РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ЛОКАЛИЗАЦИЯ

  • 05.02.2016
  • 0

 Руководством республики с первых дней независимости перед системой образования была поставлена задача проведения реформ способствующих внедрению новых образовательных, научных и управленческих технологий в ВУЗах Кыргызстана с целью интеграции системы высшего образования республики в глобальное образовательное пространство для обеспечения конкурентоспособности на мировом образовательном рынке.

С 1989 по 1992 годы работая в качестве директора Института биологических проблем Севера Дальневосточного отделения АН СССР, совместно с экспертами из Университета Аляска (США) и Университета Хокайдо (Япония) я принимал участие в реорганизации Магаданского педагогического института в Магаданский университет. Были подготовлены необходимые документы регламентирующие деятельность университета (Устав, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, инструкция о переходе на систему кредит часов и т.д.).

В 1993 году мною было предложено создать в республике Международный университет Кыргызской Республики, который в 2003 году был преобразован в Учебно-научно-производственный комплекс «Международный университет Кыргызстана».

В 1997 году в качестве участника программы Фонда «Фулбрайт» я прошел 6 месячную стажировку в Государственном университете Сан-Франциско (США) по специальности «Управление университетом», в дальнейшем по этому же направлению прошел стажировку в Кембриджском университете (Англия) в 2000 г. и Университете Малага, (Испания) в 2015 г.

Учитывая изученный опыт реорганизации педагогического института в университет, управления зарубежными университетами, а также накопленный собственный опыт использования новых принципов управлении ВУЗом, новых образовательных технологий внедренных на основе партнерства с университетами США и Европы, а также опыт организации Учебно-научно-производственного комплекса «Международный университет Кыргызстана» хотел бы высказать соображения по реформе высшего образования нашей страны.

С самого начала своей деятельности в УНПК МУК в пилотном режиме внедрялись новые подходы управления и технологии обучения. Зачастую это подвергалось критике, встречало непонимание, и сопротивление консервативной части образовательного сообщества. Но дальнейшая работа УНПК МУК показала, что все делалось правильно.

К примеру, несмотря на противодействие и критику УНПК МУК первым в республике начал вхождение в Болонский процесс, внедрил бакалавриат, магистратуру, американскую систему кредит/часов, перейдя в дальнейшем на европейскую систему трансформации кредитов. В настоящее время в университете ведется также подготовка докторов философии (Ph. D). Первым в республике в 2002 году УНПК МУК подписал в городе Болонья Всемирную университетскую хартию. Через 8 лет, по этому пути пошел ряд ВУЗов Кыргызстана. Необходимым вхождение в Болонский процесс признали на государственном уровне Кыргызская Республика, Российская Федерация, Казахстан и ряд других стран СНГ.

Первым в Центрально-Азиатском регионе в 2003 году УНПК МУК оптимизировал программу подготовки медицинских кадров. И только спустя 7 лет по этому пути пошли Казахстан и Таджикистан.

Также УНПК МУК первым в республике внедрил механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) и перешел на западную модель управления ВУЗом, осуществив децентрализацию управления и обеспечив автономность подразделений УНПК, что значительно повысило эффективность их работы.

Кроме вышеуказанного, был внедрен ряд других подходов в управлении университетом с целью развития системы высшего образования республики.

Учитывая наш опыт создания университета работающего по западным стандартам, считаем необходимым отметить следующие приоритетные направления, по которым с нашей точки зрения должна продвигаться реформа высшего образования республики.

Количественная оптимизация ВУЗов

 Высшее образование является движущей силой общества, тенденция к увеличению студентов университетов наблюдается во всем мире. В Кыргызстане прочно укрепилось мнение о том, что в республике слишком много высших учебных заведений. Рассмотрим этот вопрос, сопоставив количество ВУЗов в двух государствах.

В частности, в США лидере в области образования никогда не ставился вопрос о ликвидации университетов, напротив, с каждым годом количество университетов растет. В качестве примера могу привести штат Индиана, с населением 5 млн. человек, в котором успешно функционируют около 100 государственных и частных ВУЗов.

Высказывание о том, что в республике слишком много университетов – 52, не совсем правильно. В высших учебных заведениях республики в настоящее время обучаются 223,2 тыс. студентов, 60 000 из них числятся в двух университетах – Кыргызском национальном университете и Ошском Государственном университете, в остальных университетах числятся 163 тыс. человек, то есть в среднем около 2,8 тыс. студентов на ВУЗ.

В количественном плане 223,2 тыс. студентов обучающихся в республике — это студенты 7-8 европейских или американских ВУЗов. С этой точки зрения прав Президент Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаев, который считает, что 8-10 ВУЗов в республике было бы вполне достаточно, что, в первую очередь, касается государственных ВУЗов.

На наш взгляд имеются два пути, по которым может идти процесс количественной оптимизации ВУЗов республики:

Первый – ликвидация ряда                    ВУЗов — болезненный процесс, который увеличит безработицу профессорско-преподавательского состава, увеличит число незанятых молодых людей, что может привести их к присоединению к преступным группировкам и различным течениям религиозного направления.

Второй – интеграция, которую можно провести путем создания учебно-научно-производственных комплексов. Следует отметить, что в последние годы в Российской Федерации пошли по пути создания Федеральных и интегрированных университетских комплексов. Так, в период моей работы на Дальнем Востоке, в г.Владивосток функционировало 5 высших учебных заведений – Дальневосточный университет, Технический университет, Медицинский институт, Педагогический институт и Институт рыбного хозяйства. В настоящее время, во Владивостоке создан один Дальневосточный Федеральный Университет в состав которого вошли все вышеперечисленные высшие учебные заведения. Аналогичным путем пошли и ряд других регионов Российской Федерации, создав Федеральные Университеты

Основная цель учебно-научно-производственных комплексов — объединение нескольких университетов, исследовательских институтов и производственных предприятий в единое целое.

Объединение может идти по пути централизации, однако, концентрация власти и средств в рамках крупного ВУЗа не самый эффективный способ управления, который лишает подразделения УНПК мобильности и мотивации.

Большинство УНПК создаются по принципу холдинга, объединяя ряд юридических лиц, которые делегируют отдельные полномочия руководству УНПК (правлению, президиуму, ректорату). Опыт различных стран мира показывает, что структура университета включает в себя ряд университетских школ (School of Law, Business School, School of Medicine, School of Engineering и т.п.), каждая из которых имеет необходимый уровень самостоятельности, предполагающий наличие собственного бюджета, определение планов развития, реализацию образовательных продуктов, проведение научной работы.

Важно отметить то, что децентрализация и сохраняющаяся самостоятельность структурных подразделений мотивирует их к постоянному поиску новых проектов и подходов, совершенствованию образовательных технологий, эффективному управлению.

Совместная деятельность профильных структур УНПК усиливает качественный потенциал каждого из подразделений, устраняет дублирование направлений их работы.

Центробежные тенденции преодолеваются путем заключения соответствующих договоров, либо наделением головного подразделения УНПК функциями учредителя. Существующая законодательная база республики позволяет использовать для этого целый ряд различных подходов.

Опыт создания УНПК МУК, в состав которого вошел ряд высших учебных заведений, НИИ, колледжей, профессионально-технических лицеев, показал перспективность объединения таких организаций и учреждений.

Интеграция входящих в УНПК структур дала возможность отбора лучших студентов для обучения в ВУЗе. Лучшие учащиеся ПТУ переходят в колледж, лучшие студенты колледжа в университеты. Возможен и обратный процесс, когда неуспевающие студенты переводятся в колледжи. Ряд структурных подразделений университетов располагаются на базе НИИ, сотрудники НИИ совмещают свою работу на кафедрах университета.

С этой точки зрения рациональным подходом было бы создание в республике ряда УНПК по направлениям подготовки, в частности «Культура», «Педагогика», «Экономика и управление», «Техника и технология», и. т. д.  Другим вариантом может быть объединение ряда образовательных учреждений расположенных в регионах в региональные Учебно-научно-производственные комплексы, включив в их состав профильные университеты, академии, колледжи, институты и ПТУ, что позволит сократить количество государственных университетов в республике до 8-10. В случае создания УНПК из нескольких организаций провести процесс внутренней оптимизации и устранения дублирования будет намного проще.

Необходимо также провести градацию университетов. По существу в республике только четыре ВУЗа соответствуют параметрам многопрофильного университета, имея в своем составе ряд подразделений, включая медицинские факультеты, это УНПК МУК, КРСУ, Ошский и Джалал-Абадский университеты. Именно наличие медицинского факультета является главным требованием существования университета в полном смысле этого слова.

В республике имеются семь ВУЗов, которые внедрили полный цикл подготовки специалистов: бакалавр, магистр, доктор философии (Ph. D). При проведении градации ВУЗов необходимо учесть этот факт. Что касается подготовки докторов философии (Ph. D), то необходимо в ближайшее время законодательно закрепить подготовку данного направления наравне с учеными степенями кандидата и доктора наук.

Рационализация ресурсов и повышение эффективности ВУЗов

 Крайне важно провести оптимизацию работы ВУЗов республики и улучшить законодательство в этой области. К примеру, необходимо пересмотреть стандарты, разработанные для высших учебных заведений еще в советское время. В западных ВУЗах на одного преподавателя приходится 15-20 студентов. В нашей республике данное соотношение составляет 1 к 8 и при увеличении соотношения преподаватель — студент до 1 к 14 можно повысить преподавателям заработную плату на 50%.

Внедрение адаптированной модели образования, при которой количество аудиторных занятий занимает от 20 до 28 часов в неделю, может дать возможность двухсменного использования аудиторий, и это необходимо внедрять в университетах республики, что позволит сэкономить значительные средства.

В ряде университетов западных стран набор студентов проводится два — три раза в год, внедрено обучение в 3 семестра (триместр) и это может быть внедрено в некоторых университетах нашей республики осуществляющих экспорт образовательных услуг, что позволило бы ВУЗам республики быть более мобильными на зарубежных образовательных рынках.

У нас же ВУЗы «зажаты» административными рамками, что сводит к минимуму их конкурентоспособность по отношению к ВУЗам других стран.

Имеется еще ряд других предложений по рационализации использования ресурсов университетов и оптимизации их работы, однако изложить их в рамках одной статьи не представляется возможным.

Роль образования в устойчивом развитии

 По оценкам экспертов, в наиболее экономически развитых странах в среднем 60% прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества.

Проведенные А.Мэддисоном исследования показали прямую зависимость между темпами экономического роста и уровнем образованности населения. Показано, что производительность труда работников с высшим образованием примерно в 7,8 раза превосходит этот показатель для работников без высшего образования.

Изучение влияния образования на экономический рост было проведено также в странах ЕЭС. В результате получены убедительные доказательства того, что увеличение уровня образования повышает макроэкономическую производительность.

Исследования ВЦИОМ (Россия) показали, что у лиц с высшим образованием значительно меньше проблем с трудоустройством. Так, если в городах – «миллионниках» примерно одинаковая занятость людей с высшим и без высшего образования (с высшим все-таки больше), то для малых поселений и городов занятость людей с высшим образованием существенно возрастает (в 1,6 раза).

Развитие экспорта образовательных услуг

 Учитывая дефицит ресурсов для бюджетного финансирования университетов необходимо активизировать экспорт образовательных услуг.

Образование – пятая по значимости статья экспорта экономики США. Лидерами мирового образовательного рынка, который по оценкам ВТО составляет 50-60 млрд. долларов США являются США, Англия, Франция, Германия, Австралия, Япония. Доля Кыргызстана, в настоящий момент, на международном образовательном рынке по самым приблизительным подсчетам составляет 0,003%.

Кыргызстан, в силу географических, климатических, политических, психологических факторов, а также приемлемого уровня цен является весьма привлекательным для иностранных студентов. При этом, республика может однозначно занять выигрышную позицию на образовательных рынках азиатского региона и стать международным образовательным центром Евразии.

Таким образом, образование во всем мире является одним из ведущих факторов экономического роста и повышения конкурентоспособности страны на международной арене. В наиболее экономически развитых странах в среднем 60% прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества. Граждане США с высшим образованием составляющие примерно 30% экономически активного населения, производят более половины ВВП.

К сожалению, сложившаяся в настоящее время ситуация с экспортом образования Кыргызстана привела к тому, что количество иностранных студентов в республике в последние годы уменьшилось более чем в два раза.

При этом следует учитывать, что в настоящее время трудно привлечь студентов из США и Европы, но вполне можно обучать студентов из Юго-Восточной Азии. Очевидно, что для привлечения студентов из этих стран, необходимо использование новых подходов. Например, внедрение трех летнего бакалавриата, в котором, будут обучаться студенты из стран с 12 и 13 летним сроком школьного обучения.

В течение ряда лет Министерство образования и науки КР, Государственный комитет национальной безопасности КР, Министерство иностранных дел КР, Государственная регистрационная служба КР не могут прийти к единому мнению для снятия барьеров препятствующих экспорту образовательных услуг.

Данный процесс максимально бюрократизирован и самым негативным образом влияет на привлечение иностранных абитуриентов на обучение в Кыргызстан. Не исключено, что основным препятствием является коррупционная составляющая и, по-видимому, решить данный вопрос может только Совет обороны республики.

Сложившаяся в республике практика выдачи и продления виз, оформления дополнительных документов, приводит к тому, что многие студенты предпочитают обучаться в других государствах, где визовый режим и государственная система работают на привлечение студентов.

Ряд функций, которыми занимается Министерство образования и науки Кыргызской Республики необходимо передать ВУЗам (направление приглашений для продления визы, подтверждение подлинности аттестата о среднем образовании и др.).

Министерство образования и науки Кыргызской Республики разработало Концепцию экспорта образовательных услуг Кыргызской Республики на период 2016-2020 годы, а также План мероприятий по реализации указанной Концепции. Данный План будет способствовать демонтажу препятствий существующих при реализации экспорта образовательных услуг. Однако реальные проблемы, с которыми сталкиваются ВУЗы в Плане мероприятий не учтены. Наши предложения ранее направленные в министерство никого не заинтересовали. Нами вновь направлены замечания к Плану мероприятий и мы надеемся, что они будут учтены.

Интернационализация

 Необходимо активизировать в ВУЗах республики международное сотрудничество по широкому ряду направлений. К примеру, по внедрению программ получения двойных дипломов, что позволит выпускникам быть конкурентоспособными при трудоустройстве за рубежом. В частности УНПК МУК подписал с университетами Италии, Индии, Латвии, Польши, Словакии, Швейцарии договора о внедрении программ двойных дипломов и внедрении сэндвич — программ.

Проект ЕС «TUCAHEA» объединивший 47 Центрально-Азиатских и 8 Европейских университетов показал возможность налаживания мобильности студентов в регионе. Данная программа стала возможной благодаря высокому уровню сотрудничества и доверия установленного в предыдущие годы между Центрально-Азиатскими партнерами и Европейской интернациональной командой. В рамках проекта Джалал-Абадский, Нарынский университеты и УНПК «МУК», начали программу мобильности с рядом Центрально-Азиатских и Европейских ВУЗов.

Учитывая накопленный опыт, можно разработать и внедрить республиканскую и региональную программу студенческой мобильности.

Успешное окончание проекта по Тюнингу и мобильности студентов в Центрально-Азиатском регионе завершилось проведением 17-18 января 2016 года в Риме (Италия) заседания, посвященного итогам данного проекта, на котором представителями министерств образования Центрально-Азиатских республик было подписано Коммюнике о поиске наиболее оптимальных путей сотрудничества в области высшего образования в Центрально-азиатском регионе. В рамках продолжения проекта достигнута договоренность об участии УНПК МУК в выпуске специального журнала «Академия Тюнинга», в котором будут обобщены результаты тюнинга образовательных программ, мобильности студентов университетов Центральной Азии. При участии УНПК МУК подготовлен проект проведения на Иссык-Куле в 2017 году школы-семинара по Тюнингу образовательных программ. В работе которой примут участие представители 8 Европейских и 47 Центрально-Азиатских университетов. Планируется активное участие представителей ВУЗов нашей республики.

В 2012-2015 годы в УНПК МУК успешно реализован проект Европейского Союза по программе ТЕМПУС – CANERIEH (530634-TEMPUS-1-2012-1-KG-JPHES) – «Центрально-Азиатская сеть по инновациям в образовании и науке в области гигиены окружающей среды» направленный на внедрение Ph.D/ программ в Кыргызской Республике.

В настоящее время УНПК МУК совместно с университетами Европы выполняет 8 проектов финансируемых Европейским Союзом.

Многие ВУЗы нашей республики активно сотрудничают с университетами Европы по Европейским образовательным программам. Опубликованные в 2015 году результаты конкурса на получение грантов Европейского Союза в рамках международной кредитной мобильности в странах Центральной Азии показали, что Кыргызстан занял третье место (91 человек стажировались в Европе, 21 приехали из Европы в кыргызские университеты). По сравнению с Таджикистаном (36 и 8) и Туркменистаном (16 и 2) Кыргызстан показал неплохие результаты.

В этих же результатах опубликован список ВУЗов с наибольшим количеством партнерских соглашений с Европейскими университетами. Первое место заняли 2 казахстанских университета – Евразийский Национальный университет им. Л.Н Гумелева и Южно-Казахстанский госуниверситет им. А.Ауэзова. Третье место занял Международный университет Кыргызстана и четвертое место Нарынский государственный университет.

 К сожалению, разработанные инновации остаются недоступными для большинства университетов республики. Было бы целесообразно организовать специальные семинары, на которых можно выделить лучшие практики ВУЗов для внедрения в образовательную и научную деятельность университетов.

Привлечение инвестиций и развитие государственно-частного партнерства

 Созданный в 2003 году УНПК МУК включил в себя как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения, то есть изначально были заложены основы государственно-частного партнерства (ГЧП) в системе образования. Внедрение государственно-частного партнерства позволило привлечь зарубежные инвестиции, создало мотивацию иностранным партнерам для дальнейшего сотрудничества.

Это дало возможность УНПК МУК за последние годы выйти в абсолютные лидеры по экспорту образовательных услуг среди ВУЗов республики (общее количество обучающихся иностранных студентов в УНПК МУК достигает 3000 человек или около 40 % от общего количества студентов УНПК). Это позволило дополнительно ввести в эксплуатацию 5 зданий общей площадью 18,500 квадратных метров, в которых расположились подразделения УНПК МУК. Общая сумма ежегодно привлекаемых УНПК МУК в республику валютных средств (обучение, проживание, питание, авиабилеты, досуг и пр.) составляет 8-10 млн. долларов США в год.

Опыт работы в глобальном образовательном пространстве привел нас к идее разделить университет на два составляющие:

  1. Учебно-научно-производственный комплекс МУК, где сконцентрированы программы обучения для студентов Кыргызстана и стран СНГ.
  2. Международный университет Кыргызской Республики, где сконцентрированы программы обучения для студентов из Европы и стран Юго-Восточной Азии с преподаванием предметов на английском языке.

Опыт совместного обучения, когда в группах обучаются местные студенты плохо владеющие английским языком и иностранные студенты плохо владеющие русским языком показал, что в процессе обучения возникают большие трудности при изучении предмета.

Введение в рамках университета отдельных групп студентов-иностранцев вызывает негативную реакцию многих студентов, с предъявлением обвинений в дискриминации, созданию особых «тепличных» условий обучения иностранным студентам. При этом не принимается во внимание тот факт, что иностранный студент оплачивает за учебу в 4-5 раз больше, чем местный студент и он вправе требовать иных условий обучения.

Опыт функционирования Международной высшей школы медицины показал перспективность создания отдельной структуры для обучения иностранных студентов.

Более значительное финансирование такой структуры дает возможность значительно улучшить материально-техническую базу, включая организацию научных лабораторий. Именно поэтому нами взят курс на организацию экспортоориентированного исследовательского Международного университета Кыргызской Республики.

Формирование рынка образовательных услуг

 Необходимым является формирование в республике полноценного конкурентного рынка образовательных услуг, что должно стать главным движущим механизмом повышения качества высшего образования.

Примером внедрения новых подходов в систему образования является Словакия, население которой составляет около 5 000 000 человек. После получения независимости в республике оставили только четыре государственных университета, где было сконцентрировано государственное финансирование и государственный заказ, остальные (более сорока) были преобразованы в государственно-частные и частные ВУЗы.

Ранее поэтому же пути пошел Казахстан, где многие государственные ВУЗы были преобразованы в негосударственные высшие учебные заведения, отдельные государственные ВУЗы были переданы в доверительное управление крупным международным корпорациям.

Создание конкурентной среды среди ВУЗов республики, концентрация и оптимизация государственных ресурсов в нескольких государственных университетах и создание условий для работы негосударственных ВУЗов даст мощный стимул для дальнейшего развития высшего образования Кыргызстана.

Работая в этом направлении, в рамках пилотного проекта УНПК МУК по собственной инициативе отказался от бюджетного финансирования, перейдя полностью на самофинансирование, «разгрузив» государственный бюджет.

Академическая интеграция и развитие науки

 Актуальным и обсуждаемым в настоящее время вопросом является рационализация использования ресурсов направляемых государством на развитие науки. Спорными остаются предлагаемые механизмы объединения подразделений Национальной академии наук КР и ВУЗов республики.

Несколько лет назад Постановлением Президиума НАН КР на базе УНПК МУК создан академический научный комплекс «Горная ассоциация» в состав, которой вошел Институт горной физиологии (ИГФ) Национальной Академии Наук КР. На базе этого института развернут ряд кафедр теоретического направления Международной высшей школы медицины УНПК МУК, сотрудники ИГФ работают на соответствующих кафедрах. В состав ассоциации также вошли научные подразделения УНПК МУК — Международный институт гор, Национальный центр развития горных районов Кыргызстана.

Создание совместной структуры с НАН КР, сотрудничество с рядом институтов НАН КР позволило значительно улучшить научный потенциал УНПК МУК. В 2014 году был успешно завершен крупный региональный проект «Устойчивое землепользование в горах Тянь-Шаня и Памира-Алая. Глобальный экологический фонд, Программа ООН по охране окружающей среды выделили более 2 000 000 долларов, привлекли ученых из университетов Германии, Швейцарии, Японии. В рамках проекта реализована программа малых грантов направленная на развитие доходоприносящих в условиях высокогорья проектов. В общей сумме программа малых грантов составила 400 000 долларов, которые были распределены в равной пропорции в горных селах Кыргызстана и Таджикистана.

В 2015 году Международный Институт Гор (МИГ) УНПК МУК совместно с Институтом горной физиологии НАН КР получили грант Национального аэрокосмического Агентства США направленный на устойчивое развитие горных регионов Кыргызстана и Узбекистана.

В настоящий момент подготовлен региональный проект «Региональная кооперация в целях устойчивого горного развития в условиях изменения климата». Данный проект подготовлен совместно с Университетом ООН, Программой «Международное горное партнерство». Участником проекта являются научные подразделения Казахстана, Кыргызстана, Синь-Цзянь — Уйгурского автономного округа Китая, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Данный проект является продолжением выполненного ранее Международным Институтом Гор УНПК МУК проекта по подготовке «Национальной Стратегии и Плана действий по устойчивому развитию горных регионов Кыргызской Республики».

В настоящее время некоммерческое образовательное учреждение «Международный университет Кыргызской Республики», как одно из подразделений УНПК МУК, преобразуется в исследовательский университет, где сконцентрирован высший уровень подготовки кадров – магистратура, докторантура, налаживается тесное взаимодействие с научными учреждениями Кыргызской Республики и зарубежных стран.

Компьютеризация и внедрение новых информационных технологий

 Важным представляется создание базы электронных учебников, что также даст возможность оптимизации расходов ВУЗов. Многие университеты разработали и используют такого рода учебники, однако было бы гораздо полезнее на взаимовыгодных условиях создать общую базу данных.

Опыт Международной Высшей Школы Медицины УНПК МУК внедрившей в образовательный процесс электронные учебники и программы показал перспективность внедрения в процесс обучения электронных учебных пособий. С помощью иностранных партнеров в УНПК МУК в настоящее время осуществляется закупка современных обучающих программ на электронных носителях, которые позволят визуализировать процесс обучения и сделают его еще более эффективным.

Автономия и самоуправление ВУЗов

 Вхождение в глобальное образовательное пространство должно сопровождаться предоставлением университетам автономии и самоуправления, как это принято во многих странах.

Несмотря на то, что в Кыргызстане законодательно установлено функционирование в университетах Попечительских Советов, реально они существуют только в трех университетах: УНПК МУК, КРСУ и Кыргызско-Турецком университете «Манас». К сожалению, Попечительские Советы не имеют реальной власти и полномочий, поэтому у ВУЗов нет заинтересованности в их создании.

Как это принято в развитых странах, Попечительские советы должны назначать ректоров из выбранных коллективом претендентов, содействовать разработке стратегии развития ВУЗа, осуществлять контроль и оказывать поддержку деятельности ВУЗа.

В настоящее время УНПК МУК совместно с Университетом Лас – Пальмас Гран Канария (Испания) и Миланским Университетом (Италия) начал подготовку проекта «Управление университетом». Планируется изучить и дать практические рекомендации по взаимоотношениям руководства университета и структурных подразделений, а также вопросам финансирования ВУЗа. Важным аспектом проекта является рассмотрение роли Попечительских советов университета, взаимоотношения с Правительством, вышестоящими органами управления и т. д. Считаем важным, включение в данный проект сотрудников Министерства образования и науки республики, заинтересованные ВУЗы.

 

Интеллектуальный потенциал страны и социальная ответственность

 В республике сложилась парадоксальная ситуация, когда внедряя принципы Болонского процесса, вступая в процесс глобализации образования не уделяется должного внимания подготовке кадров высшей квалификации, при этом основное внимание уделено подготовке бакалавров.

В США и странах ЕС 20% окончивших бакалавриат, поступают в магистратуру, 10-15% в магистратуре защищают диссертации на соискание степени доктора философии. В Кыргызстане в магистратуре обучаются 3-4% выпускников балавриата. Министерством образования и науки КР лимитировано количество мест в магистратуре, что вызывает недоумение, почему в условиях дефицита квалифицированных кадров ограничивается подготовка магистров. Что касается подготовки докторов философии (Ph.D) то их количество достигает 1-2% от количества подготовки магистров.

Осуществляя реформирование системы высшего образования Кыргызской Республики необходимо осознавать, что одной из важных миссий университета, наряду с образовательной и научной деятельностью, является сохранение интеллектуального, духовного и нравственного потенциала общества.

В условиях растущей маргинализации университеты, даже находящиеся в отдаленных регионах республики, остаются последними бастионами, где сохраняется интеллектуальный ресурс государства, ведется нравственное воспитание молодежи.

В связи с этим необходимо очень аккуратно подходить к процессу количественной оптимизации ВУЗов, так как государство, выиграв в качестве образования, может потерять гораздо больше, сузив возможности культурного и интеллектуального развития страны. Необходимо изучить возможность снижения проходного бала ОРТ для ряда региональных ВУЗов и      ВУЗов работающих на регионы, чтобы не потерять их.

Безусловно, проблемой остается низкий интеллектуальный потенциал отдельных ВУЗов и имеющие место коррупционные проявления, но решение лежит в планомерной грамотной реформе высшего образования по всем направлениям, которые обсуждались выше.

Не следует также забывать и еще один косвенный, но крайне важный социально-экономический эффект – социализирующую роль высшего образования, развитие в процессе высшего образования духовных качеств человека. Прямым следствие этого, например, является зависимость преступности от уровня образования. Как отмечают криминологи «… на поведение личности, сферу ее интересов, круг общения, выбор способов реализации жизненных целей влияет образование. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что уровень образования лиц, совершающих преступления, ниже, чем у других граждан, причем особенно низка доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование. Самый низкий уровень образования у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства». При этом, каждый дополнительный год образования взрослого населения ведет к падению уровня насильственных и имущественных преступлений примерно на     10 %.

В данной статье кратко обобщен опыт работы Учебно-научно-производственного комплекса «Международный университет Кыргызстана» по развитию образования и науки. Проводимые в пилотном режиме в УНПК МУК инновации и наработанные материалы могут быть использованы в ходе продолжающейся реформы высшего образования республики. Для ВУЗов республики важно вхождение в глобальную образовательную систему. В противном случае высшее образование республики потеряет способность к совершенствованию и повышению качества образования и локализуется.

Полагаю, что высказанные предложения могут быть полезны для вхождения университетов республики в глобальную образовательную систему.

Поделиться

Комментарии