«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»: МОДЕЛЬНЫЕ УРОКИ 1 СЕНТЯБРЯ. I-IV КЛАССЫ

Ниже даются модельные уроки для проведения их 1 сентября 2018 г. в школах Кыргызской  Республики. Уроки подготовлены с использованием интерактивных методов обучения. Учитель имеет право комбинировать предложенные в разработках методы и материалы, исходя из возможностей конкретного класса.  

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА В IIV КЛАССАХ

Тема: «Моя малая Родина»

(по воспоминаниям Ч. Айтматова о жизни в аиле Шекер)/ 

Предварительная работа с детьми:

  • Дать задание детям подготовить небольшие сообщения:

2 — Об истории и современной жизни родного города/села;

2 — Память о наших выдающихся земляках Малой Родины.

 Формы обучения: Индивидуальные, в малых группах.

Оборудование и ресурсы урока:

  • Подготовленные тексты для сообщения на уроке.
  • Иллюстрации.
  • Портрет Ч.Айтматова.
  • Фотостенд видов родного города / села и фотографии известных людей.
  • Выставка книг, произведений/иллюстраций Ч.Айтматова («Солдатенок», «Свидание с сыном», «Белый пароход», «Мать — Олениха»).

Для подготовки урока учитель может использовать сайт: http://babalarmurasu.tilda.ws/ssheker

 

Цели урока: Индикаторы результата
Образовательная: ученики знакомятся с текстом- воспоминанием Ч.Айтматова о жизни в аиле Шекер. 1.     В конце урока ученики узнают место рождения писателя.

2.     Смогут пересказать содержание текста.

Развивающая: ученики смогут сделать анализ текста с помощью вопросов. 1.     Умеют последовательно отвечать на вопросы.

2.     Умеют самостоятельно ставить вопросы к тексту.

3.     Могут сделать самостоятельный вывод по тексту.

4.     Могут работать индивидуально и в команде.

Воспитательная: учащиеся понимают значение родного села/города в жизни человека? 1.     Могут рассказать о своем селе/ городе, о его достопримечательностях и выдающихся земляках

 Ход урока:

Вступление:

Учитель приветствует учащихся и озвучивает тему урока: «Моя малая Родина». Сегодня мы поговорим о нашем городе (селе), а также узнаем о детстве выдающегося кыргызского писателя Чингиза Торекуловича Айтматова в селе Шекер.

Мотивация к уроку: (2-3 мин.)

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И работать захотели.

— Ребята, за лето мы хорошо отдохнули, набрались сил.

— Соскучились по школе, друзьям?

— Вы готовы работать сегодня на уроке?

— У кого есть желание узнать сегодня что-то новое, интересное?

Сообщение целей урока: (2 мин.)/

— Познакомимся с воспоминаниями выдающегося кыргызского писателя Ч.Айтматова о его детстве в аиле Шекер.

— Познакомимся с историей и современной жизнью нашей Малой Родины, городом/селом, в котором мы живем.

— Послушаем ваши рассказы о том, что вы больше всего любите в нашем городе/селе, чем гордитесь.

УЧИТЕЛЬ: (5 мин)

— В проведении урока мне помогут ученики, выполнившие предварительное домашнее задание и подготовившие сообщение о нашем городе/селе.

 

Выступления детей, выполнивших опережающее задание (для 1 класса это может быть рассказ из 2-3 предложений)

Об истории и современной жизни родного города/села.

УЧИТЕЛЬ демонстрирует портрет Ч.Т.Айтматова, спрашивает детей, читали ли они его произведения, видели ли фильмы.  (2-3 мин)/

УЧИТЕЛЬ: Поговорим об аиле Шекер, где родился и рос Чингиз Айтматов.

РАССКАЗ УЧЕНИКА, подготовившего биографическую справку о Ч. Айтматове: (5 мин.)

Чингиз Торекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 г. в Киргизии, в аиле Шекер Таласской области. Закончив там школу, он уехал учиться – сначала в техникуме, потом в институте, а затем на Высших литературных курсах.

В семье будущего писателя говорили на двух языках – кыргызском и русском, и поэтому Айтматов называл оба языка родными и писал свои произведения на двух языках.

Герои произведений Айтматова — особенные люди, открытые, красивые, добрые, благородные, всегда готовые пресечь подлость и предательство.

События в произведениях Ч.Айтматова происходят на земле и в космосе, в горах и степи, в море и над океаном. Они охватывают почти весь мир и позволяют увидеть, что хороших, добрых людей на Земле намного больше, чем плохих и злых. Айтматов ставит в своих произведениях вопросы о том, что есть добро и зло, как нужно относиться к своей Родине и как сделать так, чтобы люди во всем мире не воевали, а сотрудничали друг с другом. Об этих вопросах Айтматов писал не только в своих художественных произведениях, но и говорил на организованных им встречах на Иссык-Куле с выдающимися людьми из многих стран мира.

Так как Айтматов в своих произведениях ставил вопросы, которые волнуют людей во всем мире, его произведения переведены на 176 языков, изданы тиражом более 100 млн. экземпляров, по многим из книг сняты фильмы, поставлены драматические спектакли и балеты.

Вот что оставил после себя писатель, который любил Кыргызстан. И мы обязаны беречь это наследие.

ДОПОЛНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ: (при необходимости, 3-4 мин.)

Ч. Айтматов вырос в невероятно красивых местах! Природа в формировании личности писателя сыграла важную роль. Село Шекер — место действия многих произведений Айтматова, в нем есть множество уголков, памятных для писателя и почитателей его таланта: Здесь есть река Куркуреу, где когда-то стояла мельница деда Айтмата, озеро над селом, мельница из повести «Джамиля», школа, где когда-то учился писатель, и многие черты которой писатель использовал в описании школы Дуйшена из повести «Первый учитель».

Чингиз Торекулович очень любил родную природу и места, где он родился и вырос!

Формативный опрос:

Ребята, а что вы можете рассказать о природе нашего города/села?  Опишите красивые места, которые вам нравится посещать.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ  (5 мин)

УЧИТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ БЕСЕДУ: Будущий писатель воспитывался у бабушки, которая оказала огромное влияние на его воспитание, привила любовь к родному краю, Родине.  (1,5 – 2 мин.).

Я прочитаю вам воспоминания Ч.Т. Айтматова о бабушке: «Моя бабушка явилась первопричиной любви к родному краю. Потому что она была сказочница, великая сказочница. Много сказок она знала. И она мне всегда их рассказывала. Маленького в горы водила с собой и все время мне рассказывала сказки. Идем мы по тропинке, ведет она меня за руку, а мне было лет пять, все думают, мы о чем-то серьезном разговариваем, а она все продолжает свои сказки рассказывать. Но более того, не знаю, что на это ее подвигало, но она часто просила меня пересказать то, что она рассказала. «А ну-ка, расскажи теперь ты мне ту же самую сказку». И это было очень увлекательно. И потом в процессе пересказа я уже ощущал, что это сюжет, что здесь есть свои образы, герои, события, развязка и т. д.  Интуитивно, конечно. Вот даже таким образом можно прийти в литературу и принести нечто из мира своего детства. Она сама создала для меня культ народных сказок, которые были очень интересные, оригинальные. И сама от этого страдала, потому что я становился страшно любознательным, надоедливым».

Вопросы к тексту: (5-7 мин.)

  • Чему научила бабушка маленького Чингиза?
  • Почему сказки пробуждали любопытство мальчика?
  • А вам рассказывают сказки?
  • Какие сказки вам нравятся больше всего?
  • А чему сказки учат вас?
  • Героем какой кыргызской сказки вам хотелось бы стать? Почему?

А что же сегодня можно увидеть в родном селе Ч. Айтматова?  (3 мин.)

В селе Шекер, среди парка, стоят скульптуры героев произведений великого писателя. Автор скульптур Тургунбай Садыков запечатлел образы самых знаменитых героев произведений Айтматова – Джамилю, учителя Дуйшона, Султанмурата и др. Некоторые образы героев заставляют грустить, а некоторые — задумываться.

УЧИТЕЛЬ:  А знаете ли вы известных людей, наших земляков?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (дети рассказывают о выдающихся людях, своем городе/селе, как чтут память о выдающихся людях, событиях своего города/села) (5-7 мин.).

Подведение итогов урока: (2-3 мин.)

УЧИТЕЛЬ: Завершая наш первый урок в новом учебном году, следует запомнить —  Кыргызстан – наша Родина, а город/село в котором мы живем – это наша Малая Родина. Она прекрасна своей природой, историей и людьми. Давайте будем беречь природу, помнить историю, гордиться выдающимися людьми и сохранять о них память, оберегая памятники славы!

Будем помнить, что Чингиз Айтматов был человеком трудолюбивым, с детства отличался любознательностью и наблюдательностью. Его всегда интересовали невыдуманные рассказы старших об охоте, природных явлениях и многое из того, что он услышал в детстве, запечатлелось на страницах его книг. Многие его произведения стали классикой, с которыми вам предстоит познакомиться, это: «Солдатёнок», «Свидание с сыном», «Белый пароход», «Мать —  Олениха» и другие.

Разработали:

Усенко Л.В. к.п.н., доцент, зав. кафедрой ДНШО РИПКиППР при МОН КР,

Бейшеналиева Г.Б. ст. преп. кафедры ФО и ДНШО РИПКиППР при МОН КР,

Масликова Н.А. ст. преп. кафедры ППСГО РИПКиППР при МОН КР.

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий