ДАНАКЕ ИМАНОВ — ВЕРНЫЙ СЫН СВОЕГО НАРОДА

Жизнь кыргызов в начале ХХ века в составе России не назовешь завидной. Кочевая жизнь наших соотечественников имела много трудностей. Народ в целом был безграмотен. Да и в среду самих русских переселенцев края капиталистические отношения только начали  проникать. Царская администрация  нуждалась в помощниках из числа коренного населения и потихоньку начала приобщать молодых к грамоте, открывались русско-туземные школы. И неизвестно как бы шло развитие кыргызской истории, не будь трагических событий 1916 года. Вслед за исходом кыргызов в Китай последовала и октябрьская революция. Кто-то говорит, что эта революция была великой, а кто-то что это был всего лишь переворот. Да ладно с ними с этими историками, да всякими там теоретиками. Мы же хотим рассказать о том, как эти события отразились на судьбе одной личности – кыргызского джигита Данаке  Иманова. Жизнь его впечатляет своей особой драмой, трагичностью. Ровесник не только ХХ века, но и первых десятилетий новой власти – советской, Данаке Иманов был не только очевидцем поистине исторического поворота в жизни населения края, но и активным строителем, организатором социалистического строя в Кыргызстане.

 

Данаке Иманов родился в 1898 году в селе Эсен-Аман, ныне Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области. Обладавший грамотой он был в числе первых, кто вступил в Каракольском уезде в ряды  коммунистического союза молодежи. Вместе с ними были Садык Чонбашев, К.Шоруков. Молодые, полные оптимизма и веры в советскую власть они включились в организацию его структур на местах, и реализацию ее декретов. Лозунги большевиков были действительно заманчивы и они  преследовали самые благородные цели: власть народу, равноправие граждан и национальностей, долой безграмотность.

Данаке Иманов вместе с соратниками активно включился к мероприятиям по ликвидации безграмотности среди юношей и девушек Каракольского уезда. В январе 1919 года Д.Иманов вступает в ряды коммунистической партии Туркестана. В числе первых он был зачислен на курсы по подготовке пропагандистов и агитаторов комитета бедноты родной Джеты-Огузской волости. Вместе с ними учились активисты Чонбашев, Чисжеев, Султангазиев, Убытаев, которые затем выросли в известных руководящих деятелей области и  республики. На этих курсах изучались устав коммунистической партии, история революционного движения в России и задачи местных партийных организаций. В деятельности этих курсов встречались большие трудности, мало было подготовленных кадров, преподавателей из представителей местной национальности. Как отмечал в своих воспоминаниях преподаватель этих курсов, член КПСС с 1917 года Р.П.Марчек, Данаке Иманов сыграл большую роль в улучшении работы курсов как талантливый переводчик, активный пропагандист идей партии (Р.П.Марчек «Возникновение партийных организаций на Иссык-Куле». Газета «Коммунистический труд» от 24 октября 1967 г.) Затем он работал агитатором и организатором по партийному строительству Каракольского уездного комитета партии большевиков.

Те годы для страны были трудным периодом. Данаке одним из первых вступил в ряды Красной Армии, принимал активное участие в борьбе с басмачеством и антисоветской деятельностью манапов. Обучался в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве и вскоре его назначают политруком отдельного эскадрона 3-го Восточного полка Семиреченского фронта. Во фронтовой  полосе своей жизни молодой комиссар ведет  политическую работу, которую поставила перед ним советская власть разьясняет сущность декретов о мире, о земле, которые были приняты советским, правительством.

Во время боевых сражений своим личным примером воодушевлял товарищей. Доблесть и отвага принесли Д.Иманову заслуженную популярность и уважение. Как политработник он был избран делегатом на две революционные партийные конференции и на партийный сьезд.

После демобилизации из армии Данаке Иманов был избран членом Семиреченского обкома Коммунистического союза молодежи Туркестана, его назначили заместителем председателя Семиреченского областного бюро Союза бедноты и батраков.

Жизнь шла вперед, нужно было пополнять политические знания, повышать общеобразовательную подготовку. И он много уделял внимание самообразованию, изучает труды Маркса и Ленина.

В 1921 году Данаке Иманов избирается членом Пржевальского городского комитета партии. На партийной конференции показал себя страстным поборником дружбы народов. Он говорил: «В Каракольском уезде недостаточно еще классовое расслоение, так как русская беднота находится под влиянием своих кулаков, а киргизская беднота находится под влиянием своих же баев и манапов. Это влияние вредно отражается как на тех, так и на других, а поэтому на изжитие этого влияния должны быть направлены все усилия партии. Главный вопрос тогда заключался в том, чтобы поднять роль партийных организаций на местах. Иманов активно участвовал в разьяснительной работе среди населения. Его выступления, понятные простым людям, слышались везде – и в аилах, и на джайлоо. Он был близким другом и советчиком батраков, боролся с баями и иманами, с местными националистами. Его преследовали классовые враги, а беднота поддерживала, оказывала всяческую помощь.

В последующие годы  коммунист Данаке Иманов работал в Каракольском уезде заместителем председателя союза «Кошчи», завотделом Каракольского уездного комитета коммунистической партии Туркестана, принимал активное участие  в борьбе коммунистического отряда Федора Кузнецова против басмачей, баев и манапов,  далее по организации партийных ячеек в селах Дархан и Джеты-Огуз.

Потом его отозвали в город Алма-Ата и назначили руководителем культурно-просветительной работы в союз «Кошчи». И он полностью отдается проведению культурной революции.

В 1922 году партия направляет его на самые трудные  участки работы. Он избирается делегатом II красного сьезда Советов Туркестана, затем зампредседателя союза «Кошчи» в городе Коканд, председателем Союза «Кошчи» в г. Пишпек, где  участвовал в выпуске первого номера газеты «Эркин-Тоо».

В 1927 году Данаке Иманов был введен в состав комиссии по составлению нового алфавита, принимал активное участие в организационной работе по переводу киргизской письменности с арабского на новый алфавит. Он участвовал в издании первых номеров газет «Эркин-Тоо», «Советская Киргизия». Особенно много занимался Данаке Иманов строительством школ. По его инициативе в селах Джеты-Огузской области были построены первые школы. Одна из этих школ, носящая имя С.М.Кирова, в последствии стала подлинным центром света и знаний, школой имени Д.Иманова. Ее выпускниками являются известные ученые республики это академик А.Алтымышбаев, профессор А.Алдашев, доктор химических наук К.Шатемиров, председатель колхоза «Мирный» Тюпского района Т.Болчуров и многие другие.

Данаке Иманов неоднократно избирался делегатом партийных конференций, сьездов Советов, был членом Киргизского областного комитета партии, бюро обкома Киргизии первого созыва и членом Центрального Комитета Компартии Киргизстана.

16 августа 1937 г. органы НКВД Киргизской ССР арестовали Д.Иманова по ложному обвинению в участии в антисоветской националистической организации. 10 февраля 1938 г. он был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Такова была благодарность советской власти за неустанный труд во имя этой же власти!

Точная дата исполнения  приговора до сих пор неизвестна. И только в 1956 г. дело против Д.Иманова было прекращено за отсутствием состава преступления. Близким родственникам Д.Иманова после судебной реабилитации выдали свидетельство о смерти с недостоверной датой смерти и причиной смерти, без указания места смерти. В свидетельстве сообщалось, что Д.Иманов умер 19 сентября 1936 г.от злокачественного гипертонита. Известно, что такая практика часто применялась в ходе репрессий для сокрытия правды о масштабе и количестве жертв массового террора.  Из учебников истории органов госбезопасности известно, что организаторы массовых репрессий в Советском Союзе, в том числе в Киргизской ССР,  понесли заслуженное наказание – были также расстреляны. Но разве от этого легче детям, многие годы носившим ярмо «врагов народа». Историю не исправить, единственное, что остается – это восстановить справедливость и законность, чтобы ни одно событие, ни одна дата, ни одна судьба не были забыты.

 

 

 

Жена Ыманалы кызы Гулукан

Жена  его Ыманалы кызы Гулукан дожила до счастливых дней. У нее 4 детей, внук, правнуки.

Старший сын Элбек Данакеевич Иманов

Самый старший сын Элбек Данакеевич Иманов, член КПСС, работал ди⁠ректором средней школы имени Данаке Иманова, заведующим орготдела Джеты-Огузского района. В 1957-1964 годах заведующим кабинета политпросвещения Джеты-Огузского РК КП Киргизии, а в 1967-71 годах учитель, замди⁠ректора, ди⁠ректор средней школы им. Кирова.

Средний сын Энгель – доктор ветеринарных наук, профессор, лауреат Государственной премии КР в области биотехнологии и вирусологии. Самый младший Эмис — был членом КПСС. Внучка Гульнара Элбековна ныне работает в Архитектурно-строительном колледже, воспитывает 4-х детей.

Как бы там ни было, дети достойного сына своего народа Данаке Иманова, беззаветно служившего интересам государства, с честью продолжили его начинания. Они гордятся своим отцом и дедом, не держат обид на власть. А отдельные из них даже стали членами партии, той партии, которая казалось бы была повинна в смерти их отца и деда.  Остается помолиться в память Данаке Иманова и тысяч других жертв массовых репрессий, почтить их память. Дай бог не повториться подобной трагедии и впредь, счастья и благополучия их детям, внукам и правнукам, всем кыргызстанцам.

Кемел Кожомкулов, Бишкек

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий