ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА: ОБУЧАЕТ И РАЗВИВАЕТ ДУХОВНО

Вальдорфские школы работают в Германии, США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии, Венгрии, России, Украине. Эти школы работают по принципу «неопережения» развития ребенка, а предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам, и пособиям в первую очередь  для развития фантазии детей. Большое внимание уделяется духовному  развитию. Более подробно  об этой школе нам расскажет  Гульмира,  которая живет и работает в  Москве, и  видит работу Вальдорфской школы  почти ежедневно. Это интервью было записано в августе этого года в рамках форума «Соотечественники” (“Мекендештер»), который ежегодно проходит по инициативе МОФ “Инициатива Р.Отунбаевой”

—  Гульмира,   расскажите пожалуйста,  ваш ребенок посещает Вальдорфскую школу?  Почему вы выбрали именно эту школу?

— Когда мы приехали в Москву  я понимала, что   у нашего  ребенка открываются широкие возможности для образования в Москве. Мне посоветовали подруги, у которых дети учатся по Вальдорфской системе в других странах: в Финляндии,  и в частности, в Германии.  И я нашла  такую школу в Москве.  Она была недалеко от нас,  и это тоже один из плюсов. И вот мы уже целый год проучились в этой школе. Она обычная московская общеобразовательная школа,  но основана на Вальдорфской системе  педагогики.

— Вальдорфская школа отличается от других.  Даже таблицу умножения  дети учат как-то по другому: топают, хлопают,  как  в рифмовке. Расскажите о методах обучения в этой школе.

—  Наши старшие дети учились в обычных общеобразовательных школах,  и я вижу огромную разницу. Во-первых, первый урок — это главный урок. Вся учебная система строится на эпохах, т.е. сентябрь – эпоха математики, октябрь  –  русский язык и литературное чтение и т.д.  То есть в сентябре полное погружение в математику.  В этой школе нет учебников. Детям дают тетради формата А4, не разлинованные и пишут они перьевыми ручками.  Ведут записи, делают рисунки, и  многое зависит от учителя.  Учитель ведет детей с первого по восьмой класс. Учителя там уникальные. Когда дети приходят  в школу, почти полтора часа — это главный  урок, потом остальные  предметы — это творчество. Есть такие, как эвритмия,  это обязательный предмет — это ритмичное покачивание  под классическую, духовную музыку. Конечно, в школе  элемент  духовности, религиозности присутствуют, но я считаю, что религия — это часть культуры. С первого класса обязательно каждый ребенок должен играть на флейте. Это обязательный урок, и  если кто-то играет на других инструментах, то это хорошо, так как каждый класс — это оркестр.  Дети садятся в круг и проходит урок музыки, как  занятия в оркестре. Также  у них есть предмет живописи,  но не рисование, а именно, урок живописи.  И обязательный предмет — это вязание крючком.  Дети вяжут. Объясняется урок вязание тем,  что   в скандинавских мифологиях   человек должен уметь плести сети. Вся школа  работает с натуральными материалами. И еще я забыла сказать,  в школе  с первого класса идет изучение двух иностранных языков:  английский и немецкий.

—  Говорят,  что очень много задают учить наизусть?

— Учат Пастернака. Учат  сложные  духовные стихотворения в процессе обучения,  в процессе   игры.  Учат таблицу умножения на эвритмии,  с ритмом,  поэтому им легче запоминать. Но то, что запоминают очень сложные тексты — это правда.

Больше всего меня привлек то, когда  ребенок утром приходит  в школу, он подходит к учителю  и говорит:  “Доброе утро,  дорогая Анна Ивановна!”  Она отвечает: «Доброе утро, дорогой  Вася или  Кайрат!»  Обращается к ребенку, пожимает ему руку,  и когда прощаются, также   говорят: «До свидания, спасибо за урок!”  Т.е. обязательный  тактильный контакт  с учителем, и учитель также обращается  к каждому ученику.  Кроме того  в школе нет никаких мобильных телефонов. Там даже запрещено играть в «Лего». Не разрешают свечи в форме  животных или растений,  потому что это можно сломать, и  это идет  как разрушение.  Дети счастливы природными материалами, играми, то что они там делают в классе:  играют, дружат, разговаривают.

—  А как часто вы общаетесь с самим учителем? Насколько  это нужно, и важно в этой школе?

— Можно приходить   в любое время,   когда учитель свободен. Учитель всегда открыт, а вот родительские собрания устраиваются очень часто. И для меня  тоже было очень удивительно, что на родительском собрании  ни слова не говорится ни об ученике,  ни об  учебной деятельности. Учитель говорит  коротко о том, какую эпоху проходят и просит сделать  акцент на что-то. Родители сидят и рассуждают о  методах воспитания детей,  мамы задают вопросы о воспитании, учитель дает советы. Оценок  в этой  школе нет. Ставят какие-то плюсы, минусы, т.е. никакой системы отметок. Ведь школа при Минобразовании. В конце  учебного года все дети  на сто процентов хорошо  прошли все тесты.

— Вот мы заговорили, что нет оценок, нет домашнего задания. Что нет совсем домашнего задания или все-таки что-то есть?

— Есть небольшое домашнее задание. Например, ребенок делает только один урок. Это же не пять, шесть уроков,  как в обычной школе.  Потом у них есть  группа продленного дня. Я записала ребенка, и думала, что он там будет делать домашние задания. Но они в продленке общаются, гуляют. То есть развитие продолжается. Ребенок просто находится в школе. В школе  есть кружки, и они все бесплатные. Школа сама бесплатная. Они там  находятся столько, сколько хотят. То есть им очень интересно. Потом у них есть уроки труда. Например, они всем классом делают вареники. При чем эту самую муку они сами добывают, т.е. проращивают пшеницу, просеивают, измельчают, промалывают пшеницу в муку, сами делают тесто,  раскатывают, лепят сами своими руками.  То есть  они знают весь процесс приготовления: от начала и до конца.

— Расскажите как организовано само питание в школе?

— Так как это обычная общеобразовательная школа, завтраки для всех московских детей бесплатные. После первого урока дети идут на завтрак. А потом  после уроков обед. Это большое помещение,  в котором все столы деревянные,  длинные. Дети все вместе  как община, все сидят лицом друг другу.  И разговаривают между собой.  Каждый наливает себе суп столько сколько хочет. Второе, они идут и берут сами. Такая спокойная обстановка,  и очень семейная. Жареное ограничено, например, может быть плов, но он будет приготовлен по-особому. Исключаются любой фастфуд, пирожки  и подобное.  Могут быть печеные булочки.   Если  у какого-то ребенка день рождения, то ты можешь принести в эту столовую только органическое и сделанное своими руками, т.к. покупное приносить туда нельзя. И каждый ребенок когда ты раздаешь  говорит тебе спасибо,  говорят спасибо Богу,  тем кто это сделал  и приступают к еде. Они используют такое слово как «трапеза». Это старый русский язык  и он тоже обогащает лексику.

— Совместная деятельность в классе. Как это выглядит в Вальдорфской школе?

— Совместная деятельность у них есть. Это у них называют проектами. Они делают совместно какую-то одну поделку.  Например, что-то из дерева. Принесут   какой-нибудь сруб,  и что-то из него  делают.  Меня поразило,  что дети становятся открытыми. Мой ребенок  стал общительным, ведь они в процессе этого труда общаются. И еще в этой школе  много детей с ограниченными возможностями.  И эта совместная деятельность переходит на внешкольное общение. Когда они собираются на дни рождения  они организовывают для именинника спектакль, родители вместе с детьми  готовят  какую-нибудь легенду из школьной программы, а подарки тоже не материальные, а  полезные, например, родители оплачивают  курс каллиграфии и это очень полезный  подарок. Родители скидываются и покупают имениннику талон\билет на  этот курс. Бывают дарят книгу,  но чаще это какие полезные подарки,  как ознакомительный тур в какой-то музей. Наш ребенок пришел с хорошим немецким языком. И ни у кого из детей не было зависти, что он знает его лучше, чем они. Они умеют это ценить и уважать.  Я говорила же, что нет оценок в этой школе. Так вот,  говоря о совместной деятельности  уверена, что они делают все вместе, помогают и оценивают друг друга без зависти.   Они получают  и знания, и жизненные навыки, и духовно развиваются. Иностранные языки  учат в основном на фольклорном материале (стихи,  потешки, эпосы). Изучение языков идет через творчество.

— Вы  немного обмолвились о том, что ребенок приходит в школу и учитель ведет его с первого класса и до старшей школы. Потом добавляются еще другие педагоги. Расскажите об этом,  о педагогах школы?

—  Да один учитель ведет класс с первого по восьмой класс,  выпускает их и отдает после восьмого класса  в старшую школу. От этого учителя зависит почти все: он выбирает учебники, программу.

Ребенок вообще не боится учителя, он тянется к нему. А потом другие преподаватели каждые 2-3 недели проводят открытые уроки.  Сами учителя хотят, чтобы родители видели сам процесс. Например, эвритмия,  уроки музыки, живописи, проходят очень интересно. И мне хочется отметить, что в конце учебного года каждый учитель пишет каждому ученику характеристику. Отзыв-характеристику   «это у него получается хорошо, а здесь надо постараться»,  и в конце каждый учитель пишет пожелания:  хорошего прекрасного лета, чтобы  набрался сил.  Главное пишут успеваемость по урокам,  и в то же время личностный рост ученика.  Что за год он стал меньше стесняться, стал активнее на уроках,  он стал дружить с девочками. Такой отзыв-характеристика присылается каждому родителю. И просят, чтобы детям не показывали. Детям показывается только то, что им нужно почитать.

—  На ваш взгляд , не слишком ли идеализирована атмосфера в школе и не отрывает ли это детей от реальности?

— Нет, я так не думаю. Они же  кроме этой школы ходят и еще куда-то. Например, наш ребенок ходит   в музыкальную школу, ходит в бассейн, занимается  другими видами. Он  видит и другие условия,  и другую среду. И дети там не идеальны, они могут и поругаться между собой,  и еще что-то. Но при этом они никогда не говорят плохих слов, они говорят: «Зачем ты это сделал?» То есть они умеют спорить, выражать свое мнение. Среда  их пребывания меняется,  и она разная. Дети закаляются. Ну хотя бы в этой школьной среде они чувствуют себя комфортно. Основной упор в школе делают на развитие личности ребенка.

— Учение идет по принципу «желания». Ребенка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора?

— Основной упор в первых классах обучения делается на развитие личности ребенка. Педагог сотрудничает с ребенком  пытается максимально поддержать ребенка и воплотить его мысль/идею/желание. Главное, чтобы это не навредило другим. И это мудрый подход; в школе уделяется огромное внимание творчеству; отсутствуют домашние задания; не ставят отметок; вклассе все едины и по этому класс это большой сплоченный коллектив, даже семья. Очень дружные и творческие родители, потому что их объединяет школа  и деятельность детей; дети в этой школе – центр Вселенной. И это так и должно быть. И люди которые говорят, что Вальдорфская педагогика — это большая секта,  больше религиозного обучения,  они все-таки заблуждаются.  Я думаю, что если бы там были такие элементы сектанства,  то Минобразование  России  не разрешило бы деятельность такой школы. Все это очень строго наблюдается,   и мне кажется отслеживается и  смотрится.

В любом случае, только родитель сможет принять решение о том, подходит ли данная школа его ребенку или нет. Меня, например, очень вдохновила мысль о том, что в данной школе своя гармония. Здорово, когда ребенок воспитывается и обучается в волшебном месте. И уж очень привлекает тот факт, что школа превращает любой праздник в сказку, где каждый ученик – очень важный и нужный персонаж. Если вас это заинтересовало,  то  более подробную информацию можно узнать на сайте вальдорфской школы.

Аэлита Агайдарова, сотрудница МОФ “Инициатива Р.Отунбаевой”

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий