НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНО ГОТОВЫ МЫ К ПОДГОТОВКЕ “ПОЛНОЦЕННОГО” ДОКТОРА PHD?

О результатах подготовки докторов философии PHD в Кыргызской республике

Наша страна с каждым годом расширяет  и усиливает свои позиции в глобальных образовательных процессах.  Кыргызская Республика в 2004  году ратифицировала Лиссабонскую  Конвенцию о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе,  тем самым она заявила о своем твердом намерении активно участвовать мировых образовательных процессах по обновлению содержания и модернизации системы высшего профессионального образования. Одной из приоритетных форм нашего участия в интеграционных образовательных процессах является совместная  с нашими зарубежными партнерами работа  в проектах, целью которых должно  стать реформирование  высшего образования Кыргызстана на основе принципов, заявленных в программных документов Болонского процесса.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки № 733/1 от 12.12.12. «Об организации эксперимента по разработке и реализации докторских программ PhD» рабочей группой разработаны Временные Государственные требования для вузов, а также разработан Временный регламент для реализации пилотных докторских программ PhD.

Так, согласно приказа  министра образования и науки республики пилотные программы по внедрению программ PhD начаты в 2013 году  в вузах: КГУСТА им. Н. Исанова, КНАУ им. К. Скрябина, МУК, БФЭА, КНУ им. Ж. Баласагына  (ИИМОП), КГТУ им. И. Раззакова и в Академии государственного управления при Президенте КР здесь же необходимо отметить, что в структурных подразделениях Кыргызско-Турецкого университета «Манас» еще до приказа Министерства образования и науки велась подготовка соискателей по докторским программам.

Так, в КТУ «Манас» ведется подготовка докторов PhD по шести направлениям института гуманитарных наук и двум направлениям института естественных наук в количестве 47 соискателей:

Затем следует международный университет Кыргызстана, где по трем направлениям (общественное здравоохранение, экономика,  управление бизнесом) числятся 28 человек, из них 25 иностранцев.

Необходимо отметить, что первая защита по докторской программе PHD состоялось в МУК.

В национальном университете по направлениям «Экономика /Агроэкономика», «Управление бизнесом» по докторским программам PhD обучаются 18 соискателей.

Два соискателя доктора PhD проходят обучение по научно-образовательной программе «Возобновляемые источники энергии  иэкологичные технологии» в КГУСТА.

Немногим больше (4 соискателя доктора PhD, трое из Казахстана) по направлениям  «Машиностроение и электроэнергетика» обучаются в КГТУ им. И. Раззакова.

Семь соискателей доктора PhD по направлению «Менеджмент, аграрный менеджмент» в Кыргызском национальном аграрном университете.

На диплом доктора PhD по направлению  »Государственное и муниципальное право» претендуют два соискателя в Академии Государственного управления при Президенте КР.

В Бишкекской финансово-экономической академии прием соискателей на степень доктора PhD с будущего года.

Таким образом, к началу 2013 года  в пилотных вузах и в КТУ «Манас» соискателями докторских программ по различным направлениям являются 108 человек.

Оплата за обучение соискателей доктора PhD по различным научно-образовательным программам колеблется от 25000 сомов в КГУСТА до 100.000 сомов в МУК и до 140.000 сомов для иностранцев в КГТУ им.И. Раззакова.

 

Прошло более пяти лет со дня организации эксперимента по разработке и реализации докторских программ и каковы его результаты? Ведь в случае успешной реализации пилотной программы PHD  и рекомендации рабочей группы созданной Министерством образования и науки КР, можно было не посредственно начать подготовку докторов PHD.

И так, результаты разработки и реализации докторских  программ PHD в пилотных вузах:

  • В Кыргызском еврпейском факультете Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына в данное время 8 соискателей докторской степени PHD  готовы к предварительной защите. Данные об успешно окончивших и защитивших докторские программы PHD не представлены.

Международными партнерами Кыргызского европейского факультета в реализации данной программы являются университеты-партнеры из Словакии, Франции, Италии и Испании. Обучение ведется полностью на английском языке, привлекая до 85-90% преподавателей из университетов и научных институтов со всего мира. Во время обучения соискатели PHD имеют возможность отправиться на стажировку в зарубежную страну от двух недель до года.

  • В Международном университете Кыргызстана из числа соискателей PHD, участвовавших в эксперименте успешно закончили в 2013 году — 5 и в 2014 году — 1, все они из Казахстана. С 2015 года на обучение по докторским программам PHD стали больше набирать кыргызстанцев.

Необходимо отметить, что среди всех вузов Международный университет Кыргызстана проявляет активную деятельность в международных интеграционных процессах в образовании (Болонский процесс). Так, в 2013 году была открыта высшая школа докторантуры (PHD) и в этом же году МУК получил лицензию МО и НКР на реализацию экспериментальных, образовательных программ на соискание ученой степени доктора  философии PHD по экономике, управлению бизнесом и общественному здравоохранению.

  • По словам руководства Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова итоги реализации пилотного проекта считают неудовлетворительными. Так, одни соискатели ученой степени PHD были отчислены за неуплату, другие перевелись в аспирантуру.

В настоящее время не введется обучение по докторским программам PHD.

  • В Кыргызском национальном аграрном университете отсутствуют сведения об успешной защите соискателей PHD. По полученной информации из университета четверо соискателей ученой степени PHD завершили обучение и готовятся к защите диссертации.
  • В Кыргызском государственном университете строительства, транспорта и архитектуры им. И. Исанова лишь двое проходят обучение по докторским программам PHD, а окончившие в 2016 году Зинин Д.И, и Бекбаева. Ж. К готовятся к защите.
  • В Бишкекской финансово-экономической академии, ныне университет »АДАМ» несколько человек являются соискателями докторских программ PHD, а двое из Казахстана в 2018 году успешно защитили диссертации.

Университет »АДАМ» имеет обширные связи с зарубежными странами, в частности с Российской Федерацией, где соискатели проходят стажировку.

  • В Академии государственного управления при Президенте КР сообщили, что реализация пилотных докторских проектов не осуществляется в связи с отсутствием источников финансирования для подготовки докторов PHD. В рамках сотрудничества с программой Института государственного управления Турции, Академия направляет граждан Кыргызстана для прохождения учебы в Турции.

Особенности докторских программ HD в КТУ »Манас»

   Хотелось отдельно остановится на подготовке соискателей докторских программ PHD в КТУ »Манас», так как здесь имеются некоторые особенности.

Реализацию программ подготовки докторов философии PHD осуществляют институт естественных наук и институт гуманитарных наук. Так, в институте естественных наук за период с 2011 года докторскую программу PHD успешно завершили и защитили  диссертацию 8 докторантов из 25 обучавшихся. Обучение по докторским программам PHD в институте гуманитарных наук ведется с 2001 года. Общее количество обучающихся докторантов-198, из них-81 являются гражданами Кыргызстана и 117-граждане Турции. Успешно закончили докторские программы PHD и защитились 83 соискателя из них кыргызстанцев-37 и граждан Турции -46. Данные о гражданстве 8 защитившихся соискателей PHD не представлены.

Обучение по докторским программам PHD  осуществляется на основании Положения, квалификационных требований на соискание ученой степени доктора PHD. Обучение соискателей докторов философии PHD осуществляется по очной форме на бесплатной основе.

       В продолжение темы, так на круглом столе, состоявшимся в 2014 году в Международном университете Кыргызстана с участием представителей Правительства, Жогорку Кенеша, ВАК, Национальной академии, руководителей вузов многие выступавшие пришли к единому мнению, что подготовка докторов философии PHD требует значительных финансовых вложений и что доктор PHD это «штучный товар», как подчеркнул в своем выступлении В. Эндрю президент Американского университета в Центральной Азии.

Так, научное руководство докторантами осуществляет научный руководитель из числа докторов наук, профессоров, доцентов. Не предусмотрен сооруководитель научного исследования, стажировки в зарубежные страны. Нормативно-правовая база основывается на законе »Об образовании» КР, договоре между правительствами Кыргызской республики и Турецкой республики от 26.04.2011 года, на Уставе Кыргызско-Турецкого университета »Манас» и других актов. Могут возникнуть вопросы о значимости полученных дипломов докторов PHD за рубежом, особенно в Европе, возможно некоторое не соответствие принципам Болонского соглашения.

Таким образом, организация эксперимента по разработке и реализации докторских программ PHD в соответствии с приказом Министерства образования и науки Кыргызской республики от №733/1 от 12.12.12 можно считать неудовлетворительными.

По словам представителей пилотных вузов, причинами неудавшегося эксперимента является:

  • Финансовая (основная), так как стоимость обучения высокая, поэтому поступали в докторантуру PHD, в основном граждане Казахстана.
  • В КГТУ им. И. Раззакова посчитали неудачным выбор специальностей для подготовки докторов PHD.
  • Обучение по докторским программам и сама ученая степень PHD не подтверждены законодательно ( КГУСТА).

Результаты анкетирования

В продолжении темы о подготовке докторов PHD, так сотрудники Кыргызской академии образования при содействии Министерства образования и науки КР в октябре-ноябре 2014 года провели анкетирование высших учебных заведений, насколько реально готовы к подготовке элитных научных кадров по докторским программам PHD. Были опрошены представители всех региональных и ведущих вузов страны (23).

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что многие вузы за исключением Бишкекского  гуманитарного университета (БГУ),  Баткенского государственного университета (БатГУ), медицинской академии готовы начать подготовку докторов PhD. Основанием для обучения по докторским программам считают, имеющуюся материально-техническую базу, определенное количество докторов наук по соответствующим направлениям и разработанные научно-образовательные программы.

Ряд представителей вузов (Бат. ГУ, КГТУ, КГАФК и  ИГУ) считают защита диссертации РhD прерогатива вуза, а присуждение ученых степеней — ВАКа. А прежнюю систему подготовки кадров высшей квалификации (кандидат и доктор наук) желают оставить в Жалал-Абадском государственном университете,  Ошском гуманитарно-педагогическом институте, а многие вузы до определенного времени (КГУ, ОшТУ, КНАУ, КРСУ и др.) предлагают пока оставить прежнюю систему, а затем перейти на подготовку докторов РhD.

Большинство вузов (АУП, БФЭА, ИГУ, КГУСТА, КГУ, ОшТУ, МУК, КНУ и другие) на вопрос кто должен учиться по программе докторов РhD отдают предпочтение магистрам и специалистам, в АУЦА — разрешить кандидату наук, но при этом дать возможность переквалифицироваться, а в Кыргызском государственном техническом университете достаточно лишь желания кандидата наук.

Приравнять степень доктора РhD к ученой степени кандидата наук желают в КГУСТА, БФЭА, АУЦА, ИГУ, ОшТУ, МУК, БГУ, КГАФКиС, ОшГУ, условно при соблюдении определенных требований в КНУ, АУП, КГЮА, нельзя считают в КГУ, а в Жалал-Абадском государственном университете считают, что степень РhD находится между кандидатом наук и доктором философии (РhD).

К сожалению, результаты анкетирования по подготовке РhD в Нарынском государственном университете мы не могли привести в связи с тем, что ответы на вопросы прислали различные структурные подразделения, где на каждый вопрос были ответы да и нет, что свидетельствовало об отсутствии  единой позиции.

Вызывает удивление стоимость обучения соискателей докторов PhD от 25.000с. в КГУСТА до 100.000с. в МУК, тогда как в предлагаемой смете расходов разработанной рабочей группой- 15.000дол, что является также недостаточной. Возникает вопрос каких докторов PhD и для кого готовим?

  Результаты анкетирования вузов по подготовке докторов PhD дало нам основание констатировать:

  1. Научно-педагогическая общественность высших учебных заведений (за исключением пилотных вузов) малознакомы с основными требованиями при подготовке доктора PhD и слишком упрощено считают, что достаточно иметь всего лишь определенное количество докторов наук по соответствующим направлениям, материальную базу и разработанные научно-образовательные программы.
  2. Отсутствует единая позиция по вопросам прерогативы вузов при защите диссертации и присуждению ученых степеней. (По Болонскому соглашению защита и присуждения степеней отдается вузу).
  3. Нет единства по вопросу подготовки научных кадров. Часть вузов за прежнюю подготовку (кандидат, доктор), тогда как многие вузы до определенного времени предлагают оставить прежнюю систему, а затем перейти на подготовку PhD (на Западе предусмотрена трехуровневая модель-бакалавр, магистр, доктор PhD).
  4. Многие вузы не могли определиться, кто же должен учиться по программе докторов PhD, ради справедливости необходимо отметить, что большинство высших учебных заведений отдают предпочтение магистрам и специалистам (классически на программу докторов PhD принимаются после программы магистратуры).
  5. В ответах на вопросы приравнивания степени доктора PhD к ученой степени кандидата наук отсутствует единая позиция.
  6. Для ряда технических, естественных и сельскохозяйственных специальностей в силу специфики необходимо время для сбора первичных экспериментальных данных во время полевых, промышленных, полупромышленных испытаний. Поэтому необходимо найти механизмы, которые позволили бы продлить сроки обучения или зарубежных стажировок.
  7. Ответы на вопросы анкетирования присланные ректорами, проректорами, зав. учебными частями, деканами свидетельствовало об отсутствии единой позиции по отношению к основным требованиям при подготовке доктора PhD, что тогда говорить о позиции преподавательского состава, можно лишь догадываться.
  8. Поэтому для ознакомления преподавательского состава вузов и других заинтересованных лиц, необходимо в кратчайшие сроки разработать и издать серию научно-аналитических и  информационных материалов, содержащие основные    требования при подготовке доктора PhD.

В Кыргызской академии образования разработан информационный сборник сравнительный анализ о подготовке докторов философии PHD в Кыргызской республике в котором раскрывается современное состояние подготовки научных кадров по докторским программам PHD в странах Европы, США и СНГ.

Мы считаем необходимым сделать следующие шаги при подготовке соискателей докторских диссертации PHD. Необходимо отказаться от прежней подготовки научных кадров специалист-кандидат-доктор наук, оставив лишь доктора наук и начать реализовывать в качестве самостоятельной бакалавр-магистр-доктор PHD, но прежде необходимо внести изменения в нормативную правовую базу, какие-мы указали в данной работе, так как они  соответствуют принципам Болонского соглашения (Европейское интеграционное образовательное пространство).

В странах Болонского процесса в системе высшего профессионального образования доктор философии PHD имеет право работать профессором, если будет внедрена 3-х уровневая система, то доктор философии PHD в Кыргызстане, будет иметь только право претендовать на звание профессора. При этом в некоторых странах Запада (Франции и Германии) существуют более высокие степени, так называемый »полный доктор», эквивалентные российской степени доктора наук. И здесь необходимо предусмотреть эти различия.

Также, одним из основных доводов отказа от прежней системы подготовки научных кадров, является назревшая необходимость кардинального реформирования действующей системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Защита кандидатской да и докторской диссертаций зачастую превращается в самоцель, далекую от интересов науки, порождает злоупотребления на различных этапах подготовки и защиты диссертаций. Речь идет о защите совершенно бесполезных диссертаций. Так, по данным Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики на 2016 год в Кыргызстане-3980 кандидатов и 840 докторов наук, которые распределены по сферам наук: 800 кандидатов и 323 доктора технических наук, 1000 кандидатов и 267 докторов наук в сфере медицины и биологии и 2068 кандидатов и 341 доктора в сфере гуманитарных наук и по количеству вузов на душу населения мы впереди планеты всей.

Казалось при таком огромном количестве ученых мужей можно было бы совершить технологическую модернизацию отечественной экономики, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государства, его стратегических приоритетных направлений, основанных на деятельности научных учреждений различного типа и форм собственности. Но получилось по словам известного политика: хотели лучше- получилось как всегда.

Заключение

Организация эксперимента по разработке и реализации докторских программ PHD в соответствии с приказом Министерства образования и науки №733/1 от 12.12.12 внедренное в 2013 году в семи пилотных вузах республики оказался неудачным.

На обучение по докторским программам PHD были зачислены 61 соискателей, большинство которых оказались иностранцами. На период эксперимента лишь несколько из них (8 человек) успешно закончили и защитили диссертации PHD и все они оказались из Казахстана.

Среди основных причин неудавшегося эксперимента можно отнести высокую стоимость и само обучение по докторским программам PHD не подтверждено законодательно.

Необходимо инициировать в Ж.К.КР дополнения к Закону »Об образовании» о внедрении 3-го уровня образовательного процесса доктора философии PHD, приравнять ученую степень PHD с кандидатской степенью, защиту диссертаций PHD передать вузам, а выдачу диплома философии PHD оставить за ВАК. И здесь необходимо пояснение так, многие вузы не готовы начать подготовку докторов философии PHD, если даже за 5 лет (с 2013-2018 года) пилотные вузы не смогли выпустить хотя бы одного доктора PHD кыргызстанца. Даже в Казахстане вернулись к тому, что присуждение ученых степеней стало не прерогативой высших учебных заведений (Ранее защита и присуждение ученых степеней было в ведении вузов).

Должны быть государственные научные программы в котором должны быть задействованы исследователи, претендующие на степень доктора PHD и чтобы их реальные разработки  вносили вклад в развитие экономики.

Крупным компаниям и фирмам, работающим в различных сферах экономики, спонсорам крупных проектов предоставить преференции с целью привлечения исследователей(доктор PHD) в приоритетных сферах экономики.

И самое главное без должного внимания государства нам не решить проблемы, связанные с подготовкой »полноценного» доктора PHD.

              

                                                                Сакимбаев Э. Р.  к.м.н., доцент  Кыргызской академии образования

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий