ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

  • 10.12.2018
  • 0

Мусина Д.С., директор Республиканского  учебно-методического центра  эстетического воспитания “Балажан”, Заслуженный работник образования КР, кандидат педагогических наук

 

В центре внимания современной системы образования Кыргызской Республики стоит педагог-профессионал, способный обеспечить высокое качество образовательных услуг, направленных на формирование и воспитание личности учащегося, что, в свою очередь, является предпосылкой реализации желаемых, социально значимых направлений развития личности.

ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

Все это требует подготовки нового поколения педагогов, готовых работать в стремительно изменяющихся условиях, умеющих преподавать не только свой предмет, но и смежные дисциплины, интегрированные курсы и предметы по выбору учащихся. В то же время это еще более актуализирует формирование базовой профессиональной компетенции педагогов внешкольного дополнительного образования.

Внешкольное дополнительное образование, являясь частью системы образования страны выполняет значимые образовательные, вопитательные и развивающие задачи, отвечающие вызовам времени. Оно становится средством развития личности ребенка, способствует его социальной ориентации и адаптации, формированию осознанного выбора будущей профессии, удовлетворению широких познавательных потребностей.

И только подготовленные педагоги с высокой квалификацией, профессиональной компетентностью и творческой активностью смогут выполнить поставленные задачи, дать достойное образование и воспитание подрастающему поколению. В своей ежедневной практике мы сталкиваемся с тем, что сегодня востребован педагог с такой профессиональной компетентностью, которая позволила бы ему не просто осваивать новое содержание и технологии обучения, но и быть способным к осмыслению своей профессиональной миссии, построению личностно-развивающего взаимодействия со своими учениками, умеющий прогнозировать, проектировать, конструировать, организовывать и анализировать процессы развития субъектности каждого ребёнка, способный осознанно выстраивать свою профессиональную деятельность.

ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

Но, к сожалению, в республике существует ряд проблем в обеспеченности квалицированными, компетентными педагогическими кадрами системы внешкольного дополнительного образования. Прежде всего это то, что более 60 % педагогов дополнительного образования не имеют базового педагогического образования, так как принимаются на работу представители из других сфер деятельности. И несмотря на то, что они часто являются высококвалифицированными специалистами своей отрасли – музыканты, художники, танцоры, педагоги в значительной части испытывают серьезные затруднения в работе с детьми, так как не владеют на достаточном уровне методикой обучения и воспитания детей, что ведет к снижению качества как воспитательной, так и образовательной деятельности. До сегодняшнего дня ни один вуз страны не готовит педагогов внешкольного дополнительного образования. Практикуемые формы повышения квалификации (семинары, совещания, конференции, мастер-классы и т.д.) не отвечают комплексному подходу по формированию профессиональной компетентности педагогов. Все это привело к поиску эффективных форм повышения квалификации педагогов внешкольных организаций и формированию их педагогической компетентности.

В рамках рассматриваемой нами проблемы (формирование профессиональной компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования) возникла необходимость научить педагога профессионально решать педагогические задачи разного порядка, начиная со специальных задач как преподавателя конкретной дисциплины, кончая организаторскими и коммуникативными задачами общепрофессионального характера.

ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

Обращение Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания “Балажан” с просьбой о включении в план-график курсов повышения квалификации РИППК при МОиН КР категорию работников внешкольных организаций дополнительного образования страны была с пониманием принято руководством РИППК, и в 2017 – 2018 учебном году впервые за десятки лет существования курсов в план-график была внесена графа «Работники внешкольного дополнительного образования». “Балажан” как республиканский учебно-методический центр стал стажировочной площадкой для педагогов методистов, завучей и директоров внешкольных организаций республики в рамках курса.

Изучив востребованность работниками внешкольных организаций курсов РИППК, в 2018 – 2019 году в план-график включено уже семь потоков обучения, что позволило охватить повышением квалификации педагогов изобразительного и прикладного творчества, хореографов, педагогов предшкольной подготовки и руководящих административных рабоников.

Содержание программы курсов обеспечивает серьезную теоретическую и практическую подготовку педагогов по различным направлениям педагогики, психологии, истории, нормативно-правовой деятельности, профессиональной компетентности работников. Теоретические занятия проходят в виде лекций, лекций-презентаций. Здесь участники курсов узнают об основах педагогики, возрастных особенностях детей, современных инновационных педагогических технологиях, формах и методах работы и многое другое.

Практический блок организован на базе РУМЦЭВ «Балажан» и проводится с использованием интерактивных методов обучения, информационно-коммуникационных технологий, практических мастер-классов.    Особое значение при этом отводится формированию у педагогов общепедагогических умений и навыков, так как они составляют фундамент профессионального образования, без которых невозможно двигаться по лестнице профессионального роста. Ведущие педагоги в системе дополнительного образования на практике с участием самих курсантов провели мастер-классы, познакомили с интересными, инновационноыми, уникальными художественными техниками в области ИЗО и прикладного творчесатва. В их числе граттаж, монотипия, холодный фарфор, соленое тесто, поделки из фетра и многое другое. Использование современных педагогических технологий в работе с педагогами помогло развитию компетентностного, креативного, новаторского подхода к своей работе, позволило по новому взглянуть на свои профессиональные возможности. Очевидно, что только педагог, обладающий профессиональной компетентностью способен к конструктивной преобразовательной деятельности и творчеству, обеспечению качества образования, формированию в детях необходимых для творчества и социализации компетентностей.

ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

Опрос слушателей курса показал, что педагоги приобрели необходимые знания, навыки, жизненные установки и ценностные ориентиры, способствующие формированию профессиональных компетентностей, имеют желание развивать далее свои компетентности самостоятельно, через самообразование, самосовершенствование, самопознание, уверенны, что приобретенные в процессе обучения умения, послужат толчком к саморазвитию и передачи своих знаний детям.

 

 

У НАС ТЕПЕРЬ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

 (отзывы педагогов о курсах повышения квалификации в РИППК при МОиН КР)

 

Аликеева Канышай, Жалал-Абад облусунун Чаткал райондук балдар чыгармачылык борборунун мугалими

— Мугалим дайыма окуп турбаса, эң баалуу касиетин жоготот. Маалыматтык коомдо билимди жогорулатууга эң жакшы шарттар бар. Бирок он күндүк билимди өркүндөтүү курсунан өткөнүм мага эң жемиштүү болду. Жогорку окуу жайын бүткөндөн бери көп жолу семинар-тренингдерге катышканмын, сертификаттарым бар. Бирок билимди жогорулатуу курсунан биринчи жолу өттүм. Кеңири багыттагы, мисалы, билим берүүдөгү укуктук ченемдик документтер, педагогика, психология, информатика жана адистигибиз боюнча жаңылыктарды алдым.

Курстун учурунда окутуунун инновациялык технологиялары менен тааныш болдум, сабак берген мугалимдер бизге жаңы усулдар менен сабак өткөнү жакты.

Окуучулардын компетенттүүлүктөрүн калыптандыруу, уюштуруучулук, маалыматтык, долбоорлоо боюнча мугалимдин ишинин жемиши окуу программасын түзүүдөн көз каранды болорун жакшы билебиз.  Бул багытта маалыматтарды үйрөнүп, кыйласын флешкаларыбызга да көчүрүп алдык.

“Балажан” республикалык эстетикалык борборундагы практикалык иштер, стажировка билимди, квалификацияны жогорулатууда эң жакшы мүмкүнчүлүктөрдү түздү. Борбордун жылуу аурасы, кызматкерлдердин мамилеси, иштерине болгон жоопкерчилиги, чыгармачылдыгы мага таасир калтырды. Мен иштеген коллективде да ушундай педагогикалык психологиялык атмосфера болушун каалайм.

 

Кайыпова Анархан, Балдар жана өспүрүмдөр чыгармачылык борборунун мугалими, Кемин шаары, Чүй облусу.

— Быйыл 12-ноябрда алгачкы жолу кесиптик чеберчиликти жогорулатуу курсуна келдим. Албетте, көкүрөктөгү жаңылыкка, билимге болгон чаңкоомду кандырууга болгон чоң мүмкүнчүлүк катары кабыл алдым. Баарынан да жакканы мугалимдердин бизге (мугалимдерге) жылуу мамилеси, компетенттүүлүгү, адамгерчилиги, билимди жөнөкөй, жеткиликтүү кылып бере алгандыгы болду.

Биз өз алдынча анализ жүргүзүштү, керектүү маалыматты иргеп алышты, ар кандай иш-чараларды баалаганды, пландаганды үйрөндүк. Коопсуздук техникасы, Баланын укугу жөнүндөгү конвенция ж.б. боюча пайдалуу, зарыл маалыматтарды алдык.

Эң маанилүүсү, көп нерселерди өз колубуз менен кармап, жасап көрдүк. Мен үчүн айрыкча “муздак фарфор” менен иштеп көргөнүм жакшы болду – муну көптөн бери ойлоп, издеп жүргөн элем.

Өтө орчундуу суроолорума жооп алдым. Ушундай мүмкүнчүлүк түзүп берген “Балажан” борборунун адистерине рахмат!

 

Разаков Таалайбек, Баткен облусу Кызыл-Кыя шаардык балдар чыгармачылык борборунун мугалими

— 10 күндүк квалификацияны жогорулатуу курсунда өтө жакшы, таасирлүү сабак алдым. Мен бул курстан жаңы-жаңы технологиялар жөнүндө билдим, компетенттүүлүктөрдүн түрлөрүн жана программа түзүү ыкмаларын үйрөндүм.

 

Парпиев Алижан, педагог центра детского творчества “Ариет” г.Жалал-Абад

— На этих курсах мы повысили свои организаторские, коммуникативные, информационные, исследовательские, правовые компетентности. Для меня были очень важны практические занятия по изобразительному искусству и прикладному творчеству. Нас обучали технике монотипии с применением целлофановой пленки, технике граттаж. Мы получили очень ценные знания и опыт, что пригодится на работе с детьми.

 

Козлова Е.С., педагог Аламединского центра детского творчества

— Знания новых методов обучения, о новых тенденциях в современной педагогике мне нужны и необходимы. Для меня было очень интересна информация о психологии детей и подростков. Я считаю, что инновационные методы, с которыми я познакомилась, помогут мне правильно построить свою педагогическую деятельность.

 

Каипова Дилбархан, Жалал-Абад облусунун Чаткал райондук балдар чыгармачылык борборунун мугалими

— Мен бул курстан көп жакшы нерселерди алдым. Интерактивдүү окутуу усулдарын, ишмердиктин тарбия берүүчүлүк, социалдык, окутуу билим берүүчүлүк жана башка түрлөрүн үйрөндүм. “Балажан” борборундагы практикалык иштерден сабак өтүүнүн жаңы усулдары менен тааныштым. Сабак өтүүдө оюндарды пайдалануу менен балдардын кызыгуусун арттырып, аларга мүнөзүнө жараша мамиле жасоо менен ийгиликтерге жетүүнүн жолдорун үйрөндүм. Кол өнөрчүлүк боюнча сабак берсем дагы сүрөт тартууга аракет жасап, сүрөт тартсам болоруна көзүм жетти. Бардык сабак өткөн мугалимдерге ыраазычылык билдирем.

 

Нурланова Азиза, педагог детско-юношеского центра учебно-эстетического воспитания «Таң чолпону», с. Сокулук

— Благодаря курсам и мастер-классам в «Балажане» я теперь смогу ставить для себя новые высоты, которые буду достигать в дальнейшем. Посетив курсы, получила возможность повысить свой уровень, поделилась своим опытом и при этом получила опыт других педагогов.

 

Салиев Т., педагог Детского образовательного центра г. Сулюкта

— Этот курс повышения квалификации для меня первый. Он дал мне стремление, к новым идеям. Узнал эффективные образовательные методики, познакомился с хорошим и творческим коллективом. Я по специальности художник оформления среды, люблю графику и архитектуру. А теперь, после курсов, я хочу создать мастерскую кукол и керамических изделий. Очень воодушевили меня на творчество и поиски лепка из соленного теста и работа в технике «холодный фарфор». Я понял, что сегодня мало быть хорошим специалистом по своей профессии. Для работы с детьми нужно быть грамотным педагогом.

 

Мусаева Ж.А., педагог ГК №26 г. Бишкек

— Больше всего для меня были полезны практические занятия – живопись, работа с соленым тестом, с войлоком, с «холодным фарфором». Возьму все на вооружение и буду применять в своей работе.

 

Черненко Анастасия, педагог центра детско-юношеского творчества г.Токмок

— На курсах я обобщила знания, которые у меня были, и узнала много нового. Мне очень понравились практические занятия, для себя я отметила очень много техник и методик, которые помогут мне в дальнейшей работе с детьми. Огромное спасибо хотела сказать организаторам курсов, благодаря курсам я познакомилась с замечательными людьми.

 

Кочкина Антонина, педагог Станции юных техников Ленинского района г. Бишкек

— Эти курсы вдохновили на творческую работу с детьми, находить новые методы и технологии рисования, применять и не бояться ничего, а экспериментировать и экспериментировать. Большое спасибо!

 

 

 

 

 

Поделиться

Комментарии