«ACCREDIT» ОЗНАЧАЕТ «ДОВЕРЯЮ»

Аккредитация — происходит от латинского слова «Accredit», что означает «Доверяю». По действующему законодательству аккредитация — процедура оценки уровня качества образовательной организации в целом или ее отдельных образовательных программ с целью признания соответствия образовательной организации или образовательной программы требованиям и критериям, установленным не ниже требований и критериев, определенных Правительством Кыргызской Республики.

Если перевести  это определение в плоскость практических дел, то аккредитация – это внешняя оценка качества потенциала, эффективности управления и результатов образовательного процесса, в процессе которой выявляются недостатки и достоинства учебного заведения. Результаты аккредитации важны для администрации в части корректировки планов, устранения недочетов, совершенствования  учебного процесса. Преподавателям она нужна для повышения квалификации, знаний и совершенствования процесса преподавания, а студентам – для повышения качества получаемых знаний через участие в процедуре аккредитации в составе экспертных комиссий. Работодатели и партнеры в процессе аккредитации могут также влиять на подготовку и переподготовку кадров.

— В системе образования происходят кардинальные  сдвиги в сторону повышения качества  образования, новой культуры качества и в немалой степени этому способствует аккредитация образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, проводимая независимым Агентством по аккредитации образовательных программ и организаций — сказал на очередном заседании ААОПО, президент МУК, академик НАН КРАсылбек Айдаралиев, особо подчеркнув заслуги в  развитии процедуры независимой аккредитации    руководителя ААОПО, доктора технических наук, профессора Бакыта Исмаилова.

Вряд ли кто усомнится  в точности диагноза,  поставленного известным ученым, основателем одного из первых некоммерческих вузов страны, зачинателя внедрения принципов Болонского процесса в систему образования республики, который не понаслышке знает «чем дышит», как живет и как функционирует система образования.

На самом деле, такие понятия как качество образования, культура качества, аккредитация все более прочно входят обиход в сфере образования.

Напомним, что в нашей стране процедура независимой аккредитации началась в сентябре 2017 года. Между тем, в мире она успешно действует уже более сотни лет. Так,  в США она начала применяться более 130 лет назад, а в Европе появилась почти 30 лет назад и стала обязательной после подписания Болонской декларации в 1999 году.

Если обратиться к истории создания независимых аккредитационных агентств в нашей стране, то одним из первых начало свою деятельность  Агентство по аккредитации образовательных программ и организаций (ААОПО), которое было создано в 2014 году и в 2016 году было признано Национальным аккредитационным советом. В создании и развитии ААОПО большую помощь оказала Программа Германского общества по развитию (GIZ) «Профессионально-техническое образование и содействие занятости». С помощью данной программы были разработаны нормативная и методическая базы, стандарты, критерии, технологии и процедуры аккредитации. В 2012 году после предварительного обучения была проведена пилотная аккредитация 6 учебных заведений, в 2015-2016 годах – 22 учебных заведений. На основе результатов пилотной аккредитации были доработаны и усовершенствованынормативная и методическая базы, стандарты, критерии, технологии и процедуры аккредитации.

В 2017 году ААОПО провело аккредитацию 30 учебных заведений по 134 программам.

А уже по итогам 2018 года Агентством по аккредитации образовательных программ и организаций была проведена независимая программная аккредитация в 52 учебных заведениях Кыргызстана по 242 образовательным программам. В ходе заседаний Аккредитационного совета при ААОПО были приняты решения по аккредитации 157 программ среднего профессионального образования 35 колледжей и 85 программ высшего профессионального образования 17 ВУЗов.

Из 17 высших учебных заведений все прошли аккредитацию на пять лет по всем программам. Из 35 колледжей прошли аккредитацию по всем программам на пять лет 29 учебных заведений. 6 колледжей прошли условную аккредитацию на 1 год по двум, трем и пяти образовательным программам с условием выполнения рекомендаций экспертной комиссии

Для проведения независимой аккредитации Агентством были привлечены национальные эксперты, а также международные эксперты из Казахстана, Таджикистана, России и Болгарии. В состав экспертных комиссий вошли представители из академической среды по соответствующим направлениям, представители экономического сектора, гражданского и студенческого сообществ.

В мировом образовательном пространстве аккредитация является не только инструментом повышения качества и признания уже имеющихся достижений, но и механизмом выявления наличия положительных тенденций в развитии учебных заведений.

Показательные примеры

Основываясь на результатах более чем полуторагодичной деятельности ААОПО можно отметить, что учебные заведения прошедшие процедуру аккредитации сделали значительный рывок в вопросах совершенствования своей деятельности, мотивации и стимулирования  деятельности преподавателей, поощрения их научной деятельности, сотрудничества с партнерами и работодателями и в целом повышении качества предоставления своих образовательных услуг. Они увереннее стали смотреть в будущее, наметили новые стратегии в повышении своего имиджа и статуса. Так, к примеру,  по результатам мониторинга установлено, что в Нарынском государственном университете им.С.Нааматова проведена достаточно объемная работа по выполнению рекомендаций экспертной комиссии:

— разработана и внедряется система менеджмента качества;

— улучшилась работа с работодателями и активно проводится работа со всеми заинтересованными сторонами;

— создан и начал работу Центр карьеры;

— создано и работает студенческое кафе;

— доработана анкета для опроса всех заинтересованных сторон с целью улучшения качества программы «Прикладная информатика».

Не менее показателен в этом аспекте и пример колледжа бизнеса и естественных наук «Кейин» Интернейшнл Института по образовательной программе, где в ходе мониторинга установлено, что учебным заведениемв целях устранения выявленных недостатков и выполнения рекомендаций экспертной комиссии проведена следующая работа:

— по инициативе руководства ОУ «Кейин» Интернейшнл Институт миссия колледжа обсуждена с участием родителей, ППС, работодателей, а также социальными партнерами и принята Педагогическим советом;

— система менеджмента качества доработана и принято положение о менеджменте качества колледжа;

— завершена разработка веб-сайтаколледжа (www.keiin.kg), официально функционирует на трех языках (государственный, русский и английский языки);

— налажена работа и составлены договора со следующими местными социальными партнёрами:1) Меморандум о взаимном сотрудничестве между айыл-окмотупгт. Ивановка и образовательным учреждением «Кейин» Интернейшнл Институт». 2)Подписаны договора с организациями:ОсОО «Ногин»;ОсОО «Ак булут».

— проводится совместная работа с местной школой, где студенты университета ежегодно обучают английскому языку местных учеников на бесплатной основе.

— создан центр консультирования выпускников по трудоустройству;

— в 2017 году студенты по программе академической мобильности съездили в США, штат Миссури на 5 месяцев.  Дополнительно были подписаны договора со следующими университетами, где студенты могут получить стипендии на обучение:Университет Миссури (США);Университет Кукмин (Южная Корея); Национальный Университет Инхен (Южная Корея);Университет Кошин (Южная Корея); УниверситетШинан (Южная Корея);

— разработана система мотивации преподавателей колледжа.

Утверждено положение об установлении персональных надбавок, доплат, материальной помощи и премировании сотрудников колледжа. Учреждены почетные звания: “Лучший преподаватель года” и “Лучший научный исследователь года” с денежными премиями.

Практические предложения

Практика также показала необходимость внесения поправок в действующее законодательство, с целью совершенствования деятельности, как процедуры аккредитации, так и деятельности  аккредитационных агентств. Поэтому с учетом анализа проделанной работы в прошедший период ААОПО подготовила свои предложения по внесению изменений в НПА по вопросам независимой аккредитации: Так, предлагается:

  1. Внести изменения в«Порядок аккредитации образовательных организаций и программ», утвержденное Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 сентября 2015 года № 670 следующие изменения:

 

В «Порядок аккредитации образовательных организаций и программ», утвержденного указанным постановлением внести следующие изменения:

— абзац первый пункта 19 изложить в следующей редакции:

«- По результатам проведенной внешней оценки Агентство в течение 15 рабочих дней готовит заключительный отчет. В заключительном отчете обязательно должна содержаться оценка выполнения Государственных образовательных стандартов, а также аккредитационных стандартов и рекомендации по совершенствованию образовательной организации или программы. На основании заключительного отчета Агентством в течение 25 рабочих дней принимается решение об аккредитации или об отказе в аккредитации образовательной организации (программы).».

— абзац второй пункта 20 изложить в следующей редакции:

«- Об аккредитации с замечаниями (условная) сроком на 3 года в случае несоответствия по 1 аккредитационному стандарту с требованием устранения выявленных недостатков. В случае подтверждения факта устранения замечаний срок аккредитации может быть продлен до 5 лет (в совокупности со сроком условной аккредитации), при этом решение об условной аккредитации не может быть принято более двух раз.».

— об аккредитации с замечаниями (условная) сроком на 1 год в случае несоответствия по 2 аккредитационным стандартам с требованием устранения выявленных недостатков. В случае подтверждения факта устранения замечаний срок аккредитации может быть продлен до 5 лет (в совокупности со сроком условной аккредитации), при этом решение об условной аккредитация не может быть принято более двух раз.».

  1. Внести в «Порядок признания аккредитационных агентств в области образования», утвержденного указанным постановлением:

-абзац второй пункта 12  изложить в следующей редакции:

«- В целях обеспечения прозрачности деятельности Агентство один раз в три года должно проводить независимый аудит своей деятельности и составлять отчет.».

Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей процедуру аккредитациии деятельность аккредитационных агентств, несомненно, является  неотъемлемой частью совершенствования формирующейся системы аккредитации, которая, по мнению авторитетных лиц в области образования,  выступает эффективным механизмом обеспечения качества и укрепления репутации образовательных организаций, доверия общества и работодателей. Ведь, чем большее доверие вызывает независимость и объективность деятельности аккредитационного агентства, тем больше доверия к качеству образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями. В свете растущего внимания общественности к процедурам аккредитации, его нужно рассматривать как инструмент, позволяющий восстановить доверие к высшему, среднему и начальному профессиональному образованию.

 

 

 

Сейитжан Апышев, отличник образования, эксперт ААОПО

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий