоснованным «мягкосиловым» проектом России на фоне таких мощных проектов, как КТУ «Манас», АУЦА, УЦА, сеть институтов Конфуцианства, Кыргызско-Кувейтский университет и др. Конечно, в этом плане я не хочу отрицать присутствие КРСУ в Кыргызстане. Но, у него другая миссия, другой статус, другой потенциал и другие задачи.

—  А вот, непосредственно у КГУ имени Арабаева налажено сотрудничество с российскими вузами, имеется ввиду осуществляется обмен студентами, преподавателями совместные мероприятия, конференции?

— КГУ имени И.Арабаева поддерживают связи со многими вузами России. Подписали договоры с 31 вузами. Но фактически активно взаимодействуем с 14 вузами России. Характер и направления взаимодействия разные. Хорошие научные и педагогические связи имеем с МГЛУ, Базовой организацией по языкам и культуре государств-участников СНГ. Здесь регулярно проходят стажировку преподаватели-русисты нашего университета, а студенты и магистранты обучаются по программам академической мобильности. С Белгородским Государственным университетом ведем совместную работу в рамках УШОС. Наши магистранты-стипендиаты УШОС проходят подготовку в этом университете. На основании трехстороннего договора МИФИ, НАН КР и КГУ им.И.Арабаева наши магистранты-физики проходят подготовку в Национально-исследовательском ядерном университете (МИФИ). В Ярославском Государственном педагогическом университете им.К.Д.Ушинского преподаватели проходят стажировку, а студенты обучаются по программам академической мобильности. С Санкт-Петербургским институтом физиологии им.И.П.Павлова(РАН) ведем научно-исследовательские работы, и наши преподаватели специальной педагогики проходят стажировку. Совместную научно-исследовательскую работу по проблемам фольклористики осуществляем с Северо-Восточным федеральным университетом им.М.К.Аммосова (Якутск). Как член Базовой организации СНГ по подготовке педагогических кадров налаживаем хорошие связи с МПГУ, КГПУ им.В.П.Астафьева, РГПУ им.А.И.Горцена и др.

Айнура КАНИМЕТОВА «Кут Билим»

 

Поделиться

Комментарии