О НИЗМЕННЫХ ЯВЛЕНИЯХ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

  • 19.02.2016
  • 0

«МАТЬ – МАТОМ» ВУЗОВСКИХ КУМОВ

Я до 29 мая 2015 года работала на кафедре философии одного из престижных вузов Кыргызстана, где «простые смертные» не учатся и за каждым студентом кто-то стоит. Как известно, в этом вузе бурно процветают кумовство и коррупция, особенно при нынешнем ректоре. Сюда ВУЗ принимают слабых, но денежных студентов или же детей приближенных к ректору лиц.
Здесь администрация «настраивает» «своих» студентов учить только предметы, связанные с их будущей профессией, а гуманитарные – к ним можно не ходить. Действительно, зачем же нужны будущим специалистам, являющимся родственниками и любимчиками коррумпированного ректора и его невежественной свиты, такие общеобразовательные предметы, как «история», «философия», «русский (или кыргызский) язык»? Они пробьются благодаря другим способностям…
Помните, несколько лет тому назад экс-министр образования РФ Андрей Фурсенко предлагал оставить в государственных школах только 3 общеобразовательных дисциплин:
1) физкультура (будущее поколение должно быть здоровым),
2) труд (уметь трудиться) и
3) ОБЖ (знать азы основ безопасности жизнедеятельности).
«Казна и так пуста, — рассуждал господин экс-министр образования РФ, — и зачем будущему шоферу грамматика, архитектору – философия, врачу – история? Если у родителей школьника есть финансовые возможности, пусть они обучают своих детей общеобразовательным предметам за свой счет»…
Видимо, так он рассуждал под влиянием власти капитала, предоставленного Западом… Ведь, полная ликвидация советской системы образования является результатом блестящей победы стратегии Запада, которому не нужна образованная молодежь в постсоветском пространстве. Ему нужны невежи, которыми легко манипулировать…
Благо, что предложение прозападного экс-министра РФ не прошло. Представляете, что было бы в России лет через 30 в ином случае…
Результаты кумовства и коррупции в том вузе Кыргызстане, о чем идет речь, где в идеале должна учиться высокоинтеллектуальная элита молодого Кыргызстана, а не невежды, можно проиллюстрировать с помощью следующих примеров, взятых из реальной жизни.
ПРИМЕР 1. Однажды я читала лекцию по философии Древнего Китая и процитировала Конфуция: «Правитель должен быть правителем, слуга – слугой, отец – отцом, сын – сыном», т.е. каждый человек должен знать свое место в обществе. Через некоторое время попросила студентов написать эссе на тему «Древнекитайская философия». Один из них, сын человека из близкого круга ректора, несмотря на то, что является выпускником столичной русской школы, помимо других грамматических и орфографических ошибок, написал (выдержите задорновскую паузу): «Конфуций сказал: отец должен быть отцом, а мать – матом»…
ПРИМЕР 2. В устной форме принимаем государственный экзамен по «Истории Кыргызстана» на последнем курсе этого ВУЗа. Ко мне с двух сторон подсели декан и замдекана престижного факультета этого ВУЗа и попросили: «Сейчас к Вам подойдет студент, который должен получить красный диплом. У него все предыдущие экзамены сданы на оценку «отлично». Но у него не было времени как следует подготовиться к этому экзамену. Все равно он историком не станет. Он – будущий специалист по нашему профилю. Поддержите его, пожалуйста».
Я сказала: «Хорошо». Студент, зная поддержку, подходит ко мне с очень довольным лицом и нагло заявляет: «У меня билет № 30 и все 3 вопроса я не знаю».
Я уже вопросительно смотрю на декана и замдекана.
Они умоляющим голосом просят: «Пожалуйста, поддержите его. «История Кыргызстана» — новый предмет и не все знают историю кыргызов. Задайте вопрос по мировой истории».
Я согласилась и спросила: «Кто был первым космонавтом в мире?».
В глазах студента вопросительный знак и он с надеждой смотрит на декана. Он подсказывает: «Юрий…».
Студент за ним повторяет «Юрий».
Я спрашиваю: «Фамилия космонавта?».
Студент теперь смотрит на замдекана. Он подсказывает: «Га…».
Студент повторяет: «Га», а потом смотрит на декана, а тот все еще надеется, что студент вспомнит Гагарина: «Га…». Студент повторяет за ним: «Га».
Я сердито посмотрела на декана и замдекана и железом в голосе повторила вопрос: «Полная фамилия первого космонавта в мире?».
Студент, видя мое строгое лицо, чуть приземлился и ответил (выдержите задорновскую паузу): «Я знаю его. Его полное имя Юрий Га-Га-Га»…
ПРИМЕР 3. Государственный экзамен по «Истории Кыргызстана» и опять же администрация ВУЗа попросила студента поддержать. Студент, кыргыз по национальности, из числа родственников. На занятия почти не ходил. А на экзамене НАГЛО заявляет, что ответа ни на один вопрос по билету он не знает. Тогда представители администрации попросили преподавателя задать вопросы, связанные не с «историей бай-манапов из различных кокту-колотов, т.е. локального уровня, знать которую будущий специалист нашего профиля не обязан», а вопросы, относящиеся к «современной истории Кыргызстана, которую студент должен знать».
Преподаватель из своей сумки вытащил кыргызские сомы и показывает их студенту, задавая следующие вопросы:
— Это 50 сомов. Чей портрет на купюре?
Студент читает надпись:
— Курманжан-датка.
— Кто такая Курманжан-датка?
Студент задумался и отвечает:
— Балерина, что-ли?
Представители администрации смеются, но все равно продолжают настаивать поддержать студента со словами (выдержите задорновскую паузу):
— Может быть Курманжан-датка танцевала для своего мужа… Поддержите, пожалуйста, студента…
Преподаватель продолжает «беседовать» со студентом, чтобы как-то его «поддержать»:
— Это другая кыргызская валюта. Чей портрет здесь?
Студент читает:
— Токтогул Сатылганов.
— Кто такой Токтогул Сатылганов?
После несколько минут раздумий, студент выдает:
— Токтогул Сатылганов – Герой Советского Союза и он погиб под Москвой.
Представители администрации КГМА:
— Задайте простой вопрос, связанный с нашей современной и повседневной жизнедеятельностью…
Преподаватель:
— В каком году Вы родились?
Студент:
— В 1985 году.
— В каком государстве?
— В Кыргызской Республике.
— Кыргызская Республика возникла в 1991 году. До этого времени она входила в состав какого государства?
— Не знаю.
— Это государство называлось СССР, и Вы родились в Советском Союзе. Кто был первым и последним Президентом СССР?
— Екатерина Вторая, что ли…

«ПАПСТВО» ПЛОДИТ ДИПЛОМИРОВАННЫХ НЕВЕЖД

Непотизм (лат. nepos – внук, племянник), раздача Римскими папами ради укрепления собственной власти доходных должностей, высших церковных званий, земель своим родственникам (прежде всего сыновьям). Непотизм был особенно широко распространён в 15-16 веках и привёл к возвышению из папской родни могущественных фамилий (Боргезе, Лудовизи, Борджа и другие).
Сейчас термин «непотизм» стал нарицательным, употребляется как синоним «кумовства». Как нам всем хорошо известно, в постсоветском Кыргызстане непотизм тесно связан с коррупцией и кланами Акаева и Бакиева…
Фаворитизм (лат. favor – милость, снисходительство; фр. favoritism – благотворительность, доброта) – несправедливое покровительство над своими любимчиками в ущерб государственной службе.
Как уже в начале было сказано, автор этой статьи по специальности философ и с 2007 по 2015 годы работала заведующей кафедрой философии и общественных наук одного из очень престижных ВУЗов страны. Она и не думала, что к началу нового учебного года будет ходить по ВУЗам Бишкека в поисках работы, так как в этом ВУЗе, где коррупция процветает полным ходом, бывшая заведующая кафедрой перспектив для себя не видит. Оказывается, из-за ректора и его свиты, которые превратили ВУЗ в «частную лавочку», были вынуждены уйти отсюда более 70 человек – все высококвалифицированные специалисты. Она на своем личном опыте убедилась, что в этом ВУЗе человек может очень хорошо и результативно работать, а его обязательно уволят или же заставят уйти. А другой будет плохо работать, а его повысят. Разные кланы и группировки в рамках этого ВУЗа борются друг с другом: от этого зависит, кто какие должности займет, а кого выгонят. Почти не имеют значения профессиональные качества, научные регалии, учебно-методическая деятельность, награды, хороший уровень знания английского языка, необходимый для работы с иностранцами.
29 мая 2015 года прошел конкурс на вакантную должность заведующего кафедрой философии и на эту должность прошел специалист, которому присущи следующие особенности (сохраните известную задорновскую паузу выжидания неожиданного):
1) После окончания стоматологического факультета КГМА, она очень много лет работала по своей специальности, хотя не отличалась профессионализмом;
2) Ее мама – кандидат философских наук, доцент. Желая найти достойное место под солнцем для дочери, которая не состоялась как стоматолог, мама написала кандидатскую диссертацию, и, несколько лет тому назад, после 10 минут позора, ее дочь благодаря стараниям и связам пожилой мамы, становится кандидатом философских наук, в последующем так и не проявив особого таланта и труда в области философии;
3) Ей повезло и с другом своего брата-спортсмена. Этот друг семьи – спортивного телосложения человек, хотя и в сфере своей специальности не стал светилой, является аспирантом ректора этого ВУЗа, носит за ним его чемодан и работает проректором этого вуза по АХЧ. Помните скандальное видео, которого показывали по КТРК, где журналистов ТВ передачи “Азаттык+”, в главном корпусе этого ВУЗа, избивает молодой человек в красной футболке. Как раз этот боец и есть проректор этого ВУЗа по АХЧ. По его просьбе и предложению, ученый совет этого ВУЗа, где большую часть составляют люди АХЧ, а не ученые, пропускают кандидатуру особенного “специалиста” на должность заведующего кафедрой философии и общественных наук…;
4) За все годы существования факультета для иностранных граждан в этом престижном ВУЗе с английским языком обучения, в разные годы заведующими кафедрой философии работали высококвалифицированные философы, ставшие гордостью кыргызской философской школы, профессионалы своего дела, с блестящим знанием английского языка. Новоиспеченная заведующая кафедрой, оказывается, не знает языка Джорджа Байрона и Джека Лондона. На вопрос членов факультетского ученого совета “Как Вы, без знания английского языка, собираетесь читать лекции для иностранцев по философии, истории, манасоведения и по другим гуманитарным предметам, которые требуют очень хорошего уровня владения иностранным языком?», она блестяще ответила на жаргонном языке: «Я поднаторю английский в течение 3-х месяцев». После такого ответа в актовом зале КГМА, где проходил факультетский ученый совет, стояла мертвая тишина…
ДРУГОЙ ПРИМЕР. Нас три сестры, у нас одна и та же фамилия, одно и то же отчество и мы все кандидаты философских наук, доценты и работаем в разных ВУЗах Бишкека. Кому-то может показаться, что и тут не обошлось без непотизма. Но я очень надеюсь, что наши коллеги философы и наши студенты не дадут соврать: у нас есть определенные попытки внести свой вклад в деле развития отечественной философской науки. Но сейчас разговор пойдет о другом.
Тогда шли годы правления второго президента и на место северного клана Аскара Акаева пришел южный клан Курманбека Бакиева и непотизм в Кыргызстане набирал небывалые ранее обороты. В то время проректором КГУ имени И. Арабаева был назначен выходец с Юга, достойный специалист, доктор наук, профессор.
Его близкий родственник когда-то закончил исторический факультет нынешнего КНУ имени Ж. Баласагына. После распада СССР, он положив диплом историка в сундук, начал работать тачкистом на базаре. Время было такое и ему надо было содержать семью.
Как говорят философы, бытие определило сознание, и к 2005 году у этого историка остался от своей специальности лишь диплом. Как только родственника назначили проректором, он пришел к нему трудоустроиться. Проректор выполнил просьбу своего родственника. Тачкиста приняли на кафедру философии и социально-гуманитарных дисциплин КГУ имени И. Арабаева и предложили должность преподавателя «Истории Кыргызстана». Он отказался, сказав: «я учился на истфаке во время СССР и нам этого предмета не преподавали. Дайте мне какой-нибудь другой, более легкий предмет».
На кафедре подумали и в качестве «легкого» предмета предложили «Культурологию». Новоиспеченный преподаватель спросил: «Как мне читать лекции? С чего начать?». Ему ответили: «На кафедре работает молодой преподаватель Аалиева (она моя сестра – прим. автора). Возьмите у нее рабочую программу и по ней будете работать».
Тачкист подходит к моей сестре и просит у нее рабочую программу по предмету (выдержите задорновскую паузу) курортология…
Сестра говорит, что у нее нет рабочей программы по данному предмету. Но ее новый коллега настырно продолжал просить. В противном случае, он будет жаловаться своим «ака» вплоть до самого К. Бакиева…
Сестра объясняет:
— КГУ им. И. Арабаева готовит будущих педагогов, и у нас нет предмета «курортология».
Тачкист:
— Но мне сказали, что эту рабочую программу можно взять только у Аалиевой.
Сестра, подумав, сказала:
— Вы знаете, курортология – предмет для будущих медиков. У меня есть сестра и у нее фамилия тоже Аалиева. Но, она работает в медицинской академии. К ней подойдите, и она даст Вам эту программу, — и дает ему координаты своей сестры.
Тачкист подходит ко второй -Аалиевой и она тоже объясняет, что курортология не имеет отношения к кафедре философии:
— У нас нет рабочей программы по этому предмету.
Тачкист перешел к своим традиционным угрозам, и она его отправила в Институт курортологии, в село Воронцовка…
Одним словом, после таких «хождений по мукам», наш «тачкист» уяснил, что в КГУ имени И. Арабаева, где готовят будущих педагогов (!), он будет преподавать не курортологию, а культурологию!!!
С тех пор за ним прочно закрепилось прозвище «курортолог», и, кстати, если я не ошибаюсь, он сейчас, благодаря каким-то связам непотического характера, работает преподавателем (!) в КНУ имени Ж. Баласагына (!).
Выше описанные примеры, тесно связанные с такими чревато опасными социальными явлениями, как непотизм и фаворитизм, обусловлены множеством факторов.
1. После распада СССР полностью была разрушена советская система образования и всем постсоветским республикам навязывают, так называемую, «Болонскую систему образования», которая готовит специалиста не широкого профиля, как в СССР, а узкого специалиста. Например, в СССР стоматолог знал всю анатомию человека, а по Болонской системе – только зубы.
2. Происходит системный кризис начиная от садика и кончая ВУЗами. Из-за низкой зарплаты все хорошие специалисты переквалифицировались. А в системе образования, где мизерная зарплата – физкультурник преподает математику, а учитель труда – историю… А более или менее востребованные должности занимают дилетанты в виде «курорто-культуролога» и «стоматолога-неуча».
3. Коррупция. Некачественные кадры пролезают на высокие посты и тащат за собой таких же. Это началось с Ельцина, когда он ввел в оборот термин «команда», в устах номенклатуры означающее круг родичей и «своих». Каким бы ты хорошим работником ни был, если ты не в «команде», тебе не место здесь. Потом идея Ельцина, основанная на коррупции, была поддержана нашими бывшими президентами и нынешними чиновниками.

Гульзат Аалиева,
кандидат философских наук, доцент

«МАТЬ – МАТОМ» ВУЗОВСКИХ КУМОВ

Я до 29 мая 2015 года работала на кафедре философии одного из престижных вузов Кыргызстана, где «простые смертные» не учатся и за каждым студентом кто-то стоит. Как известно, в этом вузе бурно процветают кумовство и коррупция, особенно при нынешнем ректоре. Сюда ВУЗ принимают слабых, но денежных студентов или же детей приближенных к ректору лиц.
Здесь администрация «настраивает» «своих» студентов учить только предметы, связанные с их будущей профессией, а гуманитарные – к ним можно не ходить. Действительно, зачем же нужны будущим специалистам, являющимся родственниками и любимчиками коррумпированного ректора и его невежественной свиты, такие общеобразовательные предметы, как «история», «философия», «русский (или кыргызский) язык»? Они пробьются благодаря другим способностям…
Помните, несколько лет тому назад экс-министр образования РФ Андрей Фурсенко предлагал оставить в государственных школах только 3 общеобразовательных дисциплин:
1) физкультура (будущее поколение должно быть здоровым),
2) труд (уметь трудиться) и
3) ОБЖ (знать азы основ безопасности жизнедеятельности).
«Казна и так пуста, — рассуждал господин экс-министр образования РФ, — и зачем будущему шоферу грамматика, архитектору – философия, врачу – история? Если у родителей школьника есть финансовые возможности, пусть они обучают своих детей общеобразовательным предметам за свой счет»…
Видимо, так он рассуждал под влиянием власти капитала, предоставленного Западом… Ведь, полная ликвидация советской системы образования является результатом блестящей победы стратегии Запада, которому не нужна образованная молодежь в постсоветском пространстве. Ему нужны невежи, которыми легко манипулировать…
Благо, что предложение прозападного экс-министра РФ не прошло. Представляете, что было бы в России лет через 30 в ином случае…
Результаты кумовства и коррупции в том вузе Кыргызстане, о чем идет речь, где в идеале должна учиться высокоинтеллектуальная элита молодого Кыргызстана, а не невежды, можно проиллюстрировать с помощью следующих примеров, взятых из реальной жизни.
ПРИМЕР 1. Однажды я читала лекцию по философии Древнего Китая и процитировала Конфуция: «Правитель должен быть правителем, слуга – слугой, отец – отцом, сын – сыном», т.е. каждый человек должен знать свое место в обществе. Через некоторое время попросила студентов написать эссе на тему «Древнекитайская философия». Один из них, сын человека из близкого круга ректора, несмотря на то, что является выпускником столичной русской школы, помимо других грамматических и орфографических ошибок, написал (выдержите задорновскую паузу): «Конфуций сказал: отец должен быть отцом, а мать – матом»…
ПРИМЕР 2. В устной форме принимаем государственный экзамен по «Истории Кыргызстана» на последнем курсе этого ВУЗа. Ко мне с двух сторон подсели декан и замдекана престижного факультета этого ВУЗа и попросили: «Сейчас к Вам подойдет студент, который должен получить красный диплом. У него все предыдущие экзамены сданы на оценку «отлично». Но у него не было времени как следует подготовиться к этому экзамену. Все равно он историком не станет. Он – будущий специалист по нашему профилю. Поддержите его, пожалуйста».
Я сказала: «Хорошо». Студент, зная поддержку, подходит ко мне с очень довольным лицом и нагло заявляет: «У меня билет № 30 и все 3 вопроса я не знаю».
Я уже вопросительно смотрю на декана и замдекана.
Они умоляющим голосом просят: «Пожалуйста, поддержите его. «История Кыргызстана» — новый предмет и не все знают историю кыргызов. Задайте вопрос по мировой истории».
Я согласилась и спросила: «Кто был первым космонавтом в мире?».
В глазах студента вопросительный знак и он с надеждой смотрит на декана. Он подсказывает: «Юрий…».
Студент за ним повторяет «Юрий».
Я спрашиваю: «Фамилия космонавта?».
Студент теперь смотрит на замдекана. Он подсказывает: «Га…».
Студент повторяет: «Га», а потом смотрит на декана, а тот все еще надеется, что студент вспомнит Гагарина: «Га…». Студент повторяет за ним: «Га».
Я сердито посмотрела на декана и замдекана и железом в голосе повторила вопрос: «Полная фамилия первого космонавта в мире?».
Студент, видя мое строгое лицо, чуть приземлился и ответил (выдержите задорновскую паузу): «Я знаю его. Его полное имя Юрий Га-Га-Га»…
ПРИМЕР 3. Государственный экзамен по «Истории Кыргызстана» и опять же администрация ВУЗа попросила студента поддержать. Студент, кыргыз по национальности, из числа родственников. На занятия почти не ходил. А на экзамене НАГЛО заявляет, что ответа ни на один вопрос по билету он не знает. Тогда представители администрации попросили преподавателя задать вопросы, связанные не с «историей бай-манапов из различных кокту-колотов, т.е. локального уровня, знать которую будущий специалист нашего профиля не обязан», а вопросы, относящиеся к «современной истории Кыргызстана, которую студент должен знать».
Преподаватель из своей сумки вытащил кыргызские сомы и показывает их студенту, задавая следующие вопросы:
— Это 50 сомов. Чей портрет на купюре?
Студент читает надпись:
— Курманжан-датка.
— Кто такая Курманжан-датка?
Студент задумался и отвечает:
— Балерина, что-ли?
Представители администрации смеются, но все равно продолжают настаивать поддержать студента со словами (выдержите задорновскую паузу):
— Может быть Курманжан-датка танцевала для своего мужа… Поддержите, пожалуйста, студента…
Преподаватель продолжает «беседовать» со студентом, чтобы как-то его «поддержать»:
— Это другая кыргызская валюта. Чей портрет здесь?
Студент читает:
— Токтогул Сатылганов.
— Кто такой Токтогул Сатылганов?
После несколько минут раздумий, студент выдает:
— Токтогул Сатылганов – Герой Советского Союза и он погиб под Москвой.
Представители администрации КГМА:
— Задайте простой вопрос, связанный с нашей современной и повседневной жизнедеятельностью…
Преподаватель:
— В каком году Вы родились?
Студент:
— В 1985 году.
— В каком государстве?
— В Кыргызской Республике.
— Кыргызская Республика возникла в 1991 году. До этого времени она входила в состав какого государства?
— Не знаю.
— Это государство называлось СССР, и Вы родились в Советском Союзе. Кто был первым и последним Президентом СССР?
— Екатерина Вторая, что ли…

«ПАПСТВО» ПЛОДИТ ДИПЛОМИРОВАННЫХ НЕВЕЖД

Непотизм (лат. nepos – внук, племянник), раздача Римскими папами ради укрепления собственной власти доходных должностей, высших церковных званий, земель своим родственникам (прежде всего сыновьям). Непотизм был особенно широко распространён в 15-16 веках и привёл к возвышению из папской родни могущественных фамилий (Боргезе, Лудовизи, Борджа и другие).
Сейчас термин «непотизм» стал нарицательным, употребляется как синоним «кумовства». Как нам всем хорошо известно, в постсоветском Кыргызстане непотизм тесно связан с коррупцией и кланами Акаева и Бакиева…
Фаворитизм (лат. favor – милость, снисходительство; фр. favoritism – благотворительность, доброта) – несправедливое покровительство над своими любимчиками в ущерб государственной службе.
Как уже в начале было сказано, автор этой статьи по специальности философ и с 2007 по 2015 годы работала заведующей кафедрой философии и общественных наук одного из очень престижных ВУЗов страны. Она и не думала, что к началу нового учебного года будет ходить по ВУЗам Бишкека в поисках работы, так как в этом ВУЗе, где коррупция процветает полным ходом, бывшая заведующая кафедрой перспектив для себя не видит. Оказывается, из-за ректора и его свиты, которые превратили ВУЗ в «частную лавочку», были вынуждены уйти отсюда более 70 человек – все высококвалифицированные специалисты. Она на своем личном опыте убедилась, что в этом ВУЗе человек может очень хорошо и результативно работать, а его обязательно уволят или же заставят уйти. А другой будет плохо работать, а его повысят. Разные кланы и группировки в рамках этого ВУЗа борются друг с другом: от этого зависит, кто какие должности займет, а кого выгонят. Почти не имеют значения профессиональные качества, научные регалии, учебно-методическая деятельность, награды, хороший уровень знания английского языка, необходимый для работы с иностранцами.
29 мая 2015 года прошел конкурс на вакантную должность заведующего кафедрой философии и на эту должность прошел специалист, которому присущи следующие особенности (сохраните известную задорновскую паузу выжидания неожиданного):
1) После окончания стоматологического факультета КГМА, она очень много лет работала по своей специальности, хотя не отличалась профессионализмом;
2) Ее мама – кандидат философских наук, доцент. Желая найти достойное место под солнцем для дочери, которая не состоялась как стоматолог, мама написала кандидатскую диссертацию, и, несколько лет тому назад, после 10 минут позора, ее дочь благодаря стараниям и связам пожилой мамы, становится кандидатом философских наук, в последующем так и не проявив особого таланта и труда в области философии;
3) Ей повезло и с другом своего брата-спортсмена. Этот друг семьи – спортивного телосложения человек, хотя и в сфере своей специальности не стал светилой, является аспирантом ректора этого ВУЗа, носит за ним его чемодан и работает проректором этого вуза по АХЧ. Помните скандальное видео, которого показывали по КТРК, где журналистов ТВ передачи “Азаттык+”, в главном корпусе этого ВУЗа, избивает молодой человек в красной футболке. Как раз этот боец и есть проректор этого ВУЗа по АХЧ. По его просьбе и предложению, ученый совет этого ВУЗа, где большую часть составляют люди АХЧ, а не ученые, пропускают кандидатуру особенного “специалиста” на должность заведующего кафедрой философии и общественных наук…;
4) За все годы существования факультета для иностранных граждан в этом престижном ВУЗе с английским языком обучения, в разные годы заведующими кафедрой философии работали высококвалифицированные философы, ставшие гордостью кыргызской философской школы, профессионалы своего дела, с блестящим знанием английского языка. Новоиспеченная заведующая кафедрой, оказывается, не знает языка Джорджа Байрона и Джека Лондона. На вопрос членов факультетского ученого совета “Как Вы, без знания английского языка, собираетесь читать лекции для иностранцев по философии, истории, манасоведения и по другим гуманитарным предметам, которые требуют очень хорошего уровня владения иностранным языком?», она блестяще ответила на жаргонном языке: «Я поднаторю английский в течение 3-х месяцев». После такого ответа в актовом зале КГМА, где проходил факультетский ученый совет, стояла мертвая тишина…
ДРУГОЙ ПРИМЕР. Нас три сестры, у нас одна и та же фамилия, одно и то же отчество и мы все кандидаты философских наук, доценты и работаем в разных ВУЗах Бишкека. Кому-то может показаться, что и тут не обошлось без непотизма. Но я очень надеюсь, что наши коллеги философы и наши студенты не дадут соврать: у нас есть определенные попытки внести свой вклад в деле развития отечественной философской науки. Но сейчас разговор пойдет о другом.
Тогда шли годы правления второго президента и на место северного клана Аскара Акаева пришел южный клан Курманбека Бакиева и непотизм в Кыргызстане набирал небывалые ранее обороты. В то время проректором КГУ имени И. Арабаева был назначен выходец с Юга, достойный специалист, доктор наук, профессор.
Его близкий родственник когда-то закончил исторический факультет нынешнего КНУ имени Ж. Баласагына. После распада СССР, он положив диплом историка в сундук, начал работать тачкистом на базаре. Время было такое и ему надо было содержать семью.
Как говорят философы, бытие определило сознание, и к 2005 году у этого историка остался от своей специальности лишь диплом. Как только родственника назначили проректором, он пришел к нему трудоустроиться. Проректор выполнил просьбу своего родственника. Тачкиста приняли на кафедру философии и социально-гуманитарных дисциплин КГУ имени И. Арабаева и предложили должность преподавателя «Истории Кыргызстана». Он отказался, сказав: «я учился на истфаке во время СССР и нам этого предмета не преподавали. Дайте мне какой-нибудь другой, более легкий предмет».
На кафедре подумали и в качестве «легкого» предмета предложили «Культурологию». Новоиспеченный преподаватель спросил: «Как мне читать лекции? С чего начать?». Ему ответили: «На кафедре работает молодой преподаватель Аалиева (она моя сестра – прим. автора). Возьмите у нее рабочую программу и по ней будете работать».
Тачкист подходит к моей сестре и просит у нее рабочую программу по предмету (выдержите задорновскую паузу) курортология…
Сестра говорит, что у нее нет рабочей программы по данному предмету. Но ее новый коллега настырно продолжал просить. В противном случае, он будет жаловаться своим «ака» вплоть до самого К. Бакиева…
Сестра объясняет:
— КГУ им. И. Арабаева готовит будущих педагогов, и у нас нет предмета «курортология».
Тачкист:
— Но мне сказали, что эту рабочую программу можно взять только у Аалиевой.
Сестра, подумав, сказала:
— Вы знаете, курортология – предмет для будущих медиков. У меня есть сестра и у нее фамилия тоже Аалиева. Но, она работает в медицинской академии. К ней подойдите, и она даст Вам эту программу, — и дает ему координаты своей сестры.
Тачкист подходит ко второй -Аалиевой и она тоже объясняет, что курортология не имеет отношения к кафедре философии:
— У нас нет рабочей программы по этому предмету.
Тачкист перешел к своим традиционным угрозам, и она его отправила в Институт курортологии, в село Воронцовка…
Одним словом, после таких «хождений по мукам», наш «тачкист» уяснил, что в КГУ имени И. Арабаева, где готовят будущих педагогов (!), он будет преподавать не курортологию, а культурологию!!!
С тех пор за ним прочно закрепилось прозвище «курортолог», и, кстати, если я не ошибаюсь, он сейчас, благодаря каким-то связам непотического характера, работает преподавателем (!) в КНУ имени Ж. Баласагына (!).
Выше описанные примеры, тесно связанные с такими чревато опасными социальными явлениями, как непотизм и фаворитизм, обусловлены множеством факторов.
1. После распада СССР полностью была разрушена советская система образования и всем постсоветским республикам навязывают, так называемую, «Болонскую систему образования», которая готовит специалиста не широкого профиля, как в СССР, а узкого специалиста. Например, в СССР стоматолог знал всю анатомию человека, а по Болонской системе – только зубы.
2. Происходит системный кризис начиная от садика и кончая ВУЗами. Из-за низкой зарплаты все хорошие специалисты переквалифицировались. А в системе образования, где мизерная зарплата – физкультурник преподает математику, а учитель труда – историю… А более или менее востребованные должности занимают дилетанты в виде «курорто-культуролога» и «стоматолога-неуча».
3. Коррупция. Некачественные кадры пролезают на высокие посты и тащат за собой таких же. Это началось с Ельцина, когда он ввел в оборот термин «команда», в устах номенклатуры означающее круг родичей и «своих». Каким бы ты хорошим работником ни был, если ты не в «команде», тебе не место здесь. Потом идея Ельцина, основанная на коррупции, была поддержана нашими бывшими президентами и нынешними чиновниками.

Гульзат Аалиева,
кандидат философских наук, доцент

Поделиться

Комментарии