«НАША ОТЧАЯ ЗЕМЛЯ — АЛА-ТОО»: ПЛАН УРОКА К 1 СЕНТЯБРЯ В V-VIII КЛАССАХ

Тема: «Мы живем в горах и среди гор в долинах…, и это наша отчая земля – Ала-Тоо…»

Цели (ожидаемые результаты для учеников) К концу урока ученики:
Обучающая: объяснят значение опорных слов: Отчая земля — Ала-Тоо, Родная Земля, Слово Родное, Родные Обычаи, Родная История; 

Познакомятся с содержанием очерка Ч. Айтматова «Ода Республике», «Родная Земля», стихотворением  М. Шаханова  «Судьбу от болезни беспамятства ты защити…»

Учащиеся смогут:

  • рассказать содержание текста, опираясь на опорные слова;
  • в словесной и графической форме презентовать задания.

 

Развивающая:

Определят основную мысль текста;

Закрепят умения соотносить содержание текстов с темой урока.

Закрепят навыки групповой работы

 Учащиеся смогут:

  • сравнить тексты, выделять их основную идею;
  • высказывать и обосновать свою точку зрения, вступать в дискуссию, вести диалог, отстаивать собственные убеждения.
  • работать в парах и группах.
Воспитывающая:

Осознают свою ответственность за Родину;

Проявят уважительное отношение к своей стране и выдающимся людям Кыргызстана;

Соотнесут свои поступки с нравственными концептами Ч. Айтматова

 

  • учащиеся, работая в группе, могут выявить общечеловеческие ценности в тексте, которые важны для писателя.
  • раскрыть  нравственные понятия, связанные с темой урока.

Методы: Мозговой штурм, «ключевые слова».

Формы работы: групповая, фронтальная, работа в парах. 

Оборудование и ресурсы урока: Раздаточный материал (тексты № 1,2,3,4,5; Приложение № 1), маркеры,  ватманы, мелодия гимна  Кыргызской Республики; слайды с изображениями природы  Кыргызстана или  иллюстрации, отражающие разные уголки  Кыргызстана (горы, озера, реки, города, села, леса);   портрет Ч. Айтматова,  слайд  или  иллюстрация с названием  «Путь, ведущий во Вселенную начинается с аила, то есть с малой родины» (Приложение № 2),  набор  карточек с опорными словами (отчая земля — Ала-Тоо,  Кыргызстан – страна гор, Родная Земля,  Слово Родное, Родные Обычаи, Родная История, история народа, традиции,  ценности). 

Ход урока:

Этап урока Время Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

 

Орг. момент

Мотивация

2 мин. Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Урок начинается с исполнения гимна КР.

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что наше общение друг с другом принесёт нам всем радость.

Эмоциональный настрой на урок

 

 

 

Актуализа-ция знаний учащихся 3 мин. На доску вывешиваются карточки с  «ключевыми словами» (отчая земля — Ала-Тоо,  Кыргызстан – страна гор, Родная Земля,  Слово Родное, Родные Обычаи, Родная История, история народа, традиции,  ценности)

 

С чем ассоциируются у вас эти слова?

Что вы представили, когда услышали эти слова?

Как вы считаете, связаны ли между собой эти слова? Как? Чем?

Какая основная мысль объединяет все эти слова? Обобщите, объедините слова в одно СЛОВО (Родина)

«Ключевые слова» вслух читаются учениками всего класса.

 

Затем работают в парах, обсуждают  и 2-3 пары коротко представляют   свои идеи.

Представле-

ние темы, постановка цели и ожидаемых учебных результатов

2 мин. — Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Мы поговорим о том, что означает слово Родина для каждого человека, для каждого из вас.

Прочитайте тему нашего урока на доске.

Давайте ее прочитаем вслух: ««Мы живем в горах и среди гор в долинах…, и это наша отчая земля – Ала-Тоо…»

Изучение нового материала. Работа с раздаточным материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

22 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10  мин.

Учащиеся читают и обсуждают выдержки из текста «Ода Республике», «Родная Земля», Ч. Айтматова   и стихотворение   М. Шаханова «Судьбу от болезни беспамятства ты защити».

1.     Класс произвольно делится на 5 групп.

2.     Каждая группа учеников получает карточку с текстом (№1 №2 №3 №4 №5) (см. Приложение № 1).  

3.     Ученики читают предложенную информацию. Обсуждают его содержание в каждой группе.

4.     Готовят презентации, добавляя свое творчество в виде рисунков, графической форме или по ключевым словам (по выбору).

5.     Представитель от каждой группы презентует свою работу (можно всей группой презентовать).

Резюме-вывод: Какой же вы увидели нашу отчую землю — Ала-Тоо по произведениям Айтматова и Шаханова?

Это красивая, высокогорная страна. Куда ни посмотришь – увидишь горы с белоснежными вершинами. В горах – пастбища с нежной зеленой травой, прекрасные долины и живущие там трудолюбивые люди. Здесь – прозрачные горные реки, густые леса.

Вот эта благословенная земля – твоя Родина. Это наша история и культура, памятники и традиции.

Учитель:  

… Есть много вещих изречений, точных и прекрасных высказываний в богатом наследии писателя Чингиза Айтматова, которые выдержав испытание времени, стали поистине крылатыми. Одно из них в оригинале звучит так: «Ааламга кеткен жол айылдан башталат» т.е. каждая дорога берет начало с тропинки, а путь, ведущий во Вселенную, начинается с аила, то есть с малой родины.[1] (Приложение   № 2).

 

Что в вашем понимании малая родина?

Что вы представляете, говоря, эти слова?

Что каждый из вас считает своей малой родиной?

Учитель просит представителей групп прокомментировать результаты обсуждения.

Вывод: «В большой стране у каждого человека есть свой маленький, дорогой ему уголок – город, село, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая Родина».

Учитель: Вспомним, слова Ч. Айтматова: «Страна не нуждается в пустых призывах, ложной любви и показном патриотизме».

Поразмышляйте над словами Чынгыза Торекуловича.

Что включает в себя понятие «пустые призывы», «ложная любовь», «показной патриотизм»?

Что значит любить свою Родину?  А в чём может проявляться ваша любовь к родине?

Как с понятием Родина соотносится понятие патриотизм?

Какими качествами необходимо обладать человеку, чтобы он мог внести свой вклад в процветание родины?

Резюме-вывод:   Любовь к Родине начинается с малого: любви к своей семье, родному дому, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему. И в жизни каждого человека семья играет важную роль. Здесь мы учимся жить, находим взаимопонимание, дружбу.

«Родина» — когда мы говорим о нашем государстве, о нашей стране под названием Кыргызстан;

«Родина» — когда мы говорим о нашем селе, аиле, городе, где мы родились и живем.

 

12 мин. на работу с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация каждой группы по 2 мин. х 5 = 10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах. Составляют кластер, в центре слово «малая родина». Обсуждение в группе 2 мин.

Варианты ответов учащихся: это место, где ты родился, это маленькая частичка необъятной страны; для каждого это что-то свое, родное!

Город, в котором ты живешь; село, в котором прошло детство; школа, где так много друзей, одноклассников; моя семья…

 

 

 

 

 

 

 

Ученики высказывают свое мнение.

 

 

 

[1] Выступление Председателя Национального союза писателей Кыргызстана Акбара Рыскулова на круглом столе «Диалог культур – наследие Чингиза Айтматова», организаторами которого выступили Группа стратегического видения «Россия-Исламский мир» при содействии Международного центра по изучению исламской истории, искусства и культуры (ИРСИКА) и Союза писателей Турции.

 

Итог урока, рефлексия

4 мин. — О чем вас заставил задуматься этот урок?

— В чем важность изучения этой темы?

 

Дорогие ребята, на этом закончился наш урок, посвященный нашей Отчизне. Спасибо Вам, за активное участие, думаю, в будущем каждый из Вас внесет неоценимый вклад в развитие нашего Кыргызстана.  Закончим наш урок стихотворением К. Маликова:

На свете много есть земель и стран

Великими поэтами воспетых.

Судьба дала тебя, мне, Кыргызстан,

И я судьбу благодарю за это!

Учащиеся высказывают свою точку зрения;

 

Домашнее задание 2 мин.            Ребята, есть крылатое  выражение американского, государственного и общественного  деятеля, 35-го президента  США Джона Кеннеди:  «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя,  – спроси,  что ты  можешь сделать для своей родины».

Ваше домашнее задание написать эссе на тему (по выбору):

1. «Что я могу сделать для Кыргызстана»;

2. Каким я представляю будущее Кыргызстана

3. Подготовить материалы к декабрьскому юбилею Ч. Айтматова;

3. Оформить «Айтматовский уголок» в кабинете.

 

 

Карточка №1 для первой группы «Родная земля»

«Любить родную землю вовсе не означает оставаться всегда на ней, не обращая взора на огромный мир вокруг. Замкнувшись в самих себе, мы никогда не достигнем расцвета, всестороннего развития… Предки наши говорили: «Пока ты на коне, познай мир». И это замечательно! Пока молод, полон сил и энергии, просвещайся, изучай жизнь других стран и народов.

Но, тем не менее, где бы ты ни был, в какой бы точке земного шара ни оказался, родная земля остается для тебя одной-единственной. Только храня с ней духовную связь, ты будешь с достоинством идти по жизни. Потому как чужая земля, чужой воздух, чужая вода не заменят родины.

Да, мы связаны с отчей землей бесчисленными невидимыми нитями. Я полностью присоединяюсь к твоему мнению, что у каждого человека, помимо собственной матери, должны быть ее четыре матери-святыни. Родная земля – наивеличайшая из них.

Нам чужда самонадеянность иных людей, убежденных в том, что они проживут без родной земли, а родная земля не обойдется без них. Наоборот: священная земля наших отцов будет жить и расцветать и без нас, а вот нам, духу нашему, без нее никогда не взлететь высоко.

Воистину: пока жива родная земля, живы и мы!»

Ч. Айтматов

Карточка №2 для второй группы

Судьбу от болезни беспамятства ты защити

Ведь у человека на долгом и трудном пути,

Помимо Матери – той, что нас родила,

Четыре есть матери – словно четыре крыла.

Родная Земля – наша суть и основа основ,

И Слово Родное, пришедшее к нам от отцов,

Родные Обычаи – добрый и благостный свет,

Горящий для нас через тьму поколений и лет,

Родная История – как бы она не была

Горька и печальна, мучительна и тяжела…

Беспамятным ветром развеет беспамятный прах,

Того, кто забыл о своих четырех Матерях.

Народ, что четыре Святыни не смог защитить,

Не сможет и счастья судьбы никогда ощутить.

Четыре Матери – словно судьба дорогих:

Коль жить – лишь для них,

А погибнуть – так только за них!… (М. Шаханов)

 Карточка № 3 для третьей  группы

Ч. Айтматов, Ода Республике

Мы живем в горах и среди гор в долинах…

В традиции киргизской акынской поэзии по сей день существует излюбленный в народе популярный жанр одовой песни «мактоу», сказа о крае-стороне, когда акын — импровизатор, воспевая деяния народа, преподносит слушателям сочиненные им в тот час стихи об их собственной жизни, поет чем славна и богата эта «земля и вода», какими доблестными подвигами и трудовым радением известны жители воспеваемого края и за какие добродетели почитаемы они за пределами округи, одним словом, восхваляет все лучшее в этих людях, все достойное упоминания, останавливаясь особо на предках, включая сюда и предания о былых батырах, о мудрецах, находивших истинно справедливые с точки зрения народной этики разрешения споров, молву о легендарных саяпкерах—знатоках лошадей, именами которых гордятся потомки и т.п.

Киргизские акыны любят повторять:

«Глядя на старшего, младший растет. Глядя на вчерашнее, возрастает сегодняшнее, а через сегодняшнее гря­дет то, что будет завтра…». И поэтому… акынская традиция воздаяния славы родному краю… мне представляется вполне оправданной и преемствен­ной, идущей от самой народной правды.

Итак, сегодня я акын, я пою о своей земле…

Всему есть слово в песне акына, как всему на свете есть угол измерения. Измерению подлежит и история народа, причем не только протяженностью во времени, но главное — масштабом содеянного, мерой и темпами его трудовой, созидающей активности.

Карточка № 4 для четвертой группы 

Ч. Айтматов, Ода Республике 

Мы живем в горах и среди гор в долинах…

Это наша отчая земля – Ала-Тоо, колыбель киргиз­ского народа. Здесь определено нам историей место в мире, здесь наши предки отстояли в суровой борьбе за существование и в войнах, отражая чужеземные нашествия, свое жизненное пространство…

Мекен – по-киргизски Родина, тагдыр — судьба: «Мекенимдин  тагдыры» — судьба родины моей! Какое сердце не встрепенется при этом, какая душа не пре­исполнится чувством сыновней привязанности и бла­годарностью к родной земле, породившей его народ…

С чего начать воспевание… республики?

Горы были нашей обителью. На эти же горы мы смотрим теперь иными глазам полными смысла собственного достоинства и счастья… .  Наши горы, взметнувшиеся в высших точках за пределы семитысячных вершин над уровнем моря, покрыты нетронутой белизной вечных снегов, и теперь они наш национальный образ-символ, наш дух — могучая белоснежная вершина на фоне чистого просторного неба. С этих вершин, между космосом и землей раздаются ныне новые песни акынов, убыстренные радиоволнами до скорости молнии, мимо этих вершин непрестанно пролетают наши самолеты, набирая высоту, направляясь в разные концы земли, на этих вершинах, где царят холода Заполярья, заключены среди снегов наши несметные богатства — от электрического света до нежных лепестков розы…

Мы живем в горах и среди гор в долинах…

С этими горами связано таинство рождения рек. Да пьющий глоток из быстрой струи речной в азиатских просторах, пусть помнит, что пьет он чистую влагу киргизских гор. Об этом начальная песня акына.

Карточка № 5 для пятой   группы 

Ч. Айтматов, Ода Республике 

В старинной туркестанской поэзии горцы-киргизы воспеты как жители верховьев рек, «у головы воды, в соседстве с тучами». Должно быть, поэтому к рекам и водопадам мы испытываем особое пристрастие и вос­хищение, видя в них красоту, движение и силу приро­ды. Не случайно, один из ярких поэтов-акынов XIX— XX веков — Дженижок (Безрукавный Оте), сочинил по поводу гор­ного потока, возникающего каплями в заоблачных ледниках, как девичья слеза, и уходящего бурной все­сокрушающей рекой в низовья, в широкие жаркие сте­пи, целую философскую поэму, которая так и назы­вается «Агын-Суу» («Быстротекущая вода»), в которой акын осмыслил, опоэтизировал, превознес стихию воды-жизни, протекающую по многим землям и наро­дам, воспел предназначение, качество и превращение воды, можно сказать, досконально и щедро, приписал воде все возможные полезные свойства в хозяйствова­нии человека на земле, за исключением того, что не суждено было ему знать в ту пору и поэтому не подо­зреваемую даже в помыслах — он не мог воспеть то, что таило в себе движение высокогорных — их гид­роэнергетическую мощь, что является в наши дни едва ли не самым главным национальным богатством рес­публики…

Мы живем в горах и среди гор в долинах…

Разумеется, за плечами каждого народа стояли его лучшие традиции и художественные ценности, нако­пленные в ходе предыдущего исторического бытия, разумеется, каждый народ принес из глубин веков свой родной язык. И мы гордимся им, нашим нацио­нальным наследием, изучаем, черпаем из него сокровища киргизского языка…

Песни акынов о крае родном не имеют конца, как сама жизнь народа, возникающая, подобно энергонесущим рекам из усилий, труда и духовных устремлений поколений за поколениями…

Акын может позволить себе лишь передышку, чтобы снова запеть с новой силой: «Мы живем в горах и среди гор в долинах…», и это наша отчая земля – Ала-Тоо… 

Литература:

  1. Сборник методических разработок уроков и внеклассных мероприятий в контексте поликультурного воспитания учащихся. Диалог во имя будущего. Под общей редакцией Шульгиной Л.А., Бишкек 2008
  2. Выступление Председателя Национального союза писателей Кыргызстана Акбара Рыскулова на круглом столе «Диалог культур – наследие Чингиза Айтматова», организаторами которого выступили Группа стратегического видения «Россия-Исламский мир» при содействии Международного центра по изучению исламской истории, искусства и культуры (ИРСИКА) и Союза писателей Турции.

Составители: к.п.н., профессор кафедры филологического образования Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при МОН КР Эсеналиева К.Э., ст. преподаватель Корчубекова М.Ж.

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий