СВЯТАЯ СВЯТЫХ (О БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ)

В большинстве стран этим архиважным документом занимаются солидные научные институты. В настоящее время разработка Базисного учебного плана является результатом большой и кропотливой работы сотрудников Кыргызской академии образования. Неслучайно в этом году в КАО создана инициативная группа, которая анализирует отечественные учебные планы, изучает практику и опыт разработки БУП в зарубежных странах. К примеру, всем хорошо известно, что образование, полученное в Сингапуре, является на сегодня лучшим в мире (это касается как школьного, так и высшего образования). А в самом Сингапуре при встрече знакомые чаще всего спрашивают: «В какой школе учится Ваш ребенок?». Ибо каждая школа имеет собственный имидж: собственную программу обучения и воспитания, которую школьный коллектив непрерывно совершенствует. В школах Сингапура есть даже специальная программа для помощи отстающим школьникам, в которой активное участие принимают студенты педагогических и других вузов.

Хорошо нам знакомый Базисный учебный план (БУП) матрично и математически сухо описывает распределение недельных и годовых норм часов между школьными учебными предметами, их распределение по классам, ступеням обучения и т.д. Часы — предмет не шуточной борьбы на всех уровнях, особенно в школах.

Учебный план – это, прежде всего, государственный нормативный документ, задающий общую направленность и объем школьного образования. Своего рода «образовательный сертификат», определяющий:

  • полный перечень школьных предметов, изучаемых в начальной, основной и в средней школах;
  • количество часов на весь одиннадцатилетний период обучения;
  • количество часов в неделю на изучение заявленных в Госстандарте предметов по каждому отдельно взятому классу;
  • структуру и продолжительность трудовой практики учащихся и мн. др.

Через цифровые показатели находят отражение принятые государством и обществом образовательные и воспитательные идеалы, а также реализация намеченных образовательных целей и задач. В тоже время каждый учебный план разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических, организационных, управленческих и других требований, сложившихся традиций, национальных особенностей, возможностей школ и т. д..

Для дальнейшей унификации Базисного учебного плана в Кыргызской Республике не мешало бы начать обсуждение с педагогической общественностью вопросов, связанных с разработкой нового Государственного образовательного стандарта и его составного элемента, БУП, который планируется ввести с 2020-2021 учебного года. На сегодняшний день мы предлагаем проект одного из вариантов Базисного учебного плана (Таблицы 1, 2 и 3).

 

Базисный учебный план

для начальной школы (1-4 классы)

Таблица 1.

№ п/п Название учебных предметов  Классы  Всего
1 2 3 4 Кол-во часов Про-

цент

1. Русс. яз. и лит. 6 6 5 5 742 29,70
2. Кырг. яз. и лит. 3 3 3 3 405 16,21
3. Родиноведение 1 1 1 1 135 5,40
4. Математика 4 4 4 4 540 21,61
5. Технология (труд, информатика) 2 2 136 5,44
6. Изобр.-худ. тв-во. Музыка 2 2 2 2 270 10,80
7. Физ. культура и здоровье 2 2 2 2 270 10,80
Гос. компонент

Нед. нагрузка

 

 

18

 

 

18

 

 

19

 

 

19

 

 

74

Годов. нагрузка 594 612 646 646 2498 100
Вариат. компонент

Нед. нагрузка

 

2

 

2

 

2

 

2

 

8

Годов. нагрузка 66 68 68 68 270 9,75

 

По выбору родителей учебно-воспитательные предметы вариативного компонента в 1-4 классах могут формироваться из: кыргызского языка, русского языка, иностранного языка (английский, немецкий, французский, турецкий и др.), литературы, родиноведения, естествознания, информатики, музыки, физической культуры, этики, домоводства, труд, изобразительно-художественного творчества и др.

Базисный учебный план

для основной школы (5-9 классы)

Таблица 2.

№ п/п Назв. уч. предметов  

Классы

 

Всего

5 6 7 8 9 Кол. часов Про-цент
1. Русс. яз. и лит. 2 2 2 2 2 340 8,26
2. Кырг. яз. и лит. 2 2 2 2 2 340 8,26
3. Ин. яз. 5 5 5 5 5 850 20,66
4. История 2 2 2 2 2 340 8,26
5. География 2 2 2 204 4,95
6. Математика 4 4 4 4 4 680 16,53
7. Физика 2 2 2 204 4,96
8. Биология 2 2 2 2 2 340 8,26
9. Технология (труд, черчение и информатика) 2 2 2 2 2 340 8,26
10. Изобр.-худ. тв-во. Искусство. Музыка. 2 2 136 3,31

 

 Физ. культура и доприз. подготовка
2 2 2 2 2 340 8,26
Гос. компонент

Нед. нагрузка

 

23

 

23

 

25

 

25

 

121

Годов. нагрузка 782 782 850 850 850 4114 100
Вариат. компонент

Нед. нагрузка

Годов. нагрузка

 

3

102

 

3

102

 

3

102

 

3

102

 

 

3

102

 

15

510

 

 

11,02

 

             Традиционная ориентация вариативных часов для учащихся по гуманитарным, естественно-математическим, инженерным и другим направлениям может оказаться не эффективным из-за временного отсутствия спроса, что связано с отставанием экономики регионов. Поэтому вариативный компонент обучения учащихся в 5 — 9 классах можно формировать через набор следующих предметов: кыргызский язык, русский язык, иностранный язык (английский, немецкий, французский, китайский, корейский, турецкий и др.), литература, мировая история, география, математика, физика, биология, введение в химию, информатика, дизайн, ИЗО и искусство, физическая культура и спорт, этика, ораторское искусство, техника, домоводство, журналистика и др.

 

Базисный учебный план

для средней школы (10-11 классы)

Таблица 3.

Наим. предметов кл.  Всего
пп 10 11 Кол. часов %
1. Русс. яз. и лит. 2 2 136 8,51
2. Кырг. яз. и лит. 2 2 136 8,51
3. Ин. яз. 5 5 340 21,27
4. История 2 2 136 8,51
5. География 2 68 4,26
6. Математика 4 4 272 17,02
7. Физика и астрон. 2 3 170 10,64
8. Химия 2 2 136 8,51
9. Физ. культура. Спорт. Доприз. подготовка 3 3 204 12,77
Гос. компонент

Нед. нагрузка

 

24

 

23

 

47

Годов. нагрузка 816 782 1598 100%
Вариат. компонент

Нед. нагрузка

 

5

 

5

 

10

Годов. нагрузка 175 175 350 17,96 %

           

Учащиеся старших 10 — 11 классов для групповых и индивидуальных работ в учебных планах могут выбрать следующие предметы (курсы) вариативного блока: кыргызский язык, русский язык, иностранный язык (английский, немецкий, французский, китайский, турецкий, корейский и др.), мировая литература, мировая история, социальная география, математика, физика, астрономия, биология, химия, информатика, информационные технологии, дизайн, музыка, искусство, спорт, домоводство, история религии, человек и общество, социология, семейная экономика, техника и др.

 

Чем отличается наш БУП от действующего?

 

Во-первых, значительным сокращением числа базовых предметов на всех ступенях обучения. Во-вторых, снижением базовой годовой и недельной нагрузки во всех без исключения классах. В-третьих, предоставлением широкого перечня предметов вариативного компонента, которые учащиеся могут выбрать по интересам, склонностям, способностям, потребностям и желанию. В-четвертых, предоставлением широких полномочий школам в формировании «собственного» инновационного образовательного пространства.

При этом следует отметить, что каким бы универсальным ни был Базисный учебный план, не всегда будет подходить для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, колледжей, средних профессионально – технических училищ и т.п.). Поэтому каждая общеобразовательная организация должна разработать рабочий учебный план, который основывается на традициях, преподавательском составе школы, условиях, возможностях и желаниях учащихся. В зависимости от этого школа будет создавать свою учебную, информационную и материально-техническую базу.

Еще необходимо тщательнее пестовать талантливых детей: помогать перескакивать через класс, переходить на другой профиль, выбирать предметы и учителей. Вместо ныне действующих дневников учащихся ввести «Электронный дневник общего развития», где будет вестись запись о поведении ученика, его повседневной учебная деятельности, оценка успехов и т. д.

Разгрузив учебную нагрузку в школе, ликвидировав домашние задания, учителям необходимо направить свободное время учащихся на более глубокое обдумывание пройденного материала, на спортивно-развлекательную деятельность и работу различных творческих кружков по интересам. Все это потребует от школ диверсификации методов обучения и даже самих учителей. За счет появившегося свободного времени у учащихся появится возможность лучше подготовиться к тем предметам, по которым они планируют сдавать ОРТ.

Возможно, что внедрение нового БУП резко размежит всех педагогов на учителей и урокодателей. А пока, к большому сожалению, урокодатели имеют преимущество:

  • повышают свою зарплату за счет количества часов. Позиция урокодателей довольно проста – «дайте больше часов, и я научу детей как следует». Практика показывает, что на таких уроках ученики отдыхают;
  • настоятельно направляют своих учеников к знакомым репетиторам или сами их репетируют. Другими словами, плохо выполняя свои обязанности, имеют дополнительный источник и др.

 

Акцент на индивидулизацию

 

С учетом специфики предметов вариативного компонента БУП необходимо повсеместно практиковать индивидуальные учебные планы учащихся. В этом отношении весьма интересен опыт Канадской школы, где большое внимание при этом уделяется самостоятельной работе. Каждый учащийся готовит персональное задание, в рамках которого должен собрать информацию по заданной теме урока. По итогам работы ученик выступает с устной презентацией перед одноклассниками.

Вариативные часы в начальной школе целесообразно использовать не как дополнительные, а как время для определения интереса, склонности и способностей каждого ребенка и дать программу его дальнейшего развития. Это очень сложно, и, возможно, не каждому педагогу по силам.

В более старших классах учащиеся совместно с родителями должны осуществить выбор предмета, связанный с будущей профессиональной и трудовой деятельностью. Для примера, вариативная часть школьного рабочего плана для учащихся 10 класса, может состоять из набора предметов и курсов (в таблице 4 они отмечены значком «+»). Кроме этого каждый ученик может иметь индивидуальный учебный план развития, который будет осуществляться под руководством опытного учителя или вузовского педагога.

 

Таблица 4.

 

Предметы или курсы

Гум. Ест. Мат. Инж.
Кырг. яз.  

 +

     
Рус. яз.  +      
Ин. яз.  

 +

     
Мировая литература  

 +

     
Мировая история  

 +

     
Социальная география  

 +

     
Математика      +  +
Физика    +  +  +
Астрономия    +  +  
Биология    +    
Химия    +    +
Информатика    +  +  +
Инф. технологии      

 +

 

 +

Дизайн        +
Музыка  +      
Спорт  +  +  +  +
Коммуникация        
Домашнее хозяйство и домоводство    

 +

   
История рел.  +      
Человек и общество  

 +

     
Социология  +      
Семейная экономика    

 +

 

 +

 
Техника        +
И другие        

 

С внедрением вариативных часов (в 1 – 4 классах – 9,75 %, в 5 – 9 классах — 11,02 % и в 10 – 11 классах 17, 96 %) предстоит серьезная работа по разработке учебных программ. Все или большинство предметов должны быть продвинутыми и функционировать на стыке современной науки и школьных предметов.

Хотелось бы, чтобы Базисный учебный план был стабильным и в тоже время динамичным, работал на перспективу и одновременно решал текущие задачи. От него зависит содержание учебников, подготовка и переподготовка педагогических кадров, выбор школами своей ориентации и т.д.

В будущем необходимо подумать и о продолжительности уроков на разных ступенях обучения. Например, в первом классе целесообразно, чтобы уроки длились не более 35 минут, во втором – четвертых классах – 40 минут, в пятых-шестых классах – 45 минут, а в 10-11 классах – до 60 минут. В этом случае в школах не будет шумных перемен-толкучек, можно организовать питание без длинных очередей. Отпадет надобность в звонках-сиренах и многих других пережитках из прошлого образования.

 

Елисей Син, директор центра

«Теории и технологии обучения» КАО,

доктор педагогических наук, профессор

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий